Контрольная работа
Тема 1. Законы, правила и приёмы общения
Прочитайте речь О.Бендера во время автопробега.
Председатель комиссии по встрече автопробега протянул в своей приветственной речи такую длинную цепь придаточных предложений, что не мог из них выкарабкаться в течение получаса…
Я рад, товарищи, – заявил Остап в ответной речи, – нарушить автомобильной сиреной патриархальную тишину города Удоева. Автомобиль, товарищи, не роскошь, а средство передвижения. Железный конь идёт на смену крестьянской лошадке. Наладим серийное производство советских автомашин. Ударим автопробегом по бездорожью и разгильдяйству. Я кончаю, товарищи. Предварительно закусив, мы продолжим наш далёкий путь.
(И.Ильф, Е.Петров «Золотой телёнок»)
Какие коммуникативные законы не учитывает председатель комиссии по встрече автопробега?
Председатель комиссии по встрече автопробега не учитывает Закон возрастающего нетерпения слушателей. Данный закон формулируется так: чем дольше говорит оратор, тем большее невнимание и нетерпение проявляют слушатели, тем меньше его слушают и больше думают о том, что он явно затянул свою речь и ему пора заканчивать. Эффективная речь должна быть короткой, и лучше, если она не будет выходить за пределы 10 минут. Речь же председателя комиссии длится 30 минут.
Кроме того, оратор не учитывает Закон зависимости результата общения от объема коммуникативных усилий. Данный закон формулируется так: чем больше коммуникативных усилий затрачено, тем выше эффективность общения. В тексте мы видим, как председатель комиссии по встрече автопробега запутался в длинной цепи придаточных предложений (да так, что «не мог из них выкарабкаться в течение получаса»), это свидетельствует о том, что объем приложенных коммуникативных усилий низок, следовательно, и результат общения будет невысоким.
Какие законы в полной мере учитывает в своем выступлении Остап Бендер? Подтвердите это из текста его выступления.
В отличие от председателя комиссии по встрече автопробега, Остап Бендер учитывает в своем выступлении Закон прогрессирующего нетерпения слушателей и Закон зависимости результата общения от объема коммуникативных усилий, поскольку его речь краткая и эффективная. Он затрачивает много коммуникативных усилий, чтобы убедить публику в необходимости и значимости проводимого автопробега. Остап Бендер использует при этом художественно-выразительные средства (в частности, метафоры: «рад нарушить автомобильной сиреной патриархальную тишину», «железный конь»); фразы, ставшие крылатыми («Автомобиль не роскошь, а средство передвижения»); побудительные предложения, помогающие сблизить оратора и аудиторию («Наладим серийное производство советских автомашин», «Ударим автопробегом по бездорожью и разгильдяйству»).
Кроме того, Остап Бендер также учитывает Закон доверия к простым словам. Сущность этого закона (его можно назвать Законом коммуникативной простоты) заключается в следующем: чем проще мысли и слова оратора, тем лучше его понимают и больше ему верят. Остап Бендер в своей речи использует простые, понятные всем фразы («Автомобиль не роскошь, а средство передвижения», «Я кончаю, товарищи», «Предварительно закусив, мы продолжим наш далёкий путь»), которые помогают заинтересовать аудиторию.
2. Если собеседник начинает кричать на нас, нам хочется сказать ему: – Перестаньте кричать! Если он стал говорить тихо, нам хочется сказать: – Говорите громче! Если он начинает командовать, распоряжаться, мы говорим: – А почему вы здесь командуете? Стесняющемуся человеку мы говорим: – Смелее, не стесняйтесь! и т. д. Действие, какого закона проявляется во всех этих случаях?
Во всех этих случаях проявляется действие Закона зеркального развития общения. (Сущность этого закона: собеседник в процессе коммуникации имитирует стиль общения своего собеседника. Это делается человеком автоматически, практически без контроля сознания).
Права ли поговорка «Плохие вести не лежат на месте»? Как вы её понимаете? Какой коммуникативный закон она иллюстрирует?
Поговорка «Плохие вести не лежат на месте» права. Дело в том, что негативная, пугающая людей информация имеет тенденцию к более быстрому распространению, нежели информация позитивного характера. Это связано с повышенным вниманием людей к отрицательным фактам — в силу того, что положительное быстро принимается людьми за норму и перестает обсуждаться. Поговорка очень ярко характеризует эту тенденцию: плохие новости быстрее распространяются. Она иллюстрирует коммуникативный закон – Закон ускоренного распространения негативной информации.
