Газовая промышленность России. Воздушный транспорт России.
Содержание
TOC o “1-3” h z u 1.Газовая промышленность России. Введение PAGEREF _Toc384405503 h 3
1.1. Состав и значение газовой промышленности в экономике России PAGEREF _Toc384405504 h 4
1.2. Развитие и размещение газовой промышленности России PAGEREF _Toc384405505 h 6
1.3 Проблемы и перспективы развития газовой промышленности PAGEREF _Toc384405506 h 10
2. Воздушный транспорт России. Введение PAGEREF _Toc384405507 h 12
2.1 Значение воздушного транспорта в экономике страны, его современное состояние PAGEREF _Toc384405508 h 13
2.2 Размещение авиатранспортных узлов PAGEREF _Toc384405509 h 18
2.3 Проблемы воздушного транспорта PAGEREF _Toc384405510 h 19
2.4 Перспективы развития воздушного транспорта PAGEREF _Toc384405511 h 21
Список использованной литературы: PAGEREF _Toc384405512 h 22
1.Газовая промышленность России. Введение
Газовая промышленность является молодой отраслью, а газ – ценным сырьем и достаточно недорогим топливом. Газовая промышленность требует освоения в северных районах России, что дает говорить о неполном изучении данной отрасли. Газ поставляется в различные страны мира, что вносит большой вклад в экономику России.
Природный газ – ценнейший вид экологически чистого топлива. Добыча природного газа обходится дешевле, чем добычи нефти и угля. Применение его способствует повышению эффективности общественного производства.
Он в качестве источника энергии является наиболее экологически чистым, в природе имеются значительные его запасы, что позволяет назвать природный газ топливом XXI века. На ее долю приходится 30% всего природного газа планеты. При нынешнем уровне добычи этого хватит на 80-90 лет.
1.1. Состав и значение газовой промышленности в экономике России
Газовая промышленность России — отрасль российской топливной промышленности.
Она обеспечивает производство синтетических материалов ценным и экономически выгодным сырьем, свыше 90% азотных удобрений в странах СНГ получают на базе использования природного газа.
Россия занимает сейчас второе место в мире по добыче, разведанным запасам и прогнозным ресурсам газа и обеспечивает около 20 % его мирового производства.
Газовая промышленность обеспечивает более 50 % внутреннего энергопотребления, около 15 % валютной выручки от российского экспорта и около 5 % налоговых поступлений в бюджетную систему России.
Газовая отрасль в России – это, во-первых, компания «Газпром», которая является самой крупной в мире газодобывающей компанией.
Газ – это конечно лучший вид топлива. Немалую роль играет невысокая стоимость добычи газа по сравнению со стоимостью добычи других видов топлива – нефти, угля, торфа. Природный газ – один из наиболее высокоэкономичных источников топливно-энергетических ресурсов. Он обладает высокой естественной производительностью труда, что способствует широкому использованию его во многих отраслях народного хозяйства. Благоприятные естественные предпосылки природного газа и высокий уровень научно-технического прогресса во многом обеспечивает ускоренное развитие газодобывающей промышленности. Газовая промышленность – наиболее молодая отрасль топливного комплекса. Газ в больших количествах используется в качестве топлива в металлургической, стекольной, цементной, керамической, легкой и пищевой промышленности, заменяя виды топлива, как уголь, мазут, кокс, или является сырьем в химической промышленности. Он применяется в народном хозяйстве в качестве топлива в промышленности и в быту, а также и как сырье для химической промышленности. Способ прямого восстановления железа из руд основан на использовании газового топлива. В металлургии и машиностроении природный газ используется для отопления прокатных, кузнечных, термических и плавильных печей и сушил. В металлообработке использование газа повысило коэффициент полезного действия печей почти в 2 раза, а время нагрева деталей сократилось на 40%. Применение газа в металлургии, кроме того, удлиняет сроки службы футеровки. Снижается количество серы в чугуне. Применение природного газа в стекольной промышленности взамен генераторного газа повышает производительность стекловаренных печей на 10–13% при одновременном снижении удельного расхода топлива на 20–30%.В пищевой промышленности газ применяется для сушки пищевых продуктов, овощей, фруктов, выпечки хлебобулочных и кондитерских изделий. При использовании газа на электростанциях уменьшаются эксплуатационные расходы. Итак, продукция рассматриваемой отрасли обеспечивает промышленность (около 45% общего народнохозяйственного потребления), тепловую электроэнергетику (35%), коммунальное бытовое хозяйства (более 10%). В состав газовой промышленности входят следующие элементы: добыча природного газа, добыча попутного газа; производство горючего газа из угля и сланцев; хранение газа. Попутные газы не могут быть направлены в магистральный газопровод, поэтому эти газы направляются на газоперерабатывающие заводы, где из них извлекаются тяжелые углеводороды и другие компоненты, после чего сухой газ направляется потребителям.
