КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

АНТИЦИКЛИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………3
Сущность антициклической политики…………………………4
Инструменты антициклической политики……………………9
Заключение………………………………………………………16
Список использованной литературы…………………………..17

ВВЕДЕНИЕ

Антициклическое регулирование, или политика краткосрочноой стабилизации через систему управления спросом, начала развиваться под воздействием идей кейнсианства знаменитого английского экономиста Дж. М. Кейнса (1883-1946) еще в 1930-е годы. Главным способом антициклического регулирования стала денежная политика, которая получила название метод точной настройки конъюнктуры. Впервые эта политика стала применяться в США с приходом к власти Рузвельта (1933-1945).
Рузвельт во многом действовал эмпирически на основании требований реальной жизни, практически, а не каких-либо догм Он был ярко выраженным коллективистом и в своей деятельности опирался на так называемый «мозговой трест», состоявший из представителей виднейших ученых и практиков того времени.
Американский истеблишмент поначалу считал, что все придет в порядок само собой, чем и была обусловлена слабость экономических мер президента Гувера. Министр финансов в Администрации Гувера Эндрю Меллон, принадлежащий одной из богатейших семей США, утверждал, что кризис изживет себя сам. Однако кризис продолжался, а любое вмешательство государства требовало дефицитного финансирования бюджета. Но все экономические традиции того времени этому решительно противоречили. Необходимы были смелые, революционные решения – и заслуга Рузвельта именно в том, что он смог провести их в жизнь. Идея дефицитного финансирования экономики стала одной из основ Нового курса Рузвельта под влиянием идей Дж.М.Кейнса. В 1934 г. Кейнс после получения почетного докторского звания в Колумбийском университете посетил Рузвельта, а в «Нью-Йорк таймс» появилась статья Кейнса, призывающая не бояться дефицита бюджета.
Советская наука в недавнем прошлом уделяла внимание проблеме циклов лишь в связи с изучением капитализма, поскольку цикличность развития в плановом хозяйстве заведомо исключалась. С точки зрения современной теории кризисов М. Туган-Барановского основными причинами циклических колебаний являются диспропорции между движением сбережений и инвестиций в отраслях, которые производят средства производства, а также несовершенство регулирующей роли рыночного механизма в сфере накопления и использования общественного капитала.
Антициклическая политика государства представляет собой деятельность государства, связанную с регулированием уровня деловой активности в национальной экономике, которая проводится с целью «сглаживания» переходов от одной фазы экономического цикла к другой и уменьшения амплитуды экономических колебаний.
Цель контрольно работы — рассмотреть сущность и инструменты антициклической политики.
СУЩНОСТЬ АНТИЦИКЛИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

Экономический (деловой) цикл — регулярные колебания уровней производства, занятости и дохода, продолжающиеся обычно от 2 до 10 лет, относительно векового или долгосрочного тренда. Причинами являются: периодическое истощение автономных инвестиций; ослабление эффекта мультипликации; колебания объемов денежной массы; обновление основного капитала и т. д. В макроэкономике отсутствует интегральная теория экономического цикла, и экономисты различных направлений концентрируют внимание на разных причинах цикличности. Однако большинство из них вслед за Дж. Кейнсом считают, что уровень совокупных расходов непосредственно определяет уровень занятости и производства, а совокупные расходы, в свою очередь, определяются предельной склонностью к потреблению, сбережению и инвестированию. В результате экономическое развитие всегда связано с нарушением равновесия, с отклонением от средних показателей экономической динамики. Наиболее яркими проявлениями нестабильности выступают инфляция (повышение уровня цен, обесценение национальной валюты) и безработица (низкий уровень производства и занятости).
Современной общественной науке известны более тысячи типов экономической цикличности. В табл. 1. отмечены шесть наиболее часто встречаемых, однако экономика оперирует по преимуществу четырьмя первыми из них.
