ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы развития речи учащихся начальных классов при работе над сочинением
1.1. Сущность понятия «развитие речи» в лингвистической литературе……….7
1.2. Особенности развития речи учащихся начальных классов при работе над сочинением……………………………………………………………………………………………….10
1.3. Педагогические условия развития речи учащихся начальных классов при работе над сочинением……………………………………………………………………………..20
Выводы по первой главе……………………………………………………………………………29
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию речи учащихся начальных классов при работе над сочинением
2.1. Диагностика уровня развития речи учащихся начальных классов на уровне текста…………………………………………………………………………………………….30
2.2. Реализация педагогических условий, направленных на развитие речи учащихся при работе над сочинением ……………………………33
Выводы по второй главе……………………………………………………………………………38
Заключение……………………………………………………………………………………………….39
Список литературы……………………………………………………………………………………41
Приложения………………………………………………………………………45
Введение
Речь – это такой вид деятельности людей, который позволяет реализовать мышление с помощью языковых средств. Развитие речи включает в себя процессы пополнения запаса слов, развитие связной речи. Дети учатся строить разные типы текста, работают с описанием, рассуждением и повествованием.
Действующий в наше время ФГОС подразумевает, что благодаря освоению базовой программы начальной школы дети должны иметь различные речевые навыки. Например, они должны уметь осознанно продуцировать речевые высказывания, учитывая текущие коммуникационные задачи. Также они должны научиться самостоятельно составлять письменные и устные тексты.
Развитие речи – это важная обучающая задача на уроках родного языка. Чтобы определить, насколько умственно развит ребенок, нужно обращать внимание на его речь: показателем хорошего развития является аргументированная, четкая письменная или устная образная речь.
Речь зарождается тогда, когда человек испытывает потребность высказаться. Нужно учить детей грамотно строить предложения. Для этого перед учителем стоят следующие задачи: обучить ребенка не пропускать в предложении слова, расставлять их в нужной последовательности, согласовывать слова внутри предложения друг с другом, правильно их произносить и оформлять их письменно.
В начальных классах дети усваивают нормы литературного языка, они учатся применять языковые средства в различных ситуациях общения, учитывая цели и задачи речи. Педагог при этом должен помогать дошкольникам осознавать требования к речи, обучать их формулировать мысли и следить за тем, чтобы языковые средства были точны, разнообразны и выразительны.
Развитие речи учеников происходит благодаря использованию множества методических средств, разных видов упражнений. Наиболее важные упражнения, развивающие связную речь – это сочинения, рассказы и пересказы.
Успехи учеников в использовании связной речи позволяют добиться успеха и в других предметах. Ведь навык чтения и орфографическая грамотность – необходимые навыки для обучения любому предмету.
Один из типов творческой работы – это сочинение, которое в школе применяется довольно часто. Именно сочинению подчиняются многие речевые упражнения. Сочинение – это эффективный инструмент воспитательного процесса. Оно пробуждает у ребенка эмоции, учит его ценить и осмысливать пережитое и виденное, формирует наблюдательность.
Все это побуждает школьника быть самостоятельным и увлеченным. Ребенок активен в том, чтобы вносить что-то свое, личное в письменную речь. Также это формирует личность ученика. Выбирая слова, речевые обороты и предложения, размышляя над композицией рассказа, выбирая материал, устанавливая логические связи и проверяя орфографию, ребенок проявляет высокое напряжение творческих сил.
Детские сочинения – это творческая работа, в которой дети выражают личные склонности и интересы. Это позволяет им найти выход для своего воображения. Школьники с удовольствием пишут сочинения, так как они имеют творческий характер.
Анализируя учебные пособия, мы выяснили, что работу по развитию речи в основном проводят на основе диктантов и изложений. В результате у младших школьников бедный лексический словарь, у них плохо развито критическое отношение к выбору слов для оформления мыслей, они не контролируют выбор слова, не способны правильно распределять внимание между словесным оформлением мыслей и предметом высказывания.
Таким образом, противоречие между особой ролью работы над сочинением в начальной школе как одного из направлений развития речи младших школьников и недостаточной изученностью педагогических условий развития речи учащихся начальных классов при работе над сочинением.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования, которая заключается в изучении педагогических условий развития речи учащихся начальных классов при работе над сочинением.
Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Развитие речи учащихся начальных классов при работе над сочинением».
Объект исследования: процесс развития речи учащихся начальных классов при работе над сочинением.
Предмет исследования: педагогические условия развития речи учащихся начальных классов при работе над сочинением:
Гипотеза исследования: предполагается, что развитие речи учащихся начальных классов при работе над сочинением будет эффективнее, если:
– определены критерии развития речи на уровне текста;
– регулярно выполняются текстовые упражнения, способствующие формированию у школьников текстовых умений (умения воспринимать текст, умения воспроизводить текст, умения создавать собственный текст);
– пишутся творческие задания и упражнения;
– системность и последовательность упражнений.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и путем опытно-экспериментальной работы проверить эффективность педагогических условий развития речи учащихся начальных классов при работе над сочинением.
Данная цель достигается путем решения следующих задач:
- Изучить понятие «развитие речи» в лингвистической литературе.
- Выявить особенности развития речи учащихся начальных классов при работе над сочинением.
- Экспериментально изучить уровень развития речи учащихся начальных классов при работе над сочинением.
- Проверить эффективность педагогических условий развития речи учащихся начальных классов при работе над сочинением.
Методы исследования: анализ педагогической, психологической, лингвистической, методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, анализ результатов учебной деятельности.
Экспериментальная база исследования: МОУ СОШ №___ города ______.
Исследование проводилось в несколько этапов:
- Этап – сбор научных данных, изучение лингвистической, методической, педагогической и психологической литературы по теме исследования. Составление плана эмпирического исследования.
- Этап – знакомство с детьми, педагогическое наблюдение, анализ педагогической документации и продуктов детского творчества. Проведение констатирующего эксперимента, выводы об уровне сформированности исследуемого качества. Проведение формирующей работы по теме исследования.
- Этап – проведение контрольного эксперимента. Выводы об эффективности формирующей работы. Окончательное оформление работы.
Научная новизна – уточнено понятие «развитие речи», выявлены особенности развития речи учащихся начальных классов при работе над сочинением и выделены эффективные педагогические условия развития речи младших школьников при работе над сочинением.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе на уроках русского языка и литературы начальной школы.
Структура работы: введение, основная часть, состоящая из двух глав, заключение, список литературы, включающий 37 источников, приложения.
Работа выполнена на ___ страницах компьютерного текста.