Проблематика экологического воспитания становится актуальной уже для детей дошкольного возраста. Специальные образовательные учреждения предоставляют необходимое обучение в этом направлении. Ведь именно в дошкольном возрасте ребенок приобретает наиболее стойкие культурные навыки по взаимодействию с природой, которые оказывают очень мощное влияние на всю его дальнейшую жизнь.
В старшем дошкольном возрасте необходимо предоставить детям качественное экологическое воспитание. Занятия по экологии встраиваются в педагогический процесс, что позволяет формировать развитую с экологической точки зрения личность.
Ученые обратили внимание на тему воспитания экологии, когда начались исследования взаимодействия человечества с окружающим миром и того, какое влияние вмешательство человека оказывает на состояние природы.
Благодаря экологическому воспитанию дети в дошкольном возрасте приобретают основы знаний о природе. Также дети приобретают способность корректировать свое поведение так, чтобы заботиться об экологии и соответствовать имеющимся нормам экологической культуры.
Для того, чтобы развивать экологическую культуру в сознании детей дошкольного возраста, необходимо воспитывать в них целую систему различных форм деятельности, которые являются проявлением правильно сформированного экологического мышления.
Большинство исследователей считают, что для ознакомления дошкольников с экологией, необходимо передавать им знания и представления об отдельных элементах природы и их связи между собой. Однако стоит отметить, что исследований в сфере экологических представлений именно у дошкольников на сегодняшний день очень немного. То же самое касается и количества исследований, посвященных методике формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Русские исследователи, такие как А.Н. Леонтьева и Д.Б. Эльконина обосновали то, что лучше всего основы экологического воспитания воспринимаются детьми, если обучение представлено в игровой форме. Игра – это интересное для детей занятие, которое позволяет зажечь интерес у ребенка даже к тому, что раньше его совсем не интересовало. Благодаря игре экологические занятия оставляют у ребенка положительные эмоции. Ведь игра – это сааме любимое занятие для детей всех времен и народов.
Для того, чтобы игры способствовали развитию экологической культуры, нужно использовать дидактические игры, для которых применяются природные материалы. Детям это нравится, а также это развивает их всестороннее представление о мире. Это позволяет детям лучше узнать окружающий мир, побуждает их заниматься не только игровой, но и познавательной деятельностью, помогает развить любовь к окружающему миру и развивает чувство ответственности перед природой и заботы о ней.
Занимаясь с детьми игровой деятельностью, воспитатель может обучать детей различным свойствам и качествам предметов, помогать им осваивать объекты природы.
Многие ученые посвятили свои работы дидактическим играм, как средству воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста.