Законы, правила и приёмы общения

Прочитайте речь О.Бендера во время автопробега.

Председатель комиссии по встрече автопробега протянул в своей приветственной речи такую длинную цепь придаточных предложений, что не мог из них выкарабкаться в течение получаса…
Я рад, товарищи, — заявил Остап в ответной речи, нарушить автомобильной сиреной патриархальную тишину города Удоева. Автомобиль, товарищи, не роскошь, а средство передвижения. Железный конь идёт на смену крестьянской лошадке. Наладим серийное производство советских автомашин. Ударим автопробегом по бездорожью и разгильдяйству. Я кончаю, товарищи. Предварительно закусив, мы продолжим наш далёкий путь.
(И.Ильф, Е.Петров «Золотой телёнок»)
Какие коммуникативные законы не учитывает председатель комиссии по встрече автопробега? Закон прогрессирующего нетерпения слушателей
Какие законы в полной мере учитывает в своем выступлении Остап Бендер? Подтвердите это из текста его выступления. Закон прогрессирующего нетерпения слушателей Закон доверия к простым словам (закон коммуникативной простоты) Закон речевого усиления эмоций
2. Если собеседник начинает кричать на нас, нам хочется сказать ему: — Перестаньте кричать! Если он стал говорить тихо, нам хочется сказать: — Говорите громче! Если он начинает командовать, распоряжаться, мы говорим: — А почему вы здесь командуете? Стесняющемуся человеку мы говорим: — Смелее, не стесняйтесь! и т. д. Действие, какого закона проявляется во всех этих случаях? Закон коммуникативных замечаний
3. Права ли поговорка «Плохие вести не лежат на месте»? Как вы её понимаете? Какой коммуникативный закон она иллюстрирует? Негативная, пугающая, способная повлечь изменения в статусе людей информация имеет тенденцию к более быстрому распространению в группах общения, нежели информация позитивного характера. Закон ускоренного распространения негативной информации
4. Проанализируйте диалог.
Почему ты отвечаешь на вопрос вопросом?
А почему бы мне не отвечать на вопрос вопросом?
Какой коммуникативный закон реализован в данном диалоге? Что отражает подобный ответ собеседника? Как нужно вести себя в подобной ситуации? Закон отторжения публичной критики Не давать непрошенных советов, конкретизировать вопрос, сменить тему разговора, закончить или отложить разговор.
5. Воспользуйтесь законом отзеркаливания и вежливо отзеркальте.
1)Рад был с вами познакомиться. Мне тоже приятно было с вами познакомиться.
2) Сегодня с таким трудом добрался до университета. Я понимаю, вам трудно было добраться.
3) Мой младший брат совсем отбился от рук. Совсем отбился? Как и все дети.
4) Буду рад встретиться с вами ещё. Спасибо, я тоже буду рад.
5) Надеюсь на долгое сотрудничество. Надеюсь еще не раз с вами увидеться.

Тема 2. Принципы и правила бесконфликтного общения.
1. Какими приёмами можно реализовать следующие правила бесконфликтного общения:
Не пытайтесь переделывать вашего собеседника. установление доверия, четкое общение, адекватность и темп, ваше поведение, ваше отношение
Пытайтесь преодолеть негативную установку к собеседнику. установление доверия, четкое общение, адекватность и темп, ваше поведение, ваше отношение
Произведите максимально приятное внешнее впечатление. визуальный контакт, вербальное приветствие
Демонстрируйте уважительную манеру общения. установление доверия, четкое общение, адекватность и темп, ваше поведение, ваше отношение
Индивидуализируйте собеседника. установление доверия, четкое общение, адекватность и темп, ваше поведение, ваше отношение
Укрупняйте собеседника. установление доверия, четкое общение, адекватность и темп, ваше поведение, ваше отношение
Говорите меньше собеседника. адекватность и темп
Не вспоминайте плохое, не упрекайте собеседника. установление доверия, четкое общение, адекватность и темп, ваше поведение, ваше отношение

2. Почему в бесконфликтном общении действует правило «не давайте советов, если вас не просят»? Что думают люди о непрошеных советчиках? Любой человек имеет высокую внутреннюю самооценку. Мы все внутренне считаем себя весьма умными, знающими и правильно поступающими. Именно поэтому любое получение, критика или непрошенный совет в процессе общения воспринимается нами как минимум настороженно — как покушение на нашу самостоятельность, демонстративное сомнение в нашей компетентности и способности принимать самостоятельные решения.
3. Прокомментируйте правило «Не спорьте по мелочам». Приведите пример споров по мелочам из жизни. Почему сразу трудно определить из-за мелочи мы начинаем спорить или это серьёзный вопрос?
Бытовые споры в основном это споры по мелочам, в процессе работы люди охотнее сосредоточиваются на обсуждении незначительных вопросов и готовы уделять этому больше времени, чем обсуждению важных проблем. Американский социолог и писатель С. Паркинсон приводит убедительный пример действия данного закона: обсуждение выделения многомиллионного кредита на строительства атомного реактора занимает у управления компании две минуты, а дискуссия по проблеме утверждения суммы в 35 шиллингов в месяц на кофе для заседаний некоего комитета — час с четвертью.
4. Почему водители, нарушившие правила уличного движения, обращаются к сотруднику ГИБДД «командир»? Разве сотрудники ГИБДД относятся к командному составу? Приведите другие примеры использования людьми подобного приёма.
Принцип благоприятной самоподачи посредством укрупнения собеседника, демонстрации уважения. В качестве примеров можно привести использование таких обращений как «начальник», «старшой», «генерал», «господин».
5. Прочитайте текст:
По окончании карточной игры спорили, как водится, довольно громко. Чичиков также спорил, но как-то чрезвычайно искусно, так что все видели, что он спорил, а между тем приятно спорил. Никогда он не говорил «вы пошли», но «вы изволили пойти», «я имел честь покрыть вашу двойку» и тому подобное. Чтобы ещё более согласить в чём-нибудь своих противников, он всякий раз подносил им всем свою серебряную с финифтью табакерку, на дне которой заметили две фиалки, положенные туда для запаха. (Н.В. Гоголь «Мёртвые души»)
Какие правила бесконфликтного общения использует Чичиков?
Пытайтесь преодолеть негативную установку к собеседнику.
Произведите максимально приятное внешнее впечатление.
Демонстрируйте уважительную манеру общения.
Принцип терпимости к собеседнику
Принцип благоприятной самоподачи
Принцип минимизации негативной информации

Тема 3. Понятие речевого воздействия.
Определите, вербальными, невербальными или и теми и другими средствами речи одновременно пользуются участники диалога:
— Придёшь завтра?
— Приду!
– Придёшь завтра?
Кивнул.
– Как дела?
— Во! (показал большой палец)
и теми и другими средствами речи одновременно пользуются участники диалога
Прочитайте тексты.
А) Папа, я считаю, что мне пора иметь отдельную комнату. Во-первых, я уже взрослый, и мне неудобно спать с сестрой в одной комнате. Во-вторых, она тоже растёт, ей уже 11 лет, и ей со мной неудобно. В-третьих, я ложусь спать позже, чем сестра. Убеждение
б) Мама, надо сестрёнку отселить в комнату к бабушке. Мне уже трудно с ней жить – и я уже взрослый, и она быстро растёт. Мы уже друг другу мешаем, начинаем ссориться. Я с бабушкой уже говорил, она вроде не возражает. Поговори, ты ещё с ней, чтобы она согласилась Давай, а? И папа, я думаю, не будет против. Убеждение и внушение
в) Слушай, Леночка, мы с родителями решили, что ты сегодня переедешь в комнату к бабушке. Тебе там будет лучше, чем в нашей комнате. Ты ведь уже большая девочка, тебе неудобно со мной в одной комнате. Мы все решили, что так будет лучше. Хорошо, милая? Убеждение и внушение
г) Ленка, сегодня же переедешь к бабушке. Жить будешь теперь там. – Не хочу! – А тебя никто не спрашивает! Мы так с родителями решили.
доминирующий способ речевого воздействия. Принуждение
Определите доминирующий способ речевого воздействия в каждой из ситуаций. Присутствуют ли элементы других способов? Какие?

3. Прочитайте диалоги и определите, какие цели общения достигнуты. Можно ли назвать общение эффективным?
А) – Ром, срочно к завтрашнему дню надо выпустить стенгазету, посвящённую празднику.
Вот ещё, почему как газету рисовать, так сразу Рома? Да и не могу, я на футбол сегодня собрался…
Какой футбол…Ты как хочешь, а газета должна висеть завтра в учительской, иначе сам знаешь
А что ты мне можешь сделать…Не буду я рисовать.
Я-то может и ничего, а вот Ольга Александровна…
А мне она ничего про газету не говорила.
А мне говорила…
Вот и делай её сам, а я на футбол пойду. Пока.
Не эффективное общение, цель не достигнута.
Б) Дочь смотрит телевизор, входит мама:
Лена, ты не сходишь в магазин, а то скоро ужин, а хлеба нет…
Ну вот…вечно так, как по телевизору моя любимая передача, так мне то за хлебом надо идти, то ведро выносить, то с собакой гулять…и всё надо…надо…
Конечно, надо ведь в жизни у каждого есть свои обязанности, хотим мы этого или не хотим…Я вот тоже после работы вместо того, чтобы ужин готовить, лучше бы полежала, посмотрела телевизор. Я эту передачу тоже люблю.
Мама, а давай её досмотрим вместе, а потом я быстренько в магазин сбегаю и помогу приготовить тебе ужин! Как тебе моё предложение.
Принимается.
Эффективное общение с достижением цели.
В) (Мальчик кричит из окна другу в доме напротив)
Серёга! Серёга!
А?
Что

Законы правила и приёмы общения Прочитайте речь О Бендера во время автопробега