Произнесите слова правильно [на письме укажите звуки в транскрипции]. Обратите внимание на твердость или мягкость согласных перед е, произношение [чн] или [шн], чтение ударной гласной и др. Учитывайте варианты произношения. Объясните лексическое значение подчеркнутых слов.
Адекватный, академия, акцентология, аутсайдер, афера, бандероль, бассейн, белесый, бизнес, блеклый, будущий, бутерброд, бытие, ватерлиния, гейзер, гололедица, девальвация, декада, декан, депрессия, детектив, желчь, женоненавистник, житие, истекший год – истекший кровью, иноплеменный, интервью, компрометировать, конечно, крем, кричит как оглашенный – оглашенный указ, лазер, легчайший, маневры, менеджер, местоименный, музей, нарочно, недоуменный, нечто, Одесса, одноименный, опека, оседлый, осетр, платежеспособный, преемник, пресса, прессинг, продюсер, протекция, сервиз, сервис, скабрезный, скучно, тандем, тезис, темп, тенденция, тендер, терапевт, термин, термос, тест, фонетический, форель, цистерна, шинель, штепсель, экземпляр [экзэмпл’ар].
Ответ: Адекватный [адэквАтный], академия [акад’Эм’ий’а], акцентология [акцэнталОг’ий’а], аутсайдер [аутсАй’дэр], афера [аф’Эра], бандероль [банд’эрОл’] и доп. [бандэрОл’], бассейн [бас’Еин], белёсый и доп. белесый [б’эл’Осый’], бизнес [б’Изнэс], блеклый и блёклый – равно употребительны [бл’Эклый] и [бл’Оклый], будущий [бУдущ’ий’], бутерброд [бутэрбрОт], бытие [быт’ий’Э], ватерлиния [ватэрл’Иний’а], гейзер [г’Эй’з’эр], гололедица [галал’Эд’ица], девальвация [дивал’вАций’а], декада, декан [д’экан] и доп. [дэкан], депрессия [д’эпр’Эс’ий’a], детектив [дэтэкт’Ив], желчь и жёлчь [жЭлч’] и [жОлч’], женоненавистник [жэнан’энав’Исн’ик], житие [жыт’ий’Э], истекший [ист’Экшый] год – истёкший [ист’Окшый’] кровью, иноплеменный [инfпл’эм’эный’], интервью [интэрв’у], компрометировать [кампрам’эт’ироват’], конечно [кан’Эшно], крем [кр’ем] и доп. [крэм];, кричит как оглашенный [аглашЭный’] – оглашённый [аглашОный’] указ, лазер [лАзэр] , легчайший [л’эхч’ай’шый’], маневры [ман’Овры] и доп. [ман’Эвры], менеджер [мЭнэджэр], местоименный [м’естаим’Еный] и [м’естаим’Оный], музей [муз’Эй’], нарочно [нарОшно], недоуменный [н’эдаум’Эный], нечто [н’Эч’то], Одесса – [ад’Эса], одноименный [однаим’Оный’], опека [ап’Эка], оседлый [ас’Одлый], осетр [ас’Отр], платежеспособный [плат’ожэспасОбный], преемник [пр’эй’Эмн’ик], пресса [пр’Эса], прессинг [пр’эс’инг], продюсер [прад’Усэр], протекция [пратЭкцый’а], сервиз [c’эрв’Из], сервис [сЭрв’ис], скабрезный [скабр’озный’], скучно [скУшно], тандем [тандЭм], тезис [тЭзис], темп [тЭмп], тенденция [тэндЭнцый’а], тендер [тЭндэр], терапевт [т’эрап’Эфт], термин [т’Эрм’ин], термос [тЭрмас], тест [тЭст], фонетический [фанэтич’эск’ий’], форель [фарЭл’], цистерна [цыстЭрна], шинель [шин’Эл’], штепсель [штЭпс’эл’], экземпляр [экзэмпл’Ар].
АУТСАЙДЕР 1. Спортивная команда (или спортсмен), занявшая одно из последних мест и выбывшая из числа основных участников. 2. перен. Тот, кто, потерпев неудачу, выбыл из числа участников какого-нибудь дела, предприятия. 3. Предприятие, действующее рядом и одновременно с монополией, но не входящее в ее состав.
БЕЛЕСЫЙ – тусклый и светлый до белизны
КОМПРОМЕТИРОВАТЬ – Выставлять в неблаговидном свете, порочить.
МЕНЕДЖЕР – Специалист по управлению производством, работой предприятия
ЦИСТЕРНА – Большой резервуар, емкость, а также вагон или автомобиль с таким резервуаром для хранения и перевозки жидкостей.
ТАНДЕМ – Машина, механизм, в котором однородные устройства расположены последовательно на одной оси
ОГЛАШЁННЫЙ УКАЗ – объявленный указ
КРИЧАТЬ КАК ОГЛАШЁННЫЙ – кричать как человек, ведущий себя бестолково, шумно, сумасбродно
СКАБРЁЗНЫЙ – неприличный, непристойный
ШТЕПСЕЛЬ – Вилка (во 2 знач.) для присоединения
3.
а) Исправьте речевые ошибки. Назовите их тип (неточность словоупотребления, речевая избыточность (плеоназм, тавтология), смешение паронимов и др.).
Такой и врезалась в память та сцена: протянутая из двери теплушки рука девушки и ответный короткий оскал зубов в робкой благодарной улыбке на тёмном солдатском лице. –
Спонсоры вручили школе библиотеку, настольные игры.
Стоит, кажется, шагнуть один шаг – и ты уже в другом измерении.
Вы знаете об этом более лучше.
В марте 1997 года в небе английского графства Кент произошло одно из наиболее очевидных нашествий НЛО.
Президент твёрдо подтвердил своё участие во встрече.
Нам нужно найти точки соприкосновения и довести до результата.
С утра после клуба, если вообще хочется есть, кроме йогуртов ничего невозможно.
Вечером, после окончания посиделок в Колонном зале, Юрий Лужков прибыл в гости к министру юстиции.
От этой ситуации голова встаёт дыбом.
Он предстаёт пугающе коварным соблазнителем.
В милиции сразу решили, что палец оставил именно убийца.
Общество не поняло его выходки и поступки.
Переговоры вошли в более другой виток.
Случившийся поблизости милиционер, поколебавшись, начал доставать пистолет.
Старушка, видимо, устала, она шла всё медленнее, на одном дыхании.
На сцену выходит очередная претендентка на звание чемпионки этого фестиваля.
После инциндента со словом “гусак” ссора между Иваном Ивановичем и Иваном Никифоровичем достигла кульминационного пункта.
Школьная футбольная команда потерпела фиаско.
В романе имеет место отсутствие явно выраженной сюжетной линии.
При написании сочинения предварительный план играет большое значение.
Документы нужно представить к первому августа.
Неправильные выражения нередко встречаются в речах детей.
Город находится в полуторастах километров от областного центра.
Экскурсовод давал объяснения своим слушателям и просил их записывать, чтобы потом можно было их напечатать.
Врач прописала ребёнку новое лекарство.
Никто, даже самые способные ученики, не смогли решить эту задачу.
Мой брат недавно вернулся с Крыма.
Хорошая подготовка спортсменов вселяет в нас уверенность в победу этой команды.
Книга имеет не только познавательную ценность, но и большое воспитательное значение.
Работа железнодорожников ведётся в соответствии и на основе утверждённого графика.
Здание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений.
Каждый студент, пожелавший бы участвовать в работе научной конференции, должен подать заявление в деканат.
Прочитав вторично работу, мне думается, что основные мысли выражены в ней правильно.
Получив тяжелую рану, солдат был спасен своими товарищами.
Новая книга, казалось, что будет иметь большой успех.
Ответ:
Нарушение лексической сочетаемости. Такой и врезалась в память та сцена: протянутая из двери теплушки рука девушки и короткий оскал зубов в робкой благодарной улыбке на тёмном солдатском лице.
Лексическая не сочетаемость. Неправильное употребление собирательного существительного. Спонсоры вручили школе огромную коллекцию книг и настольные игры.
