Вариант 7
Установите объем и содержание понятия: Океан.
Ответ
Содержание – конкретное, положительное
Объем – общее, несобирательное.
2. Определите вид данных понятий по объему:
Прокурор; Генеральный Прокурор Бурятии; Генеральный Прокурор РБ, назначенный в 1800 г.
Ответ
Прокуратор – общее
Генеральный Прокурор Бурятии – общее
Генеральный Прокурор РБ, назначенный в 1800 г. – единичное
Дайте логическую характеристику понятию (определите вид понятия по содержанию и объему). Улан-Удэ.
Ответ:
Улан – Удэ – единичное, несобирательное, конкретное, положительное.
Приведите два предложения, в одном из которых данное понятие использовалось бы в собирательном, а в другом – в разделительном смысле: Гражданин РФ.
Ответ
Собирательный смысл – Гражданин РФ проголосовал за депутата Иванова
Разделительный смысл – Гражданин РФ – лицо, совершеннолетнего возраста.
5. Являются ли понятия: а) сравнимыми; б) совместимыми?
Преступление, преступник.
Ответ
Да, данные понятия являются сравнимыми, так как их связывает причастность к нарушению закона (преступать закон) и несовместимыми.
6. Изобразите отношения между понятиями в кругах Эйлера∗:
Книга; учебное пособие; учебник; учебник по логике; книга «Гарри Поттер»
Ответ
Книга – А
Учебное пособие – В
Учебник – С
Учебник по логике – D
книга «Гарри Поттер» – E
А
E
С
B
D
7. Подберите понятия, которые находились бы в следующих отношениях (для всех вариантов – одинаковые задачи):
а) б) в)
А В С А В С А В С
Ответ
а) Человек в возрасте от 17 до 28 лет, участник универсиады, атлет
б) Студент, музыкант, пенсионер
в) Спортсмен, кандидат в мастера спорта, школьник
8. Ограничьте и обобщите понятие: Единица информации.
Ответ
Ограничение – байт
Обобщение – единица измерения
9. Установите, является ли определение корректным, а если – нет, укажите, какие правила нарушены:
Солдат есть храбрый человек, который готов умереть за своё отечество
Ответ
Определение некорректно. Ошибки: «несоразмерное определение», так как объемы понятий солдат и человек находятся в отношении перекрещивания; «нечеткое определение».
10. Попробуйте дать определение данным понятиям:
Прямоугольник, русалка
Ответ
Прямоугольник – это параллелограмм, у которого все углы прямые.
Русалка – это мифологический женский персонаж, у которого вместо ног рыбий хвост.
11. Соблюдены ли правила деления в примере, а если – нет, то какие правила нарушены?
Наказания в уголовном праве делятся на штрафы, большие штрафы, аресты, подписку о невыезде.
Ответ
Здесь произведенное неполное деление, неучтены все виды наказаний (например, исправительные работы и т.д.). Также деление произведено с лишним членом – большие штрафы. Деление непоследовательно, надо было сначала закончить деление наказаний, а потом переходить к делению штрафов. Деление производится по нескольким основаниям.
12. Определите, имеет ли место логическое (таксономическое) деление понятия на виды или членение предмета на части (мереологическое деление):
Университет делится на факультеты.
Ответ
Имеет место членение предмета на части.
13. Произведите логическое деление данного понятия, используя, если нужно, выражения «и т.д.», и «и др.»:
Стол.
Ответ
Основание деления – материал изготовления.
Столы делятся на деревянные, стеклянные и др.
Делимое понятие – стол.
Члены деления – деревянные, стеклянные
14. Определите тип суждения по характеру предиката:
Дети играют в прятки.
Ответ
Релятивное суждение (об отношениях, играть в прятки – предикат)
15. Найдите субъект, предикат и связку в суждении:
Ленивые руки чужие труды любят.
Ответ
Субъект – ленивые руки
Предикат – любители чужих трудов
Связка – есть (неявная)
16. Установите количество и качество суждения и придайте ему стандартную форму одного из четырёх типов А, Е, I, О. Определите распределенность терминов.
Авторы этой книги не ставили себе целью дать полную информацию о физиологии бабочек.
Ответ
Субъект – Авторы этой книги
Предикат – Люди, не ставившие себе цель дать полную информацию о физиологии бабочки
Данное суждение – по количеству общее, по качеству утвердительное (тип А).
