Тема 1.3. Методологические проблемы и принципы прогнозирования и планирования
Раскройте содержание скептических аргументов по поводу социального прогнозирования, связанных с синергетическим пониманием реальности. Согласны ли Вы с ними? Обоснуйте свою точку зрения.
XX век добавляет аргументы, связанные с синергетическим пониманием реальности. В исследованиях Брюссельской школы во главе с И.Пригожиным показано, что классические представления о возможности точного прогнозирования, исходя из знания начальных условий, применимы только в исключительных случаях — в замкнутых системах.
«Одно из удивительных открытий XX века состоит в том, что такого рода описания (через задание начальных условий, полностью детерминирующих поведение системы — А.Ф.) не соответствует поведению динамической системы в общем случае, поскольку «большинство» траекторий динамических систем неустойчиво… С этой точки зрения детерминистическая траектория применима лишь в ограниченных пределах. А поскольку не только на практике, но и в теории мы не можем описывать систему на языке траекторий и вынуждены использовать функцию распределения, соответствующую конечной (сколь угодно малой) области фазового пространства, нам остается лишь предсказыватьстатическое будущее системы».
Осознание нелинейности процессов развития природы и социума приводит к новому пониманию соотношения случайности и необходимости и новому пониманию прогнозирования. В соответствие с теорией диссипативных структур, периоды детерминированного развития системы сменяются периодами неустойчивого равновесия и флуктуаций. Предсказать поведение системы в этот период невозможно, поскольку система сама «не знает», как поведет себя в будущем.
«Согласно теории изменения, проистекающей из понятия диссипативной структуры, когда на систему, находящуюся в сильно неравновесном состоянии, действуют, угрожая ее структуре, флуктуации, наступает критический момент — система достигает точки бифуркации, Пригожин и Стенгерс считают, что в точке бифуркации принципиально невозможно предсказать, в какое состояние перейдет система. Случайность подталкивает то, что остается от системы, на новый путь развития, а после того как путь (один из многих возможных) выбран, вновь вступает в силу детерминизм — и так до следующей точки бифуркации»
Итак, проблема достоверности прогнозирования активно обсуждается на уровне философской и методологической рефлексии. Начало скептицизма в этом отношении было положено работами Д.Юма. Сомнения в возможности полного и точного прогнозирования усиливаются в связи с кризисом лапласовского детерминизма, развитием синергетики, критикой историцизма (К.Поппер), разочарованием итогами глобального прогнозирования в массовом сознании.
Как в практике социального прогнозирования отражается понимание того, что при прогнозировании «будущее не только познается, но и творится»?
В социальном познании общество выступает и как объект и как субъект познания, так как люди являются творцами своей истории, но они же и познают ее. Следовательно, субъект и объект познания совпадают. Это тождество не может быть оценено однозначно. С одной стороны, оно имеет положительное значение, поскольку процессы, протекающие в обществе, наиболее близки познающему субъекту и его непосредственному, личному и приобретенному жизненному опыту, что способствует глубокому осмыслению и правильному познанию этих процессов. С другой стороны, в совокупном объекте познания представлены разные, иногда диаметрально противоположные воли, интересы, цели. В результате и в сами исторические процессы и в их познание привносится определенный элемент субъективизма.
Еще одна особенность социального познания — это ограниченные возможности наблюдений и экспериментирования при изучении социальной действительности. В данном случае главным источником знаний становится исторический опыт, общественная практика.
Социальное познание включает в себя не только описание общественных явлений, но и их объяснение, выявление их сущности. Успешное решение этой непростой задачи связывают с применением конкретно-исторического подхода к социальным явлениям, который предполагает изучение общественных явлений в их многообразных связях, взаимозависимости и историческом развитии. Такой подход дает возможность понять отдельное социальное событие, выявляя как его неповторимую индивидуальность, связанную с конкретными историческими условиями, так и нечто общее для подобных событий, происходящих в разное время, — их объективные закономерности.
Социальное прогнозирование — некоторое вероятностное знание о будущем состоянии общества и отдельных его сторон. В отличие от умозрительных представлений основывается по определенных познавательных процедурах. Можно выделить три их вида:
экстраполяция — мысленное прослеживание в будущее тенденций без каких-либо изменений;
моделирование — построение некоторых будущих состояний общества исходя из каких-либо теоретических предложений о их изменении;
сценарий будущего — (при прогнозировании социальных отношений и действий).
Применяемость тех или иных методов и степени их вероятности зависит от срока, на который делается прогноз (ближайшего будущего — 20-25 лет, обозримого будущего до 100 лет и отдаленного будущего — более 100 лет).
Социальный прогноз — вид знаний специфичный по функциям, поскольку во многих случаях егоцелью является знание о будущем, которое не наступит или хотелось, чтобы не наступило. И в этом случае само корректирование человеческой деятельности должно носить вероятностный, ориентировочный характер. В развитии общества планирование является гибким процессом.
