Вариант 7
ОГЛАВЛЕНИЕ
TOC o “1-1” u 1. Дать полную логическую характеристику понятий PAGEREF _Toc418591168 h 3
2. Определить вид отношений между понятиями по объёму и изобразить при помощи круговых схем PAGEREF _Toc418591169 h 4
3. Обобщить и ограничить понятия PAGEREF _Toc418591170 h 5
4. Провести деление понятия по произвольно выбранному основанию PAGEREF _Toc418591171 h 6
5. Проверить правильность деления; в неправильном делении указать, какое правило нарушено PAGEREF _Toc418591172 h 7
6. Дать определение следующим понятиям PAGEREF _Toc418591173 h 7
7. Установить правильность следующих определений; в неправильном определении указать, какое правило нарушено PAGEREF _Toc418591174 h 8
8. В приведённых суждениях найти S, P, связку и кванторное слово, если оно есть; указать качество и количество суждений; привести схемы суждений PAGEREF _Toc418591175 h 9
9. Определить вид суждения, распределённость S и P. Выразить отношение между S и P при помощи круговых схем PAGEREF _Toc418591176 h 9
10. Установить вид сложного суждения, указать его составные части, записать суждение с помощью символов PAGEREF _Toc418591177 h 10
11. Определить, в каком из суждений нарушен закон достаточного основания PAGEREF _Toc418591178 h 11
12. Выяснить могут ли быть одновременно истинными следующие суждения PAGEREF _Toc418591179 h 12
13. Выяснить могут ли быть одновременно ложными следующие суждения PAGEREF _Toc418591180 h 12
14. Сделать полный разбор силлогизма: указать заключение, большую посылку, меньшую посылку, больший термин, средний термин, меньший термин, фигуру силлогизма и модус PAGEREF _Toc418591181 h 13
15. Сделать вывод из посылок и проверить правильность силлогизма PAGEREF _Toc418591182 h 15
16. Построить умозаключение по отрицающему модусу и по утверждающему модусу, привести их символическую запись PAGEREF _Toc418591183 h 18
17. Восстановить до полного силлогизма энтимему PAGEREF _Toc418591184 h 20
18. Осуществить непосредственное умозаключение путём обращения, превращения, противопоставления PAGEREF _Toc418591185 h 21
Список литературы PAGEREF _Toc418591186 h 23
1. Дать полную логическую характеристику понятий:
архипелаг, красный флаг, карта города, небрежность.
Ответ:
Понятие – форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках. Объём понятия – совокупность предметов, которая мыслится в понятии. Содержание понятия – совокупность существенных признаков одноэлементного класса или класса однородных предметов, отраженных в этом понятии.
Архипелаг.
Логическая характеристика по объёму: общее (фиксируется некоторый класс предметов), регистрирующее (объем может быть подсчитан). Логическая характеристика по содержанию: конкретное (фиксируются признаки, отражающие предмет как целостность), собирательное (мыслится класс предметов как целое, где целому приписываются такие свойства, которые отсутствуют у отдельных элементов), безотносительное (может мыслиться без своей противоположности), положительное (фиксирует наличие у предмета конкретных существенных признаков).
Красный флаг.
Логическая характеристика по объёму: общее, нерегистрирующее (объем не может быть подсчитан в принципе). Логическая характеристика по содержанию: конкретное, разделительное (мыслится как элемент некоторого класса), безотносительное, положительное.
Карта города.
Логическая характеристика по объёму: общее, нерегистрирующее. Логическая характеристика по содержанию: конкретное, разделительное, безотносительное, положительное.
Небрежность.
Логическая характеристика по объёму: общее. Логическая характеристика по содержанию: абстрактное (отражает свойства или качества предмета, без предмета не существующие), разделительное, относительное (не может мыслиться без своей противоположности – «аккуратность»), отрицательное (фиксирует отсутствие у предмета конкретных существенных признаков – «отсутствие аккуратности»).
