Демографический потенциал характеризует возможности инвестиционной сферы в восполнении выбывающих трудовых ресурсах с целью обеспечения инвестиционного процесса.
9. Экономико-географический потенциал имеет взаимосвязь с институциональным потенциалом и представляет собой совокупность производственной и социальной инфраструктуры, способной создать необходимые условия для нормального функционирования инвестиционного процесса.
Определение категории «инвестиционного потенциала» можно сформулировать следующим образом: инвестиционный потенциал — это совокупность инвестиционных ресурсов, способные быть вложенными в объекты инвестиционной деятельности. Они представляют часть капитала в форме потенциального инвестиционного спроса, готового и способного превратиться в реальное инвестиционное предложение.
Обратимся к другой составляющей инвестиционной привлекательности региона – региональным инвестиционным рискам.
В экономической литературе можно встретить различные определения понятия риска. Как правило, эти определения даются применительно к какой-либо конкретной деятельности.
Понятие инвестиционный риск, как экономическая категория, представляет собой возможность возникновения различного рода событий под влиянием каких-либо факторов или совокупности этих факторов, обуславливающих ухудшение инвестиционного климата.
Региональные инвестиционные риски представляют собой совокупность факторов (условий), способствующих ограничению притока инвестиций в конкретный регион, что имеет важное значение для принятия решения о вложении капитала.
При наличии региональных инвестиционных рисков возникает вероятность неполного использования инвестиционного потенциала региона.
К основным инвестиционным рискам относят:
Законодательный риск, под которым принято понимать факторы, оказывающие влияние на законодательно-правовую составляющую инвестиционной деятельности субъекта (например, несовершенство, противоречивость законодательно-правовых актов, действенность законодательных гарантий и др.).
Политические риски, которые оказывают влияние на политическую составляющую инвестиционного процесса. К ним, как правило, относят: изменения в политической ситуации внутри страны (региона); изменения во внешней политике; различного рода изменения административно-экономического уклада, связанные с проведением выборов; административные ограничения в осуществлении инвестиционной деятельности и ряд других.
Экологический риск характеризуется факторами, оказывающими отрицательное влияние на деятельность инвестируемых объектов и, как следствие, на процесс принятия решения потенциальным инвестором на вложение инвестиционных ресурсов. Экологический риск учитывает такие факторы, как: радиационную обстановку; состояние окружающей среды; наличие разного рода экологических программ и движений (например, «Green peace») и др.
Социальные риски учитывают факторы, оказывающие влияние на социальную составляющую инвестиционной деятельности. К ним относятся: социально-деловая активность субъектов и отдельно взятых личностей; моральные и материальные стимулы в обществе; межслужебные отношения; индивидуальные реакции конкретных индивидуумов общества.
Финансовые риски связаны с факторами, оказывающими влияние на финансовую составляющую инвестиционной деятельности. Они включают:
– текущее состояние бюджетной, финансовой, инвестиционной и налоговой политике;
– состояние и эффективность функционирования банковской системы и финансово-инвестиционной инфраструктуры;
– состояние и регулирование цен в национальной и иностранной валюте;
– стабильность курса национальной валюты; ограничения на вывоз прибыли и капитала за рубеж;
– наличие стимулов на ввоз капитала и его вложения в национальную экономику;
– присутствие различного рода дефолтов и других финансовых потрясений.
6. Криминальный инвестиционный риск.
Таким образом, перечисленные выше понятия имеют причинно-следственную связь. С одной стороны, инвестиционные риски влияют на инвестиционный потенциал региона, обуславливая его привлекательность. От уровня инвестиционной привлекательности зависит величина инвестиционной активности в регионе. С другой стороны – инвестиционным потенциалом регулируется уровень региональных инвестиционных рисков, что сказывается на инвестиционной привлекательности региона и повышении его инвестиционной активности.
Действующая в Калужской области Стратегия социально-экономического развития Калужской области на период до 2030 г. определяет приоритеты и общий вектор развития области на долгосрочную перспективу, обеспечение которых строится на взаимодействии органов власти, бизнеса и общества.
