Актуальность исследования темы «Исторический материал на уроках математики» состоит в следующем. Чтобы вызвать у детей когнитивный интерес к содержанию учебного процесса, нужно использовать в работе исторический фактор занятий в школе – то есть историзм. Исторические данные можно использовать на разных учебных предметах. Особенно важны в этом плане уроки, которые знакомят учащихся с формированием культурных особенностей, с наукой и с искусством. Очень часто к историческим справкам прибегают на уроках литературы.
Например, чтобы лучше понять смысл произведения, описывают его исторический фон, а также рассказывают события из жизни писателя. Также к историческим материалам относятся сведения о том, как именно создавалось изучаемое произведение.
Современные педагоги обычно мало внимания уделяют историзму на уроках по математике. Ж.А. Пуанкаре считает, что любое обучение насыщается от того, что в его содержание привносятся исторические данные.
Каждый педагог старается сформировать такую системы методик и подходов, которая бы дала возможность эффективно формировать мыслительные способности всех учеников. Этого невозможно достичь, не развивая в них познавательный интерес. Если ученику скучно, он не сможет хорошо усвоить урок. Если же у ребенка горят глаза, он его мышление полностью готово к восприятию новой информации. Поэтому формирование познавательного интереса у учеников – это необходимость.
Каждый преподаватель стремится развивать у детей положительную мотивацию. Познавательная мотивация на математических занятиях возникает в результате введение исторических данных.
Применяя историзм на уроках математики, педагоги имеют возможность помочь учащимся находить новые смыслы изучаемой темы, улучшить понимание значения изучаемой темы, замечать связи с уже знакомыми темами. Также это позволяет толерантно относиться к чужой позиции, адекватно относиться к разным методам рассуждений. Все это позволяет создать условия для пополнения копилки знаний учеников.
С методической точки зрения внедрение историзма на уроки математики также очень важно.
Этой теме свои работы посвятили О.В. Литвинова и И.Б. Фомичева, К.А. Рыбников и И.Г. Башмаков, и другие.
Исторический материал внедрять в образовательную систему предлагалось еще в 19 веке. Эта тема широко обсуждалась на различных съездах учителей математиков. Также многие методисты и исследователи посвятили этой теме свои работы.
Большой вклад в развитие направления внес Г.И. Глейзер, который написал очень интересные работы. Его книги об истории школьной математике специально посвящены педагогам, которые работают с учениками разного возраста.
Эти книги содержат сведения об истории разных математических теорий, описывается работа ученых прошлого времени, предлагается множество материала для внеклассной работы.