Прежде чем рассмотреть термин «поведенческая компетентность», нужно изучить, что такое поведение и что такое компетентность.
В.П.Беспалько определяет компетентность, как наличие знаний, благодаря которым человек может о чем-лило судить и высказывать собственное авторитетное мнение. Если ре речь идет об обучении, то под компетентностью подразумеваются знания и навыки.
Л.Ф. Островская описывает компетентность, как способность человека применять на практике свои знания и умения.
С точки зрения М.И. Бархатовой, компетентность – это система знаний, отношений и ценностей, которые создают ценностные, смысловые, а также мотивационные и волевые результаты индивидуальной деятельности личности.
По мнению В.И. Гарбузова, компетентность – это грань личности, которая характеризует стремление человека реализовать собственный потенциал, а также способность это делать для достижения успеха в какой-то конкретной области.
Все эти трактовки имеют общие черты, но не совпадают друг с другом полностью. Поэтому мы решили дать собственное определение компетентности, которое будет подразумеваться именно в этой работе.
Основываясь на исследованиях М.И. Бархатовой, мы будем понимать компетентность, как обобщенные методы действий, позволяющих человеку продуктивно выполнять профессиональную деятельность. Это способность людей на практике реализовывать свои знания и навыки.
Перейдем к рассмотрению понятия «поведение».
Поведение – это способ реализации личности в обычной жизни. Поведение – это система ответных реакций, которые обуславливаются воздействием внешних обстоятельств, влияющих на организм, а также система поступков, направленных на живые и неживые природные объекты, к людям и обществу.
В.Г. Алямовская считает, что поведение – это лишь способ деятельности, выражающий ее внешнюю сторону. Поэтому одна и та же деятельность может принимать разные формы поведения. А одно и то же поведение может иметь разное деятельностное содержание.
По Т.И.Ерофеевой, под поведенческим актом нужно рассматривать общественно направленное действия, которое ориентируется на окружающих и их возможные действия в ответ.
Акты поведения:
Любое внешнее выражение физиологического процесса, связанного с состоянием или общением или конкретными делами человека. Сюда может включаться мимика и поза, а также жесты и интонация.
Конкретные жесты и движения.
Действия человека, в которые вкладывается конкретный смысл.
Поступки – наиболее крупные поведенческие акты, которые имеют общественное значение и связаны с поведенческими нормами, с существующими отношениями, с тем, какая у человека самооценка и др.
Л.Д. Есина писала, что поведение является особенной формой деятельности. Деятельность только тогда становится поведением, когда мотивация и предметный план входят в состав общественных личностных отношений.
Поведение людей основывается на деятельности, обусловленной физиологией, обществом, языком, смыслом. Форма такой деятельности – труд. А общение выступает в качестве атрибута этой деятельности.
Особенностью поведения личности является то, что оно зависит от типа отношений человека с социальной группой, в состав которой он входит. Также на это влияют нормы, принятые внутри группы, ценности личности и его ролевые предписания.
Если поведение неадекватно, это очень плохо влияет на межличностные отношения. Неадекватность поведения может выражаться в том, что человек явно переоценивает свои возможности, наблюдается расслоение реального и вербально планов, человек становится менее критичным, контролируя собственную манеру поведения. Главным ориентиром в поведении становятся моральные нормы. В качестве единиц анализа выступают поступки человека.
Поступок – это осознанное действие, которое оценивается человеком как показатель самоопределения. С помощью поступков люди утверждают себя, как личности. Они выражают свое отношение к другим и к себе, к обществу в целом или к конкретной группе людей. Поступки являются выражением личности людей, также они ее формируют.
Большое влияние на развитие индивидуальной поведенческой модели оказывает компетентность. Именно она является основой воспитания личности людей. Культура содержит в себе комплекс ценностей и норм, которые направляют формирование тех или иных поведенческих программ каждого человека.
Итак, есть множество разных определений, которые помогают понять, что такое поведенческая компетентность.
С точки зрения философии это комплекс поведенческих форм, которые проявляются в повседневной жизни, в процессе общения или в быту. Эти формы поведения отражают имеющиеся у человека эстетические и моральные установки.
По мнению И.Н. Курочкиной, поведенческая компетентность – это комплекс развитых общественно значимых личностных качеств, поступков человека среди общества, которые основываются на его культуре и нравственности. Автор подчеркивает, что поведенческая компетентность выражается в формах поведения, которые отражают этические и нравственные нормы, существующие в обществе.
Т.И. Бабаева отмечает, что поведенческая компетентность – это очень емкое понятие, которое раскрывает суть имеющихся у человека моральных норм, отношения к людям, к работе, к материальных и духовным ценностям.
