• Главная
  • Решение задач
    • История зарубежной философии
    • Рентгенология
    • Философия
    • Анатомия человека
    • Банковское дело
    • Банковское право
  • Готовые работы
  • Работы с фрагментами
    • Главная
    • Решение задач
      • История зарубежной философии
      • Рентгенология
      • Философия
      • Анатомия человека
      • Банковское дело
      • Банковское право
    • Готовые работы
    • Работы с фрагментами
  • info@the-students.ru
  • Россия, Санкт-Петербург, Выборгская набережная, 49
Заказать
Ответы на тесты и решение задач для студентов российских ВУЗов
Ответы на тесты и решение задач для студентов российских ВУЗов
  • Главная
  • Решение задач
    • История зарубежной философии
    • Рентгенология
    • Философия
    • Анатомия человека
    • Банковское дело
    • Банковское право
  • Готовые работы
  • Работы с фрагментами

Предмет логики Основные законы логики Установите какой из основных законов логики – тождества

Предмет логики. Основные законы логики

Установите, какой из основных законов логики – тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания, – нарушен в следующих примерах. Обратите внимание на то, что в одной и той же ситуации может быть нарушен не один закон, а несколько. Обоснуйте свой ответ – почему вы утверждаете, что в данной ситуации нарушен именно этот закон (законы), а не другой (другие).

1. – Почему вы называете этот хор смешанным? Ведь здесь одни
женщины.
– Да, но одни умеют петь, а другие – нет.

Полагаем, что в данной ситуации нарушен логический закон тожества, понятие «смешанный хор» употребляется в вопросе и ответе в разных значениях: 1) «смешанный» в смысле наличия в нем мужчин и женщин и 2) «смешанный» в смысле наличия в нем женщин, умеющих петь, и неумеющих. Таким образом, в одно и то же понятие вкладывается два различных смысла или две нетождественные вышеуказанные ситуации отождествляются в данном диалоге, в силу чего логическую ошибку в нем можно квалифицировать как нарушение закона тождества.

2. Когда Майкл Фарадей обратился к Гемфри Дэви с просьбой принять его на работу в лабораторию, тот спросил совета у одного из руководителей Королевского института. «Поручи ему, – был ответ, – мыть лабораторную посуду. Если он к чему-нибудь способен, то обязательно согласится; если же не согласится, значит, не способен ни к чему».
Ответ:
В данном случае нарушается закон достаточного основания. В  процессе рассуждения достоверными следует считать лишь те суждения, относительно истинности, которых могут быть приведены достаточные основания. В этом случае имеет место ошибка «поспешное обощение». Она связана с тем, что общее (всеобщее) отождествляется с частным (специфическим). Наблюдая частное (специфическое), человек делает поспешный вывод о том, что точно таким является и общее (всеобщее). То, что он не согласится мыть посуду (частное), не свидетельствует о том что он не к чему не способен (всеобщее).
Кроме того полагаем, что в данном случае нарушается также и закон тождества. Понятие «согласится» не тождественно понятию «способен». Если человек на что, то не соглашается, то это отнюдь не означает, что он на это не способен.

На экзамене преподаватель – студенту:
Ваша фамилия?
Иванов,- отвечает студент и улыбается.
Чему вы улыбаетесь? – спрашивает преподаватель.
Я радуюсь!
Чему вы радуетесь?
Тому, что правильно ответил на первый вопрос.
Ответ:
В данном случае нарушается закон тождества. Не каждый вопрос преподавателя является тождественным понятию экзаменационный вопрос. На самом же деле вопрос о том какова фамилия студента не является первым экзаменационным вопросом и никак не может повлиять на оценку.

4. Вот я к Вам приехал в среду,
Но уж больше не приеду;
Ведь попал я на беду
В очень скучную среду.
И могу сказать Вам смело:
Всех гостей «среда заела!»
Ответ:
Нарушен закон тождества, потому что понятие «среда» в данном примере употребляется в совершенно разных значениях, является двусмысленным. С одной стороны среда – это конкретный «день недели», а с другой «место обитания». Подобного рода двусмысленность нарушает требование качественной определенности нашего мышления, что формально-логически недопустимо.