1.2. Развитие и размещение газовой промышленности России
Россия располагает значительными запасами газа. Основные их залежи расположены в Волго-Уральской, Западно-Сибирской, Тимано-Печорской нефтегазоносных провинциях, а также на Северном Кавказе и Дальнем Востоке.
Особенно по запасам природного газа выделяется Западная Сибирь(Уренгойское, Ямбургское, Заполярное, Медвежье ). Промышленные запасы здесь достигают 14 трлн. м3. Особо важное значение сейчас приобретают Ямальские Газоконденсатные месторождения (Крузенштернское, Бованенковское, Харасавейское и другие ).
Добыча природного газа отличается высокой концентрацией и ориентирована на районы с наиболее крупными и выгодными по эксплуатации месторождениями. Только пять месторождений – Уренгойское, Ямбургское, Заполярное, Медвежье и Оренбургское содержат 1/2 всех промышленных запасов России. Запасы Медвежьего оцениваются в 1.5 трлн.м3, а Уренгойскоего – в 5 трлн.м3.
Следующая особенность заключается в динамичности размещения мест добычи природного газа, что объясняется быстрым расширением границ распространения выявленных ресурсов, а также сравнительной легкостью и дешевизной вовлечения их в разработку. За короткий срок главные центры по добыче природного газа переместились из Поволжья на Украину, Северный Кавказ. Дальнейшие территориальные сдвиги вызваны освоением месторождений Западной Сибири, Средней Азии, Урала и Севера.
На рис.1. мы 10 первых стран по добычи природного газа.
Рис.1. Страны по добычи природного газа
В России выделяются следующие лидеры по добыче природного газа:
Рис.2. Районы по добычи природного газа.
Из рис.2. можно сделать вывод, что 98% газа в России добывается в первых трёх вышеперечисленных экономических районах. Это говорит о высокой концентрации газодобывающей промышленности.
Россия занимает одно из первых мест по добычи газа, ежегодная добыча природного газа составляет 695,000,000,000м3
Добыча газа в РФ в 2013 г., по данным ЦДУ ТЭК, выросла на 2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 668,024 млрд куб. м, экспорт увеличился на 10% – до 204,911 млрд куб. м.
Добыча газа в России по итогам прошлого года, по данным ЦДУ ТЭК, по сравнению с 2012 г. увеличилась на 2% – до 668,024 млрд куб. м. Крупнейшая газовая компания страны, “Газпром”, незначительно сократила добычу (на 0,4%) – до 480,45 млрд куб. м. Самый крупный независимый производитель газа в РФ, “НОВАТЭК”, увеличил добычу “голубого топлива” на 5,3% – до 62,17 млрд куб. м.
Внутреннее потребление газа в России в 2013 г. составило 456,22 млрд куб. м, снизившись на 0,8%.
Экспорт газа из РФ, по данным ЦДУ ТЭК, в прошлом году вырос на 10% и составил 204,911 млрд куб. м. В страны дальнего зарубежья было поставлено 139,32 млрд куб. м российского газа (на 23,9% больше, чем годом ранее), а в ближнее – 51,095 млрд куб. м (на 13,6% меньше). Прием газа из других государств снизился почти на 14% – до 27,325 млрд куб. м.
Основным предприятием, занимающимся добычей и транспортировкой газа в России, является «Газпром».
В 2012 году «Газпром» добыл:
– 487,0 млрд куб. м газа;
– 12,8 млн т газового конденсата;
В 2012 году Группой «Газпром» добыто 487 млрд куб. м природного и попутного газа. На долю «Газпрома» пришлось 75% российского объема добычи газа. В октябре 2012 года «Газпром» начал добычу газа на полуострове Ямал — на Бованенковском месторождении. Проектная мощность месторождения составляет 115 млрд куб. м газа в год. В январе 2013 года было выведено на проектную производительность Заполярное месторождение — оно стало самым мощным в России: здесь ежегодно может добываться 130 млрд куб. м газа.
Рис.3. Добыча газа группой «Газпром»
1.3 Проблемы и перспективы развития газовой промышленности
В процессе освоения газовых месторождений наиболее активное воздействие на природную среду осуществляется в пределах территорий самих месторождений, трасс линейных сооружений, в ближайших населенных пунктах. При этом происходит нарушение растительного, почвенного и снежного покровов, поверхностного стока, срезка микрорельефа. Такие нарушения, даже будучи временными, приводят к сдвигам в тепловом и влажном режимах грунтовой толщи и к существенному изменению ее общего состояния, что обуславливает активное, часто необратимое развитие экзогенных геологических процессов. Добыча газа приводит также к изменению глубоко залегающих горизонтов геологической среды.
Предприятия по добыче и переработке газа загрязняют атмосферу углеводородами, главным образом в период разведки месторождений. Несмотря на то, что газ экологически чистое топливо, загрязняют открытые водоемы, а также почву.
Сейчас наиболее актуальным для отрасли стал поиск решений, оптимальных с учетом ее финансовой самостоятельности и наличия открытого рынка оборудования и услуг.
В настоящее время многие прогнозы предполагают значительное увеличение емкости европейского рынка газа и соответственно возможностей поставки российского газа. Оптимистический сценарий предусматривает рост цен на российские энергоносители, рост объемов потребления российских энергоресурсов и инвестиций в российский топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Однако ожидания всеобщего роста цен на российские энергоносители могут не оправдаться.
С 2000 по 2012 г. межстрановые поставки СПГ увеличились, в 2,4 раза. Сегодня, как показывает статистика ВР 2013, СПГ обеспечивает более 30 % межстрановой торговли и 57 % межрегиональной. По мере быстрого роста спроса на газ в различных регионах мира, который не может быть обеспечен собственной добычей, интерес к торговле СПГ увеличивается. По прогнозу ИНЭИ РАН, в период до 2040 г. объем поставок СПГ увеличится до 670 млрд м3.
Основной фокус следующих трех десятилетий международной торговли газом будет на Азии, которая, согласно расчетам, должна нарастить свой нетто-импорт почти на 500 млрд м3 к 2040 г., что влечет необходимость развития огромной новой инфраструктуры и путей доставки, и СПГ тут в силу географии региона имеет существенные преимущества.
Со стороны предложения уже в среднесрочной перспективе планируется появление новых крупных игроков на рыке СПГ.
В настоящее время рассматривается целый ряд новых проектов по экспорту СПГ из России: «Владивосток-СПГ», новые мощности на Сахалине, «Ямал-СПГ», «Штокман-СПГ», завод в Балтийском море.
В Европе спрос на газ стабилизируется, и согласно большинству оценок прирост потребления в ближайшие десятилетия будет незначительным. Но на фоне снижения собственной добычи появляется дополнительная потребность в импорте. Однако конкуренция на рынке очень высока, и цена поставляемого газа имеет решающее значение. Российские проекты СПГ, расположенные на западе страны, характеризуются сложными условиями производства и транспортировки, что означает достаточно высокий уровень себестоимости СПГ.
На востоке страны ситуация более благоприятная в плане спроса, который устойчиво растет. Кроме того, Россия, в отличие от конкурентов, расположена в непосредственной близости от основных потребителей.
По оценкам ИНЭИ РАН, к 2030 г. российский экспорт СПГ превысит 40 млн т в год, а к 2040 г. этот показатель сможет выйти на уровень 65 млн т.
Но уже в среднесрочной перспективе ожидается новая волна ввода мощностей – к 2020 г. мировые мощности по производству СПГ увеличатся еще более чем в 1,5 раза.
В настоящее время в мире наблюдается серьезная трансформация различных региональных систем ценообразования на газ, в первую очередь за счет постепенного расширения торговли на основе конкуренции «газ – газ».
2. Воздушный транспорт России. Введение
Воздушный транспорт – самый быстрый и в то же время самый дорогой вид транспорта.
Воздушный транспорт выполняет, роль одного из главных перевозчиков пассажиров на большие расстояния. По удельному весу в пассажирообороте страны (примерно 16%) он уступает только железнодорожному и автомобильному, но значительно превосходит все остальные.
Воздушный транспорт России имеет разветвленную сеть международных, внутренних – транзитных (на большие расстояния) и местных авиалиний.
Крупнейшим узлом международных и внутренних авиалиний является Москва, на долю которой приходится более 30% всех отправлений пассажиров воздушным транспортом страны. Москва соединена более чем с 80 государствами мира, со столицами всех стран СНГ, административными центрами и крупными городами республик, краев и областей Российской Федерации.
2.1 Значение воздушного транспорта в экономике страны, его современное состояние
Роль воздушного транспорта в обеспечении дальнего пассажирского сообщения ежегодно возрастает. В 2012 году пассажирооборот воздушного транспорта может более, чем на 70%, превысить пассажирооборот железнодорожного транспорта, хотя в 2000 году уступал ему более, чем в 2 раза. Наиболее интенсивно развивается международный сегмент рынка авиационных перевозок. Сохраняется высокая значимость авиации для обеспечения транспортной доступности населенных пунктов районов Крайнего Севера.
Рис.4.Пассажирооборот в воздушном транспорте.
Темпы роста пассажирооборота российских авиакомпаний в XXI веке почти в три раза превышали темпы роста мирового рынка авиаперевозок, опережающее развитие было характерно в последние годы и для сегмента грузовых перевозок. Это обусловило постепенное восстановление доли воздушного транспорта России в мировом объеме авиаперевозок, по итогам 2012 года составляет около 3,5% по пассажирообороту и около 2,5% по грузообороту.
Негативная тенденция сжатия аэродромной сети, можно сказать, прекратилась, но и развитие сети пока не началось. Численность аэродромов остается в 1,5 раза меньше, чем была в 2000 году. В тоже время продолжаются работы по реконструкции аэродромной сети, что приводит к повышению качества аэропортового обслуживания. Так же подвергнута масштабной модернизации аэронавигационная система России, что позволяет поэтапно внедрять современные технологии навигации.
Рис.5. Аэродромная сеть России
Тип перевозок Перевезено пассажиров,чел. Количество,
Авиасвязей,ед. Доля перевезенных пассажиров,%
Местные 1 479 781 1097 4.5%
Региональные 2 663 764 467 8.1%
Магистральные
С москвой 24 214 809 125 74.0%
с Санкт-петербургом 1 565 975 67 4.8%
С Краснодарским краем 928 636 188 2.8%
Прочие магистральные 1 831 155 922 5.6%
Неопределенные 60 076
0.2%
Всего 32 744 196 2866 100%
Таблица 1.Структура внутренних пассажирских перевозок
Основной объем внутренних авиаперевозок приходится на магистральные авиасвязи, в первую очередь с Москвой. Надо долю местных и региональных авиасвязей приходится менее 13% перевезенных пассажиров, но они также играют важную роль в транспортной системе России.
Рис.6. Авиакомпании России
За 2012 год количество коммерческих авиакомпаний сократилось до 120 ед. При этом выполнение 60% пассажирооборота обеспечили 4 лидирующих авиакомпании (Аэрофлот, Трансаэро, ЮТэйр, Сибирь), и всего 14 авиаперевозчиков обеспечивают выполнение 90% пассажирооборота.
Воздушный транспорт исполняет роль одного из главных перевозчиков пассажиров на большие расстояния. По удельному весу в пассажирообороте страны (примерно 16%) он уступает только железнодорожному и автомобильному, но значительно превосходит все остальные. Объем грузов, перевозимых авиационным транспортом, относительно невелик, в их составе преобладают особо ценные, скоропортящиеся и срочные грузы. В общей работе воздушного транспорта перевозки пассажиров составляют 4/5, а грузов и почты – 1/5. Преимущественное использование воздушного транспорта как средства для перевозки пассажиров обусловлено его особенностями — высокими скоростью и себестоимостью перевозок. Важную роль играет воздушный вид транспорта для обеспечения связи со слабо освоенными районами Сибири и Дальнего Востока, где он является, чуть ли не единственным средством сообщения.
Действующий коммерческий парк российских эксплуатантов насчитывает 2745 воздушных судов, в числе которых 656 магистральных и 294 региональных пассажирских самолетов, 137 грузовых самолетов, 1111 вертолетов. Доля ВС зарубежного производства в парке пассажирских самолетов достигла 63%.
В настоящее время в Ространснадзоре функционирует система контроля и надзора за обеспечением авиационной безопасности в аэропортах и авиапредприятиях гражданской авиации Российской Федерации. Организован и ведется контроль над реализацией программ обеспечения авиационной безопасности аэропортов и авиакомпаний гражданской авиации.