Тавтология. Стоит, кажется, сделать один шаг – и ты уже в другом измерении.
Неправильное употребление прилагательного в степени сравнения. Вы знаете об этом лучше.
Лексическая не сочетаемость. В марте 1997 года в небе английского графства Кент произошло одно из тех нашествий НЛО, которые хорошо было видно.
Тавтология. Президент подтвердил своё участие во встрече.
Лексическая не сочетаемость. Нам нужно найти точки соприкосновения и довести дело до конца.
Речевая недостаточность. С утра после клуба, если вообще хочется есть, то кроме йогуртов есть ничего невозможно.
Смешение стилей речи. Вечером, после встречи в Колонном зале, Юрий Лужков прибыл в гости к министру юстиции.
Смешение фразеологизмов. От этой ситуации голова идет кругом (волосы встают дыбом).
Плеоназм. Он предстаёт коварным соблазнителем.
Стилистически неуместное употребление слова. В милиции сразу решили, что отпечаток пальца оставил именно убийца.
Плеоназм Общество не поняло его поступка.
Неправильное употребление прилагательного и смешение устойчивых сочетаний. Переговоры перешли в другое русло.
Лексическая не сочетаемость. Проходивший поблизости милиционер, подумав, начал доставать пистолет.
Неуместное употребление фразеологизма. Старушка, видимо, устала, она шла всё медленнее.
17. Неправильно написано слово. После инцидента со словом “гусак” ссора между Иваном Ивановичем и Иваном Никифоровичем достигла кульминационного пункта.
18. Школьная футбольная команда потерпела поражение.
19 Плеоназм. В романе отсутствует явно выраженная сюжетная линия.
20. Смешение устойчивых сочетаний. При написании сочинения предварительный план имеет большое значение.
21. Лексическая ошибка. Документы нужно предоставить к первому августа.
22. Лексическая ошибка. Неправильные выражения нередко встречаются в разговорах детей.
23. Неправильное употребление числительного. Город находится в полутораста километров от областного центра.
24. Речевая недостаточность. Пропущено слово. Экскурсовод давал объяснения своим слушателям и просил их записывать, чтобы потом информацию можно было напечатать.
25.Неправильно определен род существительного Врач прописал ребёнку новое лекарство.
26. Ошибка согласования. Даже самые способные ученики не смогли решить эту задачу.
27. неправильное употребление предлога. Мой брат недавно вернулся из Крыма.
28. Ошибка согласования. Хорошая подготовка спортсменов вселяет в нас уверенность в победе этой команды.
29. Плеоназм. Книга имеет не только познавательное, но и воспитательное значение.
28. Плеоназм. Работа железнодорожников ведётся в соответствии с утвержденным графиком.
29. Ошибка согласования. Здание, которое мы выполняем, не вызывает особых затруднений.
30. Ошибка согласования. Каждый студент, пожелавший участвовать в работе научной конференции, должен подать заявление в деканат.
31. Ошибка согласования. Прочитав вторично работу, я подумал, что основные мысли выражены в ней правильно.
32 Ошибка согласования. Получивший тяжелую рану солдат был спасен своими товарищами.
33. Ошибка согласования Новая книга, казалось, будет иметь большой успех.
б) Выберите подходящий по смыслу пароним. Свой ответ обоснуйте, раскрыв значения пар слов.
Протокол (дипломатический, дипломатичный),
ужин (дружественный, дружеский),
законодательство (жилищное, жилое)
кости игральные (игральный – служащий для игры, игорный – предназначенный для азартных игр)
мастерство ( исполнительное, исполнительское)
А время теперь (горючий, горячий, горящий), некогда лить слёзы (горючий, горячий, горящий).
У билетной кассы предъявляли свои (командированные, командировочные) удостоверения.
За (ветреный, ветряной, ветровой) стеклом промелькнули огни.
К (производственный, производный, производительный) силам общества относятся средства труда, предметы труда и люди.
Нередко проблемы разрабатываются без учёта (экономический, экономичный, экономный) особенностей развития данной отрасли народного хозяйства.
Платье эффектное (эффектное – красивой, эффективное – полезное)
насыпь земельная (земельная – сделанная из земли, земляная),
местность (болотистая, болотная),
характер (взрывной, взрывчатый),
пиджак (одеть, надеть),
устав (военный, воинский),
анализ (экономичный, экономический).
Машина (встать – стать) посреди дороги.
В речи прозвучали очень (обидчивые – обидные) слова.
Перед правлением (встать – стать) вопрос.
Необходимо (представить – предоставить) отчёт о проделанной работе.
Он не понимает (сущность – существо) происходящих событий.
Ответ:
Протокол дипломатический (относится к дипломатии, дипломатическим отношениям, дипломатичный – о человеке, черта характера)
ужин дружеский (дружеский – от слова друг, дружественный – дружелюбно настроенный)
законодательство жилищное (жилое – предназначенное для жилья)
кости игральные (игорные – относится к азартным играм, игральные – то что предназначено для игры)
мастерство исполнительское (исполнительное – имеющее задачей исполнение решений, исполнительское – к сущ. Исполнитель.).
Организационный период что-то слегка затянулся. (Организаторский – от слова организатор, организационный период – устойчивое выражение)
А время теперь горячее (жаркое, опасное), некогда лить слёзы горючии (от слова горе).
У билетной кассы предъявляли свои командировочные удостоверения (командированные – употребляется по отношению к людям).
За ветровым стеклом промелькнули огни.(ветровой – служащий для защиты от ветра)
К производительным силам общества относятся средства труда, предметы труда и люди. (от слова производить, устойчивое сочетание)
Нередко проблемы разрабатываются без учёта экономических особенностей развития данной отрасли народного хозяйства. (от слова экономика)
Платье эффектное (эффектное – красивое, эффективное – полезное),
насыпь земляная (сделанная из земли)
местность болотистая (болотистая – относится к болотам, болотная – цвет),
характер взрывной (устойчивое выражение)
пиджак надеть (одеть кого-то, надеть что-то),
устав воинский (военный – от слова война, воинский – от слова воин),
анализ экономический (экономичный – от слова экономить, экономический – от слова экономика).
Машина встала посреди дороги. (от слова встать, а не стать)
В речи прозвучали очень обидные слова. (обидчивые – только по отношению к людям)
Перед правлением встал вопрос. (устойчивое сочитание)
Необходимо предоставить отчёт о проделанной работе. (Представить – презентовать, предоставить – отдать)
Он не понимает сущность происходящих событий. (в значении смысл)
в) Найдите словосочетания, которые закрепились в языке и стали допустимыми и те, которые избыточны и не соответствуют языковой норме.
На аттракцион “Слоны и тигры” публика валит валом.
Актёр сыграл бездомного бродягу.
Это аксиома, не требующая доказательств.
Женщину, воспитавшую десять и более человек детей, награждают орденом. Внутренний интерьер дворца очень красив.
Пришлось теперь начинать сначала.
На вечере выступил автор и исполнитель собственных песен.
Ему надоело слоняться без дела.
В общем и целом наши дела не так уж и плохи.
Казаков написал свою автобиографию год назад.
Прейскурант цен висел на стене.
В кинотеатре идёт весёлая комедия.
Ответ: На аттракцион “Слоны и тигры” публика валит валом. – допустимое
Актёр сыграл бездомного бродягу. – избыточное, недопустимое
Это аксиома, не требующая доказательств. – избыточное
Женщину, воспитавшую десять и более человек детей, награждают орденом. – избыточное
Внутренний интерьер дворца очень красив. – не уместное
Пришлось теперь начинать сначала. – допустимое
На вечере выступил автор и исполнитель собственных песен. – допустимое
Ему надоело слоняться без дела. – допустимое
В общем и целом наши дела не так уж и плохи. – допустимое
Казаков написал свою автобиографию год назад. – не допустимое
Прейскурант цен висел на стене. – не допустимое
В кинотеатре идёт весёлая комедия. – допустимое
г) Подчеркните избыточные слова. Отметьте цифрами плеоназм (1) и тавтологию (2). Исправьте другие речевые ошибки там, где они есть.
Закон нужен для тех, кто систематически и ежедневно нарушает тишину.
