Вариант 1
1. Расставьте ударение в следующих словах:
Агроно́мия, балова́ть (встречается также простой вариант, ударение на первом слоге ба́ловать), бле́дны (также возможен второй вариант ударения на второй слог по словарю Ожегова), бомбардирова́ть, бу́нгало, валово́й, газиро́ванный, ге́незис, гофриро́ванный, давни́шний, зави́дно, заку́порить, ерети́к, занято́й, зави́дно, заржа́ве́ть, звонИт, и́скра, истери́я, катало́г, ке́та (возможен второй вариант по классификации Зализняка кета́), ко́лледж, ломо́ть, ма́рке́тинг (возможны оба варианта ударения), ме́лько́м (оба варианта правильны), новоро́жденный, обеспе́чение, па́сквиль, пе́рчить, столя́р, хода́тайствовать.
2. Выберите правильный вариант ответа.
1. Для подготовки реферата студентам были предложены списки рекомендованной литературы. 2. Весь иллюстративный материал к статье он хранит в специальной папке. 3. В развитии русского языка важную роль играют внеязыковые факторы. 4. На Байконуре был произведён очередной запуск космического спутника. 5. Журналисты провели выборочный опрос участников голосования.
3. Укажите, какой из предложенных вариантов наиболее точно передаёт значение выделенных слов.
1. Каждому претенденту на должность руководителя следует заботиться о своём имидже. (В – образ) 2. Н.Берберовой было уже 70 лет, когда она начала работать над своими знаменитыми мемуарами «Курсив мой». (Б – воспоминания) 3. В устье этой небольшой африканской реки исследователи обнаружили богатую флору. (В – растительность) 4. В статье были приведены убедительные аргументы. (Возможно здесь допущена ошибка в слове ВЫВОДЫ, так как подходит слово доводы). 5. Он очень пунктуальный человек. (Б – точный)
4. Укажите словосочетания, в которых нарушены нормы сочетаемости.
1. Улучшить уровень обслуживания; (улучшить качество обслуживания)
Трудиться не покладая рук;
Вышли на субботник в полном количестве; (в полном составе)
Уделять внимание на дисциплину; (уделять внимание дисциплине)
Оказать влияние на брата;
Плеяда учёных;
Написать свою автобиографию; (написать автобиографию, так как авто уже подразумевает собственную)
Пьеса прошла с большим интересом; (с большим успехом)
Оправдать доверие;
Уволить управляющего банком.
5. Выберите правильный вариант.
1. На десерт гостям подали ароматное манго. (Б – ое). 2. В этом регионе гнездится экзотический фламинго. (здесь нет этого варианта, фламинго м.р.). 3. Сегодня у нас в рекламной распродаже аппетитная салями. (В – ая). 4. Друзья подарили нам на новоселье красивое бра. (Б – ое). 5. На гостиничном портье была ярко-синяя форма. (А – ом)
6. Выберите правильный вариант.
1. Были устранены все тормоза экономического роста предприятия. (Б – тормоза). 2. Пост ГАИ проверял пропуска у всех водителей, выезжающих в город. (Б – пропуска) 3. В дальнем углу избы висели образа. (Б – образа) 4. В кондитерском отделе продавались ванильные крендели. (А – крендели, вариант кренделя также возможен, но относится к разговорной речи) 5. В одном из залов музея были выставлены старинные кузнечные мехи. (А – мехи)
7. Найдите предложения с речевой ошибкой. Определите характер ошибки.
1. Герои Островского горячи, полные жизни. – Герои Островского горячие, полны жизни (прилагательные, которые используются в переносном смысле, никогда не ставятся в краткую форму, полная форма – постоянный признак, а короткая – временный. Например суп горяч – горячий парень). 2. Походка нового знакомого была замедленная и неуверенна. 3. Наши связи с австралийским университетом становятся всё более крепкими. (более крепкими уже является сложной сравнительной степенью прилагательного) 4. Этот педагог был не только добр, но и требовательный ко всем без исключения. 5. Я по натуре человек несентиментальный, хотя и предпочитающий открыто выражать свои эмоции. (нужно употребить слово предпочитаю, так как после слова «предпочитающий» зачастую стоит имя существительное).
8. Укажите предложения, в которых допущены ошибки в употреблении местоимений. Отредактируйте предложения.
1. Буревестник – предвестник революции. Горький прямо указывает, что он кричит и птицы слышат радость в смелом крике птицы. (Буревестник – предвестник революции. Горький прямо указывает на то, что буревестник кричит и птицы слышат радость в смелом его крике). 2. Катерина твёрдо уверена, что ей не простят её поступки, но это не пугает её. 3. Учёные – исследователи земной коры – стали сомневаться в правильности избранных ими методов анализа. 4. Следует обратить внимание учащихся на составные числительные: у них склоняется каждое слово. (в них склоняется каждое слово, если у них, тогда подразумевается существительное ученики) 5. Дворянство угнетало крестьян. Народ находился в полной их зависимости. (в полной его зависимости, склонение местоимений)
9. Выберите правильную форму согласования.
