вариант. Новые знакомые приняли меня так, как принимают старых бойцов, возвращающихся из плена или ссылки, с почетным снисхождением. Герцен. 2. Она спрятала голову под подушку, чтобы заглушить рыдания. Чехов. 3. Легковооруженная кавалерия смело действовала в тылу врага.
ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ:
I. Ничто подобное не будет предметом нижеследующих заметок. Г.Успенский. 2. Караульный медлил. Пушкин. 3. Я щедро расплатился с гребцами. Пушкин. 4. Разноцветные девицы говорят на тему о мужчинах. Чехов. 5. После его огтезда бал еще больше ОЖИВИЛСЯ. Л.Толстой. 6. Те же бесчисленные ПОВОЗКИ беженцев, но отчего на лицах… печать непотухающей уверенности? Серафимович.
Печать
Морфемный анализ: это слово состоит из корня печать и нулевой флексии, указывающей на форму единственного числа, именительного падежа /ночь о, дочь о/. Ранее в основе выделялся суффикс -ть, который слился с корнем /опрощение/. Исторически родственное слово – печь.
Заметок
Морфемный анализ:
1. замет – ок О
2. Основа членимая, производная.
3. корень замет- в современном русском языке – свободный /заметить, замечу, замечать/.1 степень членимости
4. Суффикс -к- словообразовательный, суффикс отглагольного существительного /загородка, заколка, заварка/.
5. Окончание нулевое О, указывает на форму множественного числа родительного падежа /загородок, эаколок/.
6. Ранее выделялся корень –мет-(метить, отмечать) и префикс за-; приставка слилась с корнем /опрощение/. Исторически родственные слова – метить, метка.
Отъезда
Морфемный анализ:
1. оть – езд – [а}
2. Основа членимая, производная; не равна корню.
3. Корень езд- /езда, выезжать, ехать/ – свободный, 1 степень членимости
4. Префикс отъ- /езда; отходить, отлететь/ словообразовательный со значением “удалиться на некоторое расстояние”.
5. Окончание (а указывает на форму единственного числа родительного падежа /отъезд; приезда, крика, стона).
6. Исторических изменений в структуре слова нет.
Расплатился
Морфемный анализ:
1. рас – плат – и – л -О- ся
2. Основа членимая, производная, не равна корню.
3. Корень плат- /плата, платить, плачу/- свободный, 1 степень членимости.
4. Конфикс рас-…-ся (префикс раз- и постфикс –ся) словообразовательный /разрыдаться, раскричаться/;
5. Суффикс -и- словообразовательный, служит одним из показателей 5 глагольного класса /верить/.
6. Суффикс -л- формообразующий, указывает на прошедшее время.
7. Нулевое окончание указывает на форму единственного числа мужского рода /решил о, запел о/.
6. Исторических изменений в структуре слова нет.
Бесчисленные
Морфемный анализ:
1. бес – числ – енн – (ые)
2. Основа членимая, производная, не равна корню.
3. Корень –числ-_/число, числовой, вычислять / – свободный. 1 степень членимости
4. Конфикс бес-…-енн- (приставка без- и суффикс –енн-) – словообразовательный /число; бессмысленный/.
5. Окончание -ые указывает на форму множественного числа именительного падежа /большие, верные/.
Исторических изменений в структуре слова нет.
Разноцветные
Морфемный анализ:
1. разн – (о) – ‘цвет – н – ые
2. Основа членимая, производная не равна корню.
3. Корни разн- и цвет /разный, цвет, цветной / – свободные, 1 степень членимости.
4. Суффикс –н- словообразовательный, суффикс прилагательного /ширококостный, хладнокровный/; -о- интерфикс (соединительная гласная),
5. Окончание –ые указывает на форму множественного числа именительного падежа /большие, разные.
6. Ранее основа слова «разный» членилась на корень раз- и суффикс –н-, который слился с корнем /произошёл процесс – опрощение/.
