Детство в дошкольном возрасте – это удачное время для формирования поведенческих компетенций. Согласно В.И. Логиновой, это связано с тем, что дети очень внушаемы и восприимчивы.
Л.Ф.Островская писала, что воспитания хорошего поведения у детей должно начинаться с раннего возраста, когда дошкольнику еще далеко до изучения грамоты. Зато он уже может хорошо видеть и слышать. А этих навыков достаточно для усвоения базовых уроков хорошего поведения. Даже если он еще практически не может говорить.
Изучая проблему содержания поведенческих компетенций у дошкольников, мы рассматривали работы В.Г, Нечаевой, С.В. Петериной и других исследователей.
Так как старшие дошкольники активно развиваются умственно, это оказывает значительное влияние на осознанность их поведения. Уже в 6-7 лет ребята могут понимать, в чем смысл нравственных норм и правил, они могут предвидеть последствия тех или иных поступков.
Поведение в этом возрасте уже имеет свою цель и контролируется ребенком. Это создает предпосылки, чтобы развивать у детей ответственность за то, как они себя ведут. Необходимо научить их организованности и самоконтролю именно в этот период.
Дошкольники активно накапливают свой первый жизненный опыт, включающий в себя навыки нравственного поведения. У них развивается способность к дисциплине, они учатся организованно управлять своим поведением, приобретают навыки развития хороших отношений с ровесниками и взрослыми, учатся быть самостоятельными, занимать себя полезной и увлекательной для них деятельностью, содержать комнату в порядке и чистоте.
Перед дошкольной образовательной системой стоят задачи, связанные с нравственным воспитанием. И делается это с помощью конкретных требований, предъявляемых детям. Дети учатся соблюдать правила гигиены, изучают культуру поступков в разных ситуациях, учатся выстраивать положительные взаимоотношения в тех или иных типах деятельности.
В задачи входит и формирование нравственного сознания, а также чувств, которые формируются у дошкольников при их знакомстве с окружающим миром. Также этот тот возраст, когда необходимо начинать приучать детей к труду.
Культура поведения детей включает в себя следующие элементы: деятельность, общение, гигиена, привычки.
Культура деятельности выражается в том, как ведет себя ребенок во время занятий или в играх, а также когда он выполняет поручения. Развивать у детей культуру деятельности – значит формировать у него способность следить за порядком в том месте, где он занимается или играет.
Сюда включается также развитие у него привычки доводить начатые дела до конца, беречь свои игрушки и вещи, ухаживать за книгами.
Средний и старших дошкольный возраст – это время, когда дети должны учиться подготовить все нужное для занятий, для работы. Дети должны иметь привычку подбирать игрушки. Культура деятельности проявляется еще и в том, что ребята тянутся к содержательным и интересным занятиям, учатся дорожить своим временем. Старшие дошкольники стараются регулировать свой отдых и деятельность, быстро выполнять процедуры гигиены.
Это хорошая основа для развития у ребенка навыков эффективности труда. Чтобы определить, насколько высок уровень культуры деятельности, нужно обратить внимание на то, умеет и хочет ли ребенок трудиться, интересно ли ему работать, понимает ли он смысл трудовой деятельности и ее цель, насколько он самостоятелен и активен, проявляет ли он волевые усилия, чтобы достичь нужного результата, оказывает ли помощь коллегам в трудовом процессе.
Еще один важный компонент поведенческой компетентности – это культура общения. Она подразумевает то, что ребенок соблюдает нормы общения, когда разговаривает с ровесниками и взрослыми, проявляет доброжелательность и уважение, использует подходящую лексику, вежливо ведет себя в общественном месте и в повседневной жизни.
Культура общения связана еще и с тем, чтобы воздерживаться от неуместных слов или действий. Дошкольника надо учить замечать состояние другого человека.