Большинство высказалось за предложение спикера. Конструкторское бюро завода совместно с институтом разработало новый проект. – Семенова больна, – послышался голос. – Кто болен? – не расслышал тренер. «Приключения Шерлока Холмса» стала любимой книгой целого поколения. Мой друг с увлечением изучает русскую и зарубежную литературу. Доклад был выслушан с большим вниманием и интересом. Делегация с острова Мадагаскар побывала в музее «Эрмитаж».
10. Охарактеризуйте лексические, морфологические и синтаксические особенности научного стиля.
Научный стиль есть речевая система, специально приспособленная для оптимального общения людей в научной сфере деятельности. Научный стилю присущ ряд особенностей: монологический характер; первичность письменной речи; строгий отбор языковых средств; точность и сжатость формулировок; логичность в изложении; объективность.
В научном стиле речи можно выделить несколько подстилей, или разновидностей:
– собственно научный наиболее строгий, точный;
– научно-популярный (им пишутся научные статьи в газетах, научно-популярных журналах, научно-популярные книги);
– научно-учебный (учебная литература по разным предметам для разных типов учебных заведений).
Лексические особенности
Для однозначности изложения в научном стиле преобладают слова, исключающие возможность двусмысленности. В связи с этим характерной чертой научного стиля является его высокая терминированность – насыщенность терминами. Научная лексика постоянно дополняется новыми терминами. В сугубо научном (академическом) стиле термины не всегда поясняются. В научных и учебных произведениях для широкой аудитории и термины обычно разъясняются.
Эмоциональная нагруженность слова воспринимается как недостаток, мешающий пониманию, поэтому в научном стиле происходит смещение выбора в сторону более нейтральных слов. Научно-гуманитарная, а также научно-естественная литература, где предмет исследования – человек и природа, допускают употребление эмоционально-экспрессивных средств языка. Научно-техническая литература, предмет исследования которой – машина, не предполагает или предполагает в очень малой степени использование эмоциональных элементов. Значение имеет жанр научного произведения. Так, в свернутой информации (в реферате) эмоциональный элемент вовсе отсутствует, в научно-технических статьях он тоже крайне редок, в монографиях же встречаются чаще.
Морфологические особенности
Морфологические средства призваны подчеркивать эмоциональную нейтральность текста, способствовать смещению фокуса внимания от личности исследователя в сторону предмета исследования.
Типичным является употребление форм настоящего времени глагола, и эти формы имеют вневременное значение. Чаще употребляются глаголы несовершенного вида (около 80% от всех глаголов), так как от них образуются формы настоящего времени. Глаголы совершенного вида употребляются значительно реже (≈ 20%) и используются часто в устойчивых оборотах типа: рассмотрим…; докажем, что…; сделаем выводы; покажем на примерах и т.п.
Из форм наклонений в научной речи преобладает изъявительное. За ним следует сослагательное в силу того, что в научном поиске необходимо отражается (и фиксируется в речи) элемент предположительности. Повелительное наклонение представлено редко (в основном при описании опытов – например, проверьте результаты…, сличите данные…).
Вместо формы 1 лица единственного и множественного числа местоимений Я или МЫ в научных текстах употребляются неопределенно-личные и безличные предложения.
Над глаголами преобладают имена существительные и прилагательные, поскольку определения объясняется краткостью такого сочетания и высоким информативным весом именных форм, что чрезвычайно важно для научного изложения, цель которого – сообщить читателю большое число предметных значений в возможно более компактной форме.
Значительно реже, чем в других стилях, в частности, в разговорном и художественном, употребляются одушевленные существительные. Частотны имена существительные среднего рода, например, с суффиксами –ние, –ство, поскольку эти слова обозначают отвлеченные понятия.
В научном тексте прилагательных мало, причем многие из них употребляются в составе терминов, имеют точное, узкоспециальное значение. В художественном тексте прилагательных в процентном отношении больше, и преобладают здесь эпитеты, художественные определения.
Синтаксические особенности
Перед составителем текста стоит задача вместить довольно большой объем информации в ограниченный объем текста. Поэтому в научных текстах используется большое число синтаксических средств, способствующих синтаксической компрессии. Так, для научного стиля характерны словосочетания имен существительных, в которых в функции определения выступает родительный падеж имени, часто с предлогом для (обмен веществ, коробка передач, прибор для монтажа).
Для научной речи характерно выяснение причинно-следственных отношений между явлениями, поэтому в научных текстах преобладают сложные предложения с союзной связью (с союзами). Богато представлены сложные сочинительные и подчинительные союзы и союзные слова, такие, как: несмотря на то что, ввиду того что, потому что, вследствие того что, тогда как, между тем как, в то время как и др.
Новое предложение или абзац часто начинаются с вводных слов, например: Таким образом, экспериментальные данные получены при помощи методов условных рефлексов и электроэнцефалографии. Используется в научной речи и группа вводных слов и словосочетаний, содержащих указание на то, кем высказана та или иная мысль, кому принадлежит то или иное выражение, каков источник сообщения (по нашему мнению, по убеждению, по понятию, по сведению, по сообщению, с точки зрения, согласно гипотезе, определению и др.).