В данной статье рассматривается формирование каллиграфического навыка учащихся в начальной школе
This article examines the formation of the calligraphic skills of Junior pupils with impaired handwriting
Ключевые слова: почерк, нарушение, каллиграфия, каллиграфические умения, младший школьник
Key words: handwriting, violation, calligraphy, calligraphic skills, younger student
Одно из детских воспоминаний, сохранившихся о начальной школе, которое есть у каждого современного взрослого – это «минутки чистописания». До сих пор некоторые школы практикуют уроки чистописания для того, чтобы обучить детей красивому почерку.
Слово «каллиграфия» пришло к нам из далеких времен. Еще на древнем греческом языке оно было образовано от двух слов, переводящихся на русский язык, как «красота» и «пишу».
Под этим термином понимается способность четко, красиво и разборчиво писать от руки, опираясь на имеющиеся образцы письма [6, 13].
Для каллиграфического почерка важно соблюдать правила строки, выдерживать ровные поля как справа, так и слева страницы, придерживаться одинакового размера и наклона для букв (причем наклон регламентирован и равен 65 градусам), правильно отрисовывать каждую букву и правильно соединять буквы.
Человек только в том случае владеет каллиграфией, если его почерк уже сформировался, он пишет быстро и связно, при этом скорость письма не влияет на его разборчивость и наклон. Если человек нарушает пропорции, изменяет наклон букв, не применяет правила написания некоторых элементов, то считается, что он допускает каллиграфические ошибки.
Поэтому не следует считать понятия «графический почерк» и «каллиграфический почерк» синонимичными, ведь даже графический почерк далеко не всегда соответствует нормам каллиграфии.
Сегодня очень актуальным является вопрос об обучении младших школьников каллиграфии. Ведь современный научно-технический прогресс и бурное развитие информационного мирового поля ставит перед человеком обязательной задачу заниматься самообразованием.
Поэтому у человека появляется необходимость писать не просто разборчиво, но и быстро, сохраняя при этом каллиграфический почерк. Именно в начальной школе закладываются основы почерка человека, поэтому в этом возрасте сразу и нужно начинать писать правильно. В работах современных методистов К.Д. Ушинского, В.А. Илюхиной, Л.С. Выготского и других есть научные рекомендации для решения этой проблемы.
Сегодня большинство людей не обладают навыками каллиграфического письма. Что произошло с почерком за последние десятилетия? Почему люди стали допускать такое количество ошибок? Почему в младших классах все труднее приучить детей к каллиграфии? Эти вопросы волнуют многих педагогов. Каждый год мы наблюдаем рост количества детей, которые имеют трудности в обучении письму. До 30 процентов детей имеют затяжные проблемы в обучении письму.
Сегодня обучение каллиграфическому почерку считается одной из главных проблем школьного образования. Эту проблему изучают многие ученые и методисты. Формирование правильного письма сегодня рассматривается с разных точек зрения. Например, программа «Письмо с секретом» подразумевает формирование мускульной памяти.
Почему этот вопрос так волнует многих людей? Потому что есть существенные проблемы, связанные с плохой каллиграфией у детей. Если ребенок небрежно относится к разборчивости своего почерка, то эта небрежность переходит и к усвоению орфографии. Проверяющему трудно определить, какие буквы находятся в тексте. О человеке, который пишет плохим почерком, складывается часто ложное впечатление, будто он неграмотный и небрежный в жизни. Компьютеризация в обучении накладывает свой отпечаток, так как дети меньше времени пишут, что мешает им усвоить каллиграфические навыки письма.
Наиболее часто возникающие проблемы в написании слов – это трудности в овладении буквенной формы, методов соединения букв, наклон строки. Из за того, что упражнения проводятся реже, чем раньше, все эти навыки теряются.
Но есть еще более серьезные признаки этой проблемы – на процесс формирования навыков письма влияют не только физические трудности, но и психологические особенности личности.
Согласно Е.М. Гуровой, нужно выделять отдельные элементы каллиграфического почерка и отрабатывать каждый из них. При этом нужно учить детей писать в такт или по команде.
Существует стойкое убеждение, основанное на фактах, что если придерживаться строгого размера ритма, то можно легко освоить быстрый и в то же время красивый почерк.
Упражнения по письму в такт позволяют не только правильно писать, но и помогают детям проявлять внимание (ведь нужно с первого раза понять и написать то, что говорит учитель). Также это позволяет тренировать память и развивать способность к усидчивости. Отдельные элементы, о которых пишет Илюхина, нужно писать безотрывно.
Еще один совет, который предлагает В.А Илюхина – это проговаривать каждую букву при ее написания. Дети легко усваивают главные элементы, которые встречаются чаще всего.
