Контрольная работа по социологии:
«СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ»
1. ОПРЕДЕЛЕНИЯ БАЗОВЫХ ПОНЯТИЙ.
Под социальными изменениями понимаются преобразования, происходящие с течением времени в организации, структуре общества, образцах мышления, культуре и социальном поведении.
Социальное развитие в узком, строгом смысле слова – это не всякое движение, не любое изменение общества, а лишь такое, которое связано с глубинными, структурными его изменениями, ведущее к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей.
Реформа представляет собой преобразование социальной системы, либо переустройство какой-либо её отдельной стороны. Она предполагает постепенные изменения тех или иных социальных институтов, сфер жизнедеятельности и направляется на совершенствование существующей системы без радикальных изменений.
Революция, в отличие от реформы, представляет собой быстрые, кардинальные, социально-экономические и политические изменения, осуществляемые с применением насилия. Это переворот, осуществляемый «снизу вверх». Поэтому неизменно происходит смена правящей элиты, политического и социально-экономического курса. Всё это приводит к созданию новой политической и социальной структуры общества, протеканию новых политических, экономических и социальных отношений, формированию новых базовых ценностей общества.
Социальная трансформация – процесс структурных изменений общественного состояния.
Социальная модернизация – совокупность экономических, демографических, психологических и политических изменений, претерпеваемых обществом традиционного типа в процессе его трансформации в общество современного типа.
Социальный кризис – это противоречия в социальной и экономической системе, которое угрожает жизнеустойчивости в окружающей среде.
Социальная эволюция – внутренне единые социальные изменения, совершающиеся в силу общих принципов (законов) системы и выявляющихся в определённых общезначимых тенденциях, ведущих к тем или иным социальным новообразованиям.
Социальный прогресс – это неуклонное последовательное продвижение общества к более высоким уровням организации, во многом обусловленное приростом знаний. Критерии социального прогресса в истории социологической мысли предлагались весьма разнообразные: двусторонний процесс дифференциации и интеграции (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм), увеличение человеческого счастья (Л. Уорд, Н. Михайловский) и уменьшение страдания, синтез этих факторов (П. Сорокин), интеллектуальный и технический прогресс, морализация общества и т. п.
2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Социальная жизнь представляет собой непрерывный процесс изменений, которые происходят во всех сферах общественных отношений. В ходе подобных процессов происходит смена состояний социальных систем, связей между её структурными компонентами и их свойствами. Тем самым – осуществляется социальное развитие. В обыденном сознании социальное изменение и социальное развитие воспринимаются как тождественные понятия.
Социальные изменения как категория социологии представляет собой сегодня рабочий термин, применяемый для обозначения совокупности процессов функционирования, изменения и развития как общества в целом, так и его структурных элементов. Однако П. Сорокин вводит иное понятие, которое более рельефно подчеркивает специфику познания момента изменчивости общества – понятие «социальный процесс» [4, с. 9].
Еще более «социализируется» термин, отражающий изменчивость общества, в ХХ веке, когда происходит формирование теоретической концепции общественного развития, наиболее полно развернутой в социологии социальных изменений П. Штомпки [1, с. 59]. Начиная с этого времени, категория «социальные изменения» всё больше укореняется в социологической науке, оставляя за категорией социальной динамики её исторический, в большей степени декоративный смысл.
Социальные изменения, происходящие в обществе, могут включать в себя прирост населения, изменения в отношениях между социальными группами, в избирательной системе, в правах личности и т.д. Изменения могут относиться к области изобретений, к правилам языка, нормам морали и т.д.
Социологи выделяют содержательные, структурные и функциональные социальные изменения.
Сущность содержательных изменений состоит в трансформации, возникновении и исчезновении элементов социальных систем. В ходе таких изменений, в конечном счёте, происходит складывание новых социальных систем или существенное видоизменение старых.
Структурные изменения связаны с совокупностью связей между элементами системы и построением этих связей, которые подвергаются смене в ходе развития общества.
Функциональные изменения связаны с действиями компонентов системы или её целостным образом. Причём, изменения функций, которые выполняет социальная система, могут быть обусловлены трансформациями её структуры, содержания, а так же внешней среды, в которой она существует.
Особым типом социальных изменений является социальное развитие. Факторами социальных изменений могут выступать различные обстоятельства:
– смена среды обитания;
– динамика социальной структуры;
– изменения численности населения;
– уровень социальной напряжённости в обществе;
– степень ожесточённости борьбы за ресурсы между членами общества;
– осуществляющиеся открытия, изобретения и т. д.
Движущими силами социальных изменений могут быть трансформации в различных сферах общественных отношений. Однако, сила их воздействия, интенсивность и направленность может быть различной.
Совокупность социологических теорий, раскрывающих сущность социальных изменений, принято относить к двум главным ветвям:
– теории социальной эволюции;
– теории социальной революции (рассматриваемых в рамках парадигмы социального конфликта).
