ПЛЕВАКО Ф.Н. РЕЧЬ ПО ДЕЛУ РАБОЧИХ КОНШИНСКОЙ ФАБРИКИ
I.Как старший по возрасту между говорившими в защиту подсудимых товарищами, я осторожнее всех. Моя недлинная речь будет посвящена просьбе о снисходительном отношении к обвиняемым. Время, которое вы отдадите вниманию к моему слову – это лучшее употребление его.
Когда на скамье сидят 40 человек, для которых сегодня поставлен роковой вопрос: быть ли и чувствовать себя завтра свободными, окруженными своими близкими, или утро встретит их картинами тюремной жизни, представлениями о безлюдных пустынях и, может быть, о зараженном миазмами воздухе отдаленных стран ссылки – лишний потраченный час судейского времени – ваш долг, даже если бы слово мое оказалось излишним и несодержательным.
Пусть, если не суждено им избавиться от тяжелых кар, они уйдут с сознанием, что здесь их считают не за зараженный гурт, с которым расправляются средствами, рекомендуемыми ветеринарией и санитарами, а за людей, во имя которых здесь собрано это почтенное судилище…
II. Совершено деяние беззаконное и нетерпимое, – преступником была толпа. А судят не толпу, а несколько десятков лиц, замеченных в толпе. Это тоже своего рода толпа, но уже другая, маленькая: ту образовали массовые инстинкты, эту – следователи, обвинители. Заразительность толпы продолжает действовать. Помня, что проступки совершены толпой, мы и здесь мало говорим об отдельных лицах, а все сказуемые, наиболее хлестко вырисовывающие буйство и движения массы, – приписываем толпе, скопищу, а не отдельным лицам. А судим отдельных лиц: толпа как толпа, – ушла. Подумайте над этим явлением.
Толпа – стихия, ничего общего не имеющая с отдельными лицами, в нее вошедшими. Толпа – здание, лица – кирпичи. Из одних и тех же кирпичей создается и храм богу, и тюрьма – жилище отверженных. Пред первым вы склоняете колена, от второй бежите с ужасом.Но разрушьте тюрьму, и кирпичи, оставшиеся целыми от разрушения, могут пойти на храмоздательство, не отражая отталкивающих черт их прошлого назначения…Толпа само чудовище. Она не говорит и не плачет, а галдит и мычит. Она страшна, даже когда одушевлена добром. Быть в толпе еще не значит быть носителем ее инстинктов. В толпе богомольцев всегда ютятся и карманники.
Только рассмотрением улик, выясняющих намерения и поступки отдельных участников толпы, вы выполните требование закона.
Здесь вам доказывали, что не было стачки. А если была? Тогда выступает вопрос о целях стачки.
Доказано, что часть требований была законна и удовлетворена. Доказывали, что и все требования были законны, в том числе и спорный вопрос о прекращении работ перед праздниками ко времени церковного богослужения. Я же допускаю, что последнее требование не было законно. Я допускаю, что базарные инстинкты взяли верх над духовными, и уже давно заповедь о посвящении субботы богу (хотя бы со всенощного бдения) отменена другой, гласящей, что суббота – время чистки машин на фабриках.Спорить не будем против законности господствующего инстинкта, но не откажем виноватым в снисхождении за увлечение святыми, но отживающими в сознании хозяев идеалами.
Обвинение вменяет в вину изобличенным подсудимым их тоску по церкви. Отгоняемые от церкви, они, преданные страсти, разбивают кабаки. Вас поразит дерзость буянов, вторгающихся в чужие помещения, и хозяйничанье их за чужим вином. Да, перед чужою дверью чувство деликатности и врожденное признание святости чужого очага сдерживают всякого человека с непреступно направленной или неиспорченной совестью. Но в том-то и беда, что здесь для этого чувства не было места.Разбивались кабаки, ютящиеся около той же фабрики, где жили обвиняемые. А что такое кабак в жизни большинства наших фабричных? Это его клуб, его кабинет. Здесь он оставляет весь свой заработок, остающийся от необходимых домашних затрат. Кабаку нужны не трезвые и сдержанные: его друзья – буйные и безвольные гуляки.
Судя этих людей, вы должны, по требованию закона и справедливости, принять во внимание нравственные качества их, как ту силу, которая противостоит преступным соблазнам всякого рода. Вечный визг махового колеса, адский шум машины и пыхтение паровика, передающего свою силу десятку тысяч станков, около которых ютятся как мало значащие винтики рабочие люди… Титаническая сила – машина блестит чистотой и изяществом своих частей, к ней прикованы забота и любовь домовладыки; и только они, легко заменимые в случае порчи, винтики, чужды любви и внимания.Это ли условие подъема личности? Кое-где виднеется церковь, одна-две школы, а ближе и дальше – десятки кабаков и притонов разгула. Это ли здоровое условие нравственного роста?