Практически весь руководящий состав аэропортов, авиапредприятий, сотрудники центрального аппарата и территориальных органов госавианадзора прошли обучение по авиационной безопасности по программам Международной организации гражданской авиации (ИКАО) в Московском региональном учебном центре ИКАО и получили международные сертификаты за подписью генерального секретаря ИКАО.
Руководитель комиссии ИКАО по контрольной проверке – аудитор ИКАО Карен Задоян отметил, что Программы обеспечения авиационной безопасности аэропорта Шереметьево и авиакомпании “Аэрофлот – российские авиалинии” переработаны и одобрены Ространснадзором.
В гражданской авиации предстоит введение новых требований ИКАО и проверки будут проводиться на постоянной основе с учетом результатов соответствующего мониторинга. ИКАО активно продвигает новый подход к мониторингу в сфере авиационной безопасности и новые требования к стандартам качества, системе управления рисками в обеспечении авиационной безопасности.
Авиакомпания Пасс/ оборот,тыс. пасс/км Прирост %
1 Aэрофлот 50 532 518 +20.3
2 Трансаэро 41 003 887 +23.6
3 ЮТэйр 15 166 155 +36.4
4 Сибирь (S7) 13 025 241 +23.5
5 Оренбургские авиалинии 10 505 213 +40.1
6 Уральские авиалинии 9 548 267 +39.7
7 Россия 8 761 024 +21.8
8 Северный ветер (Nordwind) 8 353 261 +14.7
9 Глобус (S7) 4 596 794 +34.1
10 Якутия 3 586 342 +6.3
11 ВИМ-авиа 3 472 582 -12.3
12 Владивосток Авиа 3 134 214 -30.9
13 Таймыр (NordStar) 3 015 574 +35.3
14 Ред Вингс 2 163 917 +0.1
15 Ай Флай 2 138 228 +36.5
16 Когалымавиа 1 967 855 +107.9
17 Кубань 1 764 292 +28.8
18 Ямал 1 718 502 +74.2
19 Донавиа 1 433 658 +12.8
20 РусЛайн 1 061 264 +82.5
21 Нордавиа 1 055 878 -52.9
22 Татарстан 1 017 614 -14.2
23 Башкортостан 945 521 +7.7
24 Газпромавиа 756 307 +8.4
25 Московия 677 831 +4.1
26 Алроса 656 016 +9.7
27 Ак Барс Аэро 472 995 +70.4
28 Саратовские авиалинии 355 646 -23.2
29 Тулпар 321 143 +710.0
30 ИрАэро 286 750 +17.2
Таблица2. Тридцать крупнейших авиакомпаний России 2013
2.2 Размещение авиатранспортных узлов
Наиболее и устойчивые пассажиропотоки сконцентрированы на авиалиниях от Москвы по пяти основным направлениям: Кавказскому, Южному, Восточному, Центроазиатскому и Западному. Воздушный транспорт перевозит пассажиров почти по всем основным направлениям железных дорог. При этом доля воздушных перевозок больше железнодорожных на линиях от Москвы до Екатеринбурга и Новосибирска и далее на восток, а также от Москвы до Сочи, Минеральных Вод, столиц стран СНГ. Основные пассажиропотоки концентрируются в восточном направлении (Сибирь и Дальний Восток).
Крупнейшим авиатранспортным узлом России и стран СНГ является Москва. На четыре московских аэропорта (Шереметьево, Домодедово, Внуково и Быково) приходится 30 % всех отправлений пассажиров воздушным транспортом России. Крупными авиатранспортными узлами являются также Санкт-Петербург (Пулково) – второй по значению после Москвы, Уфа, Самара, Екатеринбург (Кольцово), Минеральные Воды, Сочи – в европейской части страны, Нижневартовск, Сургут, Тюмень, Новосибирск (Толмачово) – в Западной Сибири, Красноярск и Иркутск – в Восточной Сибири, Хабаровск и Владивосток – на Дальнем Востоке.
2.3 Проблемы воздушного транспорта
Наиболее острыми проблемами предприятия являются убыточность деятельности и устаревший парк воздушных судов. С целью обеспечения транспортной доступности для сельского населения округа предельные максимальные тарифы на воздушные перевозки установлены ниже экономически обоснованных. В связи с этим Авиаотряд в результате деятельности за отчетный период получил убыток. Такая тенденция сохраняется и на сегодняшний день. Полномочия по возмещению недополученных доходов Авиаотряда с июля 2012 года осуществляют органы государственной власти Ненецкого автономного округа.
Вертолеты Авиаотряда эксплуатируются от 21 года до 32 лет, самолеты – от 26 до 44 лет. У всех воздушных судов, осуществляющих пассажирские перевозки на территории округа, срок полезного использования истек.
Актуальной проблемы гражданской авиации – проблемы скорейшего обновления парка воздушных судов. Низкие темпы обновления привели к тому, что в эксплуатации у авиакомпаний находится всего 1,7% судов нового поколения отечественного производства. Воздушные суда являются дорогостоящим имуществом, а у авиакомпаний почти всегда нет таких средств для их покупки.
В соответствии с п.1 ст.130 ГК РФ воздушные суда отнесены к недвижимому имуществу, права на которые подлежат государственной регистрации в специальном реестре. С 1998 года действует Федеральный закон №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», но он не распространяется на воздушные, морские, речные суда и космические объекты.
Рост спроса на грузовые перевозки также ограничен предложением грузовых емкостей, поскольку в России производились только рамповые самолеты. Поэтому грузовой транзит осуществляют иностранные компании достаточно успешно, и российские перевозчики присутствуют на этом рынке в очень малой доле, около 3-4%.
Следующая проблема – технологии и стандарты. Надо отметить, что мы серьезно отстали от всех других авиационных держав и даже не держав. Но в России уже запущен в эксплуатацию проект электронного билета. Доля электронного билета в Америке – 97%, в Китае – 95%, по Европе – около 90%. В России – 1-2%
И еще одна из важных проблем – загрязнение атмосферы. Потому что в нашем мире еще не придумали такого топлива для самолетов, чтобы не загрязнять воздух, которым мы дышим. Следствие развития авиации – грязный воздух, кислотные дожди, различные болезни.
2.4 Перспективы развития воздушного транспорта
Воздушный транспорт России сохраняет высокие темпы роста объемов авиаперевозок, опережающие темпы роста экономики и темпы роста объемов перевозок мировой гражданской авиации.
Приинновационном сценарии развития российской экономики прогнозируется увеличение объемов авиаперевозок в ближайшие 20 лет со среднегодовыми темпами 6,3-7,8%.
Это определяет потребность авиакомпаний в поставках 1540-1870 магистральных и 420-500 региональных пассажирских самолетов в период до 2031 года, а также необходимость дальнейшего развития авиатранспортной инфраструктуры.
Планируемые на этот период предложения со стороны российской промышленности узко фюзеляжных реактивных самолетов наиболее востребованных в России и в мире классов могут позволить увеличить долю российской авиатехники в парке примерно до 40%.
Российский авиационный рынок в прошедшем десятилетии было одним из динамично развивающихся сегментов мирового рынка и останется таким в долгосрочной перспективе.
Список использованной литературы:
Видянин В.И., Степанов М.В. – Экономическая география России // Учебник, М.: ИНФРА-М; РЭА 2006 г.
Видяпина В.И.Экономическая география России: Учебник/Под общей ред. Акад., доктора экономических наук, проф. М.В.Степанова – М.:ИНФРА-М, 2008.
Морозовой Т.Г. Региональная экономика: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. Под редакцией проф– 4-е издание, переработанное и дополненное – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2006 г.
Морозовой Т.Г.Экономическая география России: учебник для студентов вузов/под ред– 3-е издание, переработанное и дополненное – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
Морозовой Т.Г. Экономическая география России: учебник Издательство: Юнити-Дана, 2012 г. – 479с.
Магомедов М.Д., Алексейчева Е.Ю., Еделев Д.А. Экономическая география и регионалистика: Учебник Издательство: Дашков и К, 2012 г.
Максаковский В.П.Общая экономическая и социальная география. Курс лекций. В 2-х ч. Ч. 2: Учебник Издательство: ВЛАДОС, 2009 г.
Фром Т.А. Регион: экономика и социология. 2012. № 2 Издательство СО РАН, 2012 г.
Фром Т.А. Экономическая география. Конспект лекций Издательство: А-Приор, 2011 г.
Фромберг А.Э. Экономическая и социальная география. М.: 2011 – 416 с.
Зименков Р.И.Свободные экономические зоны: учебное пособие Издательство: Юнити-Дана, 2012 г.
Электронные ресурсы
http://aftershock.su/?q=node/31339
http://yearbook.enerdata.ru/world-natural-gas-production.html
ru.wikipedia.org
http://www.benzol.ru