Контрольная работа 4.
Правила русской пунктуации

Теоретическая часть.
1. Понятие и особенности русской пунктуации.
2. Функции знаков препинания.
3. Знаки препинания при вводных словах и конструкциях.
4. Знаки препинания в простых и сложных предложениях.

1. Пунктуация (от лат. punctum ‘точка’) — это совокупность знаков препинания и система выработанных и закрепившихся правил их употребления.
Пунктуационная система русского языка строится на синтаксической основе, почти все пунктуационные правила формулируются в зависимости от строя предложения.
Хотя в русском языке много правил обязательной постановки знаков препинания, русская пунктуация обладает большой гибкостью: существуют различные пунктуационные варианты, которые связаны не только со смыслом, но и со стилистическими особенностями текста.
2. Функции знаков препинания.
Знаки препинании указывают на смысловое членение текста, они также помогают выявить синтаксическое строение текста и его ритмомелодики.
Виды знаков препинания:
знаки выделения (их функции — обозначение границ синтаксических конструкций, которые дополняют, поясняют члены предложения; интонационно-смысловое выделение частей предложения, конструкций, содержащих обращение или отношение говорящего к своему высказыванию): две запятые и два тире (единые парные знак), скобки, кавычки;
знаки отделения (их функции — обозначение границ между отдельными независимыми предложениями, между однородными членами предложения, между простыми предложениями в составе сложного; указание на тип предложения по цели высказывания, по эмоциональной окраске):точка, вопросительный и восклицательные знаки, запятая,точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие;
особым знаком препинания является красная строка (обозначает начало нового поворота в повествовании).
Знаки препинания бывают одиночными и парными. Парные знаки препинания обозначают, что постановка первого знака препинания требует постанову второго. К ним относятся две запятые и два тире (как единые знаки), скобки и кавычки.
3. Знаки препинания при вводных конструкциях
I. Вводные слова, словосочетания и предложения — синтаксические конструкции, которые включаются в предложение для выражения того или иного отношения говорящего к содержанию высказывания: уверенности/неуверенности в достоверности сообщаемого; эмоциональной оценки; указания на логические отношения между частями высказывания; на источник сообщения; характеристики способа и приёмов оформления мыслей; оценки меры или степени обычности того, о чём говорится; выражения отношения к собеседнику.
На письме вводные конструкции выделяются или отделяются запятыми или (реже) тире (с помощью тире выделяются значительно распространённые вводные предложения). Например: 1) Вот у меня, я думаю, получше глаза (И. Тургенев). 2) Героиней этого романа, само собой разумеется, была Маша (Л. Толстой).
II. При встрече двух вводных слов между ними ставится запятая: 1) Так, например, я не постиг уже поэзии моря, может быть, впрочем, и оттого, что я ещё не видел ни «безмолвного», ни «лазурного» моря (И. Гончаров).
III. Находясь рядом с сочинительными союзами, вводные конструкции отделяются или не отделяются от них запятыми в зависимости от контекста. Вводные слова отделяются от предшествующего союза запятой, если вводное слово можно опустить или переставить в другое место предложения без нарушения его структуры; если же изъятие или перестановка вводного слова невозможны, то запятая после союза не ставится. Например: 1) После обеда Климент Иванович погрузился в задумчивость, или, говоря прямо, слегка осоловел (И. Тургенев). 2) Несчастье нисколько его не изменило, а напротив, он стал ещё крепче и энергичнее (И, Тургенев).
Не отделяются запятой вводные слова после союзов, употребляемых в абсолютном начале предложения: И в самом деле, послышались голоса внизу (А. Чехов).
IV. Если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота (обособления, уточнения, пояснения, присоединения), то никаким знаком от оборота оно не отделяется; если же вводная конструкция находится в середине обособленного оборота, то она выделяется запятыми по общему правилу. Ср.: Ребёнок, очевидно испугавшийся грозы, заплакал; Ребёнок, испугавшийся грозы очевидно, заплакал; Ребёнок, испугавшийся, очевидно, грозы, заплакал.
V. В зависимости от контекста одни и те же слова выступают то в роли вводных (следовательно, не членов предложения), то в качестве членов предложения.
а) Слово наконец является вводным, если оно указывает на связь мыслей и имеет значение «и ещё»: 1) Лесной воздух целебен: он удлиняет жизнь, он повышает нашу жизненную силу, и, наконец, он превращает механический, а подчас и затруднительный для нас процесс дыхания в наслаждение (К. Паустовский).
Слово наконец не является вводным (и не выделяется на письме запятыми), если имеет значение «под конец», «после всего», «в результате всего» (обычно в этом случае к нему можно добавить частицу -то): Служив отлично-благородно, долгами жил его отец, давал три бала ежегодно и промотался наконец (А. Пушкин).
б) Слово однако является вводным, если стоит в середине или в конце предложения: 1) Тут был, однако, цвет столицы, и знать, и моды образцы… (А. Пушкин).
В начале простого предложения однако имеет значение «но» и запятой не отделяется: 1) Хоть, кажется, слонов и умная порода, однако же в семье не без урода (И. Крылов).
в) Слово значит является вводным, если оно синонимично слову следовательно: Что же, если она и сейчас не узнала его, значит, она просто его забыла (В. Белов). Если же значит синонимично слову означает, оно не является вводным и не выделяется запятыми: Это ведь значит — обнять небосвод, руки сплести вкруг Геракла громадного, это ведь значит — века напролёт, ночи на щёлканье славок проматывать! (Б. Пастернак).
VI. Не являются вводными и не выделяются запятыми: будто, вдобавок, вдруг, ведь, в конечном счёте, вряд ли, всё-таки, даже, едва ли, именно, как раз, к тому же, приблизительно, примерно, притом, причём, поэтому, якобы и др. под. (частицы, наречия).
4. Знаки препинания в простых и сложных предложениях.
Знаки препинания служат для отделения предложений друг от друга в тексте, для разделения и выделения смысловых отрезков в предложении. Они делятся на три группы: на отделительные (в тексте), разделительные и выделительные (в предложении).
Отделительные знаки препинания
К ним относятся точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие. Они используются:
для отделения каждого слова предложения от последующего в тексте;
для оформления отдельного предложения как законченного.
Выбор одного из четырех отделительных знаков определяется смыслом и интонацией предложения.
Знаки препинания в конце предложенияПравила:
В конце повествовательного и побудительного предложений ставится точка, если в них дополнительно не выражены эмоции (чувства).
В конце вопросительных предложений ставится вопросительный знак.
В конце любого предложения по цели высказывания ставится восклицательный знак, если в них дополнительно выражено чувство.
Многоточие ставится в конце предложения, если пишущий делает большую паузу.
Разделительные знаки препинания
К ним относятся запятая, точка с запятой, тире, двоеточие. Разделительные знаки препинания служат в простом предложении для обозначения границ между однородными членами (запятая и точка с запятой), в сложном — для разделения простых предложений, входящий в его состав.Выбор разделительных знаков препинания определяется морфологическими, синтаксическими, смысловыми и интонационными условиями.
Выделительные знаки препинания
Выделительные знаки препинания служат для обозначения границ смысловых отрезков, которые осложняют простое предложение (обращений, вводных слов, словосочетаний, предложений, обособленных второстепенных членов), а также прямую речь.Выделительными знаками препинания являются запятая (две запятые); тире (два тире); восклицательный знак; скобки двойные; двоеточие и тире, употребляемые вместе; кавычки двойные.Выбор выделительных знаков препинания определяется синтаксическими, смысловыми и интонационными условиями.
Случаи, когда пунктуационный знак не ставится
Между подлежащим и сказуемым, которое присоединено союзом как.
Между однородными членами, соединенными одиночными союзами и, или.
Перед приложением, если союз как употреблен в значении «в качестве».
После причастного оборота, если он стоит перед определяемым существительным и не имеет причинного значения.
Перед наречиями, образованными из деепричастий.
Между простыми предложениями в сложносочиненном предложении с союзом и при наличии общего члена.
Между однородными придаточными, соединенными союзом и.
Между согласованными определениями, если они характеризуют предмет с разных сторон.

