Вариант № 9
1. Запишите перечисленные ниже слова, расставив в них ударения и дав толкование их лексических значений.
Ходатайствовать(просить за кого-нибудь), чайная( заведение, где можно выпить чаю), щепоть( количество чего-то, зажатое между сложенными большим, указательным и средним пальцами), юродивый( безумный, глуповатый человек), плато( равнина, поднятая над уровнем моря на 200 метров), пихта (северное крупное хвойное дерево из семейтсва сосновых пирамидальной формы), закупорить(заткнуть что-то плотно, наглухо), коклюш ( детское заболевание), медикамент (медицинский препарат, лекарство), названый (брат) ( тот, с кем побратался, неродной), пасквиль( сочинение-клевета в котором есть оскорбительные нападки), предвосхитить( сделать что-то или узнать раньше других, предугадать), донельзя( до предела возможного), украинец( житель Украины), офицеров( тот , кто имеет звание начальствующего состава в армии и на флоте), ободрить( внушить бодрость,поднять настроение), опека( защита недееспособной личности , которая контролируется государством), облегчить ( избавить от страданий), опошлить( исказить представление о чем-то, сделав его банальным, заурядным), оптовый (относящийся к купле-продаже крупных партий товаров), обеспечение(1. Процесс действия по знач. глаг.: обеспечить. 2. Материальные средства, обеспечивающие возможность жить, существовать. 3. То, что служит ручательством, гарантией, обеспечивает сохранность или исполнение чего-л. ) , приговор (,1. Решение суда по уголовному делу. 2. перен. разг. Мнение с оценкой чего-л., чьих-л. действий (обычно отрицательное), призыв ( 1. Действие по знач. глаг.: призывать, призвать. 2. Просьба, приглашение прийти, мольба. 3. Требование вести себя определенным образом. 4. Обращение, в краткой форме выражающее руководящую идею, политическое требование), паралич (1. Болезнь, лишающая какой-л. орган или органы способности нормально действовать (производить движения, осязать и т.п.). 2. перен. Состояние оцепенения или полного бездействия. 3. перен. Слабость или утрата какого-л. свойства, способности., пуловер (Трикотажная фуфайка без воротника и без застежки), памятуя( помнить о чем-либо), петля (Две металлические планки на стержне, служащие для навешивания створки, двери), приданое(1. устар. Имущество (деньги, вещи, недвижимость), которое получает невеста от своих родителей при выходе замуж. 2. перен. разг. Комплект белья для новорожденного), Ремень ( длинная полоса кожи, плотного материала, употр. для связывания, закрепления чего-нибудь, в качестве пояса, для передачи движения от шкива) ракушка(уменьшительное слово к «раковина» – Вместилищ, предметов, сооружений овально-вогнутой формы, напоминающих своим видом раковину ) , рассредоточение ( процесс действия по размещению небольшими частями на большом пространстве) , средства (1. Реальные условия, возможности. 2. перен. устар. Духовные или физические качества человека, необходимые для чего-л.; способности. 3. Деньги, капитал.), сирота (Ребенок или несовершеннолетний у которого умер один или оба родителя), сироты, сирот, статуя (Скульптурное (обычно в полный рост или более) изображение человека, животного, реже – фантастического существа), сливовый ( из слив), столяр (Рабочий, специалист по обработке дерева и изготовлению изделий из него ) , стюард (Тот, кто обслуживает пассажиров самолета (первоначально – официант на пассажирском морском судне); бортпроводник.), туфля (Обувь, закрывающая ногу не выше щиколотки) , танцовщица ( артистка балета, исполнительница танцев), таинство (Церковный обряд, обладающий чудодейственной силой и сообщающий верующим особую благодать), тотчас ( сразу же).
2. Раскройте скобки, выбирая подходящее слово, обоснуйте свой выбор. За справками обращайтесь к словарям.