У С.В. Петериной мы находим следующую трактовку «поведенческая компетентность дошкольников – это система полезных поведенческих форм, проявляющихся в процессе общения, в повседневной жизни или в других видах деятельности».
Нельзя сказать, что поведенческая компетентность это просто соблюдение норм этикета. Это больше выражение нравственных восприятий и чувств человека.
Также сюда можно включить и такие факторы, как проявления вежливости, полезные привычки здороваться и прощаться, способность выражать благодарность, желать приятного аппетита и др.
Способность вести беседу очень важна для выстраивания хорошего общения с другими людьми. Необходимо научиться быть хорошим собеседником. Для этого нужно разбираться в теме разговора, уметь правильно выражать собственные мысли, чтобы они не звучали как нравоучение.
Еще один важный навык, включаемый в поведенческую компетентность – это умение регулировать собственные негативные эмоции. Самый лучший способ избавиться от раздражения – улыбнуться.
Поведенческая компетентность помогает проявляют к человеку внимание, слушать его и оказывать ему услуги.
И.Н. Курочкин пишет, что в поведенческую компетентность также входят правила, которые касаются поведения и приняты в конкретной общественной группе.
Это требования, которые предъявляются обществом к поведению других людей, своего рода комплекс правил, связанных со внешней стороной отношений. Эти правила учат применять способы обращения с человеком, приветствия друг друга, поведения в общественных местах, включают в себя нормы манеры и выбора одежды.
По мнению Т. Ерофеевой, важными критериями поведенческой компетентности можно назвать – эмоциональный, когнитивный и поведенческий.
Когнитивный критерий связан с умением предвидеть поведение другого человека. Также это знания о своем поведении, о своей социальной роли в обществе.
Эмоциональный-отношенческий критерий раскрывается через эмоциональную отзывчивость и чувствительность к поступкам других, также желание поступать согласно нормам поведения, считающимися правильными в социуме.
Поведенческий критерий рассматривается как умение пользоваться вербальными и невербальными средствами поведения в социуме. Поведенческий критерий наиболее важный, так как сформированность его позволяет человеку поступать правильно и бесконфликтно в любых ситуациях.
Одна из задач поведенческой компетентности – не допустить конфликта, возникающего на межличностном уровне.
Сегодня среди ученых растет интерес к поведенческой компетентности. Согласно Т.Ломакиной, многие люди хотят овладеть манерами поведения. Общество в целом не потеряло интерес к данной проблеме. Потребность в знаниях в этой области только растет.
Ученые заняты исследованием разных проявлений этого культурного явления. Они описывают предмет освоения, придерживаются большого количества рекомендаций, связанных с образовательным содержанием. Что касается дошкольного возраста, то поведенческая компетентность изучается в связи с формированием у ребят поведенческой культуры.
Можно называть три вида культуры, которые касаются поведенческой компетентности дошкольников:
– деятельность;
– общение;
– привычки гигиены.
Культура деятельности – это поведение детей во время занятий, игр и при выполнении разных поручений.
Развивать культуру деятельности, это значит учить детей держать свое место в порядке, доводить начатые дела до конца, бережно относиться к вещам, книгам и игрушкам. Культурная деятельность выражается в стремлении к содержательным и полезным занятиям, способности ценить время.
Уже в этом возрасте дети могут научиться контролировать свой отдых и деятельность, чтобы быстро выполнять поручения, следить за гигиеной и т.п. это хорошая основа для развития общих навыков организации собственного труда.
Чтобы определить, каков уровень воспитания трудовой культуры, можно изучить такие аспекты, как желание и способность детей трудиться, интересуются ли они выполненной работой, осознают ли ее цель и смысл, насколько они активны и самостоятельны, могут ли проявлять волевые усилия, чтобы достичь нужного результата, оказывают ли они помощь своим сотрудникам.
Культура общения подразумевает, что ребенок во время общения старается придерживаться норм, основанных на доброжелательном и уважительном отношении, активно пользуется словарным запасом, старается быть вежливым как в обществе, так и в быту.
Причем сюда включаются не только те привычки, которые должны быть развиты. Это еще и отказ от неуместных слов и действий в текущих обстоятельствах. Дошкольника нужно научить замечать, в каком состоянии находится другой человек. Сюда включается также и культура речи: может ли ребенок говорить спокойно и тактично. Если дети владеют речевой культурой, они склонные активно общаться во время игр, значительно снижается конфликтность в коллективе.
Навыки гигиены также относятся к поведенческой компетентности. Нужно быть опрятным, следить за чистотой рук и лица, тела и одежды. Нужно следить за состоянием своих волос и обуви. Все это не только способствует поддержанию гигиены, но и формирует хорошие человеческие отношения.