Практическая часть.
Упражнение 1. Прочитайте. Определите границы каждого предложения. Спишите текст. Предложения разберите по членам.
1)    Устлана земля сухими разноцветными листьями, слышны осторожные прыжки зайца и белки.
2)    Синицы приблизились к человеческому жилью, их звонкий свист часто слышится; снегири также выбрались из лесной чащи, из кустов доносится их скрипучее пение. 
3)    Падающий снег белым плащом одевал землю, радостно смотрели люди на пушистые снежинки.

Упражнение 2. Расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните все грамматические основы.
Проехав несколько верст по большой дороге, Хаджи-Мурат сдержал своего тяжело дышавшего и посеревшего от поту белого коня и остановился. Вправо от дороги виднелись сакли и минарет аула, налево были поля, и в конце их виднелась река. Несмотря на то, что путь в горы лежал направо, Хаджи-Мурат повернул в противоположную сторону, влево, рассчитывая на то, что погоня бросится за ним именно влево. Он же и без дороги, переправясь через реку Алазань, выедет на большую дорогу, проедет по ней до леса и тогда уже, вновь переехав через реку лесом, проберётся в горы. Решив это, он повернул влево. Но доехать до реки оказалось невозможным. Рисовое поле, как это всегда делается весной, было только что залито водой и превратилось в трясину. Хаджи-Мурат и его товарищи брали направо, налево, надеясь найти более сухое место, но то поле, на которое они попали, было всё равномерно залито и теперь пропитано водою. Лошади с звуком хлопанья пробки вытаскивали утопающие в вязкой грязи ноги и, пройдя несколько шагов, тяжело дыша, останавливались.

Упражнение 3. Вставь пропущенные знаки препинания. Определи, сколько запятых и тире нужно поставить в предложениях.
1) От свежих щепок, грудами лежавших около влажных пней, веяло приятным запахом.
2) В тот зимний вечер, о котором я хочу рассказать, у нас в семье украшали елку и ждали гостей.
3) Воздух прозрачен, свеж, всюду хорошо видно и дaже можно различить у дороги отдельные стебли бурьяна.
4) Резьба по дереву — одно из древнейших русских ремесел.
5) Создавая любую вещь, мастер стремится делать ее не только удобной, но и красивой.
6) И.С Typгeнeв — превосходный рассказчик, тонкий и умный собеседник.

Упражнение 4. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Эту книгу я вам советую прочитать»

Недавно я прочла книгу Майкла Аргайла «Психология счастья». Эту книгу я советовала бы взять на вооружение каждому, кто хочет быть счастливым человеком. Счастье не приходит само собой. Не стоит ждать его, ничего самому не делая. Человек сам творит свое счастье – в этом вы убедитесь, прочитав книгу. Психолог указывает конкретные способы становления счастливым человеком. Все они основаны на обстоятельной научной работе, продолжительных исследованиях ученого. Если вы до сих пор ищете своего счастья, читайте Майкла Аргайла, и ваши поиски быстро увенчаются кспехом.

Контрольная работа 4 Правила русской пунктуации Теоретическая часть