Ясно, что речь в суждении идет обо всем объема субъекта, поэтому стандартный вид этого суждения такой:
Все авторы этой книги есть люди, не ставившие себе цель дать полную информацию о физиологии бабочек.
Речь идет обо всем объеме субъекта (обо всех авторах), поэтому субъект считается распределенным (S+), но не обо всем объеме предиката (людей), значит, предикат не распределен (Р-).
P-
S+
17. Определите тип суждения (А, Е, I, О). Сформулируйте стандартную форму этого суждения и остальных суждений с теми же субъектом и предикатом по логическому квадрату. Считая данное суждение истинным, что вы можете сказать об истинности других суждений с теми же субъектом и предикатом.
Кораллы образуют в океане опасные для судоходства рифы.
Ответ
Субъект – кораллы
Предикат – кораллы, образующие в океана опасные для судоходства рифы.
Ясно, что речь идет о некоторых кораллах, поэтому данное суждение частноутвердительное (I)
Сформулируем суждения остальных типов с теми же субъектом и предикатом:
А: «Все кораллы образуют в океане опасные для судоходства рифы».
Е: «Ни один КОРАЛ не образует в океане опасные для судоходства рифы».
О: «Некоторые кораллы не образуют в океане опасные для судоходства рифы».
По закономерностям логического квадрата определяем истинностное значение полученных суждений:
( I – А) – подчинение: из истинности частного (I) не следует истинность общего (А), поэтому А – неопределенное;
(I – Е) – противоречие: из истинности I следует ложность Е, поэтому Е – ложь.
( I – О ) – частичная совместимость: из истинности одного не следует истинность или ложность другого, по-
этому. О – неопределенное.
18. Сформулируйте отрицание данного суждения (противоречащее суждение по логическому квадрату):
Некоторые студенты нашей группы не изучают английского языка.
Ответ
Субъект – студенты нашей группы
Предикат – люди, изучающие английский язык
Некоторые студенты нашей группы не являются людьми, изучающими английский язык
Данное суждение частноотрицательное (тип О)
Отрицательным для него по логическому квадрату будет суждение типа А.
Все студенты нашей группы изучают английский язык.
19. Переведите на символический язык сложное суждение:
Побеждающий людей – обладает силой. Побеждающий себя – становится сильным. (Лао Цзы. Дао-дэ цзин).
Ответ
Обозначим А – побеждающий людей, В – обладать силой, С – побеждающий себя, D – становится сильным.
(А→B) ∧ (C →D)
20. Постройте таблицу истинности формулы:
(¬А∧В)→С;
Ответ
А В С ¬А ¬А∧В (¬А∧В)→С
Л Л Л И Л И
Л Л И И Л И
Л И Л И И Л
Л И И И И И
И Л Л Л Л И
И Л И Л Л И
И И Л Л Л И
И И И Л Л И
21. Установите, является ли выражение логическим законом?
(А→(В→С))→((А→В)→(А→С));
Ответ
Выражение, принимающее значение «истина» при любых интерпретациях переменных, является логическим законом.
Решение: Так как в данном выражении три суждения – А, В и С, то в таблице необходимо рассмотреть 8 интерпретаций значений переменных.
А В С В→С А→(В→С) А→В А→С (А→В)→(А→С) Значение выражения
Л Л Л И И И И И И
Л Л И И И И И И И
Л И Л Л И И И И И
Л И И И И И И И И
И Л Л И И Л Л И И
И Л И И И Л И И И
И И Л Л Л И Л Л И
И И И И И И И И И
Вывод: данное выражение является логическим законом.
22. Произведите отрицание данного суждения, используя законы пронесения отрицания:
Если Иванова арестовать, то остальные соучастники преступления скроются от правосудия.
Ответ
А – арестовать Иванова, В – соучастники преступления скроются гот правосудия
¬ (А → В) ≡ А ∧ ¬В
«Неверно, что если Иванова арестовать, то остальные соучастники преступления скроются от правосудия» эквивалентно «Иванова арестовали, но соучастники преступления не скрылись от правосудия».
23.* Правильно ли построено рассуждение?
Социалисты поддержат президента лишь в том случае, если он подпишет указ. Либералы поддержат президента, лишь тогда когда он наложит на него вето. Следовательно, президент потеряет поддержку у социалистов
или либералов.