Таблица 1. Основные типы экономических циклов
Тип Длина цикла, лет Главные особенности
Китчена
2–4 Величина запасов →колебания ВВП, инфляции, занятости →товарные циклы
Жуглара
7–12 Инвестиционный цикл → колебания ВВП, инфляции и занятости
Кузнеца 16–25 Доход → иммиграция → жилищное строительство → совокупный спрос → доход
Кондратьева 40–60 Технический прогресс → структурные изменения
Форрестера
200 Энергия и материалы
Тоффлера
1000–2000 Развитие цивилизации

Циклы Жуглара. Раньше экономическая наука выделила цикл продолжительностью 7–12 лет, который впоследствии получил имя Жуглара (1819–1905 гг.) за его большой вклад в изучение природы промышленных колебаний во Франции, Великобритании и США на основе фундаментального анализа колебаний ставок процента и цен. Как оказалось, эти колебания совпали с циклами инвестиций, которые в свою очередь инициировали изменения ВНП, инфляции и занятости. К примеру Й. Шумпетер (1883–1950 гг.) в 1939 г. за период с 1787 по 1932 г. выделил 11 циклов Жуглара.
Циклы Китчина (циклы запасов). Китчин (1926 г.) сосредоточил свое внимание на исследовании коротких волн длиной от 2 до 4 лет на основе изучения финансовых счетов и продажных цен при движении товарных запасов.
Циклы Кузнеца. В 1930–е годы в США появились исследования так называемого «строительного цикла». Дж. Риггольмен, В. Ньюмен и некоторые другие аналитики построили первые статистические индексы совокупного годового объема жилищного строительства и обнаружили в них следующие друг за другом длительные интервалы быстрого роста и глубоких спадов или застоя. Тогда и появился термин «строительный цикл», определяющий эти двадцатилетние колебания. В 1946 г. С. Кузнец (1901–1985 гг.) в работе «Национальный доход» пришел к выводу, что показатели национального дохода, потребительских расходов, валовых инвестиций в оборудование производственного назначения, а также в здания и сооружения обнаруживают взаимосвязанные двадцатилетние колебания. При этом он отметил, что в строительстве эти колебания обладают самой большой относительной амплитудой.
После выхода в свет работы Кузнеца термин «строительный цикл» практически перестал употребляться, уступив место термину «длинные колебания» (long wings), в отличие от «длинных волн» Кондратьева (long waves). В 1955 г. в качестве признания заслуг американского исследователя было решено «строительный цикл» именовать «циклом Кузнеца».
В 1968 г. американский ученый М. Абрамович описал ядро механизма 20–летних колебаний, или «цепочку мультипликативно–акселераторного контура», которая «генерирует» 20–летние колебания: доход → иммиграция → жилищное строительство → совокупный спрос → доход (рост ВНП или товарной массы стимулирует приток населения и рождаемость, это ведет к ускорению инвестиций, в том числе и в жилищное строительство, затем происходит обратный процесс).
Циклы Кондратьева. Первые попытки в области создания теории «длинных волн» были предприняты на заре XX в. А. Гельфандом (Парвусом), Я. Ван Гельдереном и С. де Вольфом. Однако наибольший вкладв теорию «длинных волн» внес русский ученый Н.Д. Кондратьев (1892–1938 гг.), который опубликовал несколько основополагающих работ в данной области. Он изложил результаты своих исследований, касающихся динамики индексов товарных цен, процентных ставок, ренты, заработной платы, производства важнейших видов продукции и т. д., для ряда развитых стран с 1770 по 1926 г. Начало «большого» подъема Кондратьев связывал с массовым внедрением в производство новых технологий, что предполагает расширение инвестиционного процесса с вовлечением новых стран в мировое хозяйство, с изменениями объемов добычи золота.
В результате Н. Кондратьев сделал вывод о том, что мировая экономическая конъюнктура имеет не только поступательно восходящую, но и волнообразную траекторию своего развития длительностью 47–60 лет. В рамках этих циклов периоды оживления экономики, улучшения рыночной конъюнктуры, общей либерализации хозяйственной жизни (повышательная волна по Кондратьеву) непременно сменяются периодом замедления экономического роста и даже спада производства (понижательная волна).
