Задачами профилактики являются:
*а) укрепление здоровья здоровых
*б) профилактика заболеваемости и травматизма
*в) профилактика прогрессирования болезней
*г) увеличение продолжительности активной жизни

2. Первичная профилактика направлена на:
*а) сохранение и развитие условий, способствующих здоровью населения
*б) предупреждение неблагоприятного влияния факторов внешней среды и условий жизни на отдельного человека, группу лиц и населения в целом
в) возможно раннее выявление отклонений в жизнедеятельности организма

3. Показателями оценки первичной профилактики являются:
а) динамика первичной заболеваемости хроническими болезнями
б) снижение частоты острых и хронических заболеваний
*в) увеличение частоты здоровых лиц в популяции

4. Вторичная профилактика направлена:
*а) на возможно раннее выявление отклонений в жизнедеятельности организма
б) на снижение частоты осложнений заболеваний и летальности
в) на снижение первичной заболеваемости

5. Вторичная профилактика оценивается по:
а) увеличению частоты здоровых лиц в популяции
*б) динамике первичной заболеваемости
в) снижению летальности
г) динамике инвалидности и смертности

6. Третичная профилактика направлена на:
а) возможно раннее выявление отклонений в жизнедеятельности организма
*б) предупреждение обострений в течении болезни или перехода относительно легкого заболевания (стадии) в более тяжелое заболевание (или стадию)
*в) снижение частоты и тяжести инвалидности
*г) снижение летальности и смертности

7. Эффективность третичной профилактики оценивается по снижению показателей:
а) первичной заболеваемости
*б) инвалидизации
*в) летальности и смертности
*г) частоты осложнений

8. Скрининг — это:
а) предположительная идентификация нераспознанной болезни или дефектов с помощью тестов, исследований или других процедур
*б) предположительная идентификация нераспознанной болезни или дефектов с помощью тестов, исследований или других процедур, проводимых без большой затраты времени
в) диагностическое (клиническое) обследование, уточняющее стадию заболевания

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Как определяет здоровье ВОЗ?
Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов.

Дайте определение здорового образа жизни?
Здоровый образ жизни — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья.

В чем заключается роль государства в формировании здорового образа жизни?
Характерно, что как поддержка «здорового» поведения, так и препятствие «угрожающему» поведению осуществляются на уровне государства во многом с помощью общих стратегий и мер.

К законодательному регулированию относятся, например, полный запрет на использование наркотических препаратов с немедицинскими целями и уголовная ответственность за их распространение. В отношении ограничения употребления алкоголных напитков и табака к законодательным мерам относятся запрещение продажи несовершеннолетним, ограничение времени и мест продажи, употребления в общественных местах, запрещение рекламы.

Торговая политика, которая позволяет бесконтрольное производство, торговлю и потребление пищевых продуктов с высоким содержанием жиров и сахаров в ущерб фруктам и овощам, противоречит политике здравоохранения, согласно которой рекомендуется потреблять относительно мало продуктов с высоким содержанием жиров и сахаров и употреблять больше фруктов и овощей.

Примерами «поддерживающих» законодательных мер являются следующие: определение требований к производству пищевых продуктов, государственная поддержка физкультуры и спорта, обязательное физическое воспитание в школах. В Великобритании, например, министерство транспорта обязывает местные власти принять политику приоритетности нужд пешеходов и велосипедистов в своей транспортной стратегии и ежегодно оценивает, насколько эта стратегия воплощается в жизнь.

Финансовые меры могут быть ограничительными или поддерживающими. В качестве примеров можно привести повышение акцизов на алкоголь и табачные изделия и, напротив, субсидии сельскохозяйственным производителям; государственное финансирование строительства учреждений физкультуры и спорта, платные парковки для автомобилей, бесплатные для велосипедов и т. д.

Коммуникационные и образовательные стратегии заключаются в разъяснении факторов поведения, способствующих и угрожающих здоровью, с помощью средств массовой информации, в интернете, с помощью информационных материалов, семинаров, дискуссий и т. п. В качестве примера коммуникационной стратегии можно привести портал Минздравсоцразвития России www.takzdorovo.ru.

