Вариант 2
Определите, какой звук (О или Э) произносится под ударением в данных словах. Распределите слова в два столбика в зависимости от произношения. При затруднении обратитесь к орфоэпическому словарю.
[о] [э]
Грав[о]р, гренад[о]р, жонгл[о]р, ман[о]вр, мушкет[о]р, план[о]р, тренаж[о]р, шоф[о]р, Атл[э]т, аф[э]ра, парфюм[э]р, брюн[э]т, интерф[э]йс, хризант[э]ма, фр[э]ска, ст[э]плер, фр[э]зер, тонн[э]ль, ст[э]нд, рефер[э]нт, р[э]верс, про[э]кция, прогр[э]ссия, пат[э]нт
Вспомните, от чего зависит род сложносокращённых слов и аббревиатур. Составьте и запишите словосочетания, подбирая к каждому данному ниже слову прилагательное. В скобках дайте расшифровку каждой аббревиатуры и сложносокращённого слова. Определите и подпишите род у каждого существительного.
Определение рода аббревиатур в значительной мере зависит от того, к какому типу они относятся – к инициальному или звуковому.
Род инициальных аббревиатур (они читаются, произносятся по названиям букв, например, АПН читается как а-пэ-эн) диктуется родом опорного слова словосочетания, сократившегося в аббревиатуру: АПН (Академия педагогических наук) – ж.р.; КСК (культурно-спортивный комплекс) – м.р.; УВКХ (Управление водопроводно-канализационного хозяйства) – ср.р. Так же определяется род всех аббревиатур, оканчивающихся на гласную*: ГАО (Главная астрономическая обсерватория) – ж.р.; ДГУ (Донецкий государственный университет) – м.р.; ОЧУ (оптическое читающее устройство) – ср.р. и т.п.
Звуковые аббревиатуры (читаются по звукам, как обычные слова) относятся в большинстве своем к мужскому роду как кончающиеся на согласную (аббревиатуры на гласную нужно раскладывать): “ТАСС уполномочен заявить” (название фильма), “старейший вуз” и т.д.
Вместе с тем все-таки немалое количество звуковых аббревиатур насогласную имеет род, не соответствующий их морфологическому типу (из наиболее известных – АЭС, ГРЭС, ГЭС, они женского рода).
ЦК(мужской род) – центральный комитет, обширный ЦК, ООО(средний род) – общество с ограниченной ответственностью, интересное ООО, КБ( средний род) – конструкторское бюро, большое КБ, продмаг(мужской род) – продовольственный магазин, большой продмаг, АЗС(женский род) – автозаправочная станция, современная АЗС, МИД(мужской род) – министерство иностранных дел, большой МИД, СНГ(средний род) – содружество национальных государств, крепкое СНГ, прудишко – мужской род, большой прудишко, фамилия – женский род, красивая фамилия, сирота – общий род, Катя – круглая сирота, Коля – круглый сирота, кофе мужской род, горячий кофе, алиби – средний род, верное алиби, Сухуми – мужской род, красивый Сухуми, тюль – мужской род, красивый тюль, Колорадо – мужской род, тихий Колорадо, Гоби – женский род, жаркая Гоби.
3.Запишите данные сочетания в родительном и творительном падежах. Цифры запишите прописью.
780 тысяч – семисот восьмидесяти тысяч, семьюстами восемьюдесятью тысячами, 96 градусов – девяноста шести градусов, девяноста шестью градусами, 12 человек – двенадцати человек, двенадцатью людьми, 56 студентов – пятидесяти шести студентов, пятьюдесятью шестью студентами, 45 квартира – сорока пяти квартир, сорока пятью квартирами, 1/2 заработка – одной второй заработка, с одной второй заработка, 540 вольт – пятисот сорока вольт, пятьюстами сорока вольтами, 300 рублей – трехсот рублей, тремястами рублями, 1020 метров – одной тысячи двадцати метров, одной тысячью двадцатью метрами, 100 ампер – ста ампер, с ста амперами, 280 дней – двухсот восьмидесяти дней, двумястами восемьюдесятью днями, 400 секунд – четырехсот секунд, четырьмястами секундами, 2570 преподавателей двух тысяч пятисот семидесяти преподавателей, двумя тысячами пятьюстами семьюдесятью преподавателями, 3864 жителя – трех тысяч восьмисот шестидесяти четырех жителей, тремя тысячами восемьюстами шестьюдесятью четырьмя жителями , 6000 тонн – шести тысяч тонн, шестью тысячами тоннами, 9740 километров – девяти тысяч семисот сорока километрами, девятью тысячами семьюстами сорока километрами, 67 832 предмета – шестидесяти семи тысяч восьмисот тридцати двух предметов, шестьюдесятью семью тысячами восемьюстами тридцатью двумя предметами, 25 000 лет – двадцати пяти тысяч лет, двадцатью пятью тысячами годами, 5 327 900 кубометров – пяти миллионов трехсот двадцати семи тысяч девятисот кубометров, пятью миллионами тремястами двадцатью семью тысячами девятьюстами кубометрами, 30 579 950 рабочих – тридцати миллионов пятисот семидесяти девяти тысяч девятисот пятидесяти рабочих, тридцатью миллионами пятьюстами семьюдесятью девятью тысячами девятьюстами пятьюдесятью рабочими.
