По определению в «Толковом словаре Даля», инициатива – (от латинского initium – начало) почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях.
Содержимое
- 1 Рассмотрение понятия и сущности инициативы
- 2 Педагогические аспекты инициативы
- 3 Инициатива как проявление активности
- 4 Движущая сила инициативы
- 5 Признаки инициативы у человека
- 6 Компоненты развития инициативы у детей
- 7 Уровни инициативы у детей
- 8 Инициатива в исследовательской деятельности
- 9 Творческая инициатива школьников
- 10 Условия развития инициативы у младших школьников
- 11 Возрастные особенности развития инициативы
Рассмотрение понятия и сущности инициативы
По С.Н. Гаврову, инициатива определяется, как «характеристика деятельности, поведения и личности человека, означающая способность действовать по внутреннему побуждению, в отличие от реактивности – поведении, осуществляемом на внешние стимулы».
В рамках аналитического подхода изучаются отдельные стороны или аспекты инициативы вне их связей и отношений между собой (С. Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, П.А. Рудик, Н.Д. Левитов, А.Г. Ковалев, С.А. Петухов, Д.Б. Богоявленская).
Инициатива как проявление общей активности личности рассматривается в А.Ф. Лазурского, А.И. Крупнова, И.А. Джидарьян, Д.Н. Узнадзе, Д.Б. Богоявленской, Е.А. Погониной и др.
По мнению Т.С.Борисовой, инициатива – это позитивное личностное качество, которое проявляется во внутренней способности начинать что-то новое, делать первые шаги, самостоятельно принимать решения для социальных и личных проблем.
Поэтому можно считать, что инициативная личность – это активная с социальной точки зрения личность, которая может брать на себя руководство и ответственность, а также способна самостоятельно достигать поставленных целей.
Инициатива может быть рассмотрена на межпредметном уровне, ведь ученые рассматривают это явление с самых разных сторон – с точки зрения психологии, философии, педагогики и т.п.
Например, в 17 веке главной мотивацией для инициативы считалась заинтересованность человека в осуществлении деятельности. Эту позицию сформулировал Д. Локк. Разрабатывая основы термина «инициатива» в сегодняшних исследованиях чаще всего изучается сущность творчества человека и его диалектика.
С точки зрения психологии инициативу изучали многие известные психологи. Например, А.Н. Поддъяков считает, что инициатива – это волевое личностное качество. Например, это может быть мотивация совершать деятельность. Также инициатива позволяет человеку выйти за границы текущих условий, находить решения для значимых задач.
Согласно исследованиям русских ученых, инициатива – это личностное качество, которое может развиваться постоянно и зависит от внутренних и внешних условий и от того, каков усвоенный человеком жизненный опыт.
Согласно Т.Г. Русаковой, инициатива тесно связана со способностью человека находить нестандартные способы решения имеющихся задач .
Согласно А.Н.Поддьякову, инициатива – это выход мыслительных процессов за пределы необходимого.
Педагогические аспекты инициативы
Педагогика рассматривает инициативу как личностную черту, которая выражается в способности человека действовать самостоятельно и активно.
Эту позицию поддерживают психологи, для которых инициатива – это личностное свойство, состоящее из двух частей: поведенческая и мотивационная.
Проанализировав педагогическую и психологическую литературу согласно теме исследования, можно сделать вывод, что инициатива – это устойчивость, которая помогает противостоять негативным препятствиям.
Человек проявляет активность, которая выражается в мотивации и в волевых качествах. Она направлена на достижения конкретных задач, связанных с разными видами деятельности. Человек старается быть самостоятельным и продуктивным.
Поэтому инициатива – это качество интегративного характера, которое характеризуется готовностью человека выполнять ту или иную деятельность. Человек этот обладает нужными представлениями об этой деятельности, старается осознанно подходить к этой деятельности и цели.
Инициатива как проявление активности
О.П. Солдатенкова считала, что инициатива является проявлением общей активности личности.
