Здоровый образ жизни – это такое осознанное поведение человека в определенных условиях труда, быта и отдыха, которое обеспечивает:
*сохранение здоровья
*высокую работоспособность
*активное долголетие
2. Понятие «медицинская активность» реципиента включает:
*а) выполнения медицинских рекомендаций лечащего врача
*б) своевременного посещение врача при заболевании
*в) регулярного посещения врача с профилактической целью
г) самодиагностики и самолечения
*д) формирования здорового образа жизни
3. Основными критериями здорового образа жизни являются все, кроме:
*а) соблюдения правил личной гигиены
*б) рационального питания
*в) устранения вредных привычек
г) высокого уровня образования
*д) правильного сексуального поведения
*е) регулярных занятий физкультурой и спортом
*ж) гармонических взаимоотношений между людьми
4. Принципами гигиенического обучения и воспитания населения являются
*а) оптимистичность
*б) научность
*в) преемственность
*г) доступность
д) материальное стимулирование
*е) актуальность
5. Оптимальной по численности группой для проведения беседы по гигиеническому воспитанию является:
а) 5-6 человек
*б) 10-12 человек
в) 15-20 человек
г) 20-25 человек
СЕМЬЯ И ЗДОРОВЬЕ
Контрольные вопросы
В чем состоит значение семьи как объекта деятельности системы здравоохранения?
Значение семьи как объекта системы здравоохранения заключается в осуществлении ее медицинской функции. Медицинская функция или поддержание физического здоровья членов семьи прежде всего носит профилактический характер. Она состоит в соблюдении здорового образа жизни, отказе от вредных привычек, активном отдыхе, увоении гигиенических навыков, проведении оздоровительных мероприятий. Члены семьи должны располагать информацией по вопросам здоровья, своевременно обращаться к медработникам за советами и помощью, выполнять их назначения.
По медико-социальным факторам риска различают семьи:
– дисфункциональные (неполные, многодетные, малоимущие, молодые и юные матери до 18 лет, с детьми-инвалидами);
– «социопатические» (семьи алкоголиков, наркоманов, родители или дети – правонарушители, с отклонениями от нормального поведения).
В этих семьях выше процент хронических заболеваний, особенно у детей до трехлетнего возраста. Низкая медицинская активность, несоблюдение правил гигиены, режима питания и досуга, неосведомленность в вопросах профилактики, позднее обращение за медицинской помощью при заболеваниях ребенка характерны для таких семей.
Россия занимает первое место по числу абортов. Материнская, детская смертность в 5-6 раз выше, чем в странах Запада. Ежегодно при родах умирает 800 тыс.женщин, 20 тыс. новорожденных, 60 тыс. детей в возрасте до 1 года. Ежегодно рождается не менее 80 тыс. неполноценных детей.
Перечисленные функции в совокупности представляют систему семейных отношений.
Игнорирование или отказ от выполнения какой-либо функции семьи нарушает семейный образ жизни, и все же в настоящее время в нашей стране доминирует семейный образ жизни.
Дайте определение семьи.
Семья — базовая ячейка общества, характеризующаяся, в частности, следующими признаками:
союзом мужчины и женщины
добровольностью вступления в брак
члены семьи связаны общностью быта
вступлением в брачные отношения
стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей
Какие функции выполняет семья?
Репродуктивная: рождение потомства.
Воспитательная: воспитание детей, самореализация родительских чувств.
Хозяйственно-бытовая: удовлетворение материальных потребностей членов семьи.
Рекреативная: восстановление физических и интеллектуальных сил.
Эмоциональная: удовлетворение потребностей в симпатии, уважении, признании, поддержке, эмоциональной защите.
Духовная: совместные проведение досуга и духовное обогащение.
Социальная: социальный контроль, социализация и инкультурация.
Сексуально-эротическая: удовлетворение сексуально-эротических потребностей.
В чем заключается медицинская функция семьи?
Медицинская функция или поддержание физического здоровья членов семьи прежде всего носит профилактический характер. Она состоит в соблюдении здорового образа жизни, отказе от вредных привычек, активном отдыхе, увоении гигиенических навыков, проведении оздоровительных мероприятий. Члены семьи должны располагать информацией по вопросам здоровья, своевременно обращаться к медработникам за советами и помощью, выполнять их назначения.