Определенный в Стратегии социально-экономического развития Калужской области на период до 2030 г. принцип «Человек — центр инвестиций» характеризует основу деятельности органов власти Калужской области, выраженную в сбалансированном и органичном развитии экономики и социальной сферы области в интересах её жителей.
Основные причины инвестировать в Калужскую область:
1. Динамично развивающаяся экономика.
Порядка 10 лет привлечение инвестиций – приоритетное направление развития области. За это время Калужская область смогла стать одной из самых благоприятных территорий для развития бизнеса. Объем ВРП на душу населения вырос в 10 раз, объем промпроизводства – в 17, объем иностранных инвестиций – в 15 раз. В Калужской области открыто 46 новых предприятий.
Регион занимает 1-ые места в России по темпам роста промышленности и по индексу роста обрабатывающих производств. 3-е место в РФ и 1-ое в ЦФО по объему прямых иностранных инвестиций на душу населения. Общий объем иностранных инвестиций с 2006 г. по 1-ое полугодие 2012 – 257, 5 млрд. руб. Реальный рост ВРП с 2006 г. – 161%. Среднегодовой рост ВРП – 111,1%.
2. Наличие крупнейшего потребительского рынка.
Регион находится в самом сердце России, в центре крупнейшего потребительского рынка. Расстояние от Москвы до административного центра, Калуги – 180 км. Расстояние от Москвы до границы Калужской области – 0 км. Близость к столице – крупному рынку сбыта практически любой продукции является безусловным преимуществом. В радиусе 150 км от Калуги проживают более 20 млн. человек.
3. Инвестиционный климат – один из лучших в России.
1 место в рейтинге инвестиционной привлекательности Всемирной организации кредиторов (WOC). По объемам прямых иностранных инвестиций Калужская область уверенно держится в первой тройке, успешно конкурируя с сырьевыми регионами.
В качестве образца инвестклимат используется другими субъектами РФ. На его основе федеральные структуры разрабатывают методологические документы – АСИ «Стандарт органов исполнительной власти субъекта РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе».
В 2011 году Калужская область получила наибольший грант Правительства РФ (2 млрд. рублей) и вошла в двадцатку российских регионов достигших лучших результатов в привлечении инвестиций, развитии налогооблагаемой базы, создании современных производств и новых рабочих мест.
4. Устойчивая инвестиционная философия.
Репутация Калужской области построена на том, что все проекты, которые здесь реализуются – это успешные проекты. Инвестиционная культура, опираясь на которую регион выстраивает взаимоотношения с инвестором, включает: равное отношение ко всем инвесторам, создание единой «проектной команды», которая работает на общий успех и свободу выбора поставщика.
Нашей общей целью является реализация инвестиционных проектов в кратчайшие сроки. Административная поддержка и полное отсутствие бюрократии обеспечивают быстрые процедуры согласования.
5. Понятные для инвестора продукты.
Главный, прошедший проверку временем бизнес-продукт – индустриальные парки. Позволяет в кратчайшие сроки локализовать производства на прозрачных юридических условиях. Расположенные в различных частях области индустриальные парки – это полностью подготовленные для размещения производств земельные участки с прилегающей к ним инженерной инфраструктурой. Общая площадь – более 5 тыс. га.
Калужская область предлагает линейку продуктов, покрывающую любые потребности инвесторов. Проекты «А-Парк» и «Б-Парк» – это размещение производств по принципу Build-to-Suite (BTS), т.е. в соответствии с индивидуальными требованиями инвесторов. Предложение актуально для инвесторов, проводящих политику лайт-эссетс.
Развитая транспортно-логистическая инфраструктура. В Калужской области создана необходимая инфраструктура для непрерывного процесса: от доставки сырья до получения конечной продукции потребителем.
6. Комплексная система институтов развития
Благоприятную административную среду обеспечивает, сформированная в регионе система институтов развития. Их деятельность курирует министерство экономического развития, но каждый из институтов решает конкретные задачи инвестора и несет персональную ответственность за вверенный ему «участок».
«Корпорация развития Калужской области» занимается созданием индустриальных парков. «Агентство регионального развития» – государственный консультант. «Индустриальная логистика» – компания, которая решает вопросы транспортно-логистической инфраструктуры. «Агентство инновационного развития» – госоператор по развитию высокотехнологичных секторов экономики. Представительство Калужской области при Правительстве РФ – своего рода посол региона, решающий вопросы социально-экономического развития области на федеральном уровне.
7. Привлекательная система налогообложения.
Калужской областью законодательно предусмотрены налоговые льготы для инвесторов, которые предоставляются по налогу на прибыль и налогу на имущество и распространяются на период от одного до четырех лет. Размер налоговых льгот зависит только от объема инвестиций (начиная со 100 млн. рублей). Фармацевтическим предприятиям налоговые льготы на имущество предоставляются на период до пяти лет.
8. Четкая стратегия дальнейшего развития.
Развивая новую экономику, регион взял курс на инновации. Приоритеты – поддержка исследований и разработок и создание инфраструктуры для внедрения НИОКР. В области созданы условия для формирования высокотехнологичных кластеров: автомобилестроительного, биофармацевтического, транспортно-логистического, сформирована инфраструктура поддержки инновационных предприятий.
Инвестиционная стратегия Калужской области до 2020 года разработана в развитие принятой ранее стратегии, но она более четко определяет и формализует приоритетные направления привлечения инвестиций и инструменты их поддержки, является более бизнес-ориентированной.
Создание благоприятного инвестиционного климата, поощрение атмосферы предпринимательской активности на территории Калужской области являются основой региональной политики, что подтверждается высокими оценками экспертов.
Область победила в номинации «Регионы с минимальными рисками инвестирования» («Эксперт РА»). Это единственный рейтинг, публикуемый на протяжении 20 лет и ставший авторитетным механизмом оценки экономико-социального климата в субъектах Российской Федерации. Калужская область вошла в группу IC3 (категория «высокая инвестиционная привлекательность») рейтинга Национального рейтингового агентства, которое отметило, что Калужская область является общепризнанным «экономическим чудом» последнего десятилетия.
В 2013 году Правительством Калужской области осуществлялась работа по поддержанию благоприятного инвестиционного климата в рамках задач и приоритетов, определенных инвестиционной стратегией Калужской области до 2020 года.
В рамках устранения административных барьеров для развития инвестиционной деятельности на постоянной основе осуществлялось взаимодействие инвесторов с органами исполнительной власти Калужской области и институтами развития Калужской области (ГАУ «Агентство регионального развития Калужской области», ОАО «Корпорация развития Калужской области») для оперативного разрешения проблемных вопросов, возникающих в ходе реализации проектов, оказания консультативной помощи.
На регулярной основе осуществлялась работа по обновлению и наполнению специализированного двуязычного инвестиционного портала Калужской области investkaluga.com, созданного в 2012 году. Данный интернет-портал обеспечивает наглядное представление инвестиционных возможностей на территории Калужской области (в том числе в сфере государственной поддержки), сбор и оперативное рассмотрение жалоб, обращений инвесторов, а также возможность обсуждения с предпринимательским сообществом проектов нормативных правовых актов исполнительных органов власти области по вопросам государственного регулирования экономической и инвестиционной деятельности. По заключению рейтингового агентства «Эксперт РА» портал входит в тройку лидеров среди аналогичных интернет-ресурсов в России, являясь одним из самых информативных и удобных для использования.
В рамках устранения инфраструктурных ограничений для развития инвестиционной деятельности в 2013 году была продолжена работа по созданию и развитию инфраструктуры индустриальных парков. По состоянию на конец 2013 года на территории Калужской области создано 10 индустриальных парков, где реализуются 86 инвестиционных проектов. Кроме того, 25 января 2013 года на основании постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 1450 заключено трехстороннее Соглашение о создании на территории муниципального района «Город Людиново и Людиновский район» Калужской области особой экономической зоны промышленно-производственного типа. В 2013 году был разработан проект планировки территории особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Людиново», а также выделены бюджетные средства для создания и развития инфраструктуры в 3 размере 1 млрд. рублей, в том числе 400 млн. рублей – из средств федерального бюджета.
Финансирование создания инфраструктуры индустриальных парков осуществляется в рамках долгосрочной целевой программы «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в Калужской области на 2013-2016 годы» при участии государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)».
Кроме того, в части устранения инфраструктурных ограничений для развития предпринимательской деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в 2013 году на базе ГКУ КО «Дирекция технопарка «Обнинск» создан и оснащен региональный инжиниринговый центр для субъектов малого и среднего предпринимательства Калужской области. Специализация инжинирингового центра – биотехнологии и фармацевтика. В рамках поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства предоставлялись субсидии на компенсацию затрат, связанных с технологическим присоединением к объектам электросетевого хозяйства и приобретением производственного оборудования.
Государственная поддержка субъектов инвестиционной деятельности на территории Калужской области осуществляется на основе сформированной нормативной правовой базы, основными составляющими которой являются:
– Приказ Минэкономразвития Калужской обл. от 01.02.2013 N 92-п;
– Закон Калужской области от 16.12.1998 № 31-ОЗ «О государственной поддержке субъектов инвестиционной деятельности в Калужской области»;
– Закон Калужской области от 10.11.2003 № 263-ОЗ «О налоге на имущество организаций»;
– Закон Калужской области от 29.12.2009 № 621-ОЗ «О понижении налоговой ставки налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет, для инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Калужской области».
В рамках совершенствования действующего законодательства и расширения комплекса мер государственной поддержки инвесторов на территории области в 2013 году были разработаны и приняты Законодательным Собранием Калужской области следующие законы, направленные на улучшение инвестиционной привлекательности региона:
– Закон Калужской области от 28.03.2013 № 397-ОЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Калужской области» (вносит изменения в Закон Калужской области от 10.11.2003 № 263-ОЗ «О налоге на имущество организаций» и Закон Калужской области от 29.12.2009 № 621-ОЗ «О понижении налоговой ставки налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет, для инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Калужской области») предусматривает для промышленных предприятий Калужской области, имеющих программу технического перевооружения, модернизации или же инвестиционный проект развития производства, льготный режим налогообложения по налогу на прибыль и имущество. В 2013 году 10 традиционных предприятий области воспользовались данными механизмами поддержки;
– Закон Калужской области от 26.04.2013 № 418-ОЗ «О региональном инвестиционном фонде Калужской области». Формирование на территории области регионального инвестиционного фонда предоставляет возможность реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства. В Калужской области планируется реализовать значительное количество проектов с использованием механизмов государственно-частного партнерства, целью которых является эффективное использование областной и муниципальной собственности для предоставления качественных услуг населению, улучшение качества жизни на территории области. При этом приоритетными являются проекты в сфере здравоохранения, образования, культуры, спорта, туризма, коммунальной инфраструктуры, строительства автомобильных дорог;
– Закон Калужской области от 03.06.2013 № 428-ОЗ «О внесении изменений в Закон Калужской области «О транспортном налоге на территории Калужской области» предусматривает освобождение от уплаты транспортного налога собственников электромобилей;
– Закон Калужской области от 25.10.2013 № 486-ОЗ «О внесении изменений в Закон Калужской области «О транспортном налоге на территории Калужской области» предусматривает снижение ставки по транспортному налогу для отдельных категорий собственников транспортных средств, использующих в качестве моторного топлива газ;
– Закон Калужской области от 03.06.2013 № 427-ОЗ «О внесении изменений в Закон Калужской области «О понижении налоговой ставки налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет, для инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Калужской области» предусматривает установление пониженных налоговых ставок по указанному налогу для резидентов особых экономических зон;
– Закон Калужской области от 30.09.2013 № 468-ОЗ «Об инвестиционном налоговом кредите» реализует на территории области установленную Налоговым кодексом Российской Федерации возможность изменения сроков уплаты налогов организациями в форме предоставления инвестиционного налогового кредита по налогу на имущество организаций и транспортному налогу.
В рамках создания условий для повышения инновационной активности хозяйствующих субъектов в Калужской области действует ОАО Агентство инновационного развития – центр кластерного развития Калужской области» – государственный оператор по содействию и развитию инновационных предприятий и проектов, в том числе по оказанию консультативной помощи в вопросах получения услуг в сфере маркетинга, сертификации, лицензирования, патентования, финансирования инновационных проектов, поиска партнеров, от момента возникновения инновационных идей до формирования и реализации инновационных проектов. В 2013 году 120 малых и средних предприятий воспользовались услугами Центра кластерного развития, 66 менеджеров из компаний – участников кластеров прошли подготовку и переподготовку по инновационному менеджменту и маркетингу, было разработано 9 бизнес-планов для потенциальных участников фармацевтического кластера в соответствии с требованиями заказчиков и инвесторов, проведены 4 маркетинговых исследования на различных рынках, связанных с продвижением продукции фармацевтического кластера, проведено 13 семинаров, конференций и «круглых столов» для участников кластеров.
Кроме того, в 2013 году были предоставлены субсидии за счет средств областного и федерального бюджетов субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим инновационную деятельность, в том числе: 32 субъектам, зарегистрированным и действующим на территории Калужской области более одного года; 6 субъектам, получившим поддержку Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Субсидии предоставлялись на возмещение затрат по приобретению оборудования и программных средств, необходимых для реализации инновационных проектов, аренде помещений, лицензированию, патентованию и сертификации продукции, подготовке кадров и участие в международных выставках и форумах по инновационной тематике.
С целью генерации инновационных проектов, реализуемых на территории Калужской области и основанных на партнерстве с европейскими (зарубежными) организациями, на базе ОАО «Агентство инновационного развития – центр кластерного развития Калужской области» и ООО «Калужское агентство поддержки малого и среднего бизнеса» действует Евро Инфо Корреспондентский Центр. В рамках работы указанного Центра за 2013 год проведено 94 бизнес-технологических аудита субъектов малого и среднего предпринимательства с использованием методик и инструментов Европейской сети поддержки предпринимательства, в информационной сети Центра размещено 56 запросов на поиск бизнес-партнеров калужских предприятий за рубежом.
Для поддержки продвижения и формирования спроса на инновационную продукцию компаний малого и среднего бизнеса области на базе Государственного фонда поддержки предпринимательства создан Центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства. Основной целью деятельности указанного Центра является содействие выхода на межрегиональные и международные рынки. В 2013 году услугами Центра воспользовались 240 субъектов малого и среднего предпринимательства.
В рамках формирования эффективной системы движения и складирования товаров и комплектующих, а также создания на территории Калужской области транспортно-логистического кластера в 2013 году велись работы по созданию мультимодального терминально-логистического центра на территории индустриального парка «Ворсино» в Боровском районе: были построены и введены в эксплуатацию подъездной и внутриплощадочные железнодорожные пути, автомобильный и контейнерный терминалы, административные здания, склад временного хранения, инженерные коммуникации, завершаются работы по строительству подъездной автомобильной дороги, реконструкции железнодорожной станции «Ворсино» (при этом с 8 ноября 2013 года введен во временную эксплуатацию путь № 3, что позволяет принимать грузы). С 21 октября 2013 года на территории мультимодального терминально-логистического центра начал свою работу Калужский таможенный пост.
В 2013 году была продолжена работа по созданию международного аэропорта «Калуга»: получено положительное заключение государственной экспертизы на проектную документацию по объекту, определена подрядная организация для осуществления строительных работ. Для софинансирования реализации проекта привлечены средства федерального бюджета в размере 913,9 млн. рублей.
В части совершенствования системы подготовки специалистов, ориентированной на потребности высокотехнологичных и инновационных производств была продолжена работа по развитию технологии дуального образования. В конце 2013 года Калужская область на конкурсной основе вошла в число регионов, реализующих проект АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» по подготовке рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования. В рамках проекта нашему региону присвоен особый статус ментора – региона, который сможет оказать методическую поддержку другим регионам, планирующим готовить рабочие кадры по новой модели образования.
В рамках модернизации систем профессионального образования в 2013 году велось оснащение ресурсных центров в области машиностроения (на базе ГАОУ СПО «Людиновский индустриальный техникум»), строительства (на базе ГБОУ СПО «Коммунально-строительный техникум»), сельского хозяйства (на базе ГБОУ СПО «Губернаторский аграрный колледж»), произведена модернизация учебного оборудования в колледжах и техникумах Калужской области.
В целях улучшения качества среды проживания с закреплением квалифицированных кадров предоставлялись социальные выплаты работникам организаций, которые расположены на территориях индустриальных парков Калужской области, а также работникам промышленных предприятий с численностью более 250 человек для возмещения части первоначального взноса по кредитам или займам на покупаемое или создаваемое (строящееся) жилье, в том числе по ипотечным жилищным кредитам. В 2013 году 142 семьи получили социальные выплаты из бюджета Калужской области на сумму 30 млн. рублей, которые осуществлялись в рамках реализации на территории Калужской области долгосрочной целевой программы «Стимулирование развития жилищного строительства на территории Калужской области» на 2011-2015 годы.
В рамках подпрограммы «Развитие арендного фонда жилья в Калужской области – жилье для профессионалов» долгосрочной целевой программы «Стимулирование развития жилищного строительства на территории Калужской области» на 2011-2015 годы ведется создание арендного жилья для работников индустриальных парков. В 2013 году предоставлялись субсидии из областного бюджета инвестору на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным на строительство арендного жилья в рамках проекта «Олимпийская деревня» Боровского района. В 2013 году в данном жилом комплексе было введено 15 тыс. кв. метров. Кроме того, были выделены средства для финансирования создания инфраструктуры микрорайонов арендного жилья рядом с индустриальными парками «Росва», «Грабцево».
При реализации Инвестиционной стратегии Калужской области до 2020 года использовался кластерный подход, при этом в 2013 году работа осуществлялась в рамках всех приоритетных направлений кластерного развития (автомобильный кластер; кластер фармацевтики, биотехнологий и биомедицины; агропромышленный кластер; транспортно-логистический кластер; туристско-рекреационный кластер; кластер информационных технологий), а также в части модернизируемых на основе инновационных технологий действующих предприятий.
Об эффективности проводимой инвестиционной политики на территории Калужской области свидетельствуют следующие достигнутые результаты по итогам 2013 года:
– заключено 24 соглашения с инвесторами (с учетом инвестиционных проектов, включенных в реестр инвестиционных проектов), планируемый объём инвестиций в данные проекты составит более 39 млрд. рублей с перспективой создания порядка 5,3 тыс. новых рабочих мест;
– в рамках заключенных соглашений осуществлено более 54 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, создано более 2 тыс. рабочих мест, открыто 13 промышленных предприятий;
– общий объем инвестиций в основной капитал по Калужской области за счет всех источников финансирования составил 89,8 млрд. рублей, или 90,2 процента от уровня 2012 года. На показатель повлияла высокая база сравнения предшествующих периодов, когда наблюдался значительный рост по данному показателю. По объему инвестиций в основной капитал на душу населения область заняла 4 место в ЦФО и 22 место по России;
– в экономику Калужской области поступило 1,3 млрд. долл. США иностранных инвестиций (120,9 процента к уровню 2012 года). Более половины этого объёма (0,7 млрд. долл. США) составляют прямые иностранные инвестиции (в целом по стране этот показатель составляет 15 процентов, в ЦФО – 13 процентов). В рейтинге регионов область заняла по объему иностранных инвестиций на душу населения 2 место в ЦФО и 8 место по России, по объему прямых иностранных инвестиций на душу населения – 2 место в ЦФО и 5 место по России.
В 2014 году продолжится работа Правительства Калужской области по обеспечению благоприятного инвестиционного климата на территории региона, в том числе в рамках реализации поставленных задач инвестиционной стратегии Калужской области до 2020 года, и определенных приоритетов развития:
– осуществление на постоянной основе работы по привлечению и сопровождению инвесторов с целью размещения новых производств на территории региона (планируется проведение порядка 70 переговоров с потенциальными инвесторами, в настоящее время в переговорном портфеле – 39 компаний), при этом будет использоваться «кластерный подход»;
– создание и развитие инфраструктуры индустриальных парков, в том числе создание агропромышленного парка «К-Агро» в Боровском районе (проект предусматривает переработку сельскохозяйственной продукции, произведенной на территории региона, а также создание производственной, логистической и сервисной инфраструктуры), агротехнопарка «Оптинский» в Козельском районе (проект включает строительство 14 роботизированных ферм на базе крестьянско-фермерских хозяйств, строительство животноводческих комплексов, реконструкцию действующего молокоперерабатывающего завода с увеличением мощности, жилищное строительство для новых специалистов);
– создание инфраструктуры особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Людиново» (проектирование объектов инженерной инфраструктуры; строительство инженерных сетей, зданий и сооружений, обеспечивающих основную деятельность);
– создание объектов инфраструктуры мультимодального терминально-логистического центра на территории индустриального парка «Ворсино» в Боровском районе;
– продолжение работ по созданию международного аэропорта «Калуга» (завершение строительства взлетно-посадочной полосы аэропорта; поиск инвестора для строительства нового здания аэровокзала; внесение в реестр аэродромов гражданской авиации; взаимодействие с Федеральным агентством по обустройству государственной границы Российской Федерации с целью установления пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации в аэропорту и присвоения ему международного статуса);
– создание международного аэропорта «Ермолино» (получение положительного заключения на проектную документацию; начало строительства объектов инфраструктуры гражданского сектора и реконструкции аэродрома совместного базирования);
– реализация комплекса мероприятий по поддержке субъектов малого и среднего, инновационного предпринимательства, при этом основной акцент будет сделан на поддержку компаний, осуществляющих модернизацию производств (в том числе развитие лизинга оборудования), обеспечение доступности финансовых ресурсов для предпринимателей на льготных условиях (услуги поручительства, предоставление займов и микрозаймов с процентной ставкой от 5%), поддержку создания малых предприятий и инновационных компаний (предоставление грантов), организацию и реализацию специальных программ обучения и повышения квалификации для малого и среднего бизнеса, инновационных компаний;
– создание и развитие «Парка малого и среднего бизнеса» (г. Калуга).
Концепция проекта формировалась с учетом европейской практики с выделением пространства для микробизнеса (торговля промышленными и продовольственными товарами), малого бизнеса (малые производства, совмещенные с офисами и выставочными залами готовой продукции, оптовая торговля продуктами), среднего бизнеса (формат от 1 до 2 тыс. кв. метров площадей), общей инфраструктуры (бизнес-инкубатор, гостиница, экспоцентр, ресторанные дворики, диспетчерский центр распределения сельхозпродукции, детская площадка);
– создание инфраструктуры «Технопарка в сфере высоких технологий в г. Обнинске» (проект предусматривает создание системы поддержки и продвижения наукоемких, инновационных проектов от момента зарождения научной идеи до организации серийного выпуска продукции);
– поддержка деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Калужской области;
– создание высокотехнологичных ресурсных центров подготовки кадров для перспективных отраслей экономики региона; укрепление и модернизация учебно-материальной базы учреждений; постепенная ориентация на обучение граждан новым компетенциям; изменение технологий подготовки;
– дальнейшая реализация проектов по строительству арендного жилья; планируется принять и оформить порядка 190 заявлений на социальные выплаты работникам организаций, которые расположены на территориях индустриальных парков Калужской области, а также работникам крупных промышленных предприятий, для возмещения части первоначального взноса по кредитам или займам на покупаемое или создаваемое жилье;
– продолжится взаимодействие с АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» в рамках реализации на территории Калужской области Стандарта деятельности органов исполнительной власти Калужской области по обеспечению благоприятного инвестиционного климата.
Ожидаемыми результатами проводимой работы станут расширение спектра возможных предложений для инвесторов с учетом новых вызовов развития экономики и поддержание высокого уровня притока инвестиций в регион, что позволит выполнить стратегическую задачу по созданию к 2018 году порядка 29,5 тыс. новых рабочих мест на современных производствах. В 2014 году планируется открытие не менее 13 промышленных предприятий (общий объем инвестиций по соглашениям – 35,8 млрд. рублей) и создание 2,8 тыс. рабочих мест.