Н.М. Мельникова предложила идеи, которые в результате стали хорошей теоретической базой для активных работ по изучению проблемы инициативы людей. Человек рассматривался исследователем, как существо, активно действующее в среде.
Автор выделяет продуманность как когнитивную характеристику инициативы. При этом продуманность, по его мнению, характеризуется «степенью волевого контроля при совершении инициативного действия».
Мотивационные аспекты инициативы исследовали такие авторы, как Д.Б. Богоявленская (1983), М.С. Говоров (1962), Т.Г. Егоров (1952), Л.С. Новикова (1967), И.Е. Плотниек (1967), и др.
При этом инициатива определялась ими как выход за пределы заданных условий, как стремление искать новые пути для более успешного решения задач, стоящих перед личностью. В данных исследованиях прослеживается зависимость проявления инициативы от убеждений личности (Н.Е. Румянцев, 1907), от ее интересов (М.С. Говоров, 1962; И.Э. Плотниек, 1967).
Движущая сила инициативы
В качестве главной движущей силы инициативы рассматриваются принципы личности. Особое внимание заслуживает утверждение М.С. Говорова о том, что инициатива в равной мере может побуждаться как высокими благородными мотивами, так и мотивами эгоистического характер.
Инициативу определяли, как способность человека выходить за пределы текущих условий. Инициативный человек старается находить новые пути решения текущих задач, более успешные, позволяющие эффективно выходить из сложившейся ситуации.
Главная движущая сила любого проявления инициативы – это принципы, по которым живет личность. М.С. Говоров считает, что инициатива может подпитываться как благородными мотивами личности, так и ее эгоистическими наклонностями.
Главный компонент рассматриваемого нами качества – это почин. Признаками инициативы являются самостоятельность человека, его находчивость и ориентировка [20].
За рубежом инициатива также активно изучается. Авторы рассматривают ее в связи с личностными качествами и волевыми процессами. Обычно зарубежные авторы рассматривают инициативу, как качество, зависящее от самостоятельности.
Первым, кто занялся подобными исследованиями, был Г. Компейр, который в 1912 году подчеркнул, что без формирования самостоятельности нельзя воспитывать инициативу в человеке.
Изучая инициативу как волевое личностное свойство, авторитетные работы издали П.А. Рудик, В.П. Прядеин и другие.
Согласно И.С. Кону, инициатива – это способность человека легко и хорошо браться за любое дело по собственному желанию, не дожидаясь, когда кто-то извне будет стимулировать к этому. Ученый выделил такие свойства инициативы, как яркость и обилие новых идей.
Признаки инициативы у человека
А в работах И.С.Кона можно найти утверждения о том, что почин является частью инициативы. Он выделяет следующие признаки инициативы человека:
- человек предпочитает самостоятельно решать вопросы;
- он решает вопросы по личному побуждению;
- он способен видеть перспективу;
- он обладает творческим воображением;
- он склонен преобразовывать действительность согласно личным предпочтениям.
О.Ф.Борисова выделяет две группы признаков инициативы, как личностного свойства.
- Первая группа: личный почин, начинание какого-либо дела, способность легко браться за работу.
- Вторая группа – это побуждение делать что-то новое, способность людей замечать что-то новое, постоянное стремление к новому.
Получается, что первую группу образуют факторы, которые стимулируют начала инициации. А вторую группу характеризуют признаки, которые являются свойствам личности, побуждающими человека к началу инициации.
Компоненты развития инициативы у детей
Инициатива состоит из связанных между собой компонентов: мотивационного, интеллектуального, эмоционального, волевого, деятельностного, рефлексивно-оценочного и поведенческого.
Рассмотрим каждый из них в отдельности.
Когнитивный компонент проявляется в том, что у человека имеются представления о мире, о разнообразие форм жизни и быта. Также субъект обладает собственными суждениями и взглядами, вероисповеданием. Сюда же включается, что человек знает о себе и своих возможностях, о своих сильных сторонах, имеет ли он творческий подход к решению поставленной задачи, не ущемляя права других людей.