4. Проанализируйте диалог.
Почему ты отвечаешь на вопрос вопросом?
А почему бы мне не отвечать на вопрос вопросом?
Какой коммуникативный закон реализован в данном диалоге? Что отражает подобный ответ собеседника? Как нужно вести себя в подобной ситуации?
В данном диалоге реализован коммуникативный закон – Закон зеркального развития общения. В данном примере ответная реплика отражает, что собеседник в процессе коммуникации имитирует стиль общения своего собеседника. Причем это делается автоматически, практически без контроля сознания. Наиболее быстро и эффективно отзеркаливаются негативные вербальные и невербальные сигналы. Ссора часто «построена» на отзеркаливании. Так, приведенный выше диалог может быть началом ссоры.
Отзеркаливанию можно сопротивляться, и, таким образом, можно предотвратить или ослабить возникший конфликт или скандал. В данной ситуации лучше не отвечать вопросом на вопрос, а разобраться в ситуации, демонстративно снизить громкость, говорить несколько медленнее, чем обычно, говорить тише, увеличить паузы между словами. И тогда собеседник отзеркалит спокойный тон, начнет успокаиваться – и конфликт будет исчерпан.
Воспользуйтесь законом отзеркаливания и вежливо отзеркальте.
1) Рад был с вами познакомиться. – Мне тоже было очень приятно с вами познакомиться.
2) Сегодня с таким трудом добрался до университета. – И я сегодня, как никогда, трудно добирался: сначала не было автобуса, затем мы попали в пробку, а потом пришлось даже бежать, чтобы не опоздать на пару!
3) Мой младший брат совсем отбился от рук. – Вы знаете, с моим племянником та же история! Даже не знаем, что предпринять.
4) Буду рад встретиться с вами ещё. – Я тоже надеюсь на скорую встречу.
5) Надеюсь на долгое сотрудничество. – Мне тоже хотелось бы с вами сотрудничать как можно дольше.
Тема 2. Принципы и правила бесконфликтного общения.
Какими приёмами можно реализовать следующие правила бесконфликтного общения:
Не пытайтесь переделывать вашего собеседника.
(Помните: собеседник всегда прав. Даже если он не прав. Не нужно говорить ему: – Почему вы на меня кричите? – Почему вы со мной в таком тоне разговариваете?)
Пытайтесь преодолеть негативную установку к собеседнику.
(Негативная установка часто беспричинна, человек всегда сложнее того «ярлыка», который ему наклеивается, поэтому: а) не следует доверять чужой оценке – она всегда субъективна, человек может иметь свои причины не любить кого-либо, но вас это может совсем не касаться; б) нужно оценивать собеседника только после разговора).
Произведите максимально приятное внешнее впечатление.
(Следует помнить известную пословицу – «по одежке встречают» – и учитывать следующее:
а) культурная и аккуратная одежда располагает к такому же общению;
б) нужно стараться всегда иметь бодрый, жизнерадостный вид).
Демонстрируйте уважительную манеру общения.
(а) держите уважительную дистанцию, смотрите на собеседника;
б) не говорите слишком громко и самоуверенно;
в) не начинайте необходимый вам разговор сразу, сначала поговорите на общие темы, на темы, интересующие собеседника).
Индивидуализируйте собеседника.
(а) замечайте собеседника среди других людей, отдельно здоровайтесь;
б) чаще называйте собеседника по имени, по имени и отчеству;
в) интересуйтесь его делами, задавайте вопросы о том, как решаются его проблемы;
г) чаще спрашивайте его мнение;
д) вспоминайте его прошлые высказывания, говорите, что он был прав;
е) заинтересованно комментируйте его поведение – «я вижу, вы устали», «мне кажется, вам холодно» и т.д.).
Укрупняйте собеседника.
(а) чаще советуйтесь с собеседником, просите у него совета по тем или иным вопросам;
б) отмечайте его достоинства, говорите ему о них;
в) приписывайте ему положительные черты, которых у него, может быть, и нет;
г) задавайте больше уточняющих вопросов (кроме вопросов, начинающихся с «А почему»);
д) одобряйте его самые незначительные успехи;
е) снижайте себя в глазах собеседника, рассказывайте о своих слабостях, неумении;
ж) намекайте на компетентность собеседника («Вы, конечно, лучше меня знаете, что …»);
з) дайте вашему собеседнику превзойти вас).