2. Определить вид отношений между понятиями по объёму и изобразить при помощи круговых схем:
1) верующий, православный, католик, европеец;
Ответ:
Зададим переменные: верующий – А, православный – В, католик – С, европеец – D. Понятия все между собой сравнимые, поскольку это все люди. А также все совместимы. Понятия В и С соподчинены понятию А: Все В есть А, Все С есть А, Ни один В не есть С, Ни один С не есть В. Понятие D находится в отношении пересечения с любым другим: Некоторые D есть А, Некоторые D есть В, Некоторые D есть С, Некоторые А есть D, Некоторые В есть D, Некоторые С есть D.
А В
D
С
2) принципиальность, беспринципность;
Ответ:
Зададим переменные: принципиальность – А, беспринципность – В (¬А). Отношение сравнимости, несовместимости, противоречия.
А В(¬А)
3) глава фирмы, президент, глава государства;
Ответ:
Зададим переменные: глава фирмы – А, президент – В, глава государства – С. Понятия все между собой сравнимые, поскольку это все люди. Понтия А и С не совместимы (в данном случае): Ни один А не есть С, Ни один С не есть А. Понятия А и В – отношение пересечения: Некоторые А есть В, Некоторые В есть А. Понятия В и С – также отношение пересечения: Некоторые В есть С, Некоторые С есть В.
А В С
4) шарф, аксессуар, сумка.
Ответ:
Зададим переменные: шарф – А, аксессуар – В, сумка – С. Все понятия сравнимы. Аксессуар означает предмет необязательный. Но и шарф, и сумка могут выступать в качестве обязательного предмета, когда они не суть украшение, дополнение, а необходимы, например, шарф в качестве головного убора, или сумка в качестве предмета для переноса вещей и т.п. Поэтому понятия А и С находятся с понятием В в пересечении: Некоторые А есть В, Некоторые В есть А, Некоторые В есть С, Некоторые С есть В. Понятия А и С не совместимы: Ни один А не есть С, Ни один С не есть А.
А В С
3. Обобщить и ограничить понятия:
дирижер, понятие.
Ответ:
Обобщение – логическая операция перехода от видового понятия к родовому. Ограничение понятия – логическая операция перехода от родового понятия к видовому.
Дирижер.
Обобщение. Дирижер → музыкальный руководитель…
Ограничение. Дирижер → дирижер симфонического оркестра…
Понятие.
Обобщение. Понятие → форма мышления…
Ограничение. Понятие → единичное понятие…
4. Провести деление понятия по произвольно выбранному основанию:
угол, сказочный герой.
Ответ:
Деление понятия – это логическая операция, позволяющая с помощью избранного основания деления (признака, по которому осуществляется деление) распределить объем делимого понятия (множество) на ряд членов деления (подмножеств).
Угол. На основании величины градуса все углы (А) делятся на прямые (В), острые (С) и тупые (D). (Деление по видообразующему признаку.)
А
В С D
Сказочный герой. На основании принадлежности к силам добра или зла любого сказочного героя (А) можно отнести либо к положительному (В), либо к отрицательному (¬В). (Дихотомическое деление.) А
В ¬В
5. Проверить правильность деления; в неправильном делении указать, какое правило нарушено:
1) Страны делятся на развитые и развивающиеся. 2) Дома делятся на деревянные, кирпичные, блочные и высотные.
Ответ:
Правила деления: 1) требование соразмерности; 2) требование одного основания; 3) требование исключения членов деления друг другом; 4) требование последовательности.
1) Страны делятся на развитые и развивающиеся.
Делимое – «страны», члены деления – «развитые», «развивающиеся». Основание деления – «степень развития страны». Деление с нарушением правила соразмерности. Объем делимого и членов деления не совпадает, ошибка – «неполное деление», не достает «отсталых» стран.
2) Дома делятся на деревянные, кирпичные, блочные и высотные.