Необходимо отметить, что эффективность любых информационных материалов для населения должна быть предварительно протестирована с помощью фокус-групп или глубинного интервью в целевых группах.
Какова роль медицинских учреждений в формировании здорового образа жизни?

Меры медицинской поддержки — это оценка индивидуальных факторов риска всех пациентов, обращающихся за медицинской помощью; проведение скрининга населения; консультирование по вопросам изменения поведения; предоставление специализированной помощи людям с алкогольной, никотиновой и наркотической зависимостями, ожирением и т. п. Эти меры должны осуществляться врачами, оказывающими первичную медицинскую помощь, а также специалистами и сотрудниками центров здоровья. Все перечисленные медицинские работники должны пройти соответствующее обучение.

К наблюдению, надзору и контролю относятся меры по обеспечению выполнения требований законодательства, направленного на охрану здоровья населения; мониторинг основных показателей здоровья населения; проведение дополнительных исследований (опросы населения, анализ продаж, контрольные закупки, рассмотрение жалоб населения и т. п.).

Какие службы осуществляют в РФ формирование здорового образа жизни?
СЛУЖБА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (СФЗОЖ) предназначена для повышения уровня санитарной культуры населения, пропаганды принципов здорового образа жизни, проведения оздоровительных мероприятий, способствующих сохранению и укреплению здоровья, повышению работоспособности и активного долголетия людей.

В состав СФЗОЖ входят республиканские, краевые, областные, городские и районные центры здоровья, введенные в номенклатуру учреждений здравоохранения вместо домов сан. просвещения, а также врачебно-физкультурные диспансеры (отделения, кабинеты), косметол. лечебницы (отделения, кабинеты), кабинеты пропаганды здорового образа жизни поликлиник, медсанчастей и др.

Функционально СФЗОЖ связана с физкультурно-оздоровительными и культурно-спортивными комплексами, оздоровительными кооперативами, организациями Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, общества «Знание», Всесоюзного добровольного общества борьбы за трезвость, Советским детским фондом им. В. И. Ленина, Советским фондом милосердия и здоровья.

Перечислите основные методы и формы гигиенического обучения и воспитания населения.
Профилактические мероприятия бывают первичные и вторичные.
Первичные – когда меры профилактики направлены на непосредственную причину заболевания или повреждения у здоровых людей.
При проведении первичной профилактики первостепенной значение приобретает концепция образа жизни, которая и определяет пути предупреждения хронических неинфекционных заболеваний (сердечнососудистых, эндокринных, нервно-психических и т.д.), генез которых во многом связан с курением, злоупотреблением алкоголя, гиподинамией, нерациональным питанием, психоэмоциональными стрессами.
Вторичные профилактические мероприятия проводятся в случаях воздействия на условия и факторы, способствующие развитию уже возникшего у пациента заболевания или повреждения.
Вторичная профилактика – это в основном целевое санитарно-гигиеническое воспитание в том числе индивидуальное или групповое консультирование, обучение пациентов и членов их семей знаниям и навыкам, связанным с конкретным заболеванием или группой заболеваний.
К вторичной профилактике относятся курсы профилактического лечения и целевого оздоровления (ЛФК, массаж, сан-кур лечение и т.д.).
 
И первичные и вторичные меры профилактики направлены на формирование правильного восприятия и отношения к изменившимся возможностям и потребностям организма.
 
Виды медицинских профилактических услуг:
= профилактическое консультирование отдельных пациентов;
= профилактическое консультирование групповое;
= профилактические медицинские осмотры;
= вакцинопрофилактика;
= диспансеризация;
= профилактические оздоровительные услуги (физиотерапевтические, массаж, гимнастика, занятия различными видами физической культуры, сан-кур оздоровление и т д.);
 
Методы и средства гигиенического обучения и воспитания населения
и пропаганда здорового образа жизни:
 
методы средства
Устный Лекция, беседа, совет, дискуссия, час вопросов и ответов, уроки здоровья и т.д.
Печатный Памятки, брошюры, листовки, статьи, доска вопросов и ответов.
Наглядный ТВ, кино, ДВД, слайды, санитарные бюллетени.
смешанный Все средства вместе.
 