Что такое жизненный цикл семьи и какие фазы он включает?
В социологической литературе чаще рассматривают цикл семейной жизни как процесс, организованный вокруг развития ребенка и определяемый стадиями родительства. В связи с этим отечественный социолог А.И. Антонов выделяет 4 основные стадии жизненного цикла:
1) стадия предродительства – от заключения брака до рождения первенца;
2) стадия репродуктивного родительства – период между рождением первого и последнего ребенка (он может пересекаться, а в случае рождения одного ребенка совпадать со следующим);
3) стадия социализированного родительства (стадия воспитания) – период от рождения первого до выделения из семьи последнего ребенка;
4) стадия прародительства – период от рождения первого внука и до смерти одного из прародителей (прародители становятся бабушкой и дедушкой).
Сгруппируйте факторы риска, оказывающие негативное влияние на здоровье семьи.
Неблагоприятные (факторы риска):
– нарушения режима дня и учебная перегрузка,
– недостаточная или избыточная двигательная активность,
– нарушения гигиенических требований к условиям игровой, учебной и трудовой деятельности,
– неадекватное питание,
– отсутствие гигиенических навыков,
– наличие вредных привычек,
– неблагоприятный психологический климат в семье и коллективе.
Дайте определение семейного кризиса, какие семейные кризисы вы знаете?
Все семьи сталкиваются с проблемами и переменами. Когда они достаточно глубоки и глобальны, то могут вылиться в кризис – состояние дезорганизации семьи, в течение которого члены семьи переживают основательную ломку жизненных паттернов или методов преодоления стрессовых ситуаций (Браммер, 1979). Один социологический ученый назвал кризис «точкой невозврата», т.к. после кризиса семья никогда не остается такой, какой она была до него (Рапопорт, 1963). Если семья адекватно преодолевает кризис, то она переживает позитивный рост; если же семья не может разрешить кризисную ситуацию, то семейные проблемы катастрофически разрастаются.
Есть два основных типа семейных кризисов: эволюционный и ситуационный (Браммер, 1979). Эволюционный кризис нормален и предсказуем: он может произойти в любой семье в течение жизненного цикла, и когда он преодолевается успешно, то семья продвигается на следующую ступень своего развития. Эти кризисы, которые имеют тенденцию появляться, когда семья стоит перед новой эволюционной задачей, обычно временны. Ситуационный (или событийный) кризис случается лишь в некоторых семьях и почти всегда касается серьезных проблем: алкоголь, насилие между супругами, детская беременность, например. Эти ненормативные кризисы могут быть длительными, и этим семьям обычно необходима профессиональная помощь в разрешении кризиса. Если кризис не разрешен, это может привести к дезинтеграции семьи.
Какова роль медицинской сестры в формировании «здоровой» семьи?
На уровне первичной профилактики они осуществляют оценку возможного наличия вредных стрессоров или
опасностей для здоровья и принимают меры для того, чтобы предупредить их воздействие
на здоровье семьи. Они могут помочь семье усилить свои ресурсы противодействия
вредным факторами, оказывая им необходимую для этого поддержку, повышая их
знания по вопросам здоровья и помогая им мобилизовать другие ресурсы. Для
выполнения этих задач они осуществляют активный мониторинг за целостностью
системы, выявляя любые потенциально вредные стрессы. На уровне вторичной
профилактики они могут принимать активное участие в программах скрининга и
вакцинации. Благодаря своим экспертным знаниям о состоянии здоровья семей и их
жизненных условиях, медсестры могут распознать развитие проблем со здоровьем на
самом раннем этапе и содействовать принятию безотлагательных мер для сведения к
минимуму последствий этих проблем для конкретного человека и для семьи.
На уровне третичной профилактики они занимаются вопросами реабилитации и восстановления ресурсов
сопротивляемости семьи. Четвертый вид вмешательства, а именно предоставление
медицинской помощи и ухода, ñ это традиционная функция медицинской сестры, когда
адаптационные механизмы семьи или отдельного человека ослаблены или подорваны,
например, болезнью
ТЕСТОВЫЕ