Мотивационный компонент подразумевает развитие у учащихся ценностных ориентаций, побуждение их совершать инициативные действия, в основе которых ложатся нравственные принципы.
Деятельностный компонент проявляется в том, что человек включается в созидательную деятельность, которая может быть востребована как проявление его личностных качеств. Но, с другой стороны, ставит его уровень развитости под сомнение, старается активизировать его рефлексивные аналитические процессы.
Интеллектуальный элемент проявляется в конкретной структуре умственных качеств. Сюда включаются творчество человека, его способность к саморегуляции, уникальный склад мышления, активность, компетентности и инициатива.
Интеллектуальная компетентность – это такой тип организации знаний, который обеспечивает человеку возможность принимать эффективные решения даже в тяжелых и экстремальных ситуациях
Интеллектуальная активность – это свойство интегрального характера. Оно позволяет ему выходить за пределы текущей ситуации, действует на человека извне.
Мера интеллектуальной активности – это инициатива человека. Творчество – это процесс создания чего-то нового, сознательное желание выдвигать нестандартные идеи и использовать для их воплощения в жизнь нестандартные виды деятельности.
Уровни инициативы у детей
В 2005 году П.Г, Нежнова ввела термин «творческая инициатива». Это вовлеченность детей в сюжетную игру, как главный вид деятельности ребенка. Можно выделить три уровня такой инициативы:
Уровень 1: ребенок активно осуществляет свою роль в действии, пользуется предметами-заместителями, множество раз воспроизводит условные игровые действия с небольшими вариациями.
Уровень 2: у ребенка есть первоначальный замысел, он активно ищет и меняет текущую игровую обстановку, использует в своей речи игровые роли, разворачивает некоторые эпизоды сюжета, во время игры переходит от одних сюжетных эпизодов к другим, не переживая об их связности.
Уровень 3: обладает разными игровыми замыслами, активно старается создать предметную обстановку под собственный замысел, связывает во время игры разные эпизоды сюжета в единое целое, выстраивает оригинальную сюжетную линию.
Инициативные дети должны быть способны реализовывать свою деятельность с точки зрения творчества. Формирование творческой инициативы, свободного деятельностного подхода, широты ориентировки ребенка в мире и развитие его осведомленности – все это зависит от когнитивной сферы.
Инициатива может проявляться в разных видах деятельности. но особенно ярко – в предметной деятельности, в общении, в процессе экспериментирования. Так как ведущая деятельность ребенка – игровая, то чем больше уровень инициативы, тем более разнообразные формы принимает игра, а значит – тем более динамично развивается личность.
Инициативные дошкольники стараются организовывать игры, продуктивные типы деятельности, содержательное общение. Они умеют находить себе занятия, которые соответствуют их личному желанию, включаются в разговор, предлагают интересное дело.
Инициатива в исследовательской деятельности
Инициатива в исследовательской деятельности – это устойчивое психологическое личностное качество, которое проявляется в том, что личность направлена на активное познание мира, что выражается в том, что у нее есть внутренняя готовность к осуществлению поиска и к преобразованию новой информации, а также к самостоятельному освоению иных видов социальной деятельности.
Критерии формирования исследовательской активности школьников младшего возраста, которые являются ее сущностными характеристиками, представляются в регуляторно-мотивационном и других компонентах.
Параметры, которые позволяют отразить сущность любого элемента инициативы в исследования, считаются исходными факторами для определения уровня сформированности исследовательской инициативы у школьников начального возраста.
Исследовательская инициативна у учащихся начальных классов формируется в виде качества, обусловленного особенностями возраста и ведущей деятельностью. В младшем возрасте у школьников наблюдается динамика формирования исследовательской инициативы.
Творческая инициатива школьников
Творческая инициатива имеет отличия от инициативы, которые проявляются в направленности получения нового продукта деятельности. от степени сформированности творческой инициативы, которая включает в себя произвольность деятельности, общая осведомленность ребенка во многом зависит от развития его творчества.