Делимое – «дома», члены деления – «деревянные», «кирпичные», «блочные», «высотные». Основание деления – 1) «материал изготовления», 2) «способ строительства», 3) «этажность». Деление с нарушением правила «требования одного основания».
6. Дать определение следующим понятиям:
прибавочная стоимость, финансы, кризис, аргумент.
Ответ:
Определение (дефиниция) (от лат. Definitio – определение) понятия – логическая операция раскрытия содержания понятия или значения термина.
Прибавочная стоимость – разница между созданной в процессе труда новой стоимостью товара и стоимостью рабочей силы, которая была использована для создания этой новой стоимости.
Финансы – совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Кризис – переломное состояние, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными.
Аргумент – утверждение, приводимые в доказательство другого утверждения.
7. Установить правильность следующих определений; в неправильном определении указать, какое правило нарушено:
1) Культура – это совокупность артефактов.
2) Антибиотик – вещество микробного, животного или растительного происхождения, способное подавлять рост микроорганизмов или вызывать их гибель.
Ответ:
Правила определения: 1) определение должно быть соразмерно (типичные ошибки: «широкое», «узкое», «перекрещивающееся»), 2) определение не должно содержать круга (типичные ошибки: «круг», «тавтология»), 3) определение должно быть ясным (типичные ошибки: «определение неизвестного через неизвестное», «подмена определения метафорой», «громоздкое определение»), 4) определение не должно быть отрицательным (типичная ошибка: «отрицательное определение»).
1) Культура – это совокупность артефактов. Определяемое (Dfd) – «культура», определяющее (Dfn) – «совокупность артефактов». Объемы Dfd и Dfn не совпадают. Нарушено правило ясности. Ошибки – «определение неизвестного через неизвестное», «подмена определения метафорой».
2) Антибиотик – вещество микробного, животного или растительного происхождения, способное подавлять рост микроорганизмов или вызывать их гибель. Определение правильное.
8. В приведённых суждениях найти S, P, связку и кванторное слово, если оно есть; указать качество и количество суждений; привести схемы суждений:
1) Все слоны имеют большую массу тела.
2) Некоторые комары не являются малярийными.
Ответ:
Суждение – форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о существовании предметов, связях между предметом и его свойствами или об отношениях между предметами.
1) Все слоны имеют большую массу тела.
S, субъект (предмет мысли), – «слоны»;
Р, предикат (свойство предмета мысли), – «имеют большую массу тела»;
Качество: связка отсутствует, подразумевается утверждение.
Количество: кванторное слово – «все», что означает целое.
Схема суждения: Все S есть Р.
2) Некоторые комары не являются малярийными.
S, субъект (предмет мысли), – «комары»;
Р, предикат (свойство предмета мысли), – «малярийные»;
Качество: связка выражена частицей «не», подразумевается отрицание.
Количество: кванторное слово – «некоторые», что означает часть.
Схема суждения: Некоторые S не есть Р.
9. Определить вид суждения, распределённость S и P. Выразить отношение между S и P при помощи круговых схем:
1) Многие из нас легко решают такие задачи. 2) Некоторые охотники являются браконьерами.
Ответ:
1) Многие из нас легко решают такие задачи.
S, субъект (предмет мысли), – «люди»;
Р, предикат (свойство предмета мысли), – «легко решают такие задачи»;
Связка отсутствует, подразумевается утверждение.
Кванторное слово – «многие», что означает часть.
Данное суждение вида I, частноутвердительное: Некоторые S есть Р.
Субъект взят в части объема – не распределен, предикат также взят в части объема – не распределен: Sˉ, Pˉ.
Схема отношения объемов терминов:
Sˉ Pˉ
2) Некоторые охотники являются браконьерами.
S, субъект (предмет мысли), – «охотники»;
Р, предикат (свойство предмета мысли), – «браконьеры»;
Связка отсутствует, подразумевается утверждение.
Кванторное слово – «некоторые», что означает часть.
Кванторное слово – «многие», что означает часть.