Говорите меньше собеседника
(следует меньше говорить самому и больше слушать собеседника, проявляя тем самым заинтересованность к теме разговора и к самому собеседнику).
Не вспоминайте плохое, не упрекайте собеседника.
(а) не вспоминайте негативный совместный опыт («а ты вспомни, как ты …», «у тебя это уже не первый раз» и так далее), вспоминайте только положительный совместный опыт, общие успехи;
б) меньше критикуйте, не делайте замечаний).
Почему в бесконфликтном общении действует правило «не давайте советов, если вас не просят»? Что думают люди о непрошеных советчиках?
Не стоит давать советов, если вас не просят, потому что таким образом происходит непрошенное, как правило, нежелательное вмешательство в дела других людей. О непрошенных советчиках люди могут подумать, что те демонстрируют им свое превосходство в опыте, знаниях, умениях и др., тем самым принижают их. Поэтому, если все же возникает необходимость вмешательства, нужно стараться облечь это в форму заботы («Может быть, стоит поступить следующим образом…», «У меня возникала подобная ситуация…» и т.д.).
Прокомментируйте правило «Не спорьте по мелочам». Приведите пример споров по мелочам из жизни. Почему сразу трудно определить из-за мелочи мы начинаем спорить или это серьёзный вопрос?
Мелочь – ничтожное обстоятельство, пустяк, поэтому она не заслуживает того, чтобы быть причиной спора. Следует преодолевать внутреннее желание спорить; игнорировать уколы в свой адрес; чаще соглашаться с собеседником в непринципиальных вопросах и говорить ему о своем согласии с ним – и тогда вы сможете избежать споров по мелочам и стать мастером бесконфликтного общения.
Спорить по мелочам – слишком ничтожно и мелко. Но, тем не менее, такие споры в нашей жизни случаются. Например, семейный спор о том, кому выбрасывать мусор (спор легко разрешить, договорившись выбрасывать мусор по очереди и составив очередность).
Трудно определить сразу, из-за мелочи мы начинаем спорить или это серьезный вопрос, потому что каждому спорящему, в первую очередь, важно доказать свою правоту и ошибочность суждений собеседника. Поэтому сам предмет спора (порой даже незначительная мелочь, пустяк) отходит поначалу на второй план.
Почему водители, нарушившие правила уличного движения, обращаются к сотруднику ГИБДД «командир»? Разве сотрудники ГИБДД относятся к командному составу? Приведите другие примеры использования людьми подобного приёма.
Нарушивший правила водитель обращается к инспектору ГИБДД «командир» потому, что сразу признает свою вину, а также дает понять, что его положение теперь зависит от инспектора. Обращаясь к инспектору «командир», нарушитель как бы раскаивается в проступке и льстит ему. В данном случае действует народная поговорка «Повинную голову меч не сечет».
Другие примеры использования подобного приёма. Обращение к незнакомому человеку на улице «земляк» используется, чтобы сразу расположить его к себе и далее вести диалог «на равных». Обращение к незнакомой женщине «девушка» (например, чтобы передать деньги за проезд в общественном транспорте), такое обращение ей польстит, так как оно не напоминает о реальном возрасте.
5. Прочитайте текст:
По окончании карточной игры спорили, как водится, довольно громко. Чичиков также спорил, но как-то чрезвычайно искусно, так что все видели, что он спорил, а между тем приятно спорил. Никогда он не говорил «вы пошли», но «вы изволили пойти», «я имел честь покрыть вашу двойку» и тому подобное. Чтобы ещё более согласить в чём-нибудь своих противников, он всякий раз подносил им всем свою серебряную с финифтью табакерку, на дне которой заметили две фиалки, положенные туда для запаха. (Н.В. Гоголь «Мёртвые души»)
Какие правила бесконфликтного общения использует Чичиков?
Чичиков использует следующие правила бесконфликтного общения: он демонстрирует уважительную манеру общения (говорит «вы изволили пойти», а не «вы пошли»), приспосабливается к собеседникам («приятно спорил»), показывает собеседникам, что он «свой» («всякий раз подносил им всем свою серебряную с финифтью табакерку, на дне которой заметили две фиалки, положенные туда для запаха»). Благодаря этим правилам, Чичиков, наравне со всеми, спорит, но спорит «чрезвычайно искусно», «приятно».