Для формирования творческой инициативы детей младшего возраста нужно создать условия, в которых главной будет считаться творческая художественная деятельность. Эта деятельность формирует самостоятельность, дает возможность закреплять полученные во время художественных занятий навыки и умения.
Практическая художественная деятельность рождает яркие впечатления, повышает веру в собственные возможности. По результатам практической художественной деятельности видно то, как дети рисуют, а также то, как они относятся к этому занятию, готовы ли они самостоятельно заниматься творчеством и критически ли оценивают свою работу. Эта деятельность формирует самостоятельность, делает ребенка более активным, дает ему возможность закреплять художественные навыки.
В результате практической художественной деятельности видно то, как дети относятся к своей работе, к занятиям, готовы ли они самостоятельно осуществлять творческую деятельность, могут ли критически оценивать свою работу.
Важное средство формирования творческой инициативы младших школьников – это выполнение творческих заданий, которые побуждают их самостоятельно импровизировать, комбинировать, создавать новые произведения, используя прошлый опыт, обнаруживать способности, которые бы позволяли выполнять задания в незнакомых ситуациях.
Эффективный прием развития творческой инициативы – это нетрадиционные техники освоения новых навыков. Благодаря этим техникам можно достаточно просто получать необычный красивый результат. Нетрадиционные технические приемы раскрывают перед ребенком много возможностей для самовыражения.
Условия развития инициативы у младших школьников
Опыт показывает, что чтобы успешно проявлять инициативу и самостоятельность во время КТД, нужно соблюдать определенные педагогические условия.
Первое из них – это вариативность организации занятия. Увлекательное начало занятия, применение новых материалов, возможность выбирать самостоятельно изобразительные средства, работать в непривычных условиях (к примеру, на пришкольном участке).
Второе условие – это опора на опыт и впечатления детей. Это позволяет повысить собственную значимую мотивацию к занятиям, формирует творческую фантазию, побуждает к инициативе и самостоятельности.
Индивидуальный подход – это третье условие для того, чтобы эффективно формировать у детей творческую инициативу и самостоятельность.
В младшем школьном возрасте происходит важное изменение в жизни человека – ребенок поступает в школу. Сегодня школа принимает детей в возрасте 6-7 лет. На школе лежит ответственность через формы разных собеседований определять готовность детей к начальному обучению.
Когда дети поступают в школу, они автоматически занимают новое место в структуре отношений людей: у них появляются обязанности, которые связаны с обучением.
Младшие школьники очень доверчивы. Они безгранично верят своим учителям, которые для них становятся непререкаемыми авторитетами. Поэтому необходимо, чтобы учитель старался во всем подавать хороший пример для детей.
Возрастные особенности развития инициативы
Исследовав все это, мы выделяем некоторые позитивные особенности для развития инициативы.
Во-первых, это ориентация на личный пример. Ведь младшие школьники склонны к тому, чтобы подражать. Родители и учителя должны на своем примере демонстрировать, как именно проявляется инициатива. И дети стараются им подражать, развивая этим подобное качество.
Во-вторых, это еще и интерес.
Младшие школьники склонны чем-либо интересоваться. Им любопытно узнавать что-то новое и пробовать что-то делать самостоятельно. Педагоги и родители в таком случае хотят направлять детей на то, чтобы у них развивался интерес к чему-то конкретному. Сюда относят также и активность, ведь если у детей нет интереса, то пропадает и активность. А именно активность всегда должна сопровождать инициатива.
В-третьих, это воля, которая также важна для инициативы. В этом возрасте воля лишь начинает развиваться. Педагоги и родители стараются делать все, чтобы у ребенка она развивалась успешно.
Таким образом, будем рассматривать инициативу вслед за А.В.Качаловой как качество личности, проявляющееся как внутреннее побуждение и способность начать новое дело, сделать первый шаг, самостоятельно принять решение при возникновении личных и общественных проблем[28]. Инициативу можно развивать посредством КТД.