Данное суждение вида I, частноутвердительное: Некоторые S есть Р.
Субъект взят в части объема – не распределен, предикат также взят в части объема – не распределен: Sˉ, Pˉ.
Схема отношения объемов терминов:
Sˉ Pˉ
10. Установить вид сложного суждения, указать его составные части, записать суждение с помощью символов:
«Когда поют солдаты, спокойно дети спят».
Ответ:
Сложные суждения образуются из простых с помощью логических связок: конъюнкции, дизъюнкции, строгой дизъюнкции, импликации, эквиваленции и отрицания.
Простые суждения: p – «солдаты поют»; q – «дети спят».
Символическая запись высказывания: p → q. Суждение импликативное. Основание (антецедент) – ««p – «солдаты поют»», следствие (консеквент) – ««q – «дети спят»».
11. Определить, в каком из суждений нарушен закон достаточного основания:
1) Данная дипломная работа не является оригинальной, так как в ней нет новизны.
2) Он не пришёл вовремя на занятия, так как опоздал на автобус.
Ответ:
Закон достаточного основания введенв логику Г. Лейбницем (1646-1716): «В процессе познания можно принимать то или иное суждение, высказывание за истину лишь на достаточном основании».
1) Данное высказывание не нарушает указанный закон. Отсутствие новизны означает и отсутствие оригинальности, по определению: ведь в понятие «оригинальность» входит и понятие «новизна» в качестве непохожести со всем тем, что есть или было.
2) «Опоздание на автобус» – причина не достаточная для того, чтобы посчитать «опоздание на занятия» имеющими вескую причину. Но с физической точки зрения, с точки зрения времени, необходимого, чтобы вовремя явиться на занятия, с этой точки зрения вполне убедительная причина.
12. Выяснить могут ли быть одновременно истинными следующие суждения:
1) «Все мальчишки – хулиганы» и «Некоторые мальчишки не являются хулиганами».
Ответ:
«Все мальчишки – хулиганы». Суждение вида А, общеутвердительное: Все S есть Р: Все мальчишки (S) есть хулиганы (Р).
«Некоторые мальчишки не являются хулиганами». Суждение вида O, частноотрицательное: Некоторые S не есть Р: Некоторые мальчишки (S) не являются хулиганами (Р).
Суждения видов А и О являются противоречащими, а противоречащие суждения, согласно закону исключения третьего, одновременно не могут быть ни истинными, ни ложными.
2) «Ни один музыкант не является талантливым» и «Все музыканты талантливы».
Ответ:
«Ни один музыкант не является талантливым». Суждение вида E, общеотрицательное: Ни один S не есть Р: Ни один музыкант (S) не есть талантлив (Р).
«Все музыканты талантливы». Суждение вида А, общеутвердительное: Все S есть Р: Все музыканты (S) есть талантливы (Р).
Суждения видов Е и А являются противоположными, а противоположными суждения, согласно закону непротиворечия, одновременно не могут быть истинными: если одно из них истинно, то другое ложно.
13. Выяснить могут ли быть одновременно ложными следующие суждения:
1) «Многие люди не являются аполитичными» и «Некоторые люди обнаруживают интерес к политике».
Ответ:
«Многие люди не являются аполитичными». Суждение вида O, частноотрицательное: Некоторые S не есть Р: Некоторые люди (S) не есть аполитичны (Р).
«Некоторые люди обнаруживают интерес к политике». Суждение вида I, частноутвердительное: Некоторые S есть Р: Некоторые люди (S) обнаруживают интерес к политике (Р).
Предикаты приведенных суждений суть одно и то же, но с разным значением. «Аполитичность» суть «не обнаруживают интереса к политике». В результате мы имеем два суждения с одним количеством и одним качеством. И то, и другое суждение может быть получено при помощи логической операции превращения. Смысл в них один и тот же. Поэтому рассматривать их как могущих быть одновременно в разном значении истинности не представляется возможным. Если же коротко ответить на поставленный вопрос, то: нет, одновременно ложными данные суждения быть не могут.