Более 9 тысяч состоявшихся и начинающих профессионалов посетили выставку за 4 дня её работы.
Каждая история интересна и занимательна, но больше всего в память врезалась одна.
Ответ:
Закон нужен для тех, кто систематически и ежедневно (1) нарушает тишину.
Более 9 тысяч состоявшихся (1) и начинающих профессионалов (1) посетили выставку за 4 дня её работы.
Каждая история интересна и занимательна (1), но больше всего в память врезалась одна.
Исправленные: Закон нужен для тех, кто систематически нарушает тишину. Более 9 тысяч профессионалов посетили выставку за 4 дня ее работы. Каждая история была интересна, но особенно запомнилась одна из них.
д) Найдите “лишнее” слово в синонимическом ряду.
Нарочный, посредник, гонец, курьер;
окропить, брызнуть, облить, опрыскать;
опрометью, стремительно, стремглав, испуганно;
ординарный, обычный, бездарный, заурядный;
основоположник, зачинщик, зачинатель, основатель.
Ответ:
Посредник
Облить
Испуганно
Бездарный
Зачинщик
е) Составьте словосочетания с выделенными словами (выделенный глагол + существительное), входящими в разные синонимические ряды.
Открыть, отворить, раскрыть, распахнуть; открыть, обнаружить, обнажить, показать, выявить; открыть, вскрыть, распечатать; открыть, развернуть, разогнуть, разомкнуть; открыть, обнаружить, заметить; открыть, основать, положить начало.
Ответ: 1. Открыть дверь. 2. Открыть тайну. 3. Открыть конверт. 4. Открыть коробку. 5. Открыть материк. 6. Открыть магазин.
4.
а) Определите род имен существительных, подобрав к ним подходящие к ним по смыслу прилагательные:
амплуа, домишко, братишка, забияка, подмастерье, Чили, вуз, Тверь, сомбреро, тюль, торнадо, Колорадо, портмоне, кенгуру, трудяга, Валя, импрессарио, Дели, неженка, Хоккайдо.
а) Исправьте ошибки, допущенные в образовании степеней сравнения.
Это еще более худший вариант решения проблемы. Это самая глубочайшая река в мире. Эта книга интереснее. Этот свет более ярче, чем тот. Это самый добрейший человек из всех, кого я знаю. Этот дом выше. Эта книга более интереснее, чем та. Эта конфета слаже первой.
Ответ:
Новое амплуа – средний род, уютный домишко – мужской род, любимый братишка – мужской род, известный забияка – мужской род (разг. – женский род), юный подмастерье – мужской род, загадочная Чили, престижное вуз, историческая Тверь, красивое самбреро – средний род, белый тюль – мужской род, сильный торнадо – мужской род, далекий Колорадо – мужской род, мужское портмоне – средний род, маленький кенгуру – мужской род (может быть женский род, если речь идет о самке), ужасный трудяга – мужской род, знакомая Валя – женский род (если производное от женского имени Валентина) и знакомый Валя – мужской род (если производное от мужского имени Валентин), известный импресарио (мужской род), колоритный Дели мужской род, жалкий неженка – мужской род, маленький Хоккайдо – мужской род.
Этот вариант решения проблемы еще хуже
Это самая глубокая (или глубочайшая) река в мире.
Эта книга более интересна.
Этот свет ярче, чем тот.
Это самый добрый человек из всех, кого я знаю.
Этот дом выше.
Эта книга интереснее, чем та.
Эта конфета слаще первой.
б) Выберите краткую или полную форму имени прилагательного. Если возможны оба варианта, объясните различия.
Он был на все (согласен, согласный). Он был (слепой, слеп). Когда я приезжал к Петровым, их мать была (больна, больная). Открытая шея (тонка и нежна, тонкая и нежная). Он (глухой, глух) от рождения. Он был (стар, старый), когда я с ним познакомился. Он был (здоровый, здоров).
