Найти нетто-ставку по договору страхования ответственности грузоперевозчика, если отношение средней выплаты к средней страховой сумме на один договор составляет 0,3, а вероятность страхового случая равна 0,26.
а) 12%; б) 7,8%; в) 8,3%.
Решение.
Для расчёта нетто-ставки используем формулу:
Тн=РА∙К∙100
где, РА – вероятность страхового случая;
К – коэффициент отношения средней выплаты к средней страховой сумме на один договор.
Тн=0,26∙0,3∙100=7,8%
Ответ: б) 7,8%.
2. Заключён договор страхования ответственности за неисполнение обязательств с лимитом ответственности 5000 у.е. В результате неисполнения договора поставки страхователем по причине смены конституционного строя в стране пребывания его контрагента последнему нанесён ущерб в размере 7000 у.е. В какой сумме будет выплачено страховое возмещение?
а) 5000 у.е.; б) 7000 у.е.; в) 0 у.е.
Решение.
Если страховой случай наступил вследствие гражданской войны, народных волнений всякого рода или забастовок, то страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения.
Ответ: 0 у.е.
3. К судовладельцу, являющемуся страхователем по договору страхования ответственности на морском транспорте, предъявлены следующие иски: за разлив нефти в результате кораблекрушения – 50 тыс. у.е., иск портовой службы – 10 тыс. у.е., по общей аварии – 7 тыс. у.е.. Найти сумму страхового возмещения (в тыс. у.е.), если лимит ответственности по данному договору составляет 70 тыс. у.е.
а) 50; б) 57; в) 60; г) 67; д) 70.
Решение.
Сумма страхового возмещения = 50 +10 + 7 = 67 тыс. у.е.
4. Заключён договор страхования гражданской ответственности авиаперевозчика на случай причинения вреда пассажирам самолёта и перевозимому грузу. Лимит ответственности составляет 10 млн. у.е. Договор заключён 15.08. 2001 г., страховой взнос перечислен 01.09.2001г. 25.08.2001 г. произошёл страховой случай, размер причинённого ущерба – 2 млн. у.е. В каком размере будет выплачено страховое возмещение?
а) 2 млн. у.е.; б) 1 млн. у.е.; в) 0 у.е.
Решение.
Действие страхования может начинаться с 00 часов дня, следующего за днем поступления страховой премии (или первого страхового взноса, если договором страхования предусмотрена уплата страховой премии в рассрочку) на расчетный счет либо в кассу Страховщика. То есть по данному договору, страхование начинает действовать со 02.09.2001. Страховое возмещение выплачено не будет.
Ответ: в) 0 у.е.
5. Заключён договор страхования ответственности грузоперевозчика, без указания даты перевозки. Лимит ответственности по договору равен стоимости груза. В каком размере будет выплачено возмещение при 50%-ном ущербе в результате страхового случая?
а) 100% ущерба; б) 50% ущерба; в) выплаты не будет.
6. Определить сумму страхового возмещения по страхованию автомашины сроком на 1 год. Тарифная ставка 5%, размер базовой страховой премии 500 у.е., предоставлена скидка за длительный стаж вождения в размере 20% с суммы платежа. Износ машины к моменту аварии составляет 15% и учитывается при расчёте страхового возмещения. Безусловная франшиза равна 10% от страховой суммы. Машина застрахована в 100% стоимости и в результате аварии признана не подлежащей восстановлению.
а) 10000 у.е.; б) 6800 у.е.; в) 7500 у.е.
Решение.
Страховая сумма:
СС=5000,05=10 000 у.е.
Размер безусловной франшизы:
Ф=10000∙0,1=1000 у.е.
Страховое возмещение:
СВ=10000∙1-0,15-1000=7500 у.е.
Ответ: сумма страхового возмещения составит 7500 у.е.
7. Владельцу груза приходится выбирать из двух альтернатив: страховать или не страховать перевозимый груз. Риск заключается в том, что возможна катастрофа с вероятностью 0,1, в результате которой груз будет утрачен. Матрица полезности (эффективности) страхования груза:
Решение владельца груза
Катастрофа
(вероятность 0,1) Без катастрофы (вероятность 0,9)
Страховать груз +100 -5
Не страховать груз -95 +5
Полезность исхода определятся владельцем груза следующим образом: если груз застрахован, то в случае его утраты владелец получает страховую компенсацию в размере 100 единиц; если же катастрофы не было, он теряет 5 единиц, потраченных на страховой полис; если же груз не застрахован, в случае катастрофы теряется его стоимость – 95 единиц. При благополучном же исходе владелец может распорядиться суммой 5 единиц, сэкономленной на страховом полисе.
а) страховать груз; б) не страховать груз
Решение.
По правилам теории статистических решений эффективность (полезность) результата при первом решении будет:
100∙0,1+-5∙0,9=5,5
При втором решении:
-95∙0,1+5∙0,9=-5
Владелец груза выберет первое решение – страховать груз, как обеспечивающее наибольший результат.
3.2. ПЕРЕСТРАХОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ РИСКОВ
ТЕСТ
1. Клиентами специализированных перестраховочных организаций являются:
а) только страховщики;
б) страхователи и страховщики;
в) предприятия, которые могут быть охарактеризованы как крупные и опасные страховые риски.
2. Целью перестрахования как способа обеспечения устойчивости страховых операций является:
а) отклонение крупных и опасных рисков;
б) формирование однородного страхового портфеля посредством деления и выравнивания рисков;
в) страховая защита объекта страхования по одному договору несколькими страховщиками; при этом в договоре определяются права и обязанности каждого страховщика.
3. Собственное удержание цедента представляет собой:
а) плату за перестрахование;
б) причитающиеся перестраховщику премии;
в) расходы по ведению договора перестрахования;
г) уровень суммы, в пределах которой страховая компания оставляет на своей ответственности страховой риск.
4. Перестраховщик по договору перестрахования несет ответственность:
а) непосредственно перед клиентом прямого страховщика;
б) только перед прямым страховщиком;
в) вместе с прямым страховщиком перед страхователем.
5. Активное перестрахование заключается в:
а) приёме риска на перестрахование;
б) передаче риска на перестрахование;
в) передаче риска в ретроцессию.
6. Ответственность страховой компании по договору страхования имущества предприятия перестрахована. Кто несет ответственность перед страхователем:
а) страховщик;
б) перестраховщик;
в) страховщик и перестраховщик солидарно.
7. При какой форме перестрахования перестрахователь обязан передать, а перестраховщик обязан принять определенные доли всех рисков портфеля, обозначенных в договоре?
а) факультативной;
б) облигаторной.
8. Бордеро – это:
а) выписка из страхового портфеля страховщика с перечнем передаваемых в перестрахование рисков и оплаченным по этим рискам убыткам;
б) предложение конкретного риска в перестрахование;
в) письменное предложение цедентом риска в перестрахование потенциальному перестраховщику.
9. Перестраховщик отказывает в тантьеме страховщику в случае, если:
а) договор новый, еще не проверенный временем;
б) результаты договора крайне неустойчивы по отдельным годам участия перестраховщика;
в) оба ответа верны.
10. Слип – это:
а) письменный расчет цедентом премии, причитающейся перестраховщику;
б) письменное предложение цедентом риска в перестрахование потенциальному перестраховщику;
в) выписка из страхового портфеля страховщика с перечнем передаваемых в перестрахование рисков и оплаченных по этим рискам убытков.