2) «Праздник удался на славу» и «Нельзя сказать, что праздник удался на славу».
Ответ:
«Праздник удался на славу». Суждение вида А, общеутвердительное: Все S есть Р: Праздник (S) есть удавшийся на славу (Р).
Следующее суждение «Нельзя сказать, что праздник удался на славу» суть отрицание первого: не-А, то есть суждение вида О: Некоторые S не есть Р: Частично праздник (S) не есть удавшийся на славу (Р).
Противоречащие суждения не могут быть одновременно ложными.
14. Сделать полный разбор силлогизма: указать заключение, большую посылку, меньшую посылку, больший термин, средний термин, меньший термин, фигуру силлогизма и модус:
1) Ни один бык не любит одежду красного цвета.
Все блондинки любят одежду красного цвета.
Ни одна блондинка не бык
2) Все пауки насекомые.
Пауки-птицееды – пауки.
Пауки-птицееды – насекомые.
Ответ:
1)
Ни один бык (Р) не любит одежду красного цвета (М).
Все блондинки (S) любят одежду красного цвета (М).
Ни одна блондинка (S) не бык (Р).
Субъект (S) – «блондинка».
Предикат (P) – «бык».
Средний термин (М) – «любит одежду красного цвета».
Большая посылка – «Ни один бык (Р) не любит одежду красного цвета (М)». Суждение вида E – общеотрицательное: Ни один S не есть Р.
Меньшая посылка – «Все блондинки (S) любят одежду красного цвета (М)». Суждение вида А – общеутвердительное: Все S есть Р.
Заключение – «Ни одна блондинка (S) не бык (Р)». Суждение вида E – общеотрицательное: Ни один S не есть Р.
Термины в посылках и заключении идентичны.
Схема умозаключения:
Ни один Р не есть М
Все S есть М
По положению среднего термина в посылках определяем фигуру: II фигура. Модус силлогизма ЕАЕ (Cesare). Данный модус ЕАЕ является правильным модусом II фигуры силлогизма.
2)
Все пауки (М) насекомые (Р).
Пауки-птицееды (S) – пауки (М).
Пауки-птицееды (S) – насекомые (Р).
Субъект (S) – «пауки-птицееды».
Предикат (P) – «насекомые».
Средний термин (М) – «пауки».
Большая посылка – «Все пауки (М) насекомые (Р)». Суждение вида А – общеутвердительное: Все S есть Р.
Меньшая посылка – «Пауки-птицееды (S) – пауки (М)». Суждение вида А – общеутвердительное: Все S есть Р.
Заключение – «Пауки-птицееды (S) – насекомые (Р)». Суждение вида А – общеутвердительное: Все S есть Р.
Термины в посылках и заключении идентичны.
Схема умозаключения:
Все М есть Р
Все S есть М
По положению среднего термина в посылках определяем фигуру: I фигура. Модус силлогизма ААА (Barbara). Данный модус ААА является правильным модусом I фигуры силлогизма.
15. Сделать вывод из посылок и проверить правильность силлогизма:
1) Все присутствующие на конференции – преподаватели.
Некоторые преподаватели знают английский язык.
Следовательно, …
2) Все революционеры – идейные люди.
Я идейный человек.
Следовательно, …
Ответ:
1)
Все присутствующие на конференции (Р) – преподаватели (М).
Некоторые преподаватели (М) знают английский язык (S).
Некоторые из людей, знающих английский язык (S), присутствуют на конференции (Р).
«Люди, знающие английский язык» – субъект (S), «присутствуют на конференции» – предикат (Р), «преподаватели» – средний термин (М).
Термины в посылках и заключении идентичны.
Схема умозаключения:
Все Р есть М
Некоторые М есть S
Некоторые S есть Р
По положению среднего термина в посылках определяем фигуру: IV фигура. Модус силлогизма АII.