5. Того, чего у меня сейчас нет, я лишился. У меня было 10 книг. Потеряв одну книгу, я могу сказать, что у меня уже нет 10 книг. Следовательно, потеряв одну книгу, я лишился 10 книг.
Ответ:
Полагаем, что в данном софизме имеет место нарушение закона тождества. В данном случае отождествляется нетождественное математическое вычитание и логическое умозаключение. Иначе говоря, математическое множество не тождественно понятию «книга»

6. – Прекрасно! – промолвил Рудин. – Стало быть, по-вашему, убеждений нет?
– Нет и не существует.
– Это ваше убеждение?
– Да.
– Как же вы говорите, что их нет? Вот вам уже одно, на первый случай.
(И.С.Тургенев «Рудин»)
Ответ:
Нарушен закон противоречия. С одной стороны собеседник говорит, что убеждений нет, одновременно утверждая, что это есть его убеждение. Получается, что два противоположных суждения претендуют на истинность относительно одного и того же предмета в одно и тоже время, что является в логике недопустимым.  

7. Девушка – парню:
Меня столько раз уговаривали выйти замуж.
И кто же тебя уговаривал?
Мама с папой.
Ответ:
В данном случае нарушается закон тождества. Во-первых, в примере отождествляется количество предлагаемых раз выйти замуж и сам факт кто предлагает выйти замуж. Во-вторых, понятие «уговаривал» употребляется в разных значениях, в значении «делал предложение» и в значении « склонять к необходимости».

2. ПОНЯТИЕ
Понятие как логическая форма
Определите виды понятий:
Руководствуясь видовой характеристикой понятий, характеризуем данные понятия по объему и содержанию.
Водный простор – непустое, общее, не регистрирующее, положительное, конкретное, безотносительное, собирательное.
Василиса Премудрая – пустое (если речь идет о сказочном персонаже), положительное, конкретное, несобирательное, безотносительное.
Екатерина Вторая – непустое, единичное, положительное, конкретное, несобирательное, безотносительное.
Памятник архитектуры – непустое, общее, регистрирующее, положительное, конкретное, безотносительное, несобирательное.
Атлант – пустое (если речь идет о мифологическом персонаже), положительное, конкретное, безотносительное, не собирательное.
Водный простор – непустое, общее, не регистрирующее, положительное, конкретное, безотносительное, собирательное.
Величие – непустое, общее, не регистрирующее, положительное, абстрактное, безотносительное, не собирательное.

Список использованной литературы

1. Бочаров В.А. Основы логики: учебник. / В.А. Бочаров, Маркин В. И. – М.: Инфра-М, Форум, 2009.
2. Гетманова А.Д. Логика: учебник для вузов / А.Д. Гетманова. – 16-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2011. – 415 с.
3. Демидов И.В. Логика: учебник / И.В. Демидов. – 5-е изд., испр. – М.: Дашков и К, 2009. – 347 с.

  • Previous 1 Вакуоли и клеточный сок Химический состав клеточного сока
  • Next Вариант 7 Установите объем и содержание понятия Океан Ответ Содержание – конкретное

Не знаешь где заказать помощь?

Выбирай лучшую биржу из независимого рейтинга студенческих сайтов.
Рейтинг студенческих бирж

Скачать текст работы (DOCX)

Помощь в написании любых работ


Решение задач от 50р
Ответы на вопросы от 50р
Другие типы работ от 100р
Решим задачу
за 30 минут!
Опубликуй вопрос и получи ответ со
скидкой 20% по промокоду students20
Попробовать прямо сейчас Попробовать сейчас
Ответы на тесты и решение задач для студентов российских ВУЗов

Ответы на тесты для студентов российских ВУЗов. Онлайн-тесты.

Контакты

  • Россия, Санкт-Петербург, Выборгская набережная, 49
  • +74994906727
  • info@the-students.ru
  • 8:00-21:00

Copyright 2020

  • О нас
  • Политика конфиденциальности
  • Контакты