Культура приема пищи заключается в том, чтобы не просто удовлетворять свои физические потребности. Она подразумевает этическое поведение за столом, которое основано на уважение к себе и к окружающим людям. Также культура потребления пищи показывает отношение человека к труду тех, кто готовит.
Уже с раннего возраста нужно приучать детей не класть на стол локти, жевать с закрытым ртом, тщательно жевать до проглатывания.
Соблюдение режима открывает перед детьми понимание, что многие действия проще выполнять в определенной последовательности в определенном темпе. Поэтому, когда говорят о правилах поведения, детей приучают выполнять режимные требования. Дети должны вовремя садить за стол, обслуживать сами себя, кушать самостоятельно, перед едой мыть руки, самостоятельно раздеваться и вешать одежду аккуратно на стульчик.
В средней дошкольной группе дети должны научиться организованности благодаря соблюдению правил поведения.
Организованность при этом считается очень важным показателем готовности детей к дальнейшему дошкольному обучению. Ведь в школе детям нужно будет выполнять учебные задания, рационально распределять время во время уроков и дома, выполнять домашние задания самостоятельно. Дети должны научиться не просто исполнять требования взрослых, но и предъявлять требования к самим себе.
Поведенческая компетентность обязательно включает в себя хорошие манеры.
Манеры – это форма поведения, выражающаяся во внешних проявлениях. Это обращение с людьми, интонация и тон речи, походка, мимика и жесты. Манеры регламентируются этикетом. Они основываются на уважении и доброжелательном отношении к человеку в не зависимости от его положения в обществе и материального благосостояния. Манеры подразумевают адекватный уровень скромности и сдержанности. Они свидетельствуют о том, что человек способен держать под контролем собственные поступки и поддерживать общение.
Поведенческая компетентность также подразумевает и некоторые качества, которые мы обсудим ниже.
Вежливость – это способ продемонстрировать уважение. Это не просто черта характера, это искусство вести себя красиво. Это способность оказывать услуги тем, кто в них нуждается. Сюда включается такт и деликатность. Конечно же, сюда можно отнести и речевой этикет, который является важнейшей составляющей вежливости. Окружающие люди воспринимают вежливость, как хорошее качество.
Если дети вежливы, они ведут себя доброжелательно и искренне, выражают свое уважение к другим. В противном случае можно сказать, что человек невежлив. Вежливость должна исходить из сердца, ребенок должен осознавать ее ценность.
Еще одно важное качество – это деликатность. Деликатный человек старается не доставлять неудобства окружающим, не дает повода другим чувствовать его превосходство. Деликатность рождается в детстве и сопровождает человека всю его жизнь.
Тактичность – это внимание к внутреннему миру человека. Дети должны уметь понимать собеседников, чувствовать, как ему доставить радость и удовольствие и не вызывать в них обиду и раздражение.
Чуткость проявляется в том, как человек относится к окружающим людям. Она подразумевает заботу о других, способность прийти на помощь.
Тактичность регулирует поведение людей. Такт дает возможность понять, когда можно вступить в разговор, а когда нужно молчать. Такт дает почувствовать, что хорошо и что плохо. Старшие дошкольники могут проявлять такт на элементарном уровне. Это выражается в том, чтобы не настаивать на том, чтобы другие немедленно выполняли их желания, ждать и уступать, не перебивать, учитывать настроение и способности другого человека, не выражать излишне любопытство, не высказывать свое мнение о других людях в слух и т.п.
Дети должны уметь вести себя культурно с окружающими, не оскорблять их достоинство. Нужно добиваться, чтобы помощь окружающих и внимание к ним были основаны на добрых побуждениях.
Общительность – еще одно важное качество, которое основано на приветливом отношении к другим людям. Дети должны испытывать радость от общения с ровесниками, давать им игрушки, лишь бы побыть с ними рядом. Доброжелательность должна стать более естественным для ребенка, чем модная сегодня дерзость.
Дисциплинированность – это способность самостоятельно подчинять свое поведение определенным нормам. Она поможет без конфликтов находиться детям в среде других людей.
Согласно С.В. Петериной, поведенческая компетентность – это комплекс всех аспектов, включающихся в содержание поведения. Она является частью культуры, выражает уровень развития общества в целом и оказывает при этом на него сильное влияние. Поведенческая компетентность основывается на привычках и нравах, традициях и обычаях.
Таким образом, за основу возьмем определение И.Н. Курочкиной, что поведенческая компетентность – это комплекс полезных для социума прочных поведенческих форм, проявляющихся в повседневной жизни, в процессе общения и в разных видах деятельности.