Уже в первые годы жизни дети должны понимать, когда нужно тормозить свои желания, так как в определенные моменты и в определенной обстановке шумное поведение и беготня становятся недопустимыми. Дети должны контролировать свое поведение, чтобы демонстрировать свое уважение к окружающим, при этом сохранять естественную манеру разговаривать и выражать свои чувства.
Культура общения подразумевает и речевую культуру. Речевая культура подразумевает, что у ребенка достаточно большой запас слов, он умеет говорить тактично может сохранять спокойствие. Если дети владеют речевой культурой, они могут активно общаться друг с другом во время игр, это способствует предотвращению конфликтов.
Навыки гигиены также являются составной частью поведенческой культуры. Важно, чтобы ребенок привыкал быть опрятным, держал в чистоте свое лицо и руки, следил за красотой прически. Нужно, чтобы его обувь всегда была чистая.
Все это очень влияет на отношения между людьми.
Педагоги должны постоянно стремиться развивать у ребенка культурные, гигиенические и другие навыки. Ведь они на протяжении всей его жизни будут приносить ему пользу. Культура питания часто относится к навыкам гигиены. Но она нужна еще и для того, чтобы выражать уважение к тем, кто сидит рядом с тобой за столом, а также к тем, кто приготовил пищу.
Уже в дошкольный период ребята должны иметь определенные привычки: нельзя на стол класть локти, нельзя жевать с открытым ртом, нужно тщательно пережевывать пищу. Конечно, культура питания для дошкольников – не самое простое дело. Нужно стремиться к тому, чтобы дети получали удовольствие от культурного приема пищи, выглядели опрятно при этом и не портили другим аппетит.
Изучив то, что входит в содержательную часть образовательную программу дошкольного учреждения, мы отметили, что у детей значительно повышается степень управления собственным поведением, что позитивно сказывается на развитии детей в целом.
Появляется желание руководить собой и контролировать свои поступки, регулировать свою двигательную деятельность, выполнять указания и правила.
Постепенно более совершенной становится игровая деятельность, особенно это касается сюжетно-ролевых игр. В них ребенок старается отобразить события из реальной жизни, которые выходят за рамки его опыта. Задачи личностного развития и социального воспитания следующие:
– формировать навыки коммуникаций и общественные навыки: учиться высказывать просьбу, поручать что-либо, предлагать что-либо, называть других людей по их именам, отстаивать свою точку зрения, сохранять доброжелательный настрой, учиться менять свою точку зрения;
– развитие навыков одобряемого в обществе поведения, когда ребенок находится в общественном месте;
– развитие адекватного уровня общительности и правильного поведения в процессе общения;
– развитие готовности быть гибким, выполнять правила, соответствовать чужим ожиданиям, адекватно вести себя в конкретных ситуациях, утверждать себя без принижения других людей.
Старшие дошкольники должны уметь организовывать свое время, насколько позволяют их способности. Для этого они должны придерживаться существующего распорядка жизни как в детском саду, так и дома. Дети должны стремиться к тому, чтобы заниматься чем-то полезным.
При помощи взрослого, ребенок должен научиться действовать целенаправленно, его образ жизни должен быть наполнен содержанием, что является хорошим воспитательным средством.
Нужно учить детей правильно относиться к общественному имуществу. Дети должны беречь это имущество, как свою собственность. Педагог должен объяснять, что игрушки, предметы мебели и посуда в детском саду принадлежит всем. Поэтому все это нужно беречь. Иначе будет неуютно находиться в помещении и нечем будет играть с ребятишками. Если эту мысль внушать детям постоянно, они быстро приобретают навыки правильно обращения с предметами, и эти привычки закрепляются у детей надежно и надолго.
Развитие бережного отношения к имуществу помогает воспитывать у детей коллективизм. Только если ребенок постепенно будет расширять понятие «Я» до понятия «Мы», он будет полноценным членом общества. Это позволит ему бережно относиться к вещам, которые принадлежат всей группе.