Решение:
Обозначим А – Социалисты поддержат президента, В – президент подпишет указ, С – Либералы поддержат президента. Тогда:
((В→А) ∧ (¬В→С)) → (¬А∨¬С)
Построим таблицу истинности:
А В С ¬А ¬В ¬С В→А ¬В →С (В→А) ∧(¬В →С) ¬А∨¬С Значение выражения
Л Л Л И И И И Л Л И И
Л Л И И И Л И И И И И
Л И Л И Л И Л И Л И И
Л И И И Л Л Л И Л И И
И Л Л Л И И И Л Л И И
И Л И Л И Л И И И Л Л
И И Л Л Л И И И И И И
И И И Л Л Л И И И Л Л
Формула рассуждения не является логическим законом, а значит, такое рассуждение неправильное.
24. Какой из основных законов мышления нарушен?
Вода не имеет собственной формы. Она принимает форму того сосуда, в который помещена. Вода бывает в твердом, жидком и газообразном состоянии. Имеет ли вода форму в твердом состоянии? (Вопрос учителя на уроке).
Ответ
Нарушен закон непротиворечия, так как учитель сначала утверждает, что вода не имеет формы, а потом задает вопрос имеет ли вода форму в твердом состоянии.
25. Постройте непосредственные умозаключения – обращение, превращение, противопоставление субъекту и противопоставление предикату.
Некоторые европейские страны – противники войны в Ираке.
Ответ
Субъект – европейские страны, предикат – противники войны в Ираке.
Данное суждение типа I.
Обращение: некоторые противники войны в Ираке – европейские страны.
Превращение: некоторые европейские страны не есть непротивники войны в Ираке.
Противопоставление субъекту: некоторые противники войны в Ираке не есть неевропейские страны.
Противопоставление предикату: некоторые непротивники войны в Ираке не есть европейские страны.
26. Запишите простой категорический силлогизм в стандартной форме. Проверьте по правилам, являются ли приведенные ниже категорические силлогизмы правильными, а заключение – истинным суждением.
Все педагоги воспитывают кого-нибудь. Иванов – не педагог. Значит, он никого не воспитывает.
Ответ
Все педагоги (М+) воспитывают кого – нибудь (P-). – Большая посылка
Иванов (S+) – не педагог (М -). – Меньшая посылка.
Значит, Иванов (S+) никого не воспитывает (P-). – Заключение.
Категорический силлогизм является правильным, а заключение – истинным суждением, так как соблюдены все общие правила. К тому же это первая фигура ПКС и ее правила также соблюдены.
27. Из данных посылок осуществите вывод. Проверьте получившееся умозаключение по всем правилам ПКС.
Определите характер вывода.
Заведомо незаконный арест наказывается лишением свободы на срок до одного года. Заведомо незаконный арест- преступление против правосудия.
Ответ
Заведомо незаконный арест (М) наказывается лишением свободы на срок до одного года (P).
Заведомо незаконный арест (М)- преступление против правосудия (S).
Преступление против правосудия (S) наказывается лишением свободы сроком до одного года (P).
ПКС третьей фигуры. Данное ПКС не соответствует правилу третьей фигуры, так как заключение не является частным суждением (это общее утвердительное суждение).
28. В данном силлогизме установите следствие, большую и меньшую посылки. Запишите умозаключение в стандартной форме. Проверьте силлогизм по общим и частным правилам. Достоверен ли вывод?
Иванов не является сильным шахматистом, поэтому он не знает теорию шахматной игры, а все сильные шахматисты знают теорию шахматной игры.
Ответ
Все сильные шахматисты (P+) знают теорию шахматной игры (М -). – большая посылка.
Иванов (S+) не знает теорию шахматной игры (М -). – меньшая посылка.
Иванов (S+) не является сильным шахматистом (P-). – заключение.
ПКС второй фигуры. Правило фигуры соблюдается. Правила посылок соблюдены.
Нарушены второе и третье правило терминов. Средний термин нераспределен ни в одной из посылок. Крайний термин распределен в большей посылки, но нераспределен в заключении. Следовательно, вывод недостоверен.
29. Энтимема. Восстановите в полный силлогизм, проверьте умозаключение.
Джон Стюарт Милль был логиком, и в то же время он был выдающимся социальным мыслителем.
Ответ
Определяем вид энтимемы (с пропущенной большей посылкой, с пропущенной меньшей посылкой
или с пропущенным заключением). В данной энтимеме имеется меньшая посылка Джон Стюарт Милль был логиком. Также имеется большая посылка (он был выдающимся социальным мыслителем). Значит, в данном случае пропущено следствие. Восстанавливаем. Проставляем термины. Определяем фигуру. Проверяем правила.