Социология началась с попыток разгадать «смысл» истории и установить законы социальных изменений. Основоположники социологии О. Конт и Г. Спенсер ставили своей целью достигнуть понимания того, как и почему изменяются общества. Многих современных социологов продолжают волновать эти вопросы. Основные социологические подходы к изучению социальных изменений можно сгруппировать в четыре широкие категории: эволюционный подход, циклический, функциональный и конфликтологический.
Возникновение в социологии эволюционного подхода связывается с представлением о том, что социальная эволюция осуществляется по аналогии с биологической (Г. Спенсер, Л. Уорд). Ближе к современности эта теория наполнилась гуманистическим содержанием, закрепившим за человеком роль субъекта социальных изменений, обладающим волей, разумом.
О. Конт в качестве решающего фактора, обеспечивающего социальные изменения, видел прогресс знания. Г. Спенсер усматривал сущность эволюции и социальных изменений общества в его усложнении, усилении его дифференциации, которое сопровождается ростом интеграционных процессов, восстанавливающих единство социального организма на каждом новом этапе его развития. Э. Дюркгейм рассматривал процесс социальных изменений как переход от механической солидарности, основанной на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций, к солидарности органической, возникающей на основе разделения труда и социальной дифференциации, которая ведет к интеграции людей в единый социум и является высшим моральным принципом общества.
К. Маркс определяющим фактором социальных изменений считал производительные силы общества, рост которых ведет к смене способа производства, что, являясь основой развития всего общества, обеспечивает и смену общественно-экономической формации [1, с. 32]. Социальные революции, по К. Марксу – это локомотивы истории, обеспечивающие обновление и ускорение развития общества.
М. Вебер движущую силу социальных изменений видел в том, что человек, опираясь на различные религиозные, политические, нравственные ценности, создает определенные социальные структуры, облегчающие общественное развитие, как это всегда происходило на Западе, или затрудняющие это развитие, что Вебер считал характерным для стран Востока.
Современные социологи высказывают мнение, что эволюция не является односторонне направленным процессом, а протекает одновременно в различных направлениях. Кроме того, эволюция не всегда прогрессивный процесс (Г. И Д. Ленски), приносящий обществу удовлетворение. Сторонники эволюционного подхода сегодня делают ставку на экономические и технологические факторы, а не на законы природы.
Выделяют подвиды эволюционных процессов: реформу, модернизацию, трансформацию, кризис.
Ограниченность классического эволюционизма в ХХ веке преодолевались путем поиска новых подходов к социальным изменениям, среди которых выделялись теории циклического развития (О. Шпенглер, А. Тойнби) и теория социального изменения Т. Парсонса [2].
Сторонники циклического подхода представляют общественное развитие как нелинейный процесс, в рамках которого усматривается повторяемость истории на протяжении развития человеческого общества (как смена цивилизаций). Наиболее известными сторонниками циклического подхода являлись Освальд Шпенглер, Арнольд Тойнби, русский исследователь – Николай Данилевский.
Названный подход в России довольно оригинально был разработан А. С. Ахиезером в концепции социокультурной динамики, в которой история страны представлена как постоянное колебание «расколотого общества» между полюсами двух противоположных идеалов – вечевого (соборного, либерального) и авторитарного (абсолютистского, тоталитарного) [1, с. 15]. Раскол между ними обуславливает невозможность медиации, но задает циклическое инверсионное развитие. В ходе каждого исторического цикла осуществляется переход между двумя крайними точками инверсии – от вечевого идеала (соборности) к авторитаризму (абсолютизму) и обратная инверсия. Развитие представляет собой поиск постоянного компромисса между этими полюсами, более удачный – в период развития страны и менее удачный – в период катастроф.
Исследователи подразделяют циклические процессы на замкнутые (когда система возвращается после прохождения цикла в, тождественное первоначальному, состояние) и спиралевидные (повторение отдельных этапов происходит на более высоком или более низком качественном уровне).
Функциональная модель, опираясь на системное определение общества, устанавливает взаимосвязь между его компонентами (Т. Парсонс). На этом представлении построена модель общества, которое стремится к обеспечению равновесия, его восстановлению в условиях нарушения. Именно стремлением восстановить нарушенное равновесие объясняются сторонниками функционального подхода социальные изменения, происходящие в обществе.
Социолог Огборн считает, что толчок к социальным переменам исходит от материальной культуры [5, с. 48].
Социальная жизнь изобилует ситуациями, в которых темпы изменений в различных сегментах общества являются неодинаковыми и приводят в результате к общественным беспорядкам. Так, согласно теории Огборна, социальные проблемы проистекают из «общественной дезорганизации», которая случается, когда социальные институты отстают от уровня меняющейся техники.
Конфликтологический подход к определению сущности социальных изменений связан, прежде всего, с марксизмом, учениями Л. Козера, Р. Дарендорфа, С. Хантингтона. Не смотря на разность представлений о причинах возникновения в обществе конфликтов между людьми, и степени значимости различных их видов для возникновения социальных изменений, объединяет их между собой признание способности конфликта выступать двигателем, катализатором трансформаций.