1. (Демократичная, демократическая) система. Демократичная – содержащий элемент демократии , относится к народу, а демократическая – термины . значит демократическая система. 2. Телевизор (дефектный, дефективный). Дефектный – испорченный, с дефектом, дефективный – имеющий психические расстройства. Значит Дефектный телевизор 3. Выход (запасный, запасливый). Запасный – тот кто имеет что – то в запасе, запасливый- любит чем-то запасться. Значит выход запасный 4. Дед был (оборотным, оборотливым) человеком. Оборотливый – только с одуш. Существительными, обозначает ловкий. Оборотный – только с неодуш значит дед оборотливый.5. (Наследие, наследство) Ренессанса. Наследие – явление культуры, а наследство – имущество, преходящее потомкам. Значит наследие Ренессанса. 6. Учителя точных наук считали его (невежей, невеждой). Невежа – грубый невоспитанный человек, а невежда – малообразованный человек, неуч. Значит невежей. 7. Жванецкий (сыскал, снискал) славу. Снискал – заслужил, а сыскал – найти, обнаружить. Следовательно снискал.8. У бабушки всегда (сытый, сытный) обед. Сытный – питательный, калорийный, а сытый – неголодный. Значит сытный обед. 9. Костюм она сшила из (цельного, целого) куска трикотажа. цельный – из одного куска, а целый – весь без изъятия, полный. Значит – из цельного. 10. Девушка (усвоила, освоила) весь теоретический материал. Освоить – научиться чем-то пользоваться, усвоить – понять как следует, разобраться в чем-то. Значит – усвоила.11. (Уплатить, оплатить) за проезд по железной дороге. Оплатить за что-то , а уплатить – что? Поэтому оплатить.12. (Надеть, одеть) куртку на ребенка. Одеть кого, надеть что – значит надеть.13. Такая(-ое) (планировка, планирование) сроков выполнения работ оказалась преждевременной. Планирование- вид деятельности, планировка – готовый документ. Планирование. 14. От разгоревшегося (пожара, пожарища) посветлело на улице. Пожар – процесс неконтролируемого горения, пожарище – место, где был пожар. Значит от пожара .
3. Подберите русские синонимы (слова или словосочетания) к словам иноязычного происхождения, используя словарь иностранных слов.
Прерогатива – исключительное право – преимущество, фетиш, – талисман, стагфляция – застой, спорадический – нерегулярный, преамбула – вступление , феномен – чудо , прерогатива, протекционизм – покровительство, паблисити – известность, панацея – лекарство, пиетет – уважение, прайс-лист – список, кредо – взгляды, корифей – светило, перлюстрация. – цензура
4. Исправьте ошибки в использовании устойчивых словосочетаний. Составьте пять предложений с этими фразеологизмами (на выбор). Используйте фразеологический словарь.
1.Так вот, где собака зарыта! 2. «Странный ты человек: прекрасно разбираешься в сложных вещах, а в этом простом деле вдруг заблудился в трёх соснах», – сказал мне мой старший брат. 3. Нашему герою всё удаётся, должно быть, он родился под счастливой звездой. 4. Давно надо было привести в порядок библиотеку, но никак руки не доходят. 5. Я вам зуб даю и голову на отсечение, зачёт вы не сдадите. 6. Только при этих условиях руководитель сумеет занять ведущее место на производстве. 7. Я сказал тост за моих далёких друзей.
1.У меня постоянно руки не доходя до уборки кладовой. 2.Я родился под счастливой звездой, поэтому всю жизнь мне везло. 3.Тамаду попросили сказать тост за молодоженов. 4.Обдумывая речь на защиту, студент в трех соснах заблудился. 5.Он клялся отдать голову на отсечение, если не сдаст контрольную работу.
5.Перепишите текст, расставив знаки препинания. Все числительные запишите словами в соответствующей падежной форме.
Завтра 16 октября с 18 часов 45 минут до 23 часов 41 минуты на улицу лучше не выходить об этом говорит положение Венеры в градусе 66 широты. Овнам не рекомендуется заключать сделки на сумму свыше 562 770 рублей, а Тельцам – на сумму менее 390 860. Раку в этот день можно рискнуть но не более чем 269 750 рублями. Если Лев уже располагает 580 272 рублями капитала ему повезет к этим 580 272 прибавится от 1,5 до 130 000. Дева давно мечтает о 1 500 000, которые могли бы поправить её дела. Завтра эти мечты сбудутся если Юпитер столкнется с Марсом.
Завтра шестнадцатого октября с восемнадцати часов сорока пяти минут до двадцати трех часов сорок одной минуты на улицу лучше не выходить – об этом говорит положение Венеры в градусе шестьдесят шестой широты. Овнам не рекомендуется заключать сделки на сумму свыше пятисот шестидесяти двух тысяч семисот семидесяти рублей, а Тельцам – на сумму менее трехсот девяноста тысяч восьмисот шестидесяти. Раку в этот день можно рискнуть, но не более чем двумястами шестьюдесятью девятью тысячами семьюстами пятьюдесятью рублями. Если Лев уже располагает пятьюстами восьмьюдесятью тысячами двумястами семьюдесятью двумя рублями капитала, ему повезет: к этим пятистам восьмьюдесятью тысячам двумстам семьюдесятью двум прибавится от полутора до ста тридцати тысяч. Дева давно мечтает о полутора миллионах, которые могли бы поправить ее дела. Завтра эти мечты сбудутся, если Юпитер столкнется с Марсом.