Гигиеническое обучение и воспитание, пропаганда здорового образа жизни осуществляется на популяционном уровне с использованием различных форм и методов обучения, не требует значительных физических затрат.
 
Лекция проводится врачами ЛПУ или фельдшерами на объектах (вне ЛПУ). Состав аудитории должен составлять от 10 до 25 человек. Основной акцент в выступлении делается на меры профилактики конкретной  патологии. В лекционном материале исключаются медицинские термины и рекомендации по применению конкретных лекарственных препаратов.
 
Беседы проводятся всеми медицинскими работниками (врачи, фельдшера, акушерки, медсестры). Состав аудитории от 1 человека (индивидуальная) до 5-7 человек (групповая). Темы бесед могут быть самые разнообразные. Беседа предполагает активное участие слушателей.
 
Доска вопросов и ответов – это форма заочных консультаций.
 
Памятка дается пациенту с целью напомнить ему советы по укреплению и сохранению здоровья.
 
Круглый стол, часы вопросов и ответов – это групповая форма работы гигиенического воспитания, основанная на обсуждении конкретных вопросов, связанных с укреплением и охраной здоровья присутствующих, обменом мнениями. В мероприятии принимают участие не только медицинские работники, но и общественные организации (по наркомании, пенсионный фонд и т.д.).
 
Стенная санитарная печать (плакаты, санбюллетени) – это массовое средство санитарного просвещения, которое наглядно, красочно и содержит конкретную информацию.
 
Тематический санитарный альбом – иллюстрированное издание, посвященное конкретной медико-гигиенической теме и имеющее вполне определенного адресата.
 
Демонстрация слайдов, фильмов, ДВД по вопросам здоровья – массовая форма работы гигиенического воспитания, по оптимальным для здоровья стилям жизни и профилактике заболеваний. Целесообразно сочетать с выступлением по соответствующим аспектам укрепления и сохранения здоровья.
 
Массовая оздоровительная компания – проводится к медицинским датам с целью привлечения внимания к конкретной  проблеме. Предполагает участие большого количества человек с привлечением  специалистов общего и узкого профиля.
 
Школы  и клубы здоровья – групповая форма гигиенического воспитания, предполагающая объединение людей для совместной деятельности по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья.
 
Уроки и часы здоровья – групповая форма гигиенического воспитания, основанная на непосредственном общении медицинского работника  (специалиста) с присутствующими.  Такая форма работы наиболее эффективна в общеобразовательных школах, профессиональных училищах и колледжах. При проведении мероприятия используются различные средства гигиенического обучения и воспитания,   практикуется техническое исполнение рекомендаций (освоение навыков), игровая форма (КВН, викторина, сказка и т.д.).

Предложите методы и формы работы школьной медицинской сестры по вопросам полового воспитания школьников 13-14 лет.
Необходимо использовать в половом воспитании различные формы и методы. Это и включение соответствующих сведений в различные учебные предметы, и беседы классного руководителя и специалистов различного профиля с учащимися (школьные психологи, медики, социальные работники, работники правоохранительных органов).

Организационными формами могут быть:

-фрагменты уроков и отдельные уроки в рамках таких учебных предметов, как биология, литература, обществоведение, история; с этой целью необходимо вводить соответствующие изменения в учебные программы, учебники и методические пособия по названным предметам без нарушения общей логики структуры и содержания их как предметов базисного учебного плана;
-факультативные занятия: необходимы учебно-методические комплекты, отвечающие требованиям, которые предъявляются к такого рода материалам, желательно, чтобы на выбор учащихся были предложены различные варианты предметов для факультативного изучения, разработанные разными авторами и авторскими коллективами;
-семинары для родителей; тематика, содержание и организация таких семинаров должны отвечать их запросам;
-консультации, организуемые для учащихся и родителей в специальных центрах.

Какие методы можно выбрать при индивидуальной работе по формированию здорового образа жизни?
Беседы, памятки.

ТЕСТОВЫЕ

Задачами профилактики являются *а) укрепление здоровья здоровых *б) профилактика заболеваемости и травматизма *в) профилактика прогрессирования бол