Н. Кондратьев определил временные рамки трех длинных волн: с конца 80–х – начала 90–х годов XVIII в. до 1810– 1817 гг. (повышательная волна), с 1810–1817 до 1844–1855 гг. (понижательная волна); соответственно с 1844–1855 гг. до 1870–1875 гг. и с 1870–1875 гг. до 1890–1896 гг.; с 1890–1896 гг. до 1914–1920 гг. Понижательную волну этого цикла Кондратьев не определил. Верхушки длинных волн (1810–1817 гг., 1870–1875 гг. и 1914–1920 гг.) исследователи называют «фазой Т». Уже после смерти Н. Кондартьева была выделена четвертая (1945–1973 гг.) и пятая волна, начавшаяся в 80–е годы XX в.
Подъем первого большого цикла Кондратьев связывал с промышленной революцией в Англии, второго – с развитием железнодорожного транспорта, третьего – с внедрением электроэнергии, телефона и радио, четвертого – с автомобилестроением. Пятый цикл современные исследователи связывают с развитием электроники, генной инженерии, микропроцессоров.
Между обычными деловыми циклами и длинными волнами существует взаимосвязь. Длинные волны вмещают несколько деловых циклов, оказывают существенное влияние на их ход, формируя структурную специфику. Так, если малые циклы имеют исходную точку на понижательной волне большого цикла, то фазы кратко- и среднесрочных кризисов глубже, периоды депрессии более длительны, а подъем слабее и короче. Если же отправной точкой для малого цикла является повышательная волна, то специфика протекания фаз малых циклов противоположна.
На основании сопоставления закономерностей, выявленных Н. Кондратьевым, российскими экономистами делается вывод о том, что общественное развитие России, в том числе и Беларуси, подвержено воздействию длинных волн мировой экономики в целом подчиняется законам и тенденциям ее динамики.
Весьма противоречивы точки зрения на причины экономических кризисов. И для этого есть немало объективных предпосылок. Дело в том, что воздействие на цикличность воспроизводства одних и тех же факторов в разные периоды весьма различно и к тому же проявление их в отдельных государствах имеет свои особенности. Многие экономисты продолжительность цикла связывают с научно-техническим прогрессом (НТП). Активная часть основного капитала морально устаревала в течение 10-12 лет. Это требовало ее обновления, что служило стимулом экономического оживления. Так как исходным толчком служит замена оборудования и технологии, то обновление основного капитала называют материальной основой экономического цикла. Последующие сокращения периодов цикла (с 10-11 лет в XIX в. до 7-8 лет в предвоенные и 4-5 лет в послевоенные годы XX в.) связываются с ускорением сроков обновления основного капитала под влиянием НТП в современном мире.
Представители неоклассической и либеральной школ выдвигают различные причины экономических кризисов. Многие из них считают причиной кризисов недопотребление населения, вызывающее перепроизводство. Последовательной представительницей теории недопотребления была Джоан Робинсон, лидер левого кейнсианства. Лекарством от кризисов считалось стимулирование потребления. Но возникающий недостаток потребления (платежеспособности) является скорее следствием, чем причиной кризисов.
Более близки к марксистской позиции экономисты, считающие причиной кризисов диспропорциональность, или «неравновесие». Кризисы обусловлены отсутствием правильных пропорций между отраслями, стихийными действиями предпринимателей. Теория неравновесия сочетается с другим распространенным взглядом на кризисы как на порождение внешних условий — политических, демографических, природных. Ф. фон Хайек — сторонник рыночной свободы и яростный противник государственного вмешательства — считал, что кризисы перепроизводства возникают из-за избыточного финансирования со стороны государства (дешевых кредитов, накачивания спроса).
Существует и психологическая теория кризисов. По мнению И. Шумпетера, каждой фазе свойственна своя психологическая картина, формирующая отношение к инвестициям. Паника и разброд кризисного состояния ведут к застою капиталовложений, повышенное настроение в условиях подъема стимулирует горячку. «Меняющиеся ситуации» формируют неравномерность инвестиционного цикла.