Джон Стюарт Милль (М+) был выдающимся социальным мыслителем (P-).
Джон Стюарт Милль (М+) был логиком (S-).
Некоторые логики (S-) – выдающиеся социальные мыслители (P-.)
Общие правила соблюдены.
Третья фигура.
Правило третьей фигуры соблюдено.
Умозаключение верное.
30. По данному выводному суждению постройте простой категорический силлогизм. Проверьте его.
Все кошки – позвоночные.
Ответ
Все млекопитающие (M+) – позвоночные (P-).
Кошки (S+) – млекопитающие (M-).
Все кошки (S+) – позвоночные (P-)
Общие правила соблюдены.
Первая фигура.
Правило первой фигуры соблюдено.
Умозаключение верное.
31. Постройте приведенный текст в форме чисто-условного умозаключения, сделайте вывод, постройте схему умозаключения.
Брак расторгается, если судом будет установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи стало невозможными. Если брак расторгается судом, то суд выносит решение о расторжении брака. Если
суд выносит решение о расторжении брака, то в необходимых случаях он принимает меры к защите интересов несовершеннолетних детей и нетрудоспособного супруга.
Ответ
А – судом установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи невозможно. В – брак расторгается. С – суд выносит решение о расторжении брака. D – в необходимых случаях суд принимает меры к защите интересов несовершеннолетних детей и нетрудоспособного супруга.
Если судом будет установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи стало невозможным, тогда брак расторгается. Если брак расторгается судом, тогда суд выносит решение о расторжении брака. Если суд выносит решение о расторжении брака, тогда в необходимых случаях он принимает меры к защите интересов несовершеннолетних детей и нетрудоспособного супруга.
Вывод: значит, если судом будет установлено, что дальнейшая жизнь супругов и сохранение семьи стало невозможным, тогда в необходимых случаях он принимает меры к защите интересов несовершеннолетних детей и нетрудоспособного супруга.
(А→В)∧(В→С)∧(С→D)
A→D
32. Условно-категорический силлогизм. Сделайте вывод, запишите формулу, определите модус и характер вывода.
Если правило фигуры соблюдается то вывод достоверный. В данном случае правило фигуры соблюдается.
Ответ
Вывод: Значит, вывод достоверный.
((А→В)∧А)→В.
Модус: правильный утверждающий.
Характер вывода: достоверный.
33. По данной посылке постройте условно-категорический силлогизм по правильным и неправильным модусам.
Если изменяются экономические отношения, то изменяется и правосознание.
Ответ
правильный утверждающий модус: ((А→В)∧А)→В.
Если изменяются экономические отношения, то изменяется и правосознание.
В данный момент изменяются экономические отношения.
Значит, изменяется и правосознание.
Вывод носит достоверный характер.
Правильный отрицающий модус: ((А→В)∧¬В)→¬А.
Если изменяются экономические отношения, то изменяется и правосознание.
В данный момент правосознание не изменяется.
Сейчас экономические отношения не изменяются.
Вывод носит достоверный характер.
неправильный утверждающий модус: ((А→В)∧В)→А.
Если изменяются экономические отношения, то изменяется и правосознание.
В данный момент изменяется правосознание.
Возможно, изменяются экономические отношения.
Вывод носит недостоверный характер.
неправильный отрицающий модус: ((А→В)∧¬А)→¬В.
Если изменяются экономические отношения, то изменяется и правосознание.
В данный момент экономические отношения не изменяются.
Правосознание не изменяется.
Вывод носит недостоверный характер.
34. Разделительно-категорическое умозаключение. Сделайте вывод. Запишите формулу, определите модус и характер вывода.
Документы, являющиеся вещественными доказательствами, остаются при деле в течение всего срока хранения последнего, либо передаются заинтересованным лицам. Эти документы не были переданы заинтересованным лицам.
Ответ
Значит, они остались при деле в течение всего срока хранения последнего.
(A ∨В) ∧¬В →А
Отрицающе – утверждающий модус. Вывод достоверный.
35. Используя разделительную посылку, постройте умозаключение: а) по утверждающе-отрицающему модусу; б) по отрицающе-утверждающему модусу. Определите характер вывода (достоверный или вероятный).
Пусть перебирается в деревню во флигель, или я переберусь отсюда. (А.П.Чехов).
