Составьте аннотацию, план, тезисы, конспект научной статьи М. Р. Львова «О профессиях, связанных с речью».
Речь нужна всем, и можно сказать, что главная профессия, связанная с речью, – это сама жизнь человека. Но есть профессии трудовые – старинные и новые, которые требуют и высокого уровня владения речью, и знания ее теории, хотя бы некоторых аспектов теории речи. Это, во-первых, профессии, предметом которых служит речь, и профессии, в которых речь служит средством, орудием. К первой группе относятся профессии редактора, актера, оратора, учителя, преподающего родной или иностранный язык, риторику, культуру речи; переводчика, писателя, журналиста. Для этой категории специалистов речь выполняет роль не только предмета, но и средства. Ко второй группе относятся политики, преподаватели, лекторы по неязыковым предметам, психологи-консультанты, режиссеры, радио- и телеведущие, обозреватели, юристы, дипломаты. В этом перечне, разумеется, представлены не все профессии.
Для профессионального успеха бывает особенно важно владеть определенными сторонами или разделами теории и практики речи: так, переводчику, особенно синхронному, важно в совершенстве владеть речью на двух языках как минимум, причем перекодировать содержание переводимой речи не по порядку слов, а целыми предложениями, блоками высказываний и перекодировать моментально. Ему необходима также теория билингвизма.
Политик должен быть хорошим оратором, знать теорию и практику риторики, иметь хорошо поставленный голос, владеть быстротой реакций, уметь разгадывать скрытую мысль в речи своих оппонентов. Жизнь показывает, насколько важно для политика владеть культурой речи, как, впрочем, и общей культурой, быть эрудитом.
Актер должен развить в себе безотказную память, готовность памяти, способность входить в образ, ему необходимо тончайшее владение голосом, интонациями, жестами, мимикой. Необходимо знание литературы и ее теории, поэтики, сценической речи.
Дипломату, помимо общей культуры речи, высокого уровня ее развития, нужно знание нескольких языков, не только знание, но и чутье этикета, моментальные речевые реакции и умение разгадывать мысль собеседника еще в большей степени, чем политику.
Логопеду необходимо знание физиологии механизмов речи, типичных ее нарушений, произносительных недочетов, а также сведения по гигиене органов речи. (Львов М. Р. Основы теории речи. – М.: Наука, 2000. – С. 170–171.)
Аннотация:
Львов М. Р. Основы теории речи. – М.: Наука, 2000. – С. 170–171.
В статье содержится информация о значении речи в профессиональной сфере, рассматриваются вопросы речевой теории и практики. Речь анализируется как предмет и средство профессиональной деятельности. Автор рассказывает о роли речи в контексте различных профессий. Для тех, чья специальность связана с речью.
План:
Значение речи, знание ее теории
Речь как предмет и средство
Речь и профессиональный успех
Речь и разные профессии
Тезисы:
«Значение речи в профессиональной сфере»
Алексеева Анна Андреевна
студентка
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
филологический факультет, Москва, Россия
e-mail: …
Речь имеет большое значение в жизни каждого человека. Есть виды деятельности, которые требуют осебенно высококого уровня культуры речи. К таким можно отнести журналистику, актерство, писательство, ораторское искусство, политику. Для данных профессий речь выступает предметом и средством деятельности. Исследования показывают, что хорошему специалисту необходимо владеть и теорией, и практикой речи. Так, для актера важна память, для политика – общая речевая культура. Дипломату следует знать несколько языков, логопеду – разбираться в физиологии механизмов речи. Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что для каждой профессии определены свои особенности значения речи в профессиональной среде и речевой культуры.
Конспект
Речь нужна всем. Главная профессия, связанная с речью, – это сама жизнь. Есть профессии трудовые – старинные и новые, которые требуют и высокого уровня владения речью, знания хотя бы некоторых аспектов теории речи. Это профессии, предметом которых служит речь, и профессии, в которых речь служит орудием. К первой группе относятся профессии редактора, актера, оратора, учителя, преподающего родной или иностранный язык, риторику, культуру речи; переводчика, писателя, журналиста. Ко второй группе относятся политики, преподаватели, лекторы по неязыковым предметам, психологи-консультанты, режиссеры, радио- и телеведущие, обозреватели, юристы, дипломаты.
Для профессионального успеха важно владеть определенными сторонами теории и практики речи. так, переводчику, особенно синхронному, важно в совершенстве владеть речью на двух языках как минимум. Ему необходима также теория билингвизма.
Политик должен быть хорошим оратором. уметь разгадывать скрытую мысль в речи своих оппонентов. Для актера важны память и умение входить в образ, для логопеда – знание физиологии механизмов речи, типичных ее нарушений, произносительных недочетов, сведений по гигиене.
2.2. Особенности официально-делового стиля