Как называется метод сбора первичной социологической информации, который предусматривает направленное, систематическое, непосредственное прослеживание, фиксирование и регистрацию социально значимых фактов, явлений и процессов?
в) наблюдение.
Интервьюирование предполагает регистрацию ответов на вопросы, а также изучение особенностей невербального поведения опрашиваемых. При анкетировании общение респондента и исследователя опосредовано анкетой, в которой респондент дает точные ответы на поставленные вопросы относительно его целей, мотивов поведения, предпочтений и т.д. Эксперимент предусматривает вмешательство экспериментатора в естественный ход событий и проверку влияния определенных факторов на те или иные события, явления и процессы (установление связей между зависимыми и независимыми переменными). Обычно проверяют верность гипотезы.
2. Воплощение в жизнь научных достижений с помощью социальных технологий является задачей
б) социальной инженерией.
Теоретическая социология, как правило, предполагает изучение и установление общих закономерностей развития общества (синоним – фундаментальная социология). Прикладная социология на основе результатов прикладных методов исследования социальных практик занимается разработкой рекомендаций и решений проблем развития тех или иных социальных аспектов жизни общества. Социальная инженерия включает в себя подходы сразу нескольких наук, таких как: социология, психология, социальная антропология, физиология, экономика и т.д.
3. Кто из перечисленных социологов относится к «классическому» период развития этой науки?
г) Э. Дюркгейм.
Классический период развития социологии – середина XIX – начало XX века. Представители данного период, которые заложили основные теоретические подходы изучения общества, – К. Маркс, Г. Спенсер, М. Вебер, Э. Дюргейм. Р. Э. Парк – представитель Чикагской школы социологии, которая занималась прикладными методами изучения городской жизни; Э. Гидденс является критиком классической социологии, предлагает новое видение социологии, синтезирует макросоциологию и структурно-функциональный подход; П. Бурдье – является последователем классической социологии.
4. Согласно М. Веберу, для понимания социальных процессов необходимо
б) обращать внимание на смыслы, которые придают люди своим действиям.
В русле понимающей социологии М.Вебера социальное действие понимается как действия людей, имеющие смысл для самих индивидов, которые его совершают, а также ориентированы на других людей либо каким-то образом соотносятся с действиями других людей.
5. Свойства предмета удовлетворять определенные потребности людей – это
б) ценности.
Ценности – это предметы, явления и их свойства, которые необходимы человеку, полезны ему, приятны, значимы. Они удовлетворяют различные потребности людей: материальные, моральные и другие. К основным ценностям можно отнести семью, здоровье, друзья, деньги, вещи, артефакты, досуг, социальный статус и т.д. Нормы, как правило, являются регулятором общественных отношений; мотивы – то, ради чего происходит деятельность человека; ритуал – это процесс, установленный порядок проведения тех или иных обрядов.
6. Действие, когда индивид осознает цель, средства и последствия, относится к
а) целерациональному.
М. Вебер различает 4 вида действия: целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное, традиционное. Ценностно-рациональное действие основано на нормах морали, нравственности, религии (капитан покидает тонущий корабль). Аффективное – основано на чувствах, эмоциях индивида. Традиционное – основано на повторяющихся явлениях, на силе привычки.
7. Социальная позиция, занимаемая индивидом благодаря его собственным усилиям, относится к статусу
в) достигаемому.
Предписанный статус – статус, который получает индивид независимо от своего желания (возраст, пол, статус в семье – дочь, мать и т.д.). Генеральный (всеобщий) статус – ключевой статус человека, статус члена данного общества (например, гражданин России).
8. Социальные общности, сформированные на основе критериев пола и возраста, называются …
в) демографические.
Возрастные группы сформированы на основе критериев возраста (дети, подростки, молодежь, пенсионеры и т.д.); территориальные – на основе критериев территории (село – город, север – юг, восток – запад и т.д.); профессиональные – на основе профессиональных критериев (медики, педагоги, нефтяники и т.д.).
9. Система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в предметных, материальных носителях и передаваемых последующим поколениям, называется …
в) культурой.
Социальный институт – форма организации совместной деятельности людей для удовлетворения социальных, экономических, политических, культурных потребностей общества. Групповое взаимодействие – процесс влияния (опосредованно или непосредственно) друг на друга, порождающий взаимную связь; различают такие виды взаимодействия, как содружество, конкуренция и конфликт и другие их составляющие. Социальный контроль – механизм поддержания социального порядка, механизм наблюдения за поведением индивидов с целью выявления соответствия или несоответствия сего действий социальным ожиданиям.
10. Класс, определяющий стабильность общества …
б) средний.
Средний класс, как правило, имеет стабильный доход, покрывающий все основные потребности человека, которые включают питание, образование, доступная медицина, наличие своего жилья, наличие автомобиля и его обслуживание, проведение досуга, как минимум один раз в год возможность провести отдых в теплых краях и т.д. Средний класс наименее политизирован, так как доволен своей жизнью. Многочисленный низший класс, большая дистанция между низшим и высшим классам порождают развитие политических конфликтов внутри стран.
11. Поступление выпускника школы в вуз является примером ______ мобильности.
в) восходящей.
Обучение в вузе способствует получению образования, следовательно, появляется возможность трудоустройства на хорошую работу, что способствует повышению социального статуса индивида.
Б. Творческое