КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Тема: «Профессиональная этика консультанта»
СОДЕРЖАНИЕ
Ведение………………………………………………………………. 2 стр.
Этика…………………………………………………………………. 3 стр.
Профессиональная этика……………………………………………6 стр.
Профессия: консультант……………………………………………. 8 стр.
Профессиональная этика консультанта………………………….. 11 стр.
Заключение………………………………………………………… 13 стр.
Список используемой литературы………………………………. 14 стр.
Введение
Тема настоящей контрольной работы – профессиональная этика консультанта – является актуальной.
Хотя само понятие «профессиональная этика» получило определение сравнительно недавно – сравнительно с общим историческим временем, которое уделяется человечеством вопросам этики, оно прочно вошло в теорию и практику управления общественными и профессиональными образованиями, а также, осуществления межличностных отношений.
Прежде, чем раскрыть тему «профессиональная этика консультанта», имеет смысл совершить экскурс в историю возникновения этики и ее развития – такой путь представляется логичным и обоснованным.
2. Этика
Осознанные человеческие взаимоотношения начались с необходимости следования законам развития природы, в которой заложено главное условие ее существования, называемое словом «жизнь». Жизнь (ее продолжение) человека, как и любое биологическое проявление природы, зависит от его способности и усилий удовлетворять различные потребности. Основой потребностей человека являются его естественные потребности: питание, благоприятный климат и, защита от хищников и опасных проявлений природы, сексуальные потребности, продолжение рода.
С возникновением первобытнообщинного строя появились первые потребности в построении благоприятных межличностных отношений. Последующее развитие человечества, которому способствовало разделение труда и имущественные права, известно в виде рабовладельческого, феодального, капиталистического обществ…, а в XX веке новой эры люди сделали попытку развить и закрепить новые формы общественно-политических строев: социалистического, коммунистического.
К настоящему времени известны различные государственные устройства и политико-правовые режимы:
Главной задачей любого общественного объединения людей является поиск решения оптимального устройства и обеспечение его эффективного функционирования.
Для обеспечения эффективного функционирования общества используются различные инструменты управления, среди которых выделяются политические, экономические и культурные. Эти инструменты созданы на основе системы ценностей, жизненных представлений, норм, совокупность способов и приемов человеческой деятельности, выраженных в материальных носителях и передаваемых последующим поколениям.
Жизнь человека имеет два полюса: добро и зло. Оба полюса связаны с моралью и нравственностью. Мораль – выражает представление людей о добре и зле, их отношение к ним. Нравственность – производная от морали, и в большей степени выражает меру осознания личностью своей ответственности перед обществом за свое поведение, за исполнение своих обязанностей и реализацию прав.
Благодаря философам древних времен, которые изучали вопросы добра и зла, которые пытались понять их природу и закономерности, возникло научное направление (учение), названное этикой. Целью этики стало нормирование поведения и поступков людей, их внедрение в практическую деятельность человека. При этом нужно отметить, что вектор этики направлен в сторону добра, благих намерений с соблюдением принципов справедливости, взаимного уважения и любви, чести и достоинства, исключения негативных влияний.
Сегодня говорят не только о личной этике человека и межличностных отношений на бытовом и общественном уровнях. Она прочно вошла в сферу профессиональной деятельности людей и заметно влияет на ее успех. Достаточно назвать то, что одним из условий выдачи сертификата соответствия требованиям международной или национальной системе менеджмента качества организации (предприятия) является наличие в ней разработанного, утвержденного и действующего документа «Кодекс деловой этики». В качестве примера приводится реквизит содержания «Кодекса деловой этики», действующего в ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», утвержденного приказом его генерального директора от 12.08.2009 г. № ВР-247
Содержание
TOC o “1-1” h z u Введение PAGEREF _Toc227378405 h 2
1 Миссия, стратегические цели Общества PAGEREF _Toc227378406 h 2
2 Соблюдение законодательства и локальных нормативных актов Общества PAGEREF _Toc227378407 h 2
3 Социальные ценности и социальная ответственность Общества PAGEREF _Toc227378409 h 3
4 Промышленная безопасность, охрана труда и охрана окружающей среды PAGEREF _Toc227378410 h 3
5 Соблюдение трудовых прав работников PAGEREF _Toc227378411 h 4
6 Корпоративная культура Общества PAGEREF _Toc227378412 h 4
6.1Межличностные отношения в Обществе PAGEREF _Toc227378413 h 4
