Тема памяти в повести А. Алексина «Сигнальщики и горнисты», в повести Ю. Яковлева «Зимородок»
Уже много десятилетий прошло со дня победы в Великой Отечественной войне, в жизнь вступило несколько новых поколений. Но память о подвиге народа сохранится даже тогда, когда не останется ни одного свидетеля этого ужасного времени, потому что память не стирается и не тускнеет с годами.
Тема памяти, связи поколений объединяет повести Анатолия Алексина и Юрия Яковлева, написанные гораздо позднее военного времени («Зимородок» – в 1972 году, «Сигнальщики и горнисты» – в 1982 году). Герои данных произведений – школьники, обыкновенные ребята – дети мирного времени, которые не испытали ужасов войны, но пытаются восстановить справедливость и вернуть имена безымянным героям Великой Отечественной войны.
Петя, главный герой повести А. Алексина «Сигнальщики и горнисты», – честный, справедливый мальчик. Великая Отечественная не обошла стороной его семью: восемнадцатилетний дядя Пети погиб на войне («он поднялся навстречу танку» [Алексин, 257]); отец мальчика пришёл с войны, но он «вернулся, чтобы проститься» [Алексин, 255]: через тринадцать лет дала о себе знать полученная контузия – и он тоже умер.
В годы Великой Отечественной войны свою Родину, свой дом защищали не только взрослые, но и совсем юные герои. Одной из таких была красавица Таня Ткачук. Она скинула с крыши своего дома все зажигалки, но была сброшена взрывной волной вниз. Таня спасла от верной гибели и труса Гнедкова, покинувшего свой пост на чердаке, и Петину маму, и многих других, кто находился в тот момент в бомбоубежище и мог задохнуться («Два соседних дома сгорели дотла. Теперь на их месте сквер» [Алексин, 263]). После гибели Тани Ткачук её поклонники, одноклассники, совсем юные мальчишки (Сережа Нефедов, Володя Бугров, Саша Лепешкин, Андрей Добровольский – Петин дядя) написали заявления в военкомат. «Кроме Гнедкова: сказал, что зрение не позволило. Хотя … с таким зрением, как у него, многие воевали» [Алексин, 268]. Парадоксально, но Гнедков – тот, кого спасла и из-за чьей трусости погибла Таня, – остался жив, а все его одноклассники, добрые и справедливые ребята, погибли.
Петя увековечил память юных героев: он сделал и повесил в подъезде своего дома мемориальную доску, на которой указал имена погибших, чтобы жильцы дома знали своих героев. Эта доска становится своеобразным символом памяти в повести А. Алексина «Сигнальщики и горнисты». Герои войны в этой повести останутся в памяти людей, потому что Петя постарался сделать так, чтобы этих людей запомнили и ими гордились.
Герои повести Ю. Яковлева «Зимородок» – Марат, Зоя и Василь – обычные школьники. Подобно Пете из повести А. Алексина, они помогают восстановить справедливость и найти человека, совершившего подвиг, но так и оставшегося для всех неизвестным.
Одноклассники в тире от одного лётчика случайно узнают историю о молодом парне по прозвищу Зимородок, который, рискуя собственной жизнью, совершает подвиг – взрывает мост. Зимородок – бесстрашная птица. Неслучайно молодой парень берёт себя такое прозвище: не умея пользоваться парашютом, он надевает его – парашют, снятый с мертвого солдата; парашют, уже однажды не раскрывшийся. Несмотря на то, что подвернул ногу, Зимородок справляется с полученным заданием: он взрывает мост. «Взрыв моста заморозил несколько фашистских эшелонов с горючим и боеприпасами. И обеспечил успешные действия нашей армии» [Яковлев, 182]. Зимородок признаётся фашистам, что мост взорвал именно он, чтобы спасти жизни невинных жителей деревни. Сама судьба хранит отчаянного парня: получив три огнестрельных ранения, он остаётся жив. Следы Зимородка теряются, но юные герои, несмотря ни на что, продолжают поиски: «Нет, не всё, — решительно сказал Марат. — Я должен узнать его имя. Человек, который совершил такое, не может оставаться без имени» [Яковлев, 193]. Преодолев множество препятствий, выяснив все обстоятельства, восстановив всю цепочку событий конца августа 1943 года, ребята узнают имя героя, совершившего подвиг, – им оказался Сергей Иванович Серегин, их учитель зоологии. «Его искали по свету, а он был рядом. Он шел на верную смерть ради жизни людей, а ребята играли с ним в «кукушку» [Яковлев, 229].
Тема памяти звучит на протяжении всей повести «Зимородок». Доктор Стройло говорит ребятам: «Все, что люди сделали на войне, может быльем порасти. Все зависит от вас. Забвение — это ржавчина памяти. Она разъедает самое дорогое» [Яковлев, 226]; Петр Ильич, партизанский командир, произносит речь над девятью свежевырытыми могилами 25 августа 1943 года: «Мы никогда не забудем вас. Мы накажем своим детям помнить вас. … Вы останетесь в нашей памяти навечно молодыми. … Вы будете учить наших детей, как надо любить Родину» [Яковлев, 191].
Итак, тема памяти является основной в произведениях А. Алексина «Сигнальщики и горнисты» и Ю. Яковлева «Зимородок». Рассмотренные нами повести показывают, что имена настоящих героев не всегда известны, но их подвиги, несомненно, вне времени. Именно поэтому важно сохранить память о них, добиться, чтобы неизвестные герои стали известными: «Когда солдаты уходили на войну, у них были имя и фамилия. Почему же когда они погибали за Родину, то становились неизвестными? Это несправедливо!» [Яковлев, 182]. Справедливость восстанавливают юные герои произведений, рассказавшие нам о тех, кого мы должны помнить, о тех, кто отдавал за Родину свою жизнь.