Нужно научить ребенка правильно обращаться и с пособиями, используемыми в обучении. При этом речь идет обо всем, что пригождается для разных занятий: для рисования и лепки, для занятий аппликацией. Все это пригодится ребенку во время обучения в школе.
Нужно вовремя уделить внимание обучению детей экономить бумагу и клей. Дети должны научиться бережно пользоваться карандашами и красками, все держать в порядке и не раскидывать.
Также нужно особое внимание уделить тому, как ребенок обращается с книгами. Книги – это сокровища, обогащающие людей духовно. Они помогают нам становиться умнее и взрослее. Книги не просто учат нас, они доставляют нам радость.
Уже в шесть лет дошкольники имеют навыки, которые позволяют правильно организовать свою деятельность, подготовить все, что нужно для игры и труда. Дети должны следить за тем, чтобы другим было удобно рядом с ними, не мешать товарищам. Если ребенка к этому не приучить, в дальнейшем его деятельность не будет целенаправленной, а станет зависеть от случая.
Если вовремя не развить у дошкольника способность готовиться к предстоящим делам, то это плохо повлияет на его дальнейшее обучение в школе. Нужно объяснить детям, что к любому виду деятельности необходимо готовиться. Нужно предвидеть, какие пособия и игрушки понадобятся. Лишний раз нужно напомнить детям, чтобы они не начинали дело, пока не убедились, что все для него уже готово.
Старшие дошкольники должны научиться предвидеть, как именно они будут выполнять свою работу, мысленно составлять план. В будущем это поможет ему правильно организовывать свою деятельность.
Если целенаправленно заниматься этой воспитательной работой, то у детей образуется привычка все время быть занятыми. Они учатся самостоятельно организовывать свою деятельность согласно интересу, учатся заниматься тем, что действительно нужно, правильно расходовать свою энергию. Эти привычки становятся основой для развития ребенка в дальнейшем при обучении в школе.
Главное – это развивающее значение деятельности детей, которая проявляется в том, каково ее содержание, насколько она устойчива и длительна, чему она может научить, как она влияет на нравственное восприятие детей. Взрослые стараются руководить деятельностью детей так, чтобы у них были условия для занятий и труда, для игр и развлечений.
Нужно научить детей эффективно организовывать свою жизнь, вовлекать его в деятельность разного формата. Если необходимо, нужно оказывать ему помощь в том, чтобы расширить содержание деятельности детей, достигать поставленные цели.
Во время игры нужно развивать чувство нравственности. Дети через игру учатся совершать моральные поступки, приобретают навыки работы в коллективе, развивают дружеские отношения, соблюдают правила и стремятся осуществить общий замысел.
Во время занятий нужно развивать культуру детей. Нужно учить их осуществлять учебную деятельность, проявлять дисциплинированность, уважать слова взрослых людей, стремиться помогать в общем деле.
Когда педагог руководит тем или иным видом деятельности ребенка, он старается прививать ему нравственные ориентиры, учит его правильно относиться к ровесникам, уточняет его знания, формирует правильное отношение к людям, к работе и к обязанностям.
Таким образом, мы обсудили компоненты поведенческой компетентности: навыки коммуникаций и общественные навыки, адекватного уровня общительности и правильного поведения в процессе общения; готовности быть гибким, выполнять правила, соответствовать чужим ожиданиям, адекватно вести себя в конкретных ситуациях, утверждать себя без принижения других людей.
Также нами были определены главные задачи по формированию поведенческой компетентности, содержание этой работы, а также ее актуальность. Можно сделать вывод о том, что для успешного формирования поведенческой компетентности у детей старшего дошкольного возраста необходимо полностью использовать все доступные ребенку виды деятельности, в том числе игры, занятия и труд.
Особенности формирования поведенческой компетентности у детей старшего дошкольного возраста состоят в обучении детей правильному отношению и взаимоотношению среди других людей – культуры общения и поведения, чувства нравственности.