Явления и предметы материального мира вступают друг с другом в определенные отношения и приобретают разные связи. Обобщение и познание их – одна из главных функций мыслительных способностей человека.
Согласно С.Л. Рубинштейну, мыслительные процессы во многом зависят от обобщений. Они формируются в них и позволяют прийти к еще более высокоуровневым обобщениям.
В.В. Богословский определяет мышление как обобщенное и опосредованное отражение реальности в свойствах и признаках, а также в их отношениях и связях. Основываются они на обобщенных знаниях, которые приобретают через творчество и познание.
Обобщение – это термин, который можно часто встретить в литературе. Его используют, чтобы обозначать разные стороны процесса приобретения новых знаний.
Характеризуя результаты этого процесса, можно отметить, что ребенок может отвлекаться от определенных признаков предмета.
Эту точку зрения описывает В.В. Давыдов. Он считает, что обобщение – это одно из главных свойств познавательных процессов, которое состоит в фиксации и выделении инвариантных отношений, предметов и свойств.
Согласно Н.А. Менчинской, можно выделить как само обобщение, так и такую его разновидность, как генерализацию. Первое – это результат детального подробного аналитического процесса. Генерализация же – это результат достаточно поверхностного анализа. Обобщение не может возникнуть там, где нет разграничения важных и неважных признаков.
Согласно М.Н. Шардакову, [25] можно выделить разные типы обобщающей деятельности мыслительных процессов школьников, которые развиваются во время обучения. Можно выделить три способа обобщения:
- Обобщение главных свойств отдельных предметов и приобретение через это понятий о предметах.
- Обобщение главных связей между разными предметами и их отношениями, что позволяет приобрести понятие отношений.
- Можно выделить такой тип обобщения, как учебный материал.
Итак, разные подходы к классификации обобщения говорят о том, что понятие это многоплановое, и существует множество разных подходов к развитию обобщения.
Оно очень тесно связано с разными операциями мышления.
Обобщение – это способность находить что-то общее в явлениях или предметах. Чтобы найти общие черты, нужно сопоставлять объекты, вычленять схожие признаки и объединять предметы по этим признакам.
Получается, что любое обобщение – это абстрактный процесс, ведь невозможно объединить предметы по признакам, не вычленив нужные.
У каждого объекта есть более важные и менее важные свойства. Подобным образом и явления могут иметь более важные и менее важные отношения и связи. Объекты и явления, относящиеся к одному роду, обладают общими связями или признаками.
Под существенными мы понимаем признаки, которые обладают устойчивостью и постоянством, сохраняются у конкретного вида предметов, даже когда меняются несущественные признаки. Благодаря существенным признакам предмет можно легко отличить от тех, которые с ним схожи, но в чем-то не совпадают.
Все вышеописанное позволяет говорить о том, что обобщение – это одна из самых важных способов мышления. Без навыков обобщения невозможно развивать способность понимать законы и понятия, ребенок не сможет делать выводы. Это значит, что нужно формировать способность к обобщению у детей с ранних лет. Но невозможно уделять этому качеству внимание отдельно от других.