ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1 Теоретические основы формирования навыка словоизменения у детей с общим недоразвитием речи
1.1 Понимание навыка словоизменения в специальной литературе
1.2 Особенности словоизменения у детей с ОНР
1.3 Средства формирования навыка словоизменения у детей с общим недоразвитием речи
2 Экспериментальное изучение формирования навыка словоизменения у детей с общим недоразвитием речи
2.1 Диагностика навыка словоизменения у детей с ОНР
2.2 Реализация средств формирования навыка словоизменения у детей с общим недоразвитием речи
2.3 Анализ результатов исследования
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Так как в последние годы наблюдается рост числа детей дошкольного возраста, страдающих речевыми дефектами, современная логопедия становится все более актуальной. Одно из важнейшим мест в дошкольном образовании стало занимать формирование лексического запаса и грамматической основы речи у детей. Все больше внимания уделяется развитию речи детей и коррекции речевых нарушений.
Исследования показывают, что дети, имеющие проблемы в развитии речи имеют не достаточно сформированную речевую систему. Также на практике отсутствует качественное оперирование речевых элементов.
Это является препятствием для перехода на более сложный уровень владения речи – на теоретический, при котором дети начинают осознавать элементы словесной структуры, замечать закономерности конструкций в предложениях. В результате мы наблюдаем значительное отставание в области усвоения грамматической речи и ее лексической составляющей.
Дети с общим недоразвитием речи осваивают речевой строй медленно и с трудом. Н.В. Серебрякова пишет о том, что это объясняется тем, что языковая грамматическая система абстрактна по своему характеру.
Интересно, что последовательность усвоения грамматических особенностей словообразования и словоизменения у детей с дефектами в речи ничем не отличается от последовательности обычных ребят. Особенностью же усвоения является замедленный темп овладения речевыми навыками. Дети недостаточно хорошо усваивают синтаксические и морфологические обобщения. Наблюдаются трудности в применении языковых операций.
Навыки словоизменения и словообразования постепенно накапливаются в то время, пока дети принимают активное участие в играх и упражнениях, предполагающих использования слов и предложений, а также в играх по драматизации и в подвижных занятиях. Игры остаются главным средством познания окружающего мира и развития всех навыков, в том числе и языковых.
Педагоги выделяют особо дидактическую игру, как игру, которая позволяет развивать познавательные потребности и навыки детей. Именно игра позволяет наилучшим образом раскрыть речевые навыки и усовершенствовать их детям.
В процессе анализа психолого-педагогической литературы было выявлено противоречие: несмотря на достаточное количество работ по изучению навыков словоизменения у детей, актуальной остается проблема формирования данного навыка у детей с общим недоразвитием речи.
Стремление найти пути разрешения указанного противоречия определило проблему исследования, заключающуюся в изучении средств формирования навыка словоизменения у детей с общим недоразвитием речи.
Актуальность, выявленные противоречия и проблема исследования обусловили выбор темы: «Формирование навыка словоизменения у детей с общим недоразвитием речи».
Цель исследования: выделить, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность средств формирования навыка словоизменения у детей с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс формирования навыка словоизменения у детей с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: средства формирования навыка словоизменения у детей с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: предполагается, что в формирование навыка словоизменения у детей с общим недоразвитием речи будет эффективнее в процессе использования дидактических игр.
Исходя из поставленной цели исследования, определения его объекта, предмета, гипотезы, были сформулированы следующие задачи:
- Раскрыть понимание навыка словоизменения.
- Определить особенности навыка словоизменения у детей с ОНР.
- Выявить и экспериментально проверить эффективность средств формирования навыка словоизменения у детей с общим недоразвитием речи.
База исследования: МАДОУ № __ города _________, воспитанники старших групп детского сада.
Этапы исследования:
- Организационно-постановочный (май – июнь 20… г.) – изучение психолого-педагогической литературы, постановка проблемы, формулировка темы, предмета, объекта, задач исследования, постановка гипотезы.
- Собственно-исследовательский (июль – август 20… г.) – проведение экспериментального исследования по проблеме развития произвольного внимания младших школьников в игровой деятельности.
- Оформительско-внедренческий (сентябрь – октябрь 20… г.) – проведение контрольного эксперимента, обработка результатов экспериментального исследования, оформление.
Теоретико-методологической основой исследования являются исследования зарубежных и отечественных психологов и педагогов по проблеме преодоления ОНР у детей дошкольного возраста М.М. Алексеевой, А.М.Бородич, Ю.Ф. Гаркуша и др., работы педагогов по преодолению ОНР с помощью дидактических игр Серебряковой Н.В., Лалаевой Р.И и др.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использованы следующие методы исследования:
-Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы;
-Экспериментальные методы, включающие тестирование, констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты, методы обработки данных: количественный анализ с использованием методов математической статистики и качественный анализ результатов исследования.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что рассмотрено понятие навыка словоизменения, выделены средства формирования навыка словоизменения у детей с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость: результаты исследования могут найти применение в практической деятельности педагогов ДОУ в процессе формирования навыка словоизменения у детей и в работе с детьми с ОНР.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. Общий объем работы 40 страниц компьютерного текста.