Перед тем как обратимся к рассмотрению понятия и сущности ценностного отношения к национальной культуре, ознакомимся с трактовкой национальной культуры.
Национальная культура – это совокупность символов, верований убеждений ценностей, норм образцов поведения, которые характеризуют духовную жизнь человеческого сообщества в той или иной стране, государстве.
Далее перейдем к основному понятию.
Одним из важнейших аспектов, которое изучается в педагогике и психологии, является ценностные ориентации, ценности человека и его ценностные отношения. Существует множество исследований, которые на практике и в теории рассматривают эту проблему.
Согласно И.В.Прошек, ценностные ориентации – это термин междисциплинарного уровня. Разные отрасли человеческих знаний изучают этот вопрос. Например, его прорабатывают и психологи, и социологи, и педагоги, и философы.
Современная философская литература рассматривает термин «ценность» с двух разных сторон. Во-первых, ценности могут определяться тем, насколько значимы явления или предметы действительности для индивидуума; достаточны ли они для удовлетворения его духовных и материальных потребностей. Во-вторых, сюда можно отнести ценности высшего порядка – идеалы, царящие в обществе.
В.В. Гаврилюк и В.Г. Бабаков разделяют три формы, которые может принимать ценность.
- Первая форма – это идеал, который существует в сознании общества. Сюда включаются такие признанные всеми людьми ценности, как справедливость и добро, а также ценности, которые характерны для какого-то конкретного исторического периода.
- Вторая форма – это ценности, которые реализованы в произведениях культуры духовного и материального плана. Они могут выражаться также и в поступках людей, когда те воплощают через них свои идеалы.
- Третья форма – это ценности, которые значимы с социальной точки зрения. Они формируют психологический состав личности, становятся главной причиной для поведенческой мотивации [29].
Согласно М.Р.Дауровой, люди, чтобы сознательно существовать, должны вмещать в себя мир ценностей, принятых в обществе. Это позволяет каждому отдельному человеку развить свое собственное пространство смыслов и ценностей [10].
С точки зрения Л.И.Жариковой, категория «ценность» в педагогической области знания очень важна. Это одно из ключевых понятий общественного мировосприятия.
Ценности – это представления человека о том, какие существуют нормы поведения и его цели. Они формируются под воздействием исторического опыта. С их помощью выражается смысл культуры отдельных народностей и человечества в целом. Это те ориентиры, которые существуют в сознании людей и с которыми можно соотнести свои действия. На основе ценностей формируется тип поведения человека.
Ценности – это почва для появления большого числа мотивационных образований человека, исходящих изнутри. С другой же стороны, ценности – это и внешние критерии, которые позволяют правильно оценить ситуацию, выбирать мотив для поступка.
Ценностное отношение – это устойчивое отношение к окружающим объектам избирательного типа. Они зависят от субъектных и предметных ценностей, их социальной значимости.
Ценностная система имеет сложную многоуровневую структуру. Она может функционировать только в реальной жизни и складывается на основании практики выстраивания отношений с обществом. Человек их субъективно осознает и переживает.
Он воспринимает их в качестве норм и идеалов, а также целей поведения. Это позволяет осознавать свои эмоциональные и духовные состояния, что оказывает воздействие на все сферы жизни человека.
Человек всегда имеет множество разнообразных ценностей. Поэтому можно судить о том, что каждый обладает системой ценностей. Тем более, что ценности эти существуют не в хаотическом порядке. Они тесно взаимосвязаны между собой и влияют друг на друга. Поэтому логично говорить о целой системе.
Когда человек осваивает ценности окружающего мира, он перенимает особенности культуры, ее традиции и обычаи. Все это оказывает мощное влияние на развитие его личности, становится руководством для принятия решений.
Получается, что каждая культура является почвой для развития своей собственной системы ценностей, которая становится отражением положения этой культуры в мире. Система ценностей – это иерархия, которая располагает эти самые ценности в нарастающем порядке.
Она позволяет обеспечить целостность культуры общества, обеспечивает неповторимый облик этой культуры, делает ее предсказуемой и упорядоченной.
Еще во время младшего школьного возраста закладываются основы для иерархии ценностей. Так появляются ценностные культурные ориентации, закладываются основы для нравственного и духовного развития личности. Это становится базой для формирования чувств и эмоций ребенка. Так формируется и его мышление, способность адаптироваться к социуму.
Это становится предпосылкой для становления процесса культурной и национальной самоидентификации личности. Человек начинает осознавать себя частью окружающего мира, видит в нем свою роль.
В этот период жизни необходимо оказывать благоприятное психологическое и эмоциональное воздействие на детей. Ведь образы в этом возрасте наиболее сильные и яркие, они на всю жизнь остаются в памяти. Раскрыть личность дошкольника можно, включив его в культуру родного народа.
И это не только знание о культурных особенностях, но и жизнь в соответствии с ними, соблюдение традиций. Культура – это система ценностей. Необходимо исследовать то, в каких формах она существует и в каких сферах жизни находит свое распространение.
Культурная антропология выделяет четыре главные сферы ценностей: это быт человека, его идеология, его религиозная принадлежность и художественная культура. В межкультурных коммуникациях чаще всего задействуется быт, который исторически сложился, как первая сфера становления культурных ценностей.
Если человек ценит национальную культуру, это побуждает его быть активным, выстраивать гуманные взаимоотношения, на практике реализовывать социальные ценности и нормы. Ребенок начинает воспринимать их как значимые для его личности.
Проанализировав исследования в этой области, мы выделили несколько компонентов ценностного отношение к национальной культуре:
- Эмоциональный компонент. Он включает в себя такие положительные личностные качества, как позитивная расположенность к детям и взрослым, которая проявляется во время поведения и общения и выражается в доверии к окружающим людям.
- Когнитивный компонент. Он формируется на основании познании других людей и связан со способностью накапливать и осмысливать нравственный опыт, оценивать чужие решения, интересоваться культурными нормами и ценностями.
- Поведенческий компонент. Он проявляется в том, чтобы сотрудничать с окружающими людьми, получать личный опыт поведения внутри социума.
Ценностное отношение формируется не сразу. Всего проходит несколько этапов.
- Первый этап – эмоционально-побудительный. На этом этапе необходимо развивать у младшего школьника эмоциональную регуляцию собственных поведенческих привычек. Вырабатывается эта способность контролировать свое поведение в процессе взаимодействия с ровесниками, с представителями разных культур. Ребенок должен научиться учитывать чужие переживания и интересы, получать личные эмоциональный опыт и суждения.
- Второй этап – когнитивно-ориентировочный. Ребенок должен усвоить содержательную сторону культурных ценностей, поведенческие правила и развить систему представлений.
Педагогический процесс подразумевает включение младших школьников в коллективную деятельность, которая была бы направлена на достижение общего успеха. Для этого придется учиться согласовывать действия, развивать чувство общности, формировать личностный потенциал дошкольника.
Благодаря организации игровых ситуаций, которые бы предполагали моральный выбор разных стратегических форм поведения, можно добиться некоторой вариативности.
Формирование ценностного отношения к национальной культуре основано на гуманистических принципах, направленных на воспитание и включение ребят в существующие разнообразные культурные отношения. Для этого они должны научиться признавать личность других людей в качестве ценности. Так школьник познает мир культуры.
Эффективен процесс формирования ценностного отношения в процессе внеурочной деятельности.