Экономической наукой к настоящему времени разработан целый ряд различных теорий, объясняющих причины экономических циклов и кризисов. П. Самуэльсон, например, в качестве наиболее известных теорий циклов и кризисов в своей книге «Экономика» отмечает следующие:
— денежную теорию, которая объясняет цикл экспансией (сжатием) банковского кредита (Хоутри и др.);
— теорию нововведений, объясняющую цикл использованием в производстве важных нововведений (Шумпетер, Хансен);
— психологическую теорию, трактующую цикл как следствие охватывающих население волн пессимистического и оптимистического настроения (Пигу, Бэджгот и др.);
— теорию недопотребления, усматривающую причину цикла в слишком большой доле дохода, идущей богатым и бережливым людям, по сравнению с тем, что может быть инвестировано (Гобсон, Фостер, Кэтчингс и др.);
— теорию чрезмерного инвестирования, сторонники которой полагают, что причиной рецессии является, скорее, чрезмерное, чем недостаточное, инвестирование (Хайек, Мизес и др.);
— теорию солнечных пятен — погоды — урожая (Джевонс, Мур).
Государство очень часто вмешивается в экономику. Как правило, побуждают его к этому экономические интересы отдельных групп избирателей, реализуемые через политический механизм. Экономические интересы (цели) больших групп избирателей носят чаще всего макроэкономический характер, поэтому их можно выразить через целевые значения макроэкономических параметров. Макроэкономические цели правительства включают в себя:
1) удержание размера национального дохода (или темпа его роста) в определенных пределах;
2) удержание безработицы ниже определенного максимума;
3) удержание инфляции в нужном коридоре;
4) поддержка инвестиций;
5) контроль и регулирование бюджетного дефицита.
Цели правительства в области макроэкономики могут быть взаимозаменяемы, взаимодополняемы или независимы. В частности, в коротком периоде цели снижения инфляции и повышения занятости противоречат друг другу и являются взаимозаменяемыми. Правительство должно постоянно контролировать состояние экономики, чтобы ставить непротиворечивые цели макроэкономической политики и выбирать наиболее актуальные и наиболее достижимые цели.
Исходя из этих целей, формируется государственная политика в макроэкономике. При этом антициклической (стабилизационной) политикой в узком смысле слова называют набор мер макроэкономического характера, направленных на смещение экономического равновесия в состояние, наиболее близкое к равновесию при полной занятости.
В антициклической политике выделяют экспансионистскую политику, направленную на преодоление экономического спада, и контрактивную политику, направленную на замедление экономики во время бума.
При расширенном толковании этого термина в антициклическую политику включают:
1) меры контроля уровня цен (т.е. антиинфляционную политику);
2) меры, направленные на поддержание в экономике равновесия при занятости выше естественного уровня.
Большинство экономистов определяют антициклическую политику государства, как систему экономических мероприятий правительства, направленных на сдерживание роста безработицы и инфляции, стимулирование экономического роста, обеспечение стабильности платежного баланса страны.
При этом антициклическая политика направлена на восстановление и поддержание макроэкономического равновесия на уровне, близком к полному использованию факторов производства в условиях стабильного уровня цен. Антициклическая политика поддерживает равновесие совокупного спроса и совокупного предложения путем сглаживания колебаний экономики.
Антициклическая политика влияет на ожидания хозяйственных субъектов, поэтому она должна носить предсказуемый характер. Хозяйствующие субъекты в свою очередь тоже влияют на проводимую антициклическую политику.
ИНСТРУМЕНТЫ АНТИЦИКЛИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

По набору используемых мероприятий антициклическую политику делят на фискальную, кредитно-денежную и комбинированную. В общем виде суть антициклической политики сводится к воздействию государства на совокупной спрос и совокупное предложение с целью поддержания их динамического равновесия при желаемых значениях занятости, уровня цен и роста дохода.
Главными средствами (инструментами) макроэкономической  стабилизации являются:
1) сокращение (в лучшем случае ликвидация) дефицита консолидированного государственного бюджета до уровня ниже 5% ВВП;
2) проведение жесткой денежно-кредитной политики (прекращение льготного кредитования центральным банком дефицита госбюджета, установление процентных ставок по кредитам центрального банка коммерческим банкам выше уровня инфляции и т.д.);
3) установление «монетарного (номинального) якоря», под которым понимаются макроэкономические показатели, которые фиксируются на определенном уровне при осуществлении финансовой стабилизации (обменный курс валюты, номинальная денежная масса, номинальная заработная плата и т.п.). Эти показатели позволяют снизить инфляционные ожидания бизнеса и домашних хозяйств и удерживают на определенном уровне цены;
4) сдерживание роста доходов населения путем неполной индексации оплаты труда в бюджетной сфере и социальных трансфертов;
5) либерализация цен с целью уничтожения избыточной денежной массы через повышение общего уровня цен.
В зависимости от применяемого набора инструментов можно выделить два основных сценария макроэкономической стабилизации: ортодоксальный и гетеродоксный.
Ортодоксальный сценарий представляет собой совокупность макроэкономических мероприятий, включающую: устранение или сведение к минимуму дефицита государственного бюджета; жесткий контроль за объемом денежного предложения и повышения учетной ставки сверх уровня инфляции; установление «монетарного якоря».
Гетеродоксный сценарий предполагает проведение жесткой денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики в сочетании с регулированием цен и доходов.
Таким образом, антициклическая политика государства представляет собой деятельность государства, связанную с регулированием уровня деловой активности в национальной экономике, которая проводится с целью «сглаживания» переходов от одной фазы экономического цикла к другой и уменьшения амплитуды экономических колебаний.
Государство в целях сглаживания циклических колебаний в период спада экономики проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период её перегрева — стремится сдерживать деловую активность.
В современных условиях возникает ряд новых факторов, которые привносят в экономические циклы оттенки, с которыми необходимо считаться при проведении антициклической политики.
Первое — это явление синхронизации экономических циклов, т.е. Совпадение циклических колебаний в разных странах и регионах. Процесс синхронизации объясняется усиливающейся интернационализацией производства, развитием связей между странами и регионами, распространением результатов НТР и углублением научно-технического сотрудничества. При проведении антициклического регулирования правительство должно с этим считаться и стремиться синхронизировать свои мероприятия, направленные на сглаживание циклических колебаний с аналогичными мероприятиями, проводящимися в других странах. Игнорирование этого требования может привести не только к снижению эффективности антициклического регулирования, но даже к нулевым результатам усилий в данной области.
Второе — это тот факт, что углублению конъюнктурных колебаний способствуют и такие явления, как инфляция, монополизация экономики, нарушение хозяйственных пропорций и т.п. Поэтому все те мероприятия, которые проводятся в целях их преодоления (антиинфляционная политика, борьба с монополизмом и т. п.) Тоже можно рассматривать как элементы регулирования экономического цикла.
В фазе спада все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности. В области налоговой политики это означает снижение ставок, предоставление налоговых льгот на новые инвестиции, проведение политики ускоренной амортизации. При этом сторонники кейнсианских взглядов больше уповают на рост государственных расходов, которые рассматриваются как стимулятор накопления. Налоговые мероприятия дополняют бюджетные, и в комплексе они ведут к стимулированию совокупного спроса, а в конечном счёте — и производства.
Сторонники неоконсервативных взглядов большее внимание уделяют налогам, снижение которых ведёт к росту деловой активности, но в целом они рассматривают налогово-бюджетную политику как дополнение к кредитно-денежной политике.
Кредитно-денежная политика в период спада преследует те же цели, что и налогово-бюджетная политика, и предполагает проведение кредитной экспансии. Её цель — оживление экономической жизни в стране при помощи дополнительных кредитов. В это время проводится политика «дешёвых денег». На практике это означает, что снижаются процентные ставки за выданные ссуды, увеличиваются кредитные ресурсы банков, что ведёт к увеличению инвестиций, усилению деловой активности, снижению безработицы. Однако это может иметь и отрицательные последствия, так как в длительной перспективе ведёт к росту инфляции.
В период подъёма экономической конъюнктуры государство в целях предотвращения перегрева экономики проводит политику сдерживания, включающую противоположные мероприятия в области налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики.