На каждом уроке рассматривается новая буква. При этом уже во второй половине сентября детей отправляют на «самостоятельный поиск». Дети не всегда способны дать развернутый ответ на различные вопросы учителя. Но при этом на уроках часто звучит детская речь.
Дети при этом самостоятельно комментируют свое написания буквы или слова. Они проговаривают каждый элемент в момент его написания. При этом письмо идет безотрывно от бумаги.
Уже давно доказано и опробовано на практике то, что при тактическом (его еще называют ритмическом) написании под счет дети гораздо лучше усваивают чистописание.
Н.Г. Агаркова предлагает собственную систему, которая применяет принципы ритмизированного написания. Такое письмо становится более четким и плавным. А ритмичность во время написания букв значительно ускоряет темп без ущерба для качества письма. Этот коррекционный метод позволяет совершенствовать графо-моторный компонент у детей, который имеют свои двигательные особенности.
Тактированное письмо вводится в три этапа.
На первом этапе дети выполняют следующие задания: они обводят буквы на специально заготовленных образцах под кальку. Упражнение выполняется под счет.
На следующем этапе дети с помощью кальки обводят уже не буквы, а слова, которые объединены в группы. В каждой группе находятся слова, имеющие схожие ритмические структуры и подобные ударения.
Третий этап характеризуется тем, что дети уже начинают также обводить с помощью кальки целые предложения. Также постепенно внедряются стихи и даже небольшие тексты.
Для успешного выполнения всех этих упражнений была издана рабочая тетрадь. С ее помощью дети в младшей школе формируют графо-моторный элемент письма. Занятия по этой тетради проводятся в начальных классах школы.
Также существуют эффективные альтернативные методы обучения красивому письму. Обсудим более подробно методику, которую предлагает Н.Г. Агаркова.
Согласно Н.Г. Агарковой, занятия по обучению красивому и разборчивому почерку нужно основывать на принципах, которые применяются в русской графике. Важно проводить регулярные занятия, с помощью которых дети до автоматизма доводят действия по написанию букв.
Принципы, о которых пишет Н.Г. Агаркова, следующие:
- буквы нужно изучать поэлементно;
- важно добиться стабильного одновариантного написания буквы;
- буквенные знаки нужно логически группировать.
Поэлементное освоение букв проявляется в том, что перед тем, как приступить к начертанию буквы, нужно сформировать у ребенка ее зрительный образ в памяти так, чтобы он четко понимал, из каких отдельных элементов строится данная буква. Он также должен хорошо помнить, какие соотношения существуют между этими элементами. Буква воспроизводится поэлементно, но теперь уже задействуются двигательные элементы. В результате в сознании учеников формируется устойчивый буквенный образ. Это позволит создать прочный фундамент для формирования хорошего каллиграфического почерка.
Стабильное написание разных букв достигается за счет соблюдения закономерностей правильного движения рук в процессе написания текста на бумаге. Это круговые движения, которые замкнуты и направлены внутрь к плечу. Как правило, рука во время написания разных букв совершает одни и те же движения.
Если логически группировать разные буквы, то можно достаточно быстро после изучения отдельных букв сформировать в сознании учеников ясные образы каждой буквы, а это позволит избежать частых графических ошибок при быстром письме. В результате закладывается прочный фундамент для формировании способности автоматически писать каллиграфическим почерком.
Принципы, которые были описаны нами в этой статье, можно реализовать с помощью поэлементно-целостного метода. Он опирается на особенности, связанные с возрастом шести-семи лет и психологическим развитием детей этого возраста. Этот принцип не мешает развитию связного письма. Наоборот, мы считаем, что он позволяет более глубоко его раскрыть.
Методика основывается на двух категориях образов букв. Это зрительные образы букв и двигательные образы букв. Зрительные образы основаны на закономерностях восприятия с помощью зрения. Двигательные образы основаны на закономерностях движений в процессе написания.
Тематическая литература, особенно труды Е.Н. Потаповой, В.А. Илюхиной и других, предлагает различные методики. Например, одна методика основана на копировальном методе написания. Другая – на генетическом подходе.
Также существуют ритмические методики, шрифтовые методики, которые разработаны Н.Г. Агарковой. Н.А. Федосова позволяет не просто приобрести каллиграфический почерк, но и развить мелкую моторику, сформировать разные виды памяти [3, 37]. Особое внимание нужно обратить на рекомендации В.А. Илюхиной. Она предлагает методику, которая эффективно работает вплоть до конца обучения в школе.
Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:
- Каждая рассмотренная методика основана на принципах и подходах, имеющих надежные исторически сложившиеся рекомендации;
- Эти методики позволяют ученикам осознанно овладеть каллиграфическим почерком;
- Современные технологии обучения развивают не только способность к письму, но и другие важные качества ребенка;
- Методики также учитывают психологические и физические особенности учеников младшей школы.