Проверка:
Все Р⁺ есть Мˉ
Некоторые Мˉ есть Sˉ
Некоторые Sˉесть Pˉ
Проверка правил терминов:
1. В каждом силлогизме должно быть только три термина. – Соблюдено.
2. Средний термин должен быть распределен, по крайней мере, в одной из посылок. – Нарушено.
3. Термин распределен в заключении, если и только если он распределен в посылках. – Соблюдено.
Проверка правил посылок:
4. Из двух отрицательных посылок нельзя сделать никакого заключения. – Соблюдено.
5. Если одна из посылок отрицательная, то и заключение должно быть отрицательным. – Соблюдено.
6. Из двух частных посылок нельзя сделать заключение. – Соблюдено.
7. Если одна из посылок частная, то и заключение должно быть частным. – Соблюдено.
Проверка правила фигур:
IV фигура. Если большая посылка утвердительная, то меньшая посылка должна быть общей. – Нарушено.
Вывод не следует с необходимостью, поскольку нарушены правила построения ПКС.
2)
Все революционеры (Р) – идейные люди (М).
Я (S) идейный человек (М).
Следовательно, я (S) революционер (Р).
«Я» – субъект (S), «революционер» – предикат (Р), «идейный человек» – средний термин (М).
Термины в посылках и заключении идентичны.
Схема умозаключения:
Все Р есть М
Все S есть М
Все S есть Р
По положению среднего термина в посылках определяем фигуру: II фигура. Модус силлогизма ААА.
Проверка:
Все Р⁺ есть Мˉ
Все S ⁺ есть Мˉ
Все S⁺ есть Pˉ
Проверка правил терминов:
1. В каждом силлогизме должно быть только три термина. – Соблюдено.
2. Средний термин должен быть распределен, по крайней мере, в одной из посылок. – Нарушено.
3. Термин распределен в заключении, если и только если он распределен в посылках. – Соблюдено.
Проверка правил посылок:
4. Из двух отрицательных посылок нельзя сделать никакого заключения. – Соблюдено.
5. Если одна из посылок отрицательная, то и заключение должно быть отрицательным. – Соблюдено.
6. Из двух частных посылок нельзя сделать заключение. – Соблюдено.
7. Если одна из посылок частная, то и заключение должно быть частным. – Соблюдено.
Проверка правила фигур:
II фигура. Большая посылка должна быть общей и одна из посылок, а также заключение – отрицательными. – Нарушено.
Вывод не следует с необходимостью, поскольку нарушены правила построения ПКС.
16. Построить умозаключение по отрицающему модусу и по утверждающему модусу, привести их символическую запись:
«Если получить диплом с отличием, то можно получить высокооплачиваемую работу».
Ответ:
Условно-категорическим умозаключением называется умозаключение, в котором одна посылка – условное суждение, а другая – категорическое. Условно-категорические умозаключения имеют два правильных модуса и два вероятностных (неправильных).
Правильные:
1. Утверждающий модус (modus ponens) условно-категорического умозаключения: можно строить достоверные умозаключения от утверждения основания к утверждению следствия.
Формула: ((а → b) ʌ a) → b.
Умозаключение из данной нам посылки будет следующим:
Если получить диплом с отличием (а), то можно получить высокооплачиваемую работу (b). Диплом с отличием получен (а). Значит, можно получить высокооплачиваемую работу (b).
2. Отрицающий модус (modus tollens) условно-категорического умозаключения: можно строить достоверные умозаключения от отрицания следствия к отрицанию основания.
Формула: ((а → b) ʌ ¬b) → ¬а.
Умозаключение из данной нам посылки будет следующим:
Если получить диплом с отличием (а), то можно получить высокооплачиваемую работу (b). Получить высокооплачиваемую работу не возможно (¬b). Следовательно, диплом с отличием не получен (¬а).
17. Восстановить до полного силлогизма энтимему:
«Это умозаключение индуктивное, так как оно носит вероятностный характер».