6. Определите число существительных (единственное, множественное, только единственное, только множественное)
Молоко (только единственное), время ( только единственное), хлеб ( только единственное), хрусталь (только единственное), тёс ( только единственное) , вишня( единственное), мороз ( единственное), ворота ( только множественное), брюки ( только множественное), сани ( только множественное), сахар ( только единственное), бензин ( только единственное), вино ( только единственное в значении вещества и единственное в значении сорт – вина ( несколько сортов)), сталь ( только единственное) , мороз ( единственное).
7. Оцените варианты личных форм глаголов, найдите ошибки.
1. И ветер белой бородой полощет ( ошибки нет, равнозначно полоскает). 2. Ты, слышь ( разговорное , просторечное, вульгарное) слышишь, собери давай, чего найдешь, костер зажжём ( нельзя зажгем), а то трясет меня. 3. Погуляйте по заводу, оглядитесь. ( просторечная форма) Осмотритесь. А потом мы вас запряжем. 4. Выздоровею ( правильно употреблено – спрягается по 1 спряжению) – буду учиться дальше. 5 Я сам позвоню отцу и предупрежу ( 2 спряжение, употреблено верно), что едешь со мной в командировку. 6. Чтобы не вымочить ( вымачивать – это процесс длительный по времени, держать в воде) Намочить кофточку, я расстегну и закачаю – Закатаю рукава. 7. Мама, я же еще (улаживаю) укладываю свои вещи. 8. Скажите, как правильно: броет или бреет?бреет
8. Оцените фрагмент курсовой работы, дав развернутые ответы на следующие вопросы:
– нет ли отступлений от выбранной темы; какое суждение можно вынести о целостности текста, если соотнести данное заключение с вступительной частью этой курсовой работы (см. 11 задание для 8-го варианта);
– все ли необходимые компоненты логической схемы научного произведения содержатся во фрагменте (формулировка выводов, оценка результатов);
– логично ли изложение, нет ли нарушений абзацного членения текста;
– являются ли стилистически корректными выбранные языковые средства;
– соблюдены ли нормы литературного языка (правописные, грамматические, лексические);
– нет ли нарушений требований этикета, предъявляемых к научной речи.
Организация заработной платы
Заключение
Заработная плата представляет собой весьма сложное экономическое явление, отражающее взаимодействие многих экономических процессов.
Для работодателя заработная плата – существенная составляющая издержек производства, и он старается их минимизировать, особенно в расчете на единицу продукции.
Для работника заработная плата является доходом, и он стремится к ее возможному максимуму. Противоборство этих двух тенденций, сила которых определяется также целым рядом других, как экономических, так и социально-политических факторов, детерминирует уровень и динамику заработной платы. Взятая суммарно по всему народному хозяйству, она, как преобладающая часть всех доходов населения, играет центральную роль в реализации рыночных отношений.
.
Заработная плата требует соизмерения различных видов работ с точки зрения их сложности и уровня квалификации работника, в чем заключается объективная основа ее дифференциации. В этой роли заработная плата выполняет две основные функции:
а) воспроизводственную – заработная плата должна быть достаточной для удовлетворения сложившегося в обществе уровня физических и духовных потребностей работника и членов его семьи;
б) стимулирующую – заработная плата должна быть тесно увязана с результатами труда каждого работника и основными задачами, которые решает работодатель в процессе своей предпринимательской деятельности.
В этой макроэкономической роли заработная плата выполняет также распределительную функцию
В странах с развитой рыночной экономикой между указанными функциями существует целая система связей и соотношений, которые придают им стабильную эффективность.
Подводя итог моим рассуждениям, считаю необходимым еще раз обратить внимание на то, что категория стоимости рабочей силы не утратила своей актуальности и в дальнейшем необходимо продолжать ее изучение.
На мой взгляд, заключение и введение предложенной курсовой работы являются частями одного текста, логически связаны между собой. В предложенном заключении курсовой работы присутствуют такие компоненты научного произведения, как вывод. Однако этот вывод , на мой взгляд, формальный, так как не содержит выводов о проделанной работе. Автор работы только перечисляет основные параметры термина «Заработная плата», не указывая своих конкретных целей, которые были достигнуты во время исследования. В работе нарушены абзацы. Так , например, красная строка должна быть поставлена между такими предложениями.
«Заработная плата должна быть тесно увязана с результатами труда каждого работника и основными задачами, которые решает работодатель в процессе своей предпринимательской деятельности.
В странах с развитой рыночной экономикой между указанными функциями существует целая система связей и соотношений, которые придают им стабильную эффективность.».
С точки зрения стилистики, нарушений не наблюдается, так как это научная работа определенной специализации – скорее всего экономической дисциплины. Однако есть много синтаксических ошибок, которые мною исправлены в тексте. Неверное употребление словосочетания – вместо «имеет роль» нужно писать «играет роль».
В некоторых местах нарушена логика текста. Например, предложение «В этой макроэкономической роли заработная плата выполняет также распределительную функцию» нужно писать там, где идет перечисление функций.