6.2Отношения с контрагентами Общества PAGEREF _Toc227378415 h 5
6.3Требования к рабочему месту и внешнему облику PAGEREF _Toc227378416 h 5
6.4Подарки и участие в мероприятиях PAGEREF _Toc227378417 h 5
6.5Лояльность работников к Обществу PAGEREF _Toc227378418 h 6
6.6Отношение Общества к коррупции PAGEREF _Toc227378419 h 6
6.7Использование ресурсов Общества PAGEREF _Toc227378420 h 7
7 Информация и документы PAGEREF _Toc227378421 h 8
7.1Конфиденциальная информация PAGEREF _Toc227378422 h 8
7.2Раскрытие Обществом информации PAGEREF _Toc227378423 h 8
8 Конфликт интересов PAGEREF _Toc227378424 h 9
8.1Случаи PAGEREF _Toc227378425 h 9
8.2Раскрытие информации о конфликте интересов PAGEREF _Toc227378426 h 11
9 Практическое применение Кодекса PAGEREF _Toc227378427 h 11
9.1Ознакомление с Кодексом PAGEREF _Toc227378428 h 11
9.2Сообщения о нарушениях Кодекса PAGEREF _Toc227378429 h 12
9.3Проверка нарушений Кодекса PAGEREF _Toc227378430 h 12
Приложение……………………………………… ………………………………………… …14
Ознакомление с содержанием дает представление об объеме и разносторонности вопросов, относящихся к сфере профессиональной этики.
3. Профессиональная этика
Труд бухгалтера отличим от труда слесаря. Подобных сравнений множество. Но, независимо от характера труда, образования руководителей и исполнителей в различных отраслях и сферах профессиональной деятельности человека, на него распространяются моральные принципы и этические нормы.
Трудовая деятельность человека является одной из главных составляющих его жизни, поэтому морально-этические принципы бытия имеют продолжение в ней, а зачастую, нормы и правила, установленные в профессиональной деятельности, диктуют образ поведения человека и в быту. Поэтому, к профессиональной этике стоит относиться с повышенным вниманием. Что такое профессиональная этика?
Это одно из ответвлений этики, цель которого конкретная: внедрение общепринятых нравственных принципов и норм в особенности любой профессиональной деятельности людей.
Известно, что профессии имеют различия, следовательно, логичным образом, каждой из них присущи особенности, требующие применения детализированных норм поведения их представителей. В первую очередь, это относится к профессиям, связанным с формированием культуры, особой общественной значимостью, выражением политико-социальных ценностей общества. Политик, педагог, врач, юрист… – это профессии, представляющие группы профессиональных работников, наиболее выражено проявляющих образ общественной морали
Профессиональная этика характеризуется функциями:
– она должна способствовать успешному решению задач профессии;
– она должна выражаться согласованными интересами общества и личности;
– она должна создавать и поддерживать связь профессиональных моральных ценностей с моральными ценностями, признанными в обществе.
Элементами профессиональной этики являются:
– конкретные принципы морали, присущие конкретной профессии;
– нормы, регулирующие отношения между коллегами в профессиональном коллективе, их (его) отношения к потребителям его продукции и услуг;
– этическая ответственность перед представляемой профессией;
– нравственные качества каждого представителя профессии, определяющие его профессиональную пригодность.
4. Профессия: консультант
Консультант – относительно новая профессия, хотя консультирование составляет часть должностных обязанностей представителей многих профессий.
Консультирование – это оказание помощи человеку, который испытывает потребность в получении конкретной информации о каком-либо предмете или услуге.
С бытовой точки зрения, консультацию может выполнить любой человек, обладающий знанием и опытом в чем-либо, интересующим другого человека или группу людей.
Профессиональное консультирование – это уже высшая категория, в которой требуется профессиональное знание предмета консультации.
Рыночная экономика внесла в жизнь людей потребность получения информации, которой не обладают или обладают не в полном объеме ее официальные источники. Стало массовым явлением наличие в организациях различной формы юридического статуса иметь специалистов, должностными обязанностями которых является консультирование потребителей их продукции или услуг.
Известно, что ни одно учебное заведение страны не имеет в перечне своей образовательной деятельности подготовку консультантов. Этот вид профессиональной деятельности «растворен» в общей подготовке специалистов.
До сих пор, некоторые люди задаются вопросом, когда слышат или читают термин «консалтинг», а он, оказывается, конкретно связан с деятельностью по консультированию руководителей и управленцев по финансовой, коммерческой, юридической, технологической, технической и экспертной деятельностью возглавляемых или руководимых ими обществ. Тем не менее, консалтинг имеет цель – помочь управленцам достичь их желаемых целей.
