О том, как влияют особенности межполушарной асимметрии головного мозга на формирование отдельных свойств личности, заняты сегодня многие умы деятелей науки. В частности, педагоги и психологи ломают сегодня над этим вопросом свои умные головы. И неспроста. Ведь от того, какая часть головного мозга функционирует у индивида больше, зависит многое, если не сказать, что все в его деятельности, поступках. В конце концов, в его социальной адаптации.
Асимметрия у детей
Особенно этот вопрос важен для маленького человека. Ведь именно ребенку, вступающего в мир, приходится на каждом шагу сталкиваться с различными новыми для него ситуациями.
Остановимся на самом первом вхождении малыша в социум. Это, конечно же, поход в детский сад. Этому периоду соответствует возраст примерно 2-3 лет. Ребенка отрывают от родителей, привычной для него домашней обстановки. И отправляют в общество множества кричащих и ревущих сверстников, на поруки чужих тёть.
Вот тут и стоит вспомнить о межполушарной асимметрии мозга.
В природе существует два механизма, при котором мозг по-разному функционирует – левополушарный и правополушарный.
Некоторые ученые, например, Э.М. Александровская отмечает важность развития у детей в период адаптации плавополушарных функций мозговой деятельности. Говоря, что дети с таким типом легче адаптируются в новых для них условиях. Тому причиной адекватная асимметрия у детей.
Левополушарные же дети чаще неуравновешенны, легко возбудимы и тревожны.
Н.Д. Ватутина предлагает создавать для таких деток специальные условия, при которых малыши быстро смогут адаптироваться в детском саду.
В период адаптации ребенку предстоит приспосабливаться к общению с другими детьми, к адекватному поведению в группе. К воспитателю, наконец.
Тут хочется также упомянуть, что сами критерии адаптации бывают как объективные, так и субъективные. Если объективные способствуют успешности продуктивной деятельности, получения статуса в детском коллективе, то субъективные как раз – таки связаны с эмоциональным настроем и самочувствие ребенка.
Я.Л. Коломинский и Е.А. Панько выделяют очень важные адаптивные факторы в период поступления малыша в детский сад. К этим факторам относят благоприятную домашнюю среду. Чтобы в семьях отсутствовали конфликты, были правильно реализованы воспитательные методы. Важно полноценное общение с ребенком. Готовить малыша в детский сад можно по-разному. Одно дело, когда родители закупают ему кучу одежды. И совсем другое дело, когда с ребенком ведутся беседы о садике. Периодически полезно проходить мимо дошкольного заведения, где играют детки, и рассказывать малышу, как там красиво, что он тоже туда будет ходить в скором времени.
На эту тему написана курсовая работа, с планом которой можно ознакомиться ниже.
Примерный план курсовой работы
Текст работы полностью можно приобрести, заполнив форму