Прогнозирование вероятностно в двойном смысле: поскольку само социальное развитие многовариантно, постольку любой прогноз описывает одну из возможных состояний системы (не всегда самое вероятное). Само знание, воплощенное в прогноз является вероятностным по своей природе
Покажите, как в теории и практике планирования реализуется модель абсолютной рациональности.
Разновидность теории ограниченной рациональности трактует степень рациональности экономического субъекта не как фиксированную, а как переменную: человек, в зависимости от обстоятельств, ведет себя более или менее обдуманно и расчетливо. Идея переменной рациональности существовала в экономической теории достаточно давно. Наиболее известна из современных теорий этого рода концепция гарвардского профессора Харви Лайбенстайна. Согласно Лайбенстайну, степень рациональности (продуманности) человеческого поведения зависит от двух сил. Физиологическая, животная природа человека требует от него экономить мыслительную энергию и душевные силы. Чем более продуманным будет решение, тем больше труда и связанных с ним неприятностей доставит экономическому субъекту процесс его принятия. Не случайно люди, располагающие достаточными средствами, стремятся переложить груз необходимых подсчетов и рассуждении на профессионала-консультанта, часто щедро оплачивая его услуги. Таким образом, если бы поведение человека определялось только его физиологической природой, оно было бы минимально рациональным.
Тема 3.3. Система и организация государственного планирования
Сравните реальную и предполагаемую (проектом закона о государственном стратегическом планировании) роль Правительства РФ в процессе государственного стратегического планирования.
Стоит отметить, что стратегическое планирование как механизм регионального управления ставит административную команду субъекта Российской Федерации на новую ступень, в которой возможен переход от позиции функционирования к развитию.
Также положительным аспектом для дальнейшей эффективной работы стратегическом направлении являются попытки власти выстраивать новые отношения с представителями бизнеса, экспертным сообществом, научными деятелями.
Государственное управление экономическими процессами базируется на классических экономических законах общественного развития. В условиях рыночных отношений этими законами прежде всего являются закон спроса и предложения, закон стоимости и др. Целью государственного управления экономическими процессами является становление правомочных и взаимовыгодных отношений между производителями, поставщиками и потребителями продукции, обеспечение законодательной базы функционирования рыночной системы. Государственное управление является основным координатором поведения предпринимательства и направлено на снижение возникающего социального неравенства населения страны.
Покажите, в каком случае необходимо применение программно-целевого планирования.
Для решения задачи по повышению эффективности государственных расходов в рамках реализации Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 1101-р, продолжается подготовительная работа по внедрению программно-целевого принципа организации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, и подготовки к переходу, начиная с 2014 года, к «программному бюджету». В настоящее время формирование «программных бюджетов» осуществляется в ряде субъектов Российской Федерации, а город Москва уже реализует такой бюджет. В то же время для перехода к «программному бюджету» в всех субъектах Российской Федерации и муниципальных образований следует разработать и внести в Государственную Думу комплексные поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации в целях создания законодательной базы для формирования «программных бюджетов» на федеральном, региональном и местном уровнях власти.
Раскройте суть и приведите примеры реализации «прогнозного социального проектирования».
Прогнозное (проблемно-ориентированное или проблемно-целевое) социальное проектирование представляет собой ключевой наукоёмкий этап социально-управленческого цикла. В нем конкретизированы принципы такого взаимодействия общественных и естественных наук с практикой регулирования социально значимых процессов, в основе которых лежат приоритеты целей и ценностей воспроизводства физически и нравственно здорового человека в здоровой жизненной среде.
В этом смысле социально значимым управленческим решением в равной мере может оказаться и инженерный или градостроительный проект, и программа развития предприятия или населенного места, план реорганизации административной структуры или реконструкции жилого массива, модификация старых или разработка новых нормативно-правовых актов и т.п. в той мере, в какой они вносят “возмущение” в среду обитания людей, задевают их достоинство и интересы, сказываются на качестве и образе их жизни.
Речь, таким образом, идет не о том, чтобы прогнозировать события, ход которых зависит от вмешательства извне, а о том, чтобы сделать осмысленным и по возможности безвредным само вмешательство в неуправляемый ход тех или иных событий. Чтобы вместо реализации интересов узкого круга лиц, занятых лишь поиском собственной выгоды, и/или “перевода” абстрактно-утопических прогнозных разработок в управленческие решения, несущие реальную социокультурную опасность, создать условия для интеграции общего и конкретного (основанного на социально-диагностических исследованиях) научного знания о локальной социальной ситуации в практику выработки решений.
Именно по этой причине технология прогнозного социального проектирования носит комплексный междисциплинарный характер и исходит из постулата о принципиальной возможности гуманизации и “диалогизации” процесса выработки решений на всех уровнях управления социально значимыми процессами.