Стоит остановиться на «обычном» и востребованном консультировании.
В консультации нуждаются и рядовые клиенты организаций. Круг их вопросов бывает достаточно широким: от происхождения фирмы и ее продукта товара до качества ее услуг и самого продукта.
Следует отметить, что в консультациях нуждаются не только потребители, но и работники, участвующие в создании продукта деятельности общества. Поэтому, консультанты могут быть как внутренними (например, экономисты), так и внешними (например, менеджеры по продажам).
В любом из названных выше случаев, консультант выполняет важную функцию в обеспечении успешной деятельности общества.
В связи с важной ролью консультанта в деятельности организации, которую он представляет, к нему предъявляется ряд обязательных требований:
– компетенция в знании продукта, который реализуется его потребителю;
– знание стратегических и текущих задач организации, которую он представляет;
– знание конъектуры рынка, на котором действует организация;
– обладать коммуникативными способностями, опытом и навыками;
– уметь адаптироваться к изменяющимся условиям рынка, поведению потребителей продукции и услуг;
– профессионально обладать речью, письменной и компьютерной грамотностью;
– иметь общий высокий интеллект и знать принятые этические стандарты;
– иметь стремление к совершенствованию в своей профессии;
– иметь обоснованную мотивацию к непрерывному обучению и получению новых знаний в области деятельности организации.
– обладать стессоустойчивостью;
– иметь физическое здоровье, быть способным переносить высокие физеские нагрузки, связанные с ненормированностью рабочего времени и большим объемом служебных задач.
5. Профессиональная этика консультанта
Так как профессиональная деятельность консультанта связана с взаимоотношениями, а в большей степени, с влиянием на отдельные личности и группы людей, то признанные обществом этические нормы и правила не дают ему морального права манипулировать их сознанием, как в своих личных интересах, так и в интересах организации, которая предоставила ему работу.
Например, очень часто бывают ситуации, когда потребители продукта или услуг имеют желание не распространяться о своих обращениях, т.е. сохранить конфиденциальность (тайну). Это только один пример из всех возможных ситуаций, когда требуется проявление высоких профессиональных качеств консультанта.
На практике, каждый человек, который обращается к услугам консультанта, желает видеть в нем:
– образец интеллектуала, воспитанного и культурного человека, хотя в идеале, все перечисленное имеет неразрывную связь;
– человека, заинтересованного в благополучии потребителя (клиента);
– человека, признающего и уважающего частную и профессиональную деятельность потребителя (клиента);
– уважаемого, коллегами по работе и другими потребителями (клиентами), специалиста;
– человека, готового пренебречь корпоративными интересами, если они противоречат общепринятым нормам и правилам, ради торжества законных и полезных, для общества, интересов потребителя (клиента);
– преданного своей профессии и общепринятым этическим нормам человека;
– ответственного, дисциплинированного и обязательного работника;
– стиль поведения специалиста, обладающего профессиональным и жизненным опытом;
– наличие психолого-педагогических качеств, ориентированных на высокие идеалы общества;
– наличие личных качеств, обеспечивающих его обаяние, внешнюю привлекательность и выражающих богатый внутренний мир.
Все перечисленные выше желания потребителей продукции и клиентов, получающих услуги организации, представителем которой является консультант, являются требованием и мотивацией профессиональной деятельности и этики консультанта.
6. Заключение
Многие люди и организации нуждаются в услугах профессиональных консультантов. Профессия консультанта молодая. Для обеспечения потребностей организаций в наличии консультантов, способных эффективно продвигать продукты их деятельности и услуги, еще не создана достаточная образовательная база подготовки специалистов-консультантов, и не возникло доверительное отношение общества к представителям организаций, назначенных обеспечивать продвижение продуктов их деятельности.
Наряду с приобретением и наличием специальных знаний, обеспечивающих общую техническую, технологическую и маркетинговую компетентность, консультанты должны обладать массой личных интеллектуальных способностей и качеств. Но все перечисленное, как пожелание и требование, может не дать желаемого результата, если консультант не владеет знаниями и приверженностью к соблюдению правил и норм этики. Поэтому, подготовка и проявления знаний профессиональной этика является важным условием для успешной деятельности Как консультантов организаций, так и, в конечном итоге, самих организаций.
7. Список используемой литературы
Н.О. Токмакова. Основы управленческого консультирования:
Учебное пособие, руководство по изучению дисциплины, практикум по дисциплине. Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. — М.: 2004.