Налогово-бюджетная политика в фазе подъёма характеризуется повышением ставок налогов, сокращением государственных расходов, ограничениями в области проведения амортизационной политики. Именно на налогово-бюджетную политику ориентируются сторонники кейнсианских методов регулирования. Фискальные мероприятия приводят к снижению покупательной способности, а значит, и спроса, что ведёт, в конечном счёте, к спаду экономической активности.
Поскольку существуют различные взгляды на причины циклических колебаний, постольку имеются и различные подходы к проблеме их регулирования. Однако, несмотря на значительный разброс взглядов, в целом можно сказать, что все концепции регулирования циклов тяготеют к одному из двух направлений регулирования: неокейнсианскому или неоконсервативному, развивающемуся на базе классической школы. Первое ориентируется на регулирование совокупного спроса, второе — на регулирование совокупного предложения.
Несмотря на различия, есть общее понимание этими концепциями того факта, что, во-первых, государство в состоянии сглаживать циклические колебания, и, во-вторых, государство должно это осуществлять в целях достижения и поддержания экономической стабильности. Существует и общее понимание того, какова должна быть линия поведения государства, направленная на преодоление циклических колебаний.
Экономисты имеют достаточно широкий набор средств для влияния на экономическое равновесие, то есть, они могут стимулировать экономику в период спада и использовать сдерживающую политику в период подъема для предотвращения «перегрева» экономики. Если бы в реальности все было так просто, то мы не наблюдали бы спадов и бумов, а экономика функционировала бы плавно, а всякие отклонения от траектории поступательного развития мы списали бы на неправильную экономическую политику государства. Однако в действительности не все так просто. Во-первых, разные цели, которые преследует общество, порой противоречат друг другу. Например, пытаясь бороться с инфляцией путем проведения сдерживающей кредитно-денежной политики, мы получаем в краткосрочном периоде снижение выпуска и рост безработицы. Проблема состоит в том, что, когда правительство пытается нейтрализовать действие какого-либо шока, то выпуск реагирует на проводимую политику лишь постепенно, а, кроме того, трудно спрогнозировать как сильно отреагирует экономика на ту или иную экономическую политику.
Возможные реакции на экономические шоки можно поделить на две категории. Это либо пассивная политика (политика невмешательства), когда ничего не предпринимается для того, чтобы способствовать скорейшему возвращению экономики к выпуску при полной занятости. В этом случае со временем экономика самостоятельно вернется в долгосрочное равновесие, т.е. к выпуску при полной занятости. Другим вариантом ответа на экзогенный шок могла бы послужить активная стабилизационная политика, направленная на нейтрализацию последствий шока. В этом случае встает вопрос: какую форму такая политика должна принять. Если каждый шок анализируется отдельно и каждый раз заново вырабатываются ответные меры, то такую политику называют дискреционной. Альтернативой дискреционной политики является следование заранее определенным правилам.
Рассмотрим достоинства и недостатки каждого подхода в отдельности.
Политика активного вмешательства: проблема лагов.
Предположим, что первоначально экономика находится в состоянии выпуска, соответствующего полной занятости. Пусть неожиданный негативный шок совокупного спроса привел к падению выпуска ниже уровня полной занятости. Поскольку этот шок оказался неожиданным, то никаких предупреждающих нейтрализующих мер принято не было. Правительству следует решить, предпринимать ли какие-то действия и, если да, то какие именно.
В первую очередь следует определить, является ли этот шок перманентным или временным, т.е. вызван ли он временным сокращением расходов (например, потребительских расходов) или эта неблагоприятная тенденция сохранится и в будущем. Если это временное сокращение спроса (например, длящееся только один период), то уже в следующем периоде экономика вернется в исходное положение и наилучшей политикой в этом случае будет политика невмешательства. Это объясняется тем, что даже предпринятые сегодня действия, направленные на сглаживание последствий шока, отразятся на экономике с определенным лагом и могут привести лишь к дополнительным отклонениям от потенциального выпуска.
Возможные дестабилизирующие эффекты активистской политики управления спросом объясняются наличием лагов и неопределенностью эффекта этой политики.
Первая группа лагов, связанных с реализацией активистской политики управления спросом носит название внутренних лагов. Это лаги, связанные с выработкой и реализацией решения. К внутренним лагам относят:
1) лаг распознавания;
2) лаг принятия решения;
3) лаг реализации решения.
Лаг распознавания – это период времени от момента шока до того момента, когда лицо принимающее решения осознает, что шок произошел. Этот лаг может отсутствовать (или быть отрицательным) в случае, если шок был заранее спрогнозирован. Например, мы можем прогнозировать сезонные колебания спроса (предложения) и предпринимать действия еще до того, как шок произошел.
Лаг принятия решения связан с временем, необходимым для прогнозирования последствий шок и выработки соответствующего решения. Наконец, требуется время для принятия решения. Например, чтобы изменить налоговую политику требуется выработать соответствующий закон и получить его одобрение в законодательных органах.
Второй тип лагов связан с воздействием экономической политики на экономику. Этот лаг носит название внешнего лага или лага воздействия. После того, как решение принято и реализовано, внесенные изменения начинают постепенно воздействовать на экономику. Внешний лаг отличается от внутренних лагов тем, что это не столько время до того, как экономика начнет реагировать на те или иные изменения, сколько период в течении которого экономика реагирует на изменившиеся условия.
Реализуя ту или иную стабилизационную политику, лицам, принимающим решения важно оценить, как сильно среагирует экономика, то есть, какова будет величина мультипликатора данной политики. С этой точки зрения возникает две проблемы. Первая проблема состоит в неопределенности мультипликатора экономической политики. Вторая проблема связана с эконометрическими моделями построения прогнозов, которых строятся на основе оценок за прошлые периоды, а эти оценки не учитывают, что предлагаемые изменения в экономической политики влияют на ожидания экономических агентов, а ожидания влияют на мультипликатор.
Наиболее очевидным способом решения проблемы является отказ от дискреционной политики в пользу политики, основанной на правилах. То есть, если правительство не будет в каждый момент времени принимать решение о том, какую политику проводить, а будет следовать неким заранее установленным правилам, то, лишившись возможности изменять свою политику, правительство добьется доверия со стороны населения и в случае использования правила нулевого уровня инфляции (это может быть, к примеру, следствием фиксированного низкого темпа роста денежной массы), эта политика приведет к наименьшим потерям для общества.
Итак, как было показано выше, использование дискреционной политики управления спросом сопряжено с целым рядом проблем: проблема временных лагов, проблема неопределенности величины эффекта и проблема несогласованности во времени. Альтернативой дискреционной политике выступает политика, основанная на следовании заранее установленным правилам. Эти правила могут быть различны.
Например, правило поддержания постоянного темпа роста денежной массы означает, что, что бы ни случилось в экономике, никаких изменений со стороны темпа роста денег не последует. Это правило, по сути, отражает концепцию пассивной политики или политики невмешательства. Однако правила могут быть и активистского типа. Например, правило, согласно которому предложение денег должно быть увеличено на х% в ответ на рост безработицы (по сравнению с естественным уровнем) на 1%. В этом случае при негативных шоках будет применяться монетарная экспансия, но не дискреционно, а в виде заранее сформулированного правила реагирования.
В таблице 2 приведены примеры задаваемых правил и приведены их достоинства и недостатки.
Таблица 2. Альтернативные варианты политик, основанных на следовании правилам
Целевая переменная, которая фиксируется Преимущества Недостатки
Темп роста денежной базы Может быть реализовано Центральным банком, обеспечивает номинальный якорь Может вести к колебаниям в уровне безработицы и темпах инфляции
Номинальная ставка процента Может быть реализовано Центральным банком в краткосрочном периоде Колебания в совокупном спросе могут вести к колебаниям уровня безработицы. Не обеспечивает номинального якоря, а значит нет ограничений на инфляцию
Темп роста предложения денег Обеспечивает номинальный якорь Сложно контролировать денежную массу. Неустойчивость спроса на деньги может вести к колебаниям в уровне безработицы и темпах инфляции
Темп роста номинального ВВП Обеспечивает номинальный якорь Сложно контролировать
Темп инфляции или уровень цен Обеспечивает номинальный якорь. В случае успешной реализации стабилизирует инфляционные ожидания и позволяет избежать проблемы несогласованности во времени Сложно контролировать. Порождает значительные колебания в уровне безработицы
Уровень безработицы или темп роста реального ВВП Позволяет избежать потерь от колебаний безработицы. Позволяет домохозяйствам сформировать правильные ожидания Сложно контролировать. Не обеспечивает номинального якоря и порождает значительные колебания темпа инфляции

Для достижения устойчивого экономического роста в контексте стабильности цен и жизнеспособного платежного баланса важно достичь тесной взаимосвязи между государственными институтами, принимающими решения в монетарной и фискальной сферах экономики, то есть между правительством и центральным банком.