Тема 3. Понятие речевого воздействия.
Определите, вербальными, невербальными или и теми и другими средствами речи одновременно пользуются участники диалога:
– Придёшь завтра?
– Приду! (вербальные средства)
– Придёшь завтра?
Кивнул. (невербальные средства)
– Как дела?
– Во! (показал большой палец). (вербальные и невербальные средства)
Прочитайте тексты.
Определите доминирующий способ речевого воздействия в каждой из ситуаций. Присутствуют ли элементы других способов? Какие?
а) Папа, я считаю, что мне пора иметь отдельную комнату. Во-первых, я уже взрослый, и мне неудобно спать с сестрой в одной комнате. Во-вторых, она тоже растёт, ей уже 11 лет, и ей со мной неудобно. В-третьих, я ложусь спать позже, чем сестра.
(Доминирующий способ речевого воздействия – доказывание; присутствуют элементы убеждения).
б) Мама, надо сестрёнку отселить в комнату к бабушке. Мне уже трудно с ней жить – и я уже взрослый, и она быстро растёт. Мы уже друг другу мешаем, начинаем ссориться. Я с бабушкой уже говорил, она вроде не возражает. Поговори, ты ещё с ней, чтобы она согласилась. Давай, а? И папа, я думаю, не будет против.
(Доминирующий способ речевого воздействия – убеждение; присутствуют элементы уговаривания).
в) Слушай, Леночка, мы с родителями решили, что ты сегодня переедешь в комнату к бабушке. Тебе там будет лучше, чем в нашей комнате. Ты ведь уже большая девочка, тебе неудобно со мной в одной комнате. Мы все решили, что так будет лучше. Хорошо, милая?
(Доминирующий способ речевого воздействия – уговаривание; присутствуют элементы внушения).
г) Ленка, сегодня же переедешь к бабушке. Жить будешь теперь там. – Не хочу! – А тебя никто не спрашивает! Мы так с родителями решили.
(Доминирующий способ речевого воздействия – принуждение).
3. Прочитайте диалоги и определите, какие цели общения достигнуты. Можно ли назвать общение эффективным?
А) – Ром, срочно к завтрашнему дню надо выпустить стенгазету, посвящённую празднику.
Вот ещё, почему как газету рисовать, так сразу Рома? Да и не могу, я на футбол сегодня собрался…
Какой футбол…Ты как хочешь, а газета должна висеть завтра в учительской, иначе сам знаешь
А что ты мне можешь сделать…Не буду я рисовать.
Я-то может и ничего, а вот Ольга Александровна…
А мне она ничего про газету не говорила.
А мне говорила…
– Вот и делай её сам, а я на футбол пойду. Пока.
(Информационная цель общения достигнута (собеседник донес до Ромы информацию – «выпустить стенгазету к празднику»), но предметная и коммуникативная цели не достигнуты: собеседник не смог убедить Рому в том, что именно ему нужно срочно сделать стенгазету (предметная цель), а коммуникативное равновесие в итоге нарушено («а что ты мне можешь сделать», «вот и делай её сам, а я на футбол пойду»). Поскольку предметная и коммуникативная цели не достигнуты, общение эффективным назвать нельзя.
Б) Дочь смотрит телевизор, входит мама:
Лена, ты не сходишь в магазин, а то скоро ужин, а хлеба нет…
Ну вот…вечно так, как по телевизору моя любимая передача, так мне то за хлебом надо идти, то ведро выносить, то с собакой гулять…и всё надо…надо…
Конечно, надо ведь в жизни у каждого есть свои обязанности, хотим мы этого или не хотим…Я вот тоже после работы вместо того, чтобы ужин готовить, лучше бы полежала, посмотрела телевизор. Я эту передачу тоже люблю.
Мама, а давай её досмотрим вместе, а потом я быстренько в магазин сбегаю и помогу приготовить тебе ужин! Как тебе моё предложение.
Принимается.
(В данном примере все цели общения достигнуты: информационная (мама смогла пояснить дочери необходимость обязанностей в семье), предметная (ей удалось изменить отношение дочери к обязанностям в семье) и коммуникативная (в итоге маме и дочке удалось прийти к компромиссу, договориться о помощи друг другу). Следовательно, данное общение можно назвать эффективным.
В) (Мальчик кричит из окна другу в доме напротив)
Серёга! Серёга!
А?
Что