Признание того, что социальные изменения могут носить разную направленность, ценность и качественные свойства, лежит в основе их классификации. В социологии, с начала её возникновения, выделяются и исследуются, как правило, два типа социальных изменений – эволюционные и революционные.
В социологических исследованиях рассматриваются насильственные и добровольные, обратимые и необратимые изменения. Изменения могут быть планируемыми или непредвиденными, осознанными или неосознанными. Целесообразно отличать организованные изменения от стихийных изменений, возникших под воздействием процессов самоорганизации.
Социокультурная система – это сложный организм, имеющий свой жизненный цикл, который может быть разбит на ряд этапов, стадий, фаз развития. Чередование фаз развития системы иногда называют системным временем. Таким образом, фаза является качественной единицей измерения времени.
Малоизученной проблемой в социальных науках остается выбор необходимого темпа социальных изменений. Очевидно, что темп перемен можно ускорить и замедлить, сделать неравномерным и сконцентрированным.
Постановка исследовательской задачи – определения направленности дальнейшего мирового развития – этот вопрос неоднозначно воспринимается в современном мире. Так, по мнению одних учёных, прогресс в обществе происходит постоянно. С другой стороны, если рассматривать всю мировую историю как чередование революций и реформ, то можно проследить и положительные, и отрицательные тенденции в этих процессах, так ярко и красочно расписанные историками. Поэтому, до сих пор не приведено оснований, чтобы решить, какой из типов социальных изменений более предпочтителен, перспективен для будущего рассматриваемого общества и его настоящего.
3.ЭССЕ.
«Кто умеет справиться с конфликтами путем их признания, берет под свой контроль нити истории» (Р. Дарендорф).
Общество не способно развиваться, не порождая и не борясь с конфликтами. Современные социальные науки признают неизбежность их проявления в человеческих взаимоотношениях, считая само их существование в обществе нормой.
Проблема социального конфликта, поднятая известным немецким мыслителем и общественным деятелем, Ральфом Дарендорфом, состоит в необходимости признать конфликт, а значит, распознать его, выявить его причины и участников. Именно такая позиция, по мнению автора, позволяет взять инициативу в свои руки и направить дальнейшее развитие событий в нужном направлении.
Я полностью согласен с позицией, высказанной Р. Дарендорфом, поскольку непризнание существования конфликта – тупиковый путь развития.
Любой социальный конфликт начинается с социального напряжения, своевременное обнаружение которого позволяет предупредить его дальнейшую эскалацию. Неспособность вовремя распознать конфликт, постараться предпринять необходимые меры по его разрешению, приводит порой к очень тяжёлым последствиям. И не только для его непосредственных участников. В подтверждение приведённой точки зрения можно привести ряд примеров межнациональных конфликтов на постсоветской территории: Карабах, Фергана, Чечня, и мн. др. Очевидно, что сложные причины, обусловившие данные конфликты вызревали довольно длительное время, но предпочитались оставаться незамечаемыми, в первую очередь, властями, от которых зависело, станут ли эти противоречия фатальными. К чему это привело? К кровавым, крайне трагичным последствиям, смятению самих властей, перекраиванию политических и социальных систем. А ведь можно было этого избежать, вовремя признав проблему и возглавив её разрешение.
Способность проявить политическую волю и занять принципиальную позицию в конфликте, даёт возможность взять развитие событий под свой контроль. Именно принципиальная позиция является убедительным аргументом в противостоянии, от которого не удалось уйти. «Мягкотелость», неуверенность снижают шансы на то, что дальнейший сценарий может быть контролируемым. На мой взгляд, такую принципиальную позицию демонстрирует сегодня наш политический лидер – В. В. Путин, чётко озвучив видение российским руководством реальных причин и «руку» в событиях на Украине. Именно его личная (а за ним – вся Россия) позиция по Крыму, санкциям Запада по отношению к нашей стране позволила признать его уже второй год подряд, причём по западным рейтингам, самым влиятельным человеком мира. Не это ли демонстрация способности взять «под свой контроль ритм истории»?
В заключение хочется отметить, что конфликтологическая наука, наработав богатый опыт выявления, классификации, этапизации, разработки технологий разрешения конфликтов, позволяет придать конфликтным процессам управляемый характер. Ральф Дарендорф внёс значительную лепту в эти исследования. Однако от конкретных субъектов конфликта зависит, станет ли он стихийным, или же направляемым процессом.
4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология. Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2009. – 624 с.
Парсонс Т. Система современных обществ. – М., 1997.
Плотинский Ю. М. Модели социальных процессов: Учебное пособие для высших учебных заведений. – Изд. 4-е. – М.: Логос, 2012. – 297 с.
Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992. Социологическая энциклопедия в 2 т. – М., 2003.
Социология: Учеб. для вузов / Лавриненко В.Н., Нартов Н.А., Шабанова О.А., Лукашева Г.С.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2005. – 407с
Социология. Учебное пособие для бакалавров / Отв. ред. Л. А. Дёмина. – М.: Проспект, 2014. – 320 с.