Пожалеем его. Обессиленные физическим трудом, с обмершими от бездействия духовными силами, они, тем не менее, сами должны искать путь и находить признаки правового и неправового направления.Справедливо ли требовать от них той выдержки, какую мы носим в наших грудях?..
III. Чудные часы предстоит пережить вам, господа судьи. Вы можете при свете милосердия и закона избавить от кар неповинного и ослабить узы несчастных, виноватых не столько злой волей, сколько нерадостными условиями своей жизни. Будьте снисходительны!
Правда, не велика разница для рабочего между неволей по закону и неволей нужды, приковывающей всю его жизнь, все его духовные интересы к станку, бесстрастно трепещущему перед его глазами.
Но пусть из их груди, чуткой ко всякой правде, им дарованной, дорожащей всякою крупицей внимания со стороны вашей, вырвутся благодарные клики, обращенные к тому, чьим именем творится суд на Руси, клики, какие, правда, по иным побуждениям вырывались из груди гладиаторов Рима.
Структура речи Коммуникативная цель Способы, методы, приемы Текст речи
I.
Вступление Установить контакт с составом суда.
Активизировать внимание судей и присяжных заседателей.
Психологически подготовить их к восприятию речи. Нет традиционного обращения к судьям и присяжным, (т.к. выступает не первый, а продолжает речь предыдущих).
Вместо этого прием «внезапности»: прошение о снисходительности и призыв потратить свое время на доподлинное выяснение всех обстоятельств, т.к. это профессиональный долг.
Использование сравнений (противопоставлений) – эмоциональное воздействие на слушателей.
Использование противопоставлений – «прием выбора, ответственности».
Использование эпитета (выразительно-экспрессивная окраска речи)
Моя недлинная речь будет посвящена просьбе о снисходительном отношении к обвиняемым.
Время, которое вы отдадите вниманию к моему слову – это лучшее употребление его.
…лишний потраченный час судейского времени – ваш долг, даже если бы слово мое оказалось излишним…
не зараженный гурт – а люди…
средства, рекомендуемые ветеринарией и санитарами – почтенное судилище.
Быть свободными – картины тюремной жизни, представления о безлюдных пустынях и, может быть, о зараженном миазмами воздухе отдаленных стран ссылки.
почтенное судилище
II.
Основная часть Изложение фактических обстоятельств дела.
Анализ собранных по делу доказательств.
Характеристика «лица» подсудимого.
Выявление причин совершения преступления.
Представление соображений по мере наказания. Выделен субъект преступления – толпа, само «деяние».
Развитие и уточнение тезиса.
Приведение аргументов.
Приведение смягчающего обстоятельства.
Иллюстрация своего мнения.
Воздействие на аудиторию: использование глаголов в повелительном наклонении.
Использование риторических вопросов – «как средство установления диалога с аудиторией».
Эмоциональное воздействие – придача речи возвышенности, патетики:
использование устаревшей лексики;
частое повторение
«ключевых» слов;
использование оксюморона
использование эмоционально-окрашенного предложения.
использование
противопоставлений (антонимов) – «цепляющий элемент» Совершено деяние беззаконное и нетерпимое, – преступником была толпа.
Здесь вам доказывали, что не было стачки. А если была?
Доказывали, что и все требования были законны, в том числе и спорный вопрос о прекращении работ перед праздниками ко времени церковного богослужения. Я же допускаю, что последнее требование не было законно.
А судят не толпу, а несколько десятков лиц, замеченных в толпе.
Но в том-то и беда, что здесь для этого чувства не было места.Разбивались кабаки, ютящиеся около той же фабрики, где жили обвиняемые. А что такое кабак в жизни большинства наших фабричных? Это его клуб, его кабинет. Здесь он оставляет весь свой заработок, остающийся от необходимых домашних затрат. Кабаку нужны не трезвые и сдержанные: его друзья – буйные и безвольные гуляки.
…находясь в толпе, отдельная личность теряет контроль.
Толпа – здание, лица – кирпичи. Из одних и тех же кирпичей создается и храм богу, и тюрьма – жилище отверженных.
В толпе богомольцев всегда ютятся и карманники.
Подумайте над этим явлением…
Вы должны принять во внимание…
Это ли условие подъема личности?
Это ли здоровое условие нравственного роста?
кара, богослужение, очи,
толпа – фабрика – рабочие – отдельные лица.
…она (толпа) страшна даже, когда одушевлена добром.
будьте снисходительны!
толпа, скопище – отдельные лица; храм богу – тюрьма;
склоняете колена – бежите с ужасом;
не говорит и не плачет – а галдит и мычит;
богомольцы – карманники;
базарные – духовные инстинкты;
трезвые, сдержанные – буйные, безвольные.
III. Заключение Подведение итога всему сказанному. Обращение к присяжным с мыслью о справедливом приговоре.
Использование тропов: метафора.
Использование комплиментов. Чудные часы предстоит пережить вам, господа судьи.
Будьте снисходительны!
Чудные часы
…благодарные клики, обращенные к тому, чьим именем творится суд на Руси