Отсутствие координации между фискальными и монетарными властями может послужить причиной финансовой нестабильности, привести к повышению процентной ставки, колебаниям обменного курса, резкому росту инфляции, неблагоприятному влиянию на экономический рост.
Координация рассмотренных политик может принимать форму постоянного контакта между фискальными и монетарными властями для принятия совместных действий по формированию и реализации стабилизационной политики, или координация может быть представлена набором правил и мероприятий, которые сводят к минимуму постоянное взаимодействие.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Антициклическая политика – использование инструментов экономической политики для противодействия колебаниям экономической конъюнктуры, сглаживания верхней и нижней поворотных точек экономического цикла.
В фазе спада правительство и национальный банк проводят расширительную налогово-бюджетную и денежно-кредитную политику, что повышает совокупный спрос в национальной экономике и таким образом способствует расширению производства и увеличению занятости населения. И, наоборот, в фазе подъёма, когда расширение производства приближается к границе производственных возможностей национальной экономики, правительство и национальный банк, с тем чтобы избежать возможного «перегрева» экономики и возникновения инфляционных тенденций проводят ограничительную налогово-бюджетную и денежно-кредитную политику. В результате совокупный спрос снижается и приостанавливается расширение производства и занятости.
Выделяют несколько концепций антициклической политики. Это либо пассивная политика (политика невмешательства), когда ничего не предпринимается для того, чтобы способствовать скорейшему возвращению экономики к выпуску при полной занятости. В этом случае со временем экономика самостоятельно вернется в долгосрочное равновесие, т.е. к выпуску при полной занятости. Другим вариантом ответа на экзогенный шок могла бы послужить активная стабилизационная политика, направленная на нейтрализацию последствий шока. Если каждый шок анализируется отдельно и каждый раз заново вырабатываются ответные меры, то такую политику называют дискреционной. Альтернативой дискреционной политики является следование заранее определенным правилам.
Сложность оценки эффективности антициклической политики обусловлена различными лагами. Также существует ряд проблем. Первая проблема состоит в неопределенности мультипликатора экономической политики. Вторая проблема связана с эконометрическими моделями построения прогнозов, которых строятся на основе оценок за прошлые периоды, а эти оценки не учитывают, что предлагаемые изменения в экономической политики влияют на ожидания экономических агентов, а ожидания влияют на мультипликатор.
Антициклическая политика государства не может полностью устранить периодически возникающие экономические колебания. Она позволяет лишь в некоторой степени «смягчить» их негативные последствия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Григорьев Л. Теория циклов под ударом кризиса/Л. Григорьев, А. Иващенко// Вопросы экономики. – 2010. — №10. С.31-55.
2. Ивашковский С. Н. Макроэкономика: Учебник. – М. Дело. — 2002. — 472 с.
3. Курс экономической теории : учебник / МГИМО МИД России ; под peд. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. — Киров : АСА, 2010. – 874 с.
4. Макроэкономика. Анисимов А.А, Артемьев Н.В, Тихонова О.Б. – СПб.: ПИТЕР. — 2011 -598с.
5. Макроэкономика. Кузнецов Б.Т. Уч. пос. М. — 2011 -458с.
6. Симкина Л. Г. Экономическая теория: учеб, пособие / Л. Г. Симкина. — 2-е изд. -СПб.: Питер, 2007. — 384 с.
7. Туманова Е. А. Макроэкономика. Элементы продвинутого подхода/Е. А. Туманова, Н. Л. Шагас. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 400с.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА АНТИЦИКЛИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………3 Сущность антициклической политики