Термин «учебная деятельность» понимается по-разному в работах разных исследователей. Некоторые авторы используют его как альтернативу таким словам, как «учение», «обучение» или «научение».
Если читать труды Эльконина Д.Б., то можно заметить, что она воспринимает учебную деятельность, как основной вид деятельности учащихся младшей школы. Еще одну грань этого явления характеризуются Маркова А.К. и Давыдова В.В., которые наделяют учебную деятельность содержанием и смыслом. Важно, чтобы обучаемый ответственно относился к содержанию школьной программы на протяжении всех лет обучения.
От остальных видов учения учебная деятельность имеет особые отличия. Задачей учебной деятельности является помощь обучаемому в изучении материала и в решении учебных задач. В процессе обучения ученик приобретает способность к общим методам действий, приобретает понимание научных понятий, что делает его способным решать учебные задачи.
Согласно Эльконину Д.Б., направлена на то, чтобы удовлетворить познавательную потребность человека, которая обладает свойством ненасыщаемости. В результате влияния учебной деятельности сам обучаемый начинает изменяться. Лингарт И. пишет о том, что это весьма активная форма деятельности, которая перестраивает особенности психики и поведение человека. Они начинают зависеть от того, каковы результаты проводимой им учебной деятельности.
Успешность учебной деятельности напрямую зависит не только от внешних условий, но и от внутренних. Например, большое влияние на успех в обучении оказывают личностные качества ребенка, уровень развития его интеллекта, особенности мышления и памяти, степень развития речи и воображения.
Учебная деятельность, как и любой другой вид деятельности человека, имеет в своем составе мотивационную составляющую, цели, методы, результаты. Но основным отличием учебной от иных видов деятельности является то, что в роли объекта в ней выступает сам субъект. В результате осуществления деятельности трансформация наблюдается у самого субъекта: он начинает развиваться, совершенствоваться, вырабатывает новые личные качества, перенимая чужой опыт. Ученик становится носителем глубоких знаний, приобретает навыки к общим способам действий, осознанно использовать эту информацию для решения различных жизненных ситуаций.
Под успешностью учебной деятельности будем рассматривать внешнюю объективную оценку со стороны учителя и внутреннюю субъективную, которую дает себе сам ученик. Результаты учебной деятельности признаются успешными в том случае, если так считают другие люди – участники процесса: учителя и одноклассники.
Успешность учебной деятельности включает в себя три аспекта: объективный (тот, который осуществляется педагогом), показывающий степень соответствия достигнутых учеником результатов предъявленной программой по обучению; субъективный (психологический), отражающий степень удовлетворенности ученика этими результатами; социальный, включающий в себя взаимодействие ученика с другими участниками процесса в виде коллективной деятельности и общения.
Обычно на первых порах каждый ученик начальной школы учится достаточно хорошо, так как на это влияют благоприятные отношения с коллективом внутри класса и с семьей. Также в этом возрасте достаточно сильна личная мотивация – им движет сильное желание получить хорошую оценку, добиться расположения учителей и родителей.
Ребенок пока еще недостаточно осознает важность самого учебного процесса. Однако у него наблюдается повышенный к нему интерес. Однако для дальнейшего поддержания этого интереса важно добиться личной заинтересованности в результатах своей деятельности. Благодаря этому будут созданы благоприятные условия, формирующие мотивацию высшего порядка, которая является частью ответственного отношения к своей обязанности принимать активное прилежное участие в учебной деятельности.
От самооценки ребенка во многом зависит степень успешности учебной деятельности. Занков Л.В. в своих работах отмечает, что развитие личности школьника оказывает сильное влияние на успехи его учебной деятельности. Результатом воздействия на человека его мотива достижений является самооценка – это наиболее подходящий вид мотивации к обучению. Разные дети испытывают разное влияние на самооценку в результате одного и того же со бытия. Кто-то считает, что ему вполне достаточно выполнить задание так же хорошо, что и остальные, другой хочет быть чуть лучше остальных, а кому-то обязательно хочется сделать все намного лучше других и получить самый высокий возможный балл.
Еще одним очень важным фактором, оказывающим влияние на успешность учебной деятельности в процессе обучения в младшей школе является эмоциональный компонент.
Далее обсудим педагогические условия, которые важны для увеличения успешности учебной деятельности учащихся младшей школы.
Так как мотивация оказывает большое влияние на учеников в процессе учебной деятельности, следует уделить ей особое внимание.
Под мотивами мы будем подразумевать все внутренние факторы, оказывающие влияние на учебный процесс успешность учебной деятельности. Это могут быть интеллектуальные потребности, цели, которые ставит перед собой ребенок, его внутренние установки, степень чувства долга, интересы ребенка и т.д.
Формирование мотивации у обучаемого включает в себя три аспекта: эмоциональный блок, познавательный блок и мотивационно-целевой блок. Каждый этот блок включает в себя целый комплекс отдельных компонентов, которые взаимосвязаны между собой.
Эффективным средством повышения мотивации являются дидактические игры. На это есть две причины.
- Во-первых, игры побуждают ученика быть активным участником учебного процесса.
- Во-вторых, они учитывают преобладающие мотивы в этом возрасте, а именно мотивация к игровой деятельности.
Сами по себе игры прекрасно активизируют познавательный процесс у участников учебной деятельности, игры пробуждают в учениках чувства самостоятельности при достижении поставленной цели, поиске информации и поиска решения поставленной игровой задачи.
Для того, чтобы изучить условия повышения успешности учебной деятельности учеников начальных классов, мы провели исследование.
Исследование показало, что на констатирующем этапе эксперимента было установлен низкий уровень успешности учебной деятельности у 30 процентов испытуемых. Это было выявлено, исходя из критериев обозначенных до проведения эксперимента.
Ученики, входящие в эту группу, не испытывают побуждения выполнять задания, не способны проявлять в этом самостоятельность. Если возникают затруднения, то эти дети склонны к таким отрицательным эмоциям, как раздражение и огорчение.
Они не задают вопросов учителю, даже условия задания им нужно объяснять особенно тщательно и поэтапно, они нуждаются в помощи учителя, который должен показывать им и напоминать как можно использовать готовую модель для решения поставленной задачи.
Для того, чтобы повысить успешность учебной деятельности младших школьников, мы провели в экспериментальном классе формирующий этап эксперимента. Мы реализовали все описанные нами педагогические условия в полном объеме.
Контрольное обследование, проведенное после формирующего этапа, показало что уровень успешности у двух групп (контрольной и экспериментальной) стал значительно отличаться. Дети экспериментальной группы показали рост уровня успешности, и их результаты значительно превзошли результаты контрольной группы.