Ответ: Он был на все согласен. Он был слеп. Когда я приезжал к Петровым, их мать была больна, Открытая шея тонка и нежна. Открытая шея – тонкая и нежная. (краткие прилагательные указывают на признак в данный момент, а полные на признак вообще, вне времени). Он глухой от рождения. Он был стар, когда я с ним познакомился. Он был здоров. (здоров – имеет хорошее состояние здоровья). Он был здоровый (здоровый – большой, огромный).
в) Назовите и исправьте грамматические ошибки в предложениях (где необходимо, устраните двойственность высказывания). В исправленных предложениях расставьте знаки препинания.
Петр Семенович попросил Пашу достать с полки свою любимую книгу. Монтаж турбины был выполнен на месяц раньше намечаемых планом сроков. Это сотая новинка для детей, производство которых освоено с начала нового года предприятиями города. Я победю тебя на соревнованиях. Я пылесосю комнату. Деталь бросается в ванну. Машина за машиной подходили и нагружались овощами. Механические свойства стали, проверенные на образцах, изготовленных из штанг, откованных из куска, отрубленного из прибыльной части слитков, представленные в таблице 2, удовлетворяли требованиям ТУ.
Иван Иванович попросил Петю спеть свою любимую песню. Я убедю тебя в своей правоте. Магнитогрский металлургический комбинат ежегодно заносился на доску почёта. Занимаясь в секции у мальчика оставалось мало времени. Уходя из комнаты свет выключается. Четверым балеринам предложили участвовать в конкурсе.
Ответ: 1. Речевая неточность. Необходимо уточнить, чью книгу нужно достать. Петр Семенович захотел достать с полки свою любимую книгу и попросил об этом Пашу. 2. Речевая избыточность. Монтаж турбины был выполнен на месяц раньше установленного срока. 3. Ошибка согласования. . Это сотая новинка для детей, производство которой освоено с начала нового года предприятиями города. 4. Неправильное использование формы глагола. Я одержу над тобой победу на соревнованиях. 5. Неправильное использование формы глагола. Нет формы 1 лица . Я чищу ковер в комнате. Или я буду пылесосить комнату. 6. Лексическая не сочетаемость. Деталь бросили в ванну. Или Деталь упала в ванну. 7. Лексическая не сочетаемость Машина за машиной подъезжали, и их нагружали овощами. 8. Механические свойства стали, представленные в таблице 2, удовлетворяли требованиям ТУ. Эти свойства были проверены на образцах, изготовленных из штанг, которые были откованы из куска, отрубленного из прибыльной части слитков. 9. Речевая неточность. Иван Иванович попросил спеть свою любимую песню Петю. 10. Неправильное употребление глагольной формы. Я буду убеждать тебя в своей правоте. 11. Лексическая не сочетаемость. Магнитогрский металлургический комбинат ежегодно попадал на доску почёта. 12. Нарушения согласования деепричастного оборота. Из-за занятий в секции у мальчика оставалось мало времени. 13. Неправильное употребление формы глагола и неправильное согласование деепричастного оборота. Когда уходят из комнаты, свет выключают. 14 Неправильное употребление собирательного местоимения. Четырем балеринам предложили участвовать в конкурсе.
г) Запишите цифры словами, добавив, где необходимо другие слова. Раскройте скобки.
23 (сутки), 43 (сани); разность 576 и 178 равна 398; с 1769 словами. Частное от деления 7 980 на 95 равно 84; 157, 4 (процент); с 74579 учениками.
Просклоняйте словосочетания: три четвертых поверхности земли; трое суток; семьдесят второй дом; тысяча восемьсот девяносто четыре человека.
Ответ:
Двадцать трое суток, сорок три штуки саней, разность пятистам семидесяти шести и ста семидесяти восьми равна тремстам девяносто восьми, с тысяча семьюстами шестьюдесятью девятью словами, частное от деления семи тысяч девятисот восьмидесяти на девяносто пять равно восемьдесят четыре, сто пятьдесят семь целых и четыре десятых процента, с семьюдесятью четырьмя тысячами пятьюстами семьюдесятью девятью учениками.
Падеж
И. п. Три четвертых поверхности земли Трое суток Семьдесят второй дом тысяча восемьсот девяносто четыре человека.