4.Образуйте от данных существительных форму именительного падежа множественного числа. Выделите существительные, имеющие варианты.
Автор – авторы, бухгалтер – бухгалтеры, вексель – векселя, воз – возы, год – годы, года, директор – директора, доктор – доктора, инспектор – инспекторы, катер – катера, китель – кителя, кондитер – кондитеры, корпус – корпуса, корпусы, купол – купола, менеджер – менеджеры, отпуск – отпуски, отпуска, паспорт – паспорта, повар – повара, порт – порты, профессор – профессора, сектор – секторы, сектора , слесарь – слесари, сторож – сторожа, тенор – тенора, тополь – тополя, торт – торты, флигель – флигели, шофер – шоферы, шулер – шулеры, якорь – якоря, ястреб – ястребы.
5.Спишите, подбирая синонимичные высказывания к указанным фразеологическим оборотам.
Изо всех сил – очень сильно; ввести в заблуждение – обмануть; тьма кромешная – очень темно; держать ухо востро – быть начеку; поминай как звали – исчезнуть; пойти на попятную – отступить от своего решения; ни зги не видно – ничего не видно; и след простыл – исчез; дать задний ход – отступить; сбить с толку – запутать; глядеть в оба – быть внимательным; во весь дух – очень быстро; как свои пять пальцев – знать очень хорошо; как рыба в воде – быть уверенным; как снег на голову – неожиданно; как кур в ощип – неожиданно попасть в глупое положение; как сельдей в бочке – очень много; куры не клюют – очень много; опустить руки – потерять способность; сесть в лужу – попасть в неудобное положение; плыть по течению – действовать пассивно, подчиняясь сложившимся обстоятельствам..
6.Проанализируйте данные предложения, определите вид ошибок и причину возникновения. Спишите, внося необходимые исправления.
1. Бытует мнение, что нехорошо пользоваться библиотечными книгами, потому что они бывают в каждых руках. – Бытует мнение, что нельзя пользоваться библиотечными книгами, потому что они бывают в руках разных людей. (Речевая недостаточность)
2. Необходимо разобрать безответственный и возмутительный вопрос о хищении государственной собственности. – Необходимо разобраться в вопросе о хищении государственной собственности. (Безответственным может быть одушевленный предмет, речевая ошибка)
3. Наша партия является большим оптимистом в положительном для нас исходе выборов. – Наша партия оптимистически относится к положительному для нас исходу выборов. (Речевая ошибка, слово «оптимист» можно применить только к одушевленному предмету)
4.Предварительный план играет большое значение при написании сочинения. – Предварительный план имеет большое значение при написании сочинения. (Грамматическая ошибка в использовании фразеологического оборота)
5. Теряется драгоценное время, слушая глупые разговоры. – Слушая глупые разговоры, я теряю драгоценное время. (Грамматическая ошибка в использовании деепричастного оборота)
6. Он делал сегодня на правительстве доклад. – Он зачитал сегодня для правительства доклад. (Грамматическая ошибка в употреблении падежной формы, речевая ошибка в использовании слова неуместного значения)
7. Присаживайтесь вот на этом сиденье, не стесняйтесь. – Присаживайтесь вот на это сиденье, не стесняйтесь.(Грамматическая ошибка при согласовании в роде местоимения и существительного)
8. Натовская авиация продолжает по ошибке бомбить албанцев, для которых и была начата военная кампания.- Натовская авиация продолжает бомбить албанцев, против которых и была начата военная кампания. (Грамматическая ошибка в неправильном сочетании предлога и местоимения, речевая ошибка – неуместное употребление слова «по ошибке»)
9. Об чём они разговаривали наедине так и осталось тайной. – О чём они разговаривали наедине, так и осталось тайной. (Грамматическая ошибка в использовании предлога и местоимения, пунктуационная ошибка – пропущена запятая между главной и придаточной частью сложноподчиненного предложения) 10. Прочитав вторично рукопись, мне думается, она нуждается в серьёзной литературной доработке. – Прочитав вторично рукопись, я думаю, она нуждается в серьёзной литературной доработке. (Грамматическая ошибка в использовании деепричастного оборота)
7.Определите, к какому стилю принадлежит текст. Кратко охарактеризуйте данный стиль речи (примерный объем работы – 1 страница). Выпишите слова, подчёркивающие стилистическую принадлежность текста.
Гроза – атмосферное явление, бурное ненастье, связанное с электрическими разрядами между так называемыми кучево-дождевыми (грозовыми) облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися на ней предметами. Эти разряды – молнии – сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом, и сильным ветром. Гроза наблюдается обычно в жаркую погоду при интенсивной конденсации водяного пара над перегретой сушей, а также в холодных воздушных массах, движущихся на более теплую подстилающую поверхность.
Научный стиль речи.
Основные признаки научного стиля речи
Самой общей специфической чертой этого стиля речи является логичность изложения.
Этим качеством должно обладать любое связное высказывание. Но научный текст отличается подчеркнутой, строгой логичностью. Все части в нем жестко связаны по смыслу и располагаются строго последовательно; выводы вытекают из фактов, излагаемых в тексте. Это осуществляется средствами, типичными для научной речи: связь предложений при помощи повторяющихся существительных, часто в сочетании с указательным местоимением.
На последовательность развития мысли указывают и наречия: сначала, прежде всего, потом, затем, далее; а также вводные слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, итак, следовательно, наоборот; союзы: так как, потому что, чтобы, поэтому. Преобладание союзной связи подчеркивает большую связь между предложениями.
Другим типичным признаком научного стиля речи является точность.
Смысловая точность (однозначность) достигается тщательным подбором слов, использованием слов в их прямом значении, широким употреблением терминов и специальной лексики. В научном стиле считается нормой повторение ключевых слов.
Отвлеченность и обобщенность непременно пронизывают каждый научный текст.
Поэтому здесь широко используются абстрактные понятия, которые трудно представить, увидеть, ощутить. В таких текстах часто встречаются слова с отвлеченным значением, например: пустота, скорость, время, сила, количество, качество, закон, число, предел; нередко используются формулы, символы, условные обозначения, графики, таблицы, диаграммы, схемы, чертежи.
Характерно, что даже конкретная лексика здесь выступает для обозначения общих понятий.
В научной литературе, особенно математической, форма будущего времени часто лишена своего грамматического значения: вместо слова будет употребляются есть, является.
Глаголы настоящего времени тоже не всегда получают значение конкретности: регулярно применяют; всегда указывают. Широко употребляются формы несовершенного вида.
Для научной речи характерно: преобладание местоимений 1 и 3-го лица, значение лица при этом ослаблено; частое употребление кратких прилагательных.
Однако обобщенность и отвлеченность текстов научного стиля речи не говорят о том, что в них отсутствует эмоциональность, экспрессивность. В этом случае они не достигли бы своей цели.
Экспрессивность научной речи отличается от экспрессивности художественной речи тем, что она связана прежде всего с точностью употребления слов, логичностью изложения, его убедительностью. Чаще всего используются образные средства в научно-популярной литературе.
Для усиления выразительности в научном стиле речи, в особенности в научно-популярной литературе, в произведениях полемического характера, в дискуссионных статьях, используются:
1) усилительные частицы, местоимения, наречия: лишь, абсолютно, только;
2) прилагательные типа: колоссальное, наивыгоднейшее, одно из величайших, труднейшая;
3) «проблемные» вопросы: в самом деле, какие тела находит… клеточка в окружающей среде?, какая же этому причина?
Объективность — еще один признак научного стиля речи. Научные теории и законы, научные факты, явления, эксперименты и их результаты — все это излагается в текстах, относящихся к научному стилю речи.
И все это требует количественных и качественных характеристик, объективных, достоверных. Поэтому восклицательные предложения используются очень редко. В научном тексте недопустимо личное, субъективное мнение, в нем не принято использовать местоимение я и глаголы в первом лице единственного числа. Здесь чаще используются предложения неопределенно-личные (считают, что…), безличные (известно, что…), определенно-личные (рассмотрим проблему…).
Термины – атмосферное явление, с электрическими разрядами, кучево-дождевыми (грозовыми) облаками, земной поверхностью, разряды, при интенсивной конденсации, воздушных массах.
8.Напишите с соблюдением всех необходимых реквизитов заявление с просьбой принять на работу (смотри образец в справочных материалах).
Генеральному директору
ООО «Ромашка»
Петрову Ивану Ивановичу
от Иванова Ивана Ивановича
заявление.
Прошу принять меня на работу в ООО «Ромашка» на должность токаря-карусельщика с 10 декабря 2014 года.
10 декабря 2012 года подпись/Иванов И.И.
9.Какие выражения вы употребите в данных ситуациях. Составьте и запишите полностью варианты высказывания.
– Какие выражения вы употребите, чтобы: а) побудить собеседника замолчать на службе (официально); Извините, вы мне мешаете работать. Извините, попрошу говорить в полголоса, потому что вы мне мешаете работать.
б) выразить сочувствие сотруднику в сугубо мужской (женской) компании.
Я вам сочувствую. Примите мои соболезнования.
– Обратитесь с просьбой к родителям – помочь принять гостей. Мама, ты не смогла бы прийти ко мне домой помочь мне встретить наших гостей.
– Составьте текст приглашения на праздничный вечер преподавателям факультета (официальное).
Приглашение
Уважаемые преподаватели филологического факультета! Мы будем рады видеть вас на праздничном вечере, который состоится в 18:00 в актовом зале нашего здания.
Ваши студенты.
10.Проанализируйте данные ниже примеры. Объясните причины возникновения ошибок в рекламных объявлениях и сообщениях. Спишите, исправляя ошибки:
1.Требуются кондитеры на украшение тортов. – Требуются кондитеры, умеющие украшать торты.
2.Алкоголизм. Запои. Круглосуточно. – Лечим от алкоголизма. Выводим из запоя. Обращайтесь за помощью. Работаем круглосуточно.
3.Срочный ремонт телевизоров с высоким качеством. – Срочный ремонт телевизоров, высококачественное обслуживание.
4.На втором этаже супермаркета можно приобрести ковбойские одежды.- На втором этаже супермаркета можно приобрести одежду в ковбойском стиле.
5.Требуются люди для продажи, обслуживания бытовой техники.- Требуются люди для продажи бытовой техники и её обслуживания.
Во всех предложениях ошибки связаны с речевой недостаточностью.
11.Прочитайте статью. Составьте тезисный план текста. Пользуясь справочными материалами, напишите аннотацию и рецензию (примерный объем каждой работы – 1 страница).
УНИВЕРСИТЕТ И ОБЩЕСТВО
У европейского университета – немало предшественников, начиная с Древней Греции и Египта, арабского университета и классических центров образования, включая медицинские, наследником которых он стал. И хотя приверженность к философии Сократа не благоприятствовала основанию университета, эллинистическое, римское, исламское влияние, да и вообще кросскультурные влияния заложили фундамент современных академических институтов в большей степени по образцу Аристотеля, а не Платона.
Университет с «большой буквы» обеспечивает стандарт и высший уровень образования. Если больше половины представителей возрастной группы после средней школы продолжают образование в установленных формах (в университете), можно вести речь о всеобъемлющем характере сектора, в рамках которого высшее образование выступает в качестве его составной части, а университет является сегментом последней. Но разве это плохо? Разве за этим не открывается для многих возможность подняться по социальной лестнице и улучшить свою жизнь в результате получения образования, а не путем карьеры в армии или церкви, как в старые времена? Не является ли эта возможность желанной и для бизнеса: ведь она способствует ужесточению конкуренции на рынке труда за счет высокооплачиваемых и привилегированных должностей? Таким образом, университеты все заметнее выделяются среди прочих учебных заведений.
В наши дни уровень развития и разнообразие – важные характеристики системы образования. Во всем мире университеты установили собственные стандарты и структуры, в итоге сформировав единую сеть, которая отвечает их общим интересам. Тем не менее они по-прежнему сильно зависят от национальных (государственных) систем образования. При этом существуют проблемы, традиционные для университета, но серьезно осложняющие его жизнь в ближайшее десятилетие.