Контрольная работа , часть 2 по разделу «Словообразование». Задания:
1.Провести полный словообразовательный анализ подчеркнутых словоформ. Определить способы словообразования.
2. Восстановить словообразовательную цепь у выделенных курсивом слов.
3. Выделить в тексте явления морфемного шва.
Новые знакомые приняли меня так, как принимают старых бойцов, возвращающихся из плена или ссылки, с почетным снисхождением. Герцен. 2. Она спрятала голову под подушку, чтобы заглушить рыдания. Чехов. 3. Легковооруженная кавалерия смело действовала в тылу врага.
ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ:
I. Ничто подобное не будет предметом нижеследующих заметок. Г.Успенский. 2. Караульный медлил. Пушкин. 3. Я щедро расплатился с гребцами. Пушкин. 4. Разноцветные девицы говорят на тему о мужчинах. Чехов. 5. После его отъезда бал еще больше ОЖИВИЛСЯ. Л.Толстой. 6. Те же бесчисленные ПОВОЗКИ беженцев, но отчего на лицах… печать непотухающей уверенности? Серафимович.
Печать. Словообразовательный анализ: слово печать непроизводное.
Заметок. Словообразовательный анализ:
1. Начальная форма – заметка.
2. Словообразовательное значение – “предмет, характеризу¬ющийся действием, названным мотивирующим словом”. Непосредственно мотивирующее слово – заметить.
3. Производящая основа замети- /с усечением коночного гла¬сного/, формант – суффикс -к-.
4. Способ словообразования – морфологический, суффиксаль¬ный.
Заметка – заметить
5. Словообразовательный тип: существительное с указанный словообразовательным значением, образованное от глагола при помощи суффикса –к /а/. Данная модель характеризуется усечением гласного производящей основы и отвердением со¬гласного /загородка, заварк
Отъезда. Словообразовательный анализ:
1. Начальная форма – отъезд.
2.Словообразовательное значение – “название отвлеченного действия”. Непосредственно мотивирующее слово – отъезжать.
3.Производящая основа -.отъезжа- /с усечением гласного и чередованием ж//д/, формант – нулевой суффикс.
Отъезд <• отъезжать
4. Способ словообразования морфологический, нулевая суф¬фиксация.
5.Словообразовательный тип: существительное с указанным словообразовательным значением, образованное от глагола с помощью нулевого суффикса. Модель характеризуется усечени¬ем гласного, чередованием ж//д: выезжать – выезд.
Расплатился. Словообразовательный анализ:
1. Начальная форма – расплатиться.
2. Словообразовательное значение – “начав действие, на¬званное мотивирующим глаголом, достигнуть большой интен¬сивности этого действия. Непосредственно мотивирующее сло¬во – платить.
3. Производящее слово – платить, формант – конфикс – пре¬фикс раз-/рас- и постфикс -ся. Расплатиться – платить
4. Способ словообразования – морфологический, префиксально-постфиксальный.
5. Словообразовательный тип: глагол с указанным словооб¬разовательным значением, образованный от глагола при помощи раз-…-ся: раскричаться, разрыдаться.
Бесчисленные /повозки/Словообразовательный анализ:
1. Начальная форма – бесчисленный.
2. Словообразовательное значение – “характеризующийся отсутствием того, что названо мотивирующим словом” /число/.
3. Производящая основа –числ-, формант: конфикс бес-…-енн- (префикс без-/бес- и суффикс –енн-). Бесчисленный <•• число
4. Способ словообразования – морфологический, префиксаль¬но-суффиксальный .
5-. Словообразовательный тип: прилагательное с указанным словообразовательным значением, образованное от существительного с помощью приставки без- и суффикса –енн-. Модель характеризуется смягчением согласного на стыке морфем /бессмысленный/.
Разноцветные /девицы/ Словообразовательный анализ:
1. Начальная форма – разноцветный.
2. Словообразовательное значение – “характеризующийся тем, что названо опорной основой /цвет/ и конкретