Финансовая политика государства на современном этапе (2015г.-2017г.)
Введение.
Понятие финансовой политики государства.
Основные направления финансовой политики РФ на современном этапе.
Заключение.
Введение.
Роль финансовой политики в экономическом и социальном развитии Российской Федерации трудно недооценить. Проведение рыночных реформ в России потребовало коренного пересмотра ряда важнейших теоретических положений российской финансовой науки. Обозначились новые проблемы, как в области теории финансов, так и в практике реализации финансовых отношений в современных условиях.
Финансовая политика состоит из таких этапов, как определение ее целей, обеспечение необходимой величины ресурсов и выработки для этого наиболее рациональных путей их достижения, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач. Финансовая политика практически любого государства строится отнюдь не только на базовых экономических принципах, но и с оглядкой на текущее положение в мировой экономике. В условия глобализации финансов в современном мире, относительно свободного движения капитала и других ограниченных ресурсов финансовая политика любого государства не может строиться изолировано и учитывать только внутреннее состояние экономики, но и должна ориентироваться на соответствующие требования и стандарты международного финансового права и международных финансовых институтов.
Цель данной работы рассмотреть финансовую политику государства на современном этапе развития страны. Для достижения данной цели необходимо рассмотреть следующие вопросы:
Понятие финансовой политики государства.
Основные направления финансовой политики РФ на современном этапе.
Предмет исследования данной работы будет являться система финансов. Объект изучения – это современные особенности финансовой системы страны.
Понятие финансовой политики государства.
Содержание финансовой политики многогранно. Она включает следующие важнейшие звенья: выработку научно обоснованных концепций развития финансов. Они формируются на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа состояния развития хозяйства, перспектив развития производительных сил и производственных отношений, потребностей населения; определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период; при этом исходят из путей достижения поставленных целей, предусмотренных экономической политикой, учитываются международные факторы, возможности роста финансовых ресурсов; осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.
В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.
Финансовая стратегия – долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных целей и составление целевых программ в финансовой политике необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития.
Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов. При относительной стабильности финансовой стратегии финансовая тактика должна отличаться гибкостью, что предопределяется подвижностью экономических условий, социальных факторов и др.
Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач. Тактика, выявляя решающие участки и узловые проблемы развития экономики и социальной сферы, путем своевременного изменения способов, форм организации финансовых связей, позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намечаемые финансовой стратегией. Финансовая политика как специфическая область человеческой деятельности относится к категориям надстройки. Между нею и экономическим базисом общества существует тесная взаимосвязь. С одной стороны, финансовая политика порождается экономическими отношениями; общество не свободно в выработке и проведении политики; последняя обусловлена экономикой. С другой стороны, возникая и развиваясь на основе экономического базиса, финансовая политика обладает определенной самостоятельностью; у нее специфические законы и логика развития. В силу этого она оказывает обратное влияние на экономику, состояние финансов. Это влияние может быть различно: в одних случаях посредством проведения политических мероприятий создаются благоприятные условия для развития экономики, в других – оно тормозится.
Мировой опыт хозяйствования свидетельствует о том, что общественный прогресс приводит к возрастанию степени воздействия политики на экономическую и духовную жизнь общества. Достигнутые масштабы хозяйственных комплексов, усложнение хозяйственных и региональных связей вызывают необходимость обеспечивать согласованное развитие всех отраслей народного хозяйства и регионов; все большее значение в этой связи приобретает государственное финансовое регулирование. В приоритетной финансовой политике нуждаются отрасли, обеспечивающие научно-технический прогресс, научные исследования.
Усиление мощи государства позволяет ему концентрировать в своих руках большую массу финансовых ресурсов, что дает возможность активно воздействовать на экономическую конъюнктуру.В условиях возрастающего уровня развития производительных сил финансовые мероприятия во все большей степени направляются на социальные потребности, обеспечивая достижение более полного благосостояния всех членов общества.
Возможности активного воздействия финансовой политики на экономическое развитие, социальный прогресс требуют ее глубокого научного обоснования. Только научный подход, знание и изучение всех факторов, определяющих политику, служат гарантией тому, что ее относительная самостоятельность не перерастет в независимость от объективных экономических отношений. Опыт хозяйственного строительства доказывает, что отрыв финансовой политики от экономики оборачивается серьезными экономическими трудностями, неизбежно сдерживает реализацию возможностей, заложенных в экономике.Научный подход к выработке финансовой политики, знание и изучение всех факторов, определяющих политику, предполагают ее соответствие закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого важнейшего требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве.
Основные направления финансовой политики РФ на современном этапе.
Успешное проведение финансовой политики достигается с помощью отношения функций, проводимой политики и интересов, как налогоплательщика, так и государства. Финансовая политика не сможет остаться постоянной в течение долгого временного периода. Это объясняется произошедшими изменениями экономической ситуации в государстве и привело к необходимости корректировки в налогово-бюджетной политике. Чтобы заставить фискальную политику эффективно функционировать, необходимо ее адаптация к текущим условиям в экономике страны.
Сегодня одна из важнейших задач страны – это решение проблем, связанных с изменением финансовой политики государства в сторону стимулированием экономической деятельности компаний, развития экономического потенциала страны и также развития производства. Кроме того, президент в своем послании от 04.12.2014г. обозначил основные проблемы и направления развития:Кроме того президент в своем послании выделил следующие направления для развития:
Россия будет открыта для мира, для сотрудничества, для привлечения зарубежных инвестиций, для реализации совместных проектов.
Развитие в конкурентную продукцию и новые технологии
Каждая проверка должна стать публичной. Добавлю, что эта проблема актуальна не только для бизнеса, но и для бюджетных, муниципальных учреждений, социальных НКО.
С 2015 года также запускается программа компенсации расходов субъектов Федерации на создание индустриальных парков. Рассчитываю, что регионы будут активно использовать эту возможность для развития собственного промышленного потенциала.
За счет дополнительных мер мы должны поддержать экономический и промышленный рост в стратегически важных регионах страны.
Работа в условия сокращённых валютных поступлений и, как следствие, с ослаблением курса национальной валюты – рубля.
ЦБРФ перешел к “плавающему” курсу и влияние банка на курс минимально
Ослабление национальной валюты, повышает и ценовую конъюнктуру, и конкурентоспособность наших компаний.
Для стимулирования отечественных экспортеров в 2015 году заработает центр кредитно-страховой поддержки экспорта.
В ближайшие три года объем капитализации составит примерно 30 миллиардов Росэксимбанка, который должен работать по этому направлению. За три года российский экспорт продукции высокой степени переработки должен увеличиться в полтора раза.
К 2018 году, несмотря на внешние ограничения, нужно довести годовой уровень инвестиций до 25 процентов от ВВП страны.
Рассмотрим характерные черты финансовой системы в Российской Федерации:
1. В Российской Федерации наблюдается несоответствие величины налогообложения со способностью налогоплательщика осуществить уплату налога. Установлен достаточно значимый размер налога. Установленный размер единого социального налога 26 % приемлем только для передовых предприятий, работающих в нефти и газодобыче. А для производственных компаний и предприятий, занимающихся легкой промышленностью, правительство должно установить ставку меньшую, так как состояние развития этих отраслей не находится на должном уровне, поэтому при ставке 26% бизнесу, крайне сложно заставить предприятие эффективно функционировать.
2. Существование неопределенности в системе налогообложения, из-за сложности и запутанности законодательной и нормативной базы. Трудности возникают в определении методик расчета взимании сборов и налогов. Часто происходят споры из-за формулировок в статьях НК РФ, которые рассматриваются в арбитражном суде. Сегодня суд в большинстве случаев, находится на стороне налогоплательщика – это означает несостоятельность работников органов корректно исполнять законодательную норму страны. Это в свою очередь ведет к ошибкам в прогнозировании доходной части бюджета и сбоями в бюджетно-налоговой политике страны. Не прозрачность в налоговой системе страны подталкивает экономику уходить в тень. Важную проблему, связанную с «теневой экономикой» можно разрешить только в случае, если государству удастся добиться, как уменьшения размера налоговых ставок, и внесение изменений в методологию по расчету налоговой базы и других особенностях в налогообложении.
3. Отсутствие принципов экономичности. Это сводится к уменьшению статей расхода на администрирование налогов, при сохранении максимальных возможностей при сборе налога.
Правительство РФ в 2012г. сформулировало определенные главные направления в финансовой политики России на 2013 год.
Сохранность Приоритетов в налогах останутся незыблемыми на период до 2015г. Обеспечить, в первую очередь, устойчивость налогово-бюджетной политики. Цель финансовой политики будет заключаться в поддержке инвестиционного процесса и будет направлена на стимулирование инновационной деятельности.
Налоговая база до 2015г. должна быть усовершенствована и должна осуществляться как необходимость уравновешивания налоговой нагрузки на добывающие отрасли, а также изъятие до 80 % доходов естественных монополий, полученных вследствие увеличения размера оптовых на их продукцию, на внутреннем рынке свыше уровня инфляции. Возможность внедрения нового налога на дополнительный доход, полученный от разработки новых месторождений. Кроме того, существует необходимость в подготовке предложений о вводе для полезных ископаемых, экспорта у которых больше 50 %, дополнительной ставки на их добычу.
Отметим, что пенсионная сфера изначально должна была оставаться незатронутой, и преобразований не должно было быть в этой области. Но в результате образования огромного дефицита, правительство в течение года экстренно внесло коррективы.
Намечался ранее не прогнозированное увеличение акцизов на табачную промышленность и алкоголь. Согласно приказу, акцизы на крепкий алкоголь составили 400 рублей в 2013 году, в 14-м году стоимость акциза будет составлять 500 рублей за 1 литр, в 2015г. также планируется повышение до 600 рублей. Акциз на табак и папиросы увеличатся до 960 рублей за 1000 шт. и 9 % от стоимости, которая будет начисляться из максимальной цены розницы – 1250 руб. за 1000 шт.
В настоящий момент в РФ существует около 200 разных льгот и всевозможных преференций по данному налогу на прибыль и НДС, налогу на добычу ископаемых, имущественных налогов компаний, земельным и транспортным налогам. «Предоставление льгот не предполагало прямой траты средств бюджета, поэтому следует рассчитать их к налоговым расходам бюджета РФ», по словам Минфина.
Кроме того, этого в предоставлении отдельных вычетов социального характера и имущественных должен быть уточнен. Документом предусматривает увеличивать имеющийся вычет на ребенка. Граждане, приобретающие недвижимость в собственность первый раз также имеют право на получение имущественного вычета.
Правительство также видит необходимость в совершенствовании налоговой системы путем изменения налогового и бухгалтерского учета, приближая его к Европейским стандартам.
Должен быть кроме того необходимо ввести институт налогообложения по нераспределенной прибыли, который бы помогал бороться бы с уклонением компаниями, особенно крупными от уплаты налогов. Такой институт позволил бы облагать налогом на прибыль нераспределенную часть прибылей иностранных контролируемых компаний у ее участников российских предприятий.
Благодаря принятым решениям Президента РФ по преобразованию, фискальной системы удастся, в первую очередь трансформировать ее в механизмы экономического роста и развития компаний, также создавать предпосылки к расширению производства, финансировать инновационную деятельность, и как следствие увеличивать уровень жизни людей в Российской Федерации. Также Президент страны дал задание выстроить уже в этом году изменения, которые коснутся того, что банки обязаны предоставлять налоговым органам РФ персональной информации по вкладам. Реализация такого решения может привести к уходу в теневую экономику капитала, а потом и вывоз его за рубеж, так как фирмы и граждане, захотят перевести свои счета, в банковскую систем тех стран, у которых нет открытия информации.
Особенностью политики налогово-бюджетной необходимо отнести, что достаточно большая доля уходит на создание резервов. Если оценивать данный показатель, то в 2013г. величина его существенно не изменилась, но это прямые денежные средства, которые заморожены и не могут быть пущены на развитие экономике. На мой взгляд – это пережиток прошлого, неудачного перехода от плановой экономики к рыночной.
Министерство финансов РФ подготовил рабочий вариант проекта Основные направления налоговой политики на 2015г.-2017г. План на предстоящие 3 года не предусматривает прямого увеличения в фискальной нагрузки. Компаниям будет предложено начать делиться с бюджетом накапливаемой за рубежом прибылью, гражданам — постепенно отвыкать от льгот по налогу на принадлежащую им недвижимость.
К маю каждого года Министерство финансов готовит «Основные направления налоговой политики» — это ключевой документ, с одобрения которого начинается верстка бюджета на следующие три года.
В соответствии с проектом Основных направлений налоговой политики РФ на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов планируется сократить масштабы и перечень льгот, предоставляемых в соответствии с федеральным законодательством, в отношении налогов и сборов, зачисляемых полностью или частично в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. В соответствии с принципом сбалансированности бюджетов при планировании федерального бюджета будет продолжено использование “бюджетных правил”, которые, с одной стороны, ограничивают чрезмерный рост расходов в случае благоприятной ценовой конъюнктуры, а с другой, не позволяют резко сокращать расходы при появлении краткосрочных негативных шоков. Отступление от “бюджетных правил” ради поддержания экономики за счет бюджетных средств несет в себе высокие риски сужения возможностей финансирования бюджетного дефицита по причине одновременно возрастающей потребности использования дополнительных нефтегазовых доходов на компенсацию выпадающих не нефтегазовых доходов, сокращающихся внутренних и внешних заимствований, снижающихся поступлений от приватизации.
Формирование новой системы управления бюджетными рисками, охватывающей широкий спектр их источников, позволит снизить вероятность возникновения дополнительных расходных обязательств.
В составе мер, направленных на поддержание сбалансированности бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, в очередном финансовом году и плановом периоде будут реализованы изменения бюджетного законодательства, ужесточающие условия для привлечения займов, возможность обслуживания и погашения которых не обусловлена ожидаемыми доходами, постепенное сокращение стоимости обслуживания займов, в том числе за счет их частичного замещения бюджетными кредитами из федерального бюджета, а также активизирована общая работа по финансовому оздоровлению субъектов РФ.
Также планируется минимизировать внесение изменений в действующую структуру разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, и ограничить возможности установления федеральными законами новых расходных обязательств субъектов РФ и муниципальных образований, что обеспечит снижение рисков неисполнения принятых расходных обязательств либо их неполного исполнения из-за отсутствия необходимых финансовых ресурсов.
Реализация принципа эффективности использования бюджетных средств напрямую связана с выполнением Программы повышения эффективности управления общественными финансами на период до 2018 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 2593-р. При определении бюджетных ассигнований федерального бюджета на поддержку отраслей национальной экономики рассмотрение отдельных расходов осуществлялось в виде инвестиционных проектов с отражением всех форм государственных поддержки, количественных и качественных характеристик результатов, показателей финансовой эффективности, а также сведений о вкладе реализации инвестиционных проектов в достижение значений целевых показателей государственных программ, направленных на инновационное развитие и модернизацию национальной экономики.
Заключение.
В данной работе была проанализирована финансовой политика страны, можно сказать, что у нее нет отдельного главного элемента. Что финансовая политика – это центральное звено экономики и системы финансов в стране. В первой части я дала определения финансов, финансовой системы и рассмотрела ее приоритетные цели, задачи и направления. Также была рассмотрена структура финансовой политики и ее элементы.
В первой части работы были рассмотрены базовые понятия финансовой политики, ее составляющие части и классификация по временному признаку. Также было рассмотрены такие важные понятия, как финансовая стратегия и тактика.
Во-второй части была рассмотрена текущая ситуация, которая сложилась в стране. Мне удалось проанализировать текущую финансовую политику и рассмотреть некоторые плановые тенденции на 2015-2017г. Финансовая политика РФ в первую очередь имеет связь с государственным бюджетом, а также налогами и сборами, и конечно же с государственными расходами и денежными доходами бюджета. В условиях рынка – это самая важная часть в государственной экономической политике.
Важность финансовой политики подчеркнуто ее взаимосвязью при формировании расходов и доходов страны на 2015-2017гг.
Список литературы.
«Налоговый Кодекс Российской Федерации» от 05.08.2000 №117-ФЗ
Алехин С.Н. Анализ перспектив наполнения бюджета при снижении налогового бремени налогоплательщиков/С.Н. Алехин//Финансы и кредит. – 2013
Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2011. – 384с.
Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика. 7-е изд. – СПб.: Питер, 2012. – 256с.:
Кураков Л.П., Берулава М.Н. Основы экономики: Учебное пособие. – М.: Гелиос АРВ, 2008. – 416 с.
Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие/Под ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – 6е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2011. – 832 с.
Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник. – 5-е изд., перераб. и доп./под ред. А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной. – М.: КНОРУС, 2011 – 688 с.
Макроэкономика: Учеб. пособие/Т.С. Алексеенко, Н.Ю. Дмитриева, Л.П. Зенькова и др.; Под ред. Л.П. Зеньковой. – М.: Новое знание, 2007. – 244 с. – (Экономическое образование).
Тарасевич Л.С., Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: Учебник/Общая редакция Л.С. Тарасевича. Изд. 3-е, перераб. И доп. – СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 2008. – 656 с.
Алехин С.Н. Анализ перспектив наполнения бюджета при снижении налогового бремени налогоплательщиков/С.Н. Алехин//Финансы и кредит. – 2011.
Едронова В.Н. Принципы налоговой политики/В.Н. Едронова, Н.Н. Мамыкина//Финансы и кредит. – 2009. – №8.
ПЕТРОВА Н.В. Экономические последствия фискальной политики/Н. Сидорова//Экономист. – 2010. – №5. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс].
www.gks.ru.
HYPERLINK “http://www.economica-upravlenie.ru” http://www.economica-upravlenie.ru
minfin.ru
HYPERLINK “http://veda-plus.ru/” t “_blank” veda-plus.ru
nalog.ru
Гарант “основные направления развития налоговой политики на 2015-2017гг.»
http://theory-of-money.ru/finansy-i-kredit/sushhnost-finansovoj-politiki
Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 04.12.2014 “Послание Президента РФ Федеральному Собранию” (04 декабря 2014 г.)