Калашникова П.Т. и Тарасова Т.И. описывает внеурочную деятельность школьника как образовательную деятельность, направленную на изучение какой-либо дисциплины.
Эти занятия организовываются на добровольных началах во время после уроков. Принципы, характеризующие организацию внеурочной деятельности – это связь занятий с повседневной жизнью и практикой.
Суравегина И.Т. и Захлебный А.Н. описывают три вида взаимосвязанности внеурочных и общеклассных занятий: деятельностная, познавательная и ценностная.
Каждое занятие должно включать в свое содержание определенную цель, решения конкретных образовательных или воспитательных задач. Это достигается только за счет использования нужных методов и способов работы, обеспечение учителем соблюдения принципа преемственности в работе с образовательно-воспитательными задачи.
В процессе внеурочной деятельности педагог решает задачи:
- Снабжение учащихся дополнительной информацией, которая отражает свойства предметов, закономерности явлений, соответствующих изучаемому предмету. При проведении занятий должен соблюдаться принцип научности.
- То, что дети обучаются в коллективе, накладывает на педагога обязанность таким образом выстраивать внеурочную деятельность учеников, чтобы была налажена полноценная совместная внеурочная деятельность в школе.
Чередов И.М. подчеркивает то, что педагог должен подобрать такую форму проводимых внеурочных занятий, которые бы соответствовали особенностям класса, общему развитию, интересам учеников и условиям в школе.
Обычно внеурочная деятельность в школе, а точнее – внеклассные занятия гораздо более разнообразны по своему содержанию, методам и форме организации, чем обычные уроки.
Одним из важнейших инструментов работы по систематизации знаний учеников о величинах, является проведение экспериментов.
Шикова Р.Н. пишет о том, что перед тем, как приступить к освоению какой-либо величины, нужно познакомить учеников с тем, какими свойствами могут обладать различные предметы. Важно, чтобы ученики умели определять качественные и количественные свойства предметов.
Например, можно поработать с двумя одинаковыми кубиками, имеющими один цвет, но разные размеры и массу. Наблюдая за двумя кубиками разного размера, ученики делают вывод о том, что один из них больше по размеру, а другой меньше. В то же время они определяют и различия в массе, понимая, что один из них иметь большую массу, а другой, соответственно, меньшую.
Подобная практическая внеурочная деятельность в школе приводит к осознанию того, что сравнивая предметы между собой нужно по одному общему свойству.
Измеряя различные величины, дети должны хорошо понимать, что величина – это не что иное, как свойство объекта, которое можно сравнить с тем же свойством другого объекта или даже сложить их вместе.
Белошистова А.В. указывает на то, что существуют обязательные этапы, в соответствии с которыми нужно проводить ознакомление детей с понятием «величина» в рамках внеклассных занятий и экспериментов.
Внеурочная деятельность в школе – Этап 1
На этом этапе важно определить свойства предметов, которые можно сравнивать между собой. Некоторые из них можно сравнивать без измерения.
Например, длину объектов можно сравнить путем визуального осмотра, приложения или наложения предметов друг на друга.
Массу можно определить, взяв предметы в руки. Емкость сравнивается на глаз при условии, что разница в ней очевидна.
Площадь предметов можно сравнивать наложением или визуально. Время можно определить по субъективному ощущению либо по некоторым внешним признакам хода времени (движение солнца в небе, к примеру).
Этап 2
На этом этапе сравнивая разные предметы, нужно использовать промежуточную мерку. Дети таким образом формируют представление о том, что измерения тех или иных величин принято производить, используя промежуточные меры. При этом определенную меру ребенок может выбрать сам из того, что есть под рукой. Например, для определения емкость можно использовать стаканы, для определения длины – листок бумаги, для определения площади – блокнотик. Как в мультфильме – Удава можно было измерить и в Попугаях, и в Мартышках. До того, как люди изобрели стандартные на сегодняшний день меры, использовались обычно естественные меры – локоть, пядь, шаг и т.п.
Этап 3
Следующим этапом было создание таких мер, как аршин, пуд, дюйм, сажень и т.д. Важно, чтобы ребенок тоже прошел через эти стадии, прежде чем начал пользоваться стандартными мерами. Именно работа со стандартными мерами будет являться третьим этапом приобретения навыков работы с величинами.
Если во время проведения экспериментов для закрепления понимания величин и единиц измерения применять моделирование и давать детям упражнения на создание моделей, то это поможет избежать некоторых проблем. Благодаря моделированию дети могут легко и быстро добиваться хороших результатов в обучении математике и развитие математического склада ума.
Чаще всего знакомство с величинами начинается с изучения длины предметов, их площади и других базовых свойств, которые помогают обобщить понятие скалярной величины. Также важно задействовать интуитивные представления детей о том, что величины – это свойства настоящих вещей, окружающих ребенка.
Для того, чтобы детям легко было выделять среди всех других свойств предмета его протяженность – то ест длину, нужно вместе с ними рассматривать смоделированные ситуации, в которых нужно сравнивать свойства предмета, в том числе и свойство протяженности.
Каждая величина – это, в конечном итоге, реальное отражение свойств реальных объектов, которые окружают нас в мире.
Упражнения по измерению помогают формировать представления о пространстве, помогают учащимся приобрести различные практические навыки, которые пригодятся в жизни. Получается, что работа с величинами – это способ увидеть связь изучаемого материала с реальной жизнью.
Таким образом, одним из наиболее эффективных приемов обучения детей величинам, является эксперимент, осуществляемый в рамках внеурочной деятельности, благодаря которому учащиеся могут работать с моделированием объектов, определять их свойства.