Ответ
К данной разделительной посылке добавляем простую категорическую посылку:
а)Утверждающую: б) Отрицающую:
«Они перебрались в деревню». «Они не перебрались в деревню».
«Значит, я не переберусь отсюда». «Значит, я переберусь отсюда».
Если посылка утверждающая, то заключение должно быть отрицающим, и наоборот.
Вывод в обоих случаях достоверный, так как все правила соблюдены.
36. Определите вид дилеммы. Сделайте вывод, постройте схему. Определите характер вывода.
Лицо, совершившее преступление, может быть освобождено от уголовной ответственности, если будет признано, что ко времени расследования или рассмотрения дела в суде вследствие изменения обстановки совершенное
лицом деяние потеряло характер общественно опасного или это лицо перестало быть общественно опасным.
Деяние, совершенное Н., потеряло характер общественно опасного или перестал быть общественно опасным Н.
Ответ
Вывод: значит Н. может быть освобождено от уголовной ответственности.
Схема: ( А → В ) ∧ ( С → В )
А∨С
В
Простая конструктивная диллема. Вывод достоверный.
37. Какой метод научной индукции применен в рассуждении? Запишите схему вывода.
В нормальном воздухе свеча горит, а в воздухе, лишенном кислорода, – гаснет. Значит, необходимой предпосылкой горения является кислород.
Ответ
Схема рассуждения
Обстоятельства, предшествующие явлению Явление
А, В, С Свеча горела
-, В, С Свеча гасла
Вероятно, обстоятельство А – наличие кислорода в воздухе причина явления (горение свечи)
Метод единственного различия
38. Приведите свои примеры умозаключений по дедукции, индукции и аналогии.
Ответ
Все компьютеры имеют процессор. У ноутбука есть процессор. Значит ноутбук – компьютер. – Дедукция.
Петров закончил первый курс на 5. Второй курс на 5. Третий курс – на отлично. Четвертый и пятый на 5.Значит, Петров получит красный диплом. – Индукция.
Кошка – теплокровная, млекопитающее и живородящая. Корова – теплокровная и млекопитающее животное. Значит, корова должна быть живородящей.
39.∗ Постройте прямое и косвенное доказательство тезиса, используя в качестве демонстрации дедукцию, а затем индукцию.
Экологическое состояние городов плачевно.
Ответ
Прямое дедуктивное доказательство. В городах большое количество заводов. Все заводы сильно вредят экологии. Значит, действительно, экологическое состояние городов плачевно.
Прямое индуктивное доказательство. Известны случаи, когда жители городов болели из – за выбросов в атмосферу. Так же известно, что часто в городах гибнет много рыбы из – за загрязнения водоемов. Так что экологическое состояние городов, действительно, плачевно.
Косвенное аналогическое доказательство. Допустим, что экологическое состояние городов неплачевно. Тогда бы жители городов не болели из-за загрязнения воздуха и рыба не гибла бы по причине загрязнения водоемов. Но известны случаи, когда все это имело место. Значит наше допущение ложное, следовательно, экологическое состояние городов плачевно.
40.∗ Постройте прямое и косвенное опровержение тезиса.
Все люди честные.
Ответ
Прямое опровержение.
Допустим, что все люди честные.
Значит, ни один человек никогда не врал.
Но, есть альфонсы, которые врут для собственной выгоды.
Значит, не все люди честные.
Косвенное опровержение.
Некоторые люди нечестные.
Согласно статистическим данным психологов 95% тинэйджеров врут своим родителям.
Следовательно, тезис «все люди честные» – ложный.
41.* Составьте тезис на предложенную тему и его обоснование (до 6-7 предложений).
Агрессия.
Ответ
Тезис – изучение агрессии является актуальной проблемой.
Его обоснование
Агрессивность лежит в основе многих преступлений против закона.
Кроме экономических и политических факторов, в основе войны лежит фактор биологический – агрессивность человека.
Более того, агрессивность является одним из мотивов множества ненормальных человеческих поступков.
Из-за растущего количества стрессов в жизни современных людей агрессию проявляют все чаще.
Человечество должно задействовать все возможные факторы и средства для обуздания и контролирования агрессивности, в том числе социально приемлемое ее переориентирование, такое как юмор, спорт, мирное освоение космоса, организацию личных контактов между потенциальными соперниками.
Значит – изучение агрессии является актуальной проблемой.