Практическая работа
ПОСТРОЕНИЕ ЦИКЛА ДЕМИНГА
Цель работы: построение цикла Деминга для конкретной продукции или услуги.
Рисунок 1 – Цикл Деминга
Вывод:
Построенный цикл Деминга отображает основные этапы жизненного цикла продукции, в нашем случае, кондитерских изделий. Следование порядку действий в данном цикле позволяет предприятию своевременно выявлять недостатки и слабые стороны как самой продукции по составу, форме и т.д., так и используемого при производстве технологического оборудования.
Этап проверки (контроля) в Цикле Деминга применительно для кондитерских изделий включает в себя испытания продукции (ОТК) на соответствие ГОСТ, ТУ, проверку производства.
Выявленные недостатки анализируются рабочей группой по качеству, инженерами, разработчиками, либо «кружками качества». Применяются на данном этапе инструменты контроля качества продукции (диаграмма Парето, диаграмма рассеяния, контрольные карты Шухарта, диаграмма Исикавы и т.д). По результатам анализа разрабатываются корректирующие и предупреждающие мероприятия, направленные в целом на совершенствование системы управления качеством предприятия, качества выпускаемых изделий и как следствие повышения их конкурентоспособности. Далее цикл начинается снова, если выявляются вновь слабые стороны, то следом разрабатываются мероприятия по их устранению.
Контрольные вопросы
Что характеризует цикл PDCA Деминга?
Цикл Деминга (Deming Cycle, круг качества) – это постоянный круг регулирования усовершенствования продукта и производственных процессов, оптимизации отдельных единиц и объектов.
Этот круг часто называют циклом PDCA.
PDCA цикл (Plan-Do-Check-Act): планирование – осуществление – проверка – претворение в жизнь) является широко распространенным методом непрерывного улучшения качества. Второе название метода – цикл Деминга – из-за наглядной круговой графической интерпретации стадий цикла. При помощи постоянных проверок до, во время и после процесса производства, воспитания ответственности за качество и, прежде всего, при помощи постоянного аудита процесса производства могут быть обнаружены слабые места в разных процессах на предприятии. PDCA служит именно для обнаружения причин брака и поддержки всего процесса вплоть до устранения дефектов.
Схема 1. Круг качества (цикл Деминга)
Этапы цикла Деминга
Круг качества включает следующие шаги:
Планирование. Действия должны планироваться перед началом преобразований. Этот шаг охватывает анализ фактического состояния, сведения о потенциале улучшения, а также разработку плановой концепции.
Осуществление. Так называется образ действий, соответствующий не распространенному понятию преобразование, а апробированию, тестированию и оптимизации принятой ранее концепции с помощью быстро реализуемых и простых инструментов.
Контроль. Здесь контролируется и тщательно перепроверяется реализованный в небольшом процессе результат для широкого перемещения улучшений как нового стандарта.
Претворение в жизнь. В этом шаге новая концепция внедряется, документируется и регулярно проверяется ее соблюдение. Эти действия могут охватывать большие изменения в области структуры и хода процессов. Улучшения начинаются снова с шага планирования.
В чем различие Циклов PDCA и SDCA?
Часто можно слышать про цикл PDCA (планируй – делай – проверяй – воздействуй), менее часто – про цикл SDCA(стандартизируй – делай – проверяй – воздействуй).
Цикл PDCA (PDCA cycle): цикл PDCA — Планируй— Делай — Проверяй — Воздействуй — это модификация колеса Деминга. В то время как колесо Деминга делает акцент на постоянном взаимодействии между исследованиями, проектированием, производством и сбытом, цикл PDCA дает возможность повысить эффективность любого управленческого воздействия, должным образом применяя последовательность: планируй, делай, проверяй, воздействуй (см. также цикл SDCA и колесо Деминга).
Цикл SDCA (Стандартизуй — Делай — Проверяй — Воздействуй) [SDCA-cycle (Standardize, Do, Check, Action)]: усовершенствование цикла PDCA, при котором менеджмент решает сначала установить стандарт и лишь затем приступает к реализации обычного цикла PDCA.
Связь PDCA и SDCA циклов можно представить графически в виде следующей схемы:
Данная схема позволяет понять, каким образом должна выстраиваться работа по улучшению и поддержанию процесса. Верхняя часть показывает логику в формате PDCA по улучшению процесса, которая, как правило, находится в зоне ответственности руководителя данного процесса.Нижняя часть показывает логику в формате SDCA по поддержанию и стабилизации процесса через стандартизированную работу, находящуюся в зоне ответственности линейных сотрудников и их руководителей. Проверка работы относительно стандарта подразумевает проведение аудита стандартизированной работы, по итогам которой предусматривается или корректировка стандарта (если найден лучший способ выполнения работы) или устранение проблем, мешающих выполнению текущего стандарта работы.
Представление о динамике результатов работы при применении PDCA и SDCA циклов отражено на следующем графике:Из данного графика видно, что в результате применения PDCA цикла можно ожидать увеличение результативности работы, но в месте с этим возможно увеличение и вариативности, так как работа выстраивается по другому и сотрудникам необходимо время, чтобы настроиться на данную работу, получив определенный навык ее выполнения. Кроме того, из процесса начинают выявляться проблемы, которые мешают следовать новому целевому состоянию. Для снижения вариации используется цикл SDCA, когда в ходе аудита стандартизированной работы понимаются текущие проблемы, на основании которых проводятся корректирующие действия для возможности выполнения работы новым способом. Так же в ходе аудита обнаруживаются возможности для улучшения принятого стандарта.
Какова суть цикла, который используют японцы?
Цикл SDCA часто называют основным циклом контроля за процессом. В этом цикле есть стандарт (S), который используется для совершения процесса (D). Затем результаты процесса проверяются (C), и совершается определенное действие (A). Если результаты проверки соответствуют спецификации (т. е. удовлетворяют требованиям заказчика), то это определенное действие повторяется с применением стандарта, и цикл начинается снова. Если результаты выходят за рамки спецификации, необходимо предпринять корректировку стандарта. Практики TQM обычно характеризуют ежедневную работу, как работу по циклу SDCA.