Ответ:
Сокращенный категорический силлогизм, когда отсутствуют либо заключение, либо одна из посылок, называется энтимемой.
Перефразируем высказывания для выявления терминов: Это умозаключение носит вероятностный характер, значит, это умозаключение суть индуктивное.
Согласно правилам построения силлогизма, в частности, о том, что в заключении отсутствует средний термин:
Субъект, предмет мысли (S), – «это умозаключение».
Предикат, свойство предмета мысли (P), – «индуктивное».
Средний термин, связывающий посылки, отсутствующий в заключении (М), – «носит вероятностный характер».
Большая посылка (в которой находится предикат) – отсутствует.
Меньшая посылка (в которой находится субъект) – «Это умозаключение носит вероятностный характер».
Заключение (где субъект суть предмет нашей мысли, а предикат суть свойство предмета мысли) – «это умозаключение суть индуктивное».
Восстановленный силлогизм:
Умозаключение индуктивное (Р) носит вероятностный характер (М).
Это умозаключение (S) носит вероятностный характер (М).
Это умозаключение (S) суть индуктивное (Р).
Вывод не следует с необходимостью, поскольку средний термин не распределен ни в одной из посылок. Также нарушены правила фигур силлогизма: при фигуре II одна из посылок, а также заключение – отрицательные.
Можно восстановить энтимему согласно утверждающий модусу условно-категорического умозаключения по формуле ((а → b) ʌ a) → b.
«Если умозаключение носит вероятностный характер (а), такое умозаключение индуктивное (b). Это умозаключение носит вероятностный характер (а). Это умозаключение суть индуктивное (b).
18. Осуществить непосредственное умозаключение путём обращения, превращения, противопоставления:
«И слоны бывают неверны».
Ответ:
Так как исходное (преобразуемое) суждение рассматривается как посылка, а суждение, полученное в результате преобразования, – как заключение, умозаключения, построенные посредством преобразования суждений, называются непосредственными.
В данном высказывании отрицается свойство «верности» у части слонов.
Субъект посылки – «слоны» (S), предикат посылки – «верны» (Р). Суждение вида О, частноотрицательное, Некоторые S не есть Р: Некоторые слоны (Sˉ) не есть верны (Р⁺).
Закономерность превращения:
(о) Некоторые Sˉ не есть Р⁺
(i) Некоторые Sˉ есть не-Рˉ
Выражение на естественном языке:
Некоторые слоны не есть верны. (Бывают слоны, которые не есть верны)
Некоторые слоны есть неверны. (Бывают слоны, которые есть неверны)
Закономерность обращения:
(о) Некоторые Sˉ не есть Р⁺
Частноотрицательные суждения логической операции обращения не подлежат.
Закономерность противопоставления предикату:
(о) Некоторые Sˉ не есть Р⁺
(i) Некоторые не-Рˉ есть Sˉ
Выражение на естественном языке:
Некоторые слоны не есть верны.
Среди неверных существ есть и слоны.
Закономерность противопоставления субъекту:
(о) Некоторые Sˉ не есть Р⁺
Частноотрицательные суждения логической операции противопоставления субъекту не подлежат.
Список литературы
Бочаров В. А., Маркин В. И. Основы логики: Учебник. — М: ИНФРА-М, 1998, — 296 с.
Войшвилло Е. К., Дегтярев М. Г. Логика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. — 528 с.
Гетманова А. Д. Логика: Для педагогических учебных заведений. — М.: Новая школа, 1995. — 416 с.
Ивлев Ю. В. Логика для юристов: Учебник. — М.: Изд-во «Юридический колледж МГУ», 1996. — 304 с.
Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика: Учебник для юридических вузов / под ред. проф. В. И. Кириллова. — Изд. 6-е, перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. — 240 с.
Логический словарь: ДЕФОРТ / Под ред. А. А. Ивина, В. Н. Переверзева, В. В. Петрова. — М.: Мысль, 1994. — 268 [1] с.: 26 схем.