Первая – следствие становления так называемого «общества знаний». Сохранит ли университет свою функцию в будущем, основанном на обобщенных знаниях? Сумеет ли он подтвердить свою конкурентоспособность на рынке идей, да и за его пределами? Истоки проблемы можно усмотреть в антагонизме между элитой и гражданским обществом, с одной стороны, и квалификацией и занятостью, с другой.
Вторая проблема обусловлена необходимостью трансформации результатов научных исследований в учебные программы. Удастся ли превратить традиционные университеты в учебные заведения, открытые для периодической учебы на протяжении активного периода жизни человека?
Что же касается собственно образования, то университет не только помогает молодому поколению стипендиями, научным знанием и руководством, но и учит молодых быть ответственными гражданами (что проявляется как результат социального моратория, в рамках которого университет играет роль социально адаптирующего фактора). Для молодых и старших своих членов университет предлагает защищенное пространство, где можно создать твердую основу для сохранения демократической элиты, которая нигде больше и не может быть сформирована. Наконец, в университетах научные исследования всегда (по крайней мере, должны быть) тесно связаны с обучением и преподаванием, хотя такая связь не может оправдать единообразие этих двух аспектов университетской деятельности: и та и другая должны только обогащать друг друга.
Тезисный план текста
УНИВЕРСИТЕТ И ОБЩЕСТВО
У европейского университета – немало предшественников, начиная с Древней Греции и Египта, арабского университета и классических центров образования, включая медицинские, наследником которых он стал.
Университет с «большой буквы» обеспечивает стандарт и высший уровень образования.
В наши дни уровень развития и разнообразие – важные характеристики системы образования.
Первая – следствие становления так называемого «общества знаний».
Вторая проблема обусловлена необходимостью трансформации результатов научных исследований в учебные программы.
Что же касается собственно образования, то университет не только помогает молодому поколению стипендиями, научным знанием и руководством, но и учит молодых быть ответственными гражданами.
Аннотация
Перед вами статья. Автор статьи рассматривает роль университета в получении образования нашим обществом. Статья состоит из шести смысловых частей: предшественники университета, обеспечивание университетом стандартного образования, определяются характеристики образования и проблемы и роль университета в становлении молодого поколения.
Автором статьи выявлена и обоснована необходимость получения образования молодым поколением, так как оно способствует не только материальному благополучию, но и нравственному развитию, что не маловажно для нашего общества.
На основе размышлений автора дается характеристика образованию, где автор выделяет проблемы, которые могут возникнуть при получении образования и в определении его важности для жизни человека. Главное достоинство этой статьи в доступности изложения. А значить, она будет правильно понята любым читателем.
Рецензия
Предмет анализа является статья автора. В работе автора мы знакомимся с его мыслями по поводу влияния университетского образования на общество.
Тема образования на сегодняшний день актуальна, потому что многие после окончания школы стремятся получить высшее образование. Поэтому актуальность темы не требует дополнительных доказательств.
Центральным вопросом работы, где автор наиболее убедительно развивает свою мысль, является вопрос о превращении традиционных университетов в учебные заведения, открытые для периодической учебы на протяжении активного периода жизни человека. В статье обоснованно на первый план выдвигается вопрос об образовании.
Автор не случайно начинает свою статью о предшественниках университета. Это говорит о том, что у человека всегда было желание получить образование в университете, потому что оно дает высокий статус в обществе. И автор такое явление определяет положительным моментом любого общества. Но многое зависит от государства, где находится тот или иной университет, то есть от национальных особенностей.
Автор проявил умение разбираться в вопросе об образовании, систематизировал материал и обобщил его. Безусловной заслугой автора является интересный подход к вопросу о всемирном образовании. Автор, безусловно, углубляет наше представление об исследуемом явлении, вскрывает новые его черты.
Недостатком статьи является то, что не указана фамилия автора и род деятельности этого человека. Поэтому возникают неудобства при написании рецензии и определении личного отношения автора к поднимаемой проблеме в статье. Хотя отмеченные недостатки носят чисто локальный характер и не влияют на конечные выводы о влиянии образования на общество. Отмеченные недочеты работы не снижают ее высокого уровня, их скорее можно считать пожеланиями к дальнейшей работе автора.