Контрольная работа

1. Укажите, какие части речи использованы в данных предложениях.

1. Княжна Марья умоляла брата подождать ещё день, говорила о том, что она знает, как будет несчастлив отец, ежели Андрей уедет, не помирившись с ним. (Л.Т.)

Часть речи Слова
Имя существительное княжна, Марья, брата, день, отец, Андрей
Имя прилагательное несчастлив
Местоимение (о) том, она, ним
Глагол умоляла, подождать, говорила, знает, будет, уедет
Деепричастие помирившись
Наречие еще, как (союзное слово)
Предлог о, с
Союз что, ежели
Частица не

2. Быть бы нашим странникам под родною крышею, если б знать могли они, что творилось с Гришею (Н.).

Часть речи Слова
Имя существительное странникам, крышею, Гришею
Имя прилагательное родною
Местоимение нашим, они
Глагол быть, знать, могли, творилось
Предлог под, с
Союз если, что
Частица бы, б

3. Газет он не получал, ни с кем в переписке не состоял и потому сведений о процессе, в котором фигурировал Петенька, ниоткуда иметь не мог. (С.-Щ.)

Имя существительное газет, переписке, сведений, процессе, Петенька,
Местоимение он, кем, котором (союзное слово), ниоткуда,
Глагол получал, состоял, фигурировал, иметь, мог
Предлог с, в, о, в
Союз и, потому,
Частица не, ни, не, не

4. Разорвано железное кольцо, и он опять, уже с новым оружием, возвращался в строй и к жизни. (Н.О.)

Имя существительное кольцо, оружием, строй, жизни
Имя прилагательное железное, новым
Местоимение он
Глагол возвращался
Причастие разорвано
Наречие опять, уже
Предлог с, в, к
Союз И, и

2. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Нянечка, пуговичка, времечко, книжечка, душечка, Ванечка, ножнички, семечко, Зоечка, леечка, имечко, Петечка, крышечка, Сонечка, темечко, Олечка, ситечко, стремечко.

3. От данных существительных образуйте прилагательные с суффиксами –н-, -ан-/-ян-, -ин-, -енн-/-онн-.

Болезнь — болезненный, бритва — бритвенный, весна — весенний, воробей — воробьиный, голубь — голубиный, гусь — гусиный, дерзновение — дерзновенный, дерево — деревянный, единство — единственный, жатва — жатвенный, журавль — журавлиный, имя — именной, клятва — клятвенный, комиссия — комиссионный, листва — лиственный, лошадь — лошадиный, масло – масляный (фильтр), масленый (блин), мгновение — мгновенный, мужество — мужественный, обед — обеденный, окно — оконный, оппозиция — оппозиционный, осёл — ослиный, пламя — пламенный, производство — производственный, реакция — реакционный, родство — родственный, семя — семенной, сессия — сессионный, сокол — соколиный, соловей — соловьиный, соль – соляной, соленый, стекло — стеклянный, традиция — традиционный, утка — утиный, утро — утренний, фракция — фракционный, хозяйство — хозяйственный, шерсть — шерстяной, ястреб – ястребиный.

4. Перепишите, раскрывая скобки

Полметра, полкомнаты, пол-Европы, пол-листа, полвторого, пол-яблока, пол-огурца, пол-арбуза, пол-лимона, пол-Байкала, полмиллиона.

5. Перепишите, заменяя числа словами

2-дневный — двухдневный; 3-процентный — трехпроцентный; 4-недельный — четырехнедельный; 5-тонка — пятитонка; 30-градусный — тридцатиградусный; 40-километровый — сорокакилометровый; 300-летие — трехсотлетие; 250-летие — двухсотпятидесятилетие; 1000-летие – тысячелетие.

6. Перепишите, раскрывая скобки

Антиисторический; архимиллионер; инфракрасный; ультразвук; контрреволюция; контрудар; псевдоклассицизм; панамериканский; паняпонский; пан-Европа.

7. От данных глаголов совершенного вида образуйте при помощи суффикса –ыва-/-ива- парные глаголы несовершенного вида:

Выиграть — выигрывать, выписать — выписывать, закончить — заканчивать, засеять — засеивать, ощипать — ощипывать, покусать — покусывать, поплясать — поплясывать, продолбить — продалбливать, прочитать — прочитывать, развеять — развеивать, расхвалить – расхваливать.

8. Перепишите предложения, заменяя выделенные наречия соответствующими по смыслу фразеологическими оборотами:

1. Художник скрепя сердце отдал на выставку две свои любимые картины. 2. Встали ни свет, ни заря и отправились в путь. 3. Она всей душой предана своему делу. 4. Близнецы как две капли воды похожи друг на друга. 5. Пришлось битый час дожидаться своей очереди. 6. Он не стеснял себя в средствах, жил на широкую ногу. 7. Способный ученик решил задачу в два счёта. 8. Они с первого взгляда понравились друг другу. 9. Кто-то во всё горло кричал в соседнем помещении. 10. Позавтракали на скорую руку, чтобы не опоздать к поезду. 11. Работали не покладая рук, стараясь наверстать упущенное.

9. Перепишите, вставляя пропущенные буквы:

Пароход, жизнеописание, овцеводство, москворецкий, своекорыстный, водонапорный, чаепитие, конокрадство, коневодство, баснописец, звероловство, кровеносный, кровопийца, кровообращение, растениеводство, сороконожка, камнедробилка, каменотес, дальновидный, дальневосточный, властолюбие.

10. Перепишите предложения, расставляя там, где это необходимо, знак препинания «тире».

1. Я был озлоблен, он угрюм. (П.) 2. Иван Иванович бреет бороду в неделю два раза, Иван Никифорович один раз. (Г.) 3. Ермолай стрелял, как всегда, победоносно; я — довольно плохо, по обыкновению. (Т.) 4. Смелый к победе стремится, смелым дорога вперёд. (Сурк.) 5. В степи под Херсоном высокие травы, в степи под Херсоном курган. (Гол.)

Словари

Агеенко Ф.Л. Словарь ударений русского языка / Ф.Л. Агеенко, М.В. Зарва. – М.: Рус. яз., 2000. – 391 с.
Зарва. М.В. Русское словесное ударение. Словарь нарицательных имён. — М.: ЭНАС, 2001. – 600 с.
Орфоэпический словарь русского языка. / под ред. Р.И. Аванесова. — М., 2007. – 704 с.
Скворцов Л.И. Культура русской речи: Словарь-справочник. – М.: Знание, 1995. – 256 с.
Фразеологический словарь русского языка / ред. А.И. Молотков. – М.: Рус. яз., 1986. – 543 с.

Контрольная работа 1 Укажите какие части речи использованы в данных предложениях