Последнее предложение некорректно сформулировано, так как нарушены правила деловой речи. Подводя итог, студент говорит об актуальности исследования.
9. Составьте и запишите пример служебной записки.
Декану Филологического факультета
Университета русской культуры
Сыроежкину В.В.
Служебная записка
14.11.14
г.Тула
О ремонте гардероба
Довожу до вашего сведения, что с 1 ноября студенты не имеют возможности сдавать одежду в гардероб в связи с тем, что в помещении, предназначенном для этих целей, обвалились балки с крючками. Прошу произвести ремонт в кратчайшие сроки.
Завхоз Пушкин Н.И.Пушкин
10. Дайте развёрнутый ответ на вопрос: «Морфологические нормы. Нормы употребления имён существительных, прилагательных, числительных и местоимений»
Морфологические нормы – это правила использования грамматических форм разных частей речи. Очень часто в руссом языке люди неправильно употребляют склонение имен прилагательных или существительных, и еще чаще – неправильно спрягают глаголы. В повседневной речи это вызывает множество ошибок, речевая культура общества снижается. Конечно, трудно себе представить, что взрослый человек будет носить с собой учебник русского языка и в случае затруднений к нему обращаться. Однако знание основных правил склонения ил спряжения, формообразование рода и числа позволит человеку быть осторожнее с родным языком, бережнее к нему относиться в речевом общении. В рамках школьной программы дается много правил, которые трудно понять и заучить. Поэтому важно научиться их понимать и распознавать основные .
Морфологические нормы имен существительных. Род имен существительных – основная трудность – образовать форму единственного или множественного числа. Важно запомнить, что большинство слов можно распределить по 3 родам – дом, страна, окно. Однако существуют такие существительные как , например, тюль или шампунь. У таких существительных нельзя определить род с помощью вспомогательного слова «какой?». В этом случае важно вспомнить, что К мужскому роду относятся существительные, являющиеся: наименованием лиц мужского пола: атташе, кутюрье, денди; названиями животных: пони, кенгуру, шимпанзе, исключения: цеце (ж.р.), колибри (ж.р.):существительное кофе. К женскому роду относятся: существительные, обозначающие лиц женского пола: леди, мадам, фрау. К среднему роду относятся : существительные-названия предметов: пальто, кино, меню, такси. Если встречается аббревиатура или имя собственное, то род нужно определять по общему наименованию или ведущему слову. Районо – мр.р ( районный отдел народного образования).
Число имен существительных . при изменении числа имен существительных наибольшую сложность представляют окончания имен существительных во мн числе. Например, слесари, бухгалтеры, повара. Написание таких слов нужно запомнить.
Склонение существительных. Основные трудности возникают в окончании существительных множественного числа. Существительные женского рода: Несколько басен, барж, вафель, свадеб, сплетен, цапель, нянь, простынь, туфель Несколько долей, кеглей, пригоршней, свечей (но игра стоит свеч) Существительные среднего рода нет блюдец, полотенец, яблок нет коленей Существительные, которые употребляются только во множественном числе нет нападок, потёмок, будней, заморозков нет граблей, сумерек, лохмотьев, яслей.
Прилагательные. Чаще всего люди ошибаются , образуя сравнительную степень прилагательного. Красивее, выше, тоньше. Стоит запомнить, что от некоторых прилагательных нельзя образовать сравнительную степень – бессмертный, блестящий, ближний, боевой, больной (о человеке), бурный, верхний, вечный, возможный, волевой, выдающийся, героический, глухой (о человеке), голый, гордый, давний. Недопустимо соединение в одной конструкции простой и сложной форм сравнительной и превосходной степени: более интереснее, самый строжайший, более хуже.
Морфологические нормы числительного связаны с их склонениями. В склонении количественных числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 склоняются обе части. Числительные 40, 90, 100 имеют две падежные формы . Слово тысяча склоняется как существительное женского рода на –Я (типа няня); Числительные полтора, полтораста имеют две падежные формы – полтора, полтораста и полутора, полутораста. Порядковые числительные склоняются, как и прилагательные, изменяются по падежам, числам и родам: седьмой вагон, пятое место.
Морфлогические нормы местоимений связаны с их склонением. Речевые ошибки могут быть связаны с образованием ненормативных местоимений: Ихняя школа победила в соревновании. Довольно распространенная ошибка – неудачный выбор одного из синонимичных притяжательных местоимений (мой – свой, твой – свой…): Помогает ли то, что ты делаешь тебя самого? Нагромождение местоимений порой создает неясность текста: Туго приходилось ему, когда он с ним вступал в борьбу. Личные местоимения в устной речи часто дублируют подлежащее: Эта студентка, она всегда посещает занятия