Все чаще в последнее время в источниках, посвященных особенностям начального школьного образования, можно встретить термин «дезадаптация» или «школьная дезадаптация». Этот термин педагоги заимствовали из медицинских книг, где он используется для обозначения нарушений в адаптации человека к окружающей среде.
Каган В.Е. добавил к этому термину слово «школьная» и получилась «школьная дезадаптация», что применяется к трудностями формирования личности ученика, связанным с искажением его представления о собственном статусе в семье и школе и с затруднениями в учебном процессе. Причем Каган выделял психогенную дезадаптацию, как лишь одну из многочисленных проявлений дезадаптации. Некоторые из них проявляются в виде психозов, другие в виде психопатий, иные принимают не психические формы и проявляются в поражениях работы головного мозга, в гиперактивности ребенка, его отсталости в умственном плане и др.
Но стоит отметить, что понятие «школьная дезадаптация» до сих пор не достаточно серьезно воспринимается многими исследователями в области психологии и педагогике. Дело в том, что все таки этот термин остается непроработанным до конца и включает в себя согласно работам Кагана слишком много различных вариаций одной и той же нормы.
Переход ребенка на обучение в начальную школу – это очень важный этап в жизни любого человека. Возраст перехода в школу является критическим и считается возрастом этапа социализации. Далеко не все дети в 7 лет полностью готовы к таким резким жизненным переменам. Особенно это касается детей, страдающих теми или иными ограничениями со здоровьем.
Психологическая неготовность к обучению в школе
Особенно сильное влияние психологическая неготовность к обучению в школе оказывает на эмоциональный фон ребенка. Вот почему необходимо помочь детям уже до того момента, когда они сделают свой первый шаг в школу, понять, что именно их ожидает. Важно также, чтобы родители детей старших групп детского сада понимали, что такое «школьная зрелось» и почему она необходима для того, чтобы покинуть стены детского образовательного учреждения.
Еще в далекие 1950-е годы ученым Божовичем Л.И. были сделаны выводы о том, что ребенок должен быть психологически готов к переходу но новый этап обучения – первый класс начальной школы. Важно, чтобы он уже имел достаточно высокий уровень мыслительной активности, обладал познавательными навыками, был готов контролировать и регулировать собственную познавательную деятельность и был способен воспринимать себя школьником, понимая, что включает в себя это понятие и какие обязанности на него накладывает.
Внутренняя позиция школьника проявляется в том, что ребенок испытывает потребность в обучении на новом уровне сложности.
Подобная точка зрения была и у А.В. Запорожца, который выразил мысль о том, что готовность ребенка к школе включает в себя целую систему свойств личности ребенка. Например, сюда относятся мотивационная составляющая, познавательная активность, аналитический склад ума, умение регулировать свои эмоции и т.д.
Мотивация к познавательному процессу
Работы Гуткиной Н.И. показывают, что особенно важна для ребенка, начинающего обучение в начальных класса, высокая мотивация к познавательному процессу. Автор считает, что главной причиной многих проблем, возникающих в процессе адаптации у детей к школьному образованию, является слабое развитие произвольности.
А Эльконина Д.Б. показывает, что ребенок должен иметь предпосылки к учебной деятельности (например, он должен уметь использовать правила и инструкции в решении поставленных задач, уметь выслушивать и применять указания взрослых людей, работать согласно показанному образцу). Также согласно работам этого автора, важно, чтобы ребенок обладал навыками эмоциональной регуляции, имел логическое и образное мышление, высокую мотивацию к учебной деятельности.
Проблема школьной дезадаптации учеников с ОВЗ по-прежнему очень актуальна. Сегодня осуществляется активный поиск инновационных эффективных подходов для профилактики и коррекции дезадаптации детей к школьному обучению.
Особенно важно применять полученные знания в области адаптации по отношению к детям, имеющим различные потребности в образовании. Сегодня государственная образовательная политика ставит в приоритеты задачу обеспечить инклюзивное образование для детей с проблемами в области здоровья. Поэтому адаптивность образовательного процесса теперь становится более сложной задачей, стоящей перед педагогами.
Так как дети имеют определенные особенности в психическом или физиологическом развитии, то их социальная адаптация среди детей без ОВЗ усложняется, что может негативно сказаться на дальнейшем обучении в школе.
Приоритетом в решении этой проблемы является проведение профилактических работ с детьми, страдающими ограниченными возможностями здоровья, которые предупреждают возникновение проблем в области адаптации к новым учебным условиям.