Р. П. Трёх четвертых поверхности земли Трех чуток Семьдесят второго дома Тысяча восемьсот девяносто четырех человек
Д. п. Трем четвертым поверхности земли Трем суткам Семьдесят второму дому тысяча восемьсот девяносто четырем человекам
В. п
Три четвертых поверхности земли Трое суток Семьдесят второй дом тысяча восемьсот девяносто четыре человек
Т. п. Тремя четвертыми поверхности земли Тремя сутками Семьдесят вторым домом тысяча восемьсот девяносто четырьмя человеками.
П. п. О трех четвертых поверхности земли О трех сутках О семьдесят втором доме О тысяча восемьсот девяносто четырех человеках
5.
Подберите синонимы к следующим заимствованным словам: абстрагироваться, имманентный, нонсенс, сакраментальный, реноме, цейтнот, парировать, ординарный, эмбарго, детерминировать.
Ответ:
Абстрагироваться – отвлечься
Имманентный – неотъемлемый, свойственный, присущий, внутренний
Нонсенс – бред, абсурд, нелепость, бессмыслица
Сакраментальный – укоренившийся, традиционный, обрядовый
Реноме – репутация, слава, мнение, честь
Цейтнот – нехватка, недостаток
Парировать – отбить, опровергнуть, ответить, отразить
Ординарный – обыкновенный, заурядный
Эмбарго – запрет
Детерминировать – определять, обуславливать
6.
а) К указанным фразеологизмам подберите фразеологизмы-антонимы: смотреть именинником; только птичьего молока не хватает; что песку морского; разводить сырость; петь дифирамбы.
б) Установите значение фразеологизмов и значение их архаичных компонентов: беречь как зеницу ока; попасть впросак; не видно ни зги; яко тать в нощи; тянуть канитель; во время о́но.
Ответ:
А) Смотреть именинником – смотреть волком
Только птичьего молока не хватает – гол, как сокол, ни гроша за душой
Что песку морского – с гулькин нос, как кот наплакал
Разводить сырость – держать себя в руках
Б) Беречь как зеницу ока – тщательно оберегать. Око – глаз. Зеница – зрачок.
Попасть впросак – оказаться в неприятном, не ловком, не выгодном положении. Просак – канатный станок. Первоначально выражение имело смысл – нечаянно попасть в закрученные веревки
Не видно ни зги – совсем ничего не видно. Зга – дорога.
Яко тать в нощи – украдкой, незаметно, исподтишка. Яко – как, тать – вор. Нощи – ночи, ночью
Тянуть канитель – неоправданно замедлять какой-либо процесс. Канитель – тонкая металлическая нить, использовавшаяся для вышивания или украшения.
Во время оно – очень давно. Оно – устаревшее указательное местоимение, означающее «тот»
Список словарей
Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. – М, 1984.
Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений русского языка. – М., 2000.
Головин Б. Н. Как говорить правильно. – М, 1988.
Орфоэпический словарь русского языка./Ред. Р. И. Аванесов. Начиная с 5-го издания.
Розенталь Д. Э., Джанджакова Е. В., Кабанова Н. П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию.
Русское литературное произношение.
Словарь ударений для работников радио и телевидения.
Любой толковый словарь русского языка.
Рекомендуемая литература к курсу
Васильева и.Г. Иоаннесьян В.А. Русский язык: Пособие по развитию речи. – М., 1987.
Введенская Л.А., Павлова Л.Г.Культура и искусство речи.Современная риторика.–Ростов-н/Д, 1995.
Винарская Е.Н. Выразительные средства текста. – М., 1983.
Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики. – М., 1981.
Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 1980 (1988).
Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. – М.,1986.
Грамматические основы правильной русской речи / Е.Н.Ершова и др. – М., 1991.
Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1993 (1983).
Ладыженская Т.А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения. –М., 1986 (1998).
Практическая стилистика русского литературного языка. – М., 1970.
Практическая стилистика русского языка. Функциональные стили. – М., 1982
Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1974 (1977).
Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1987.
Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика. – М., 1991
Стилистика русского языка / Под ред. Н.М. Шанского. – Л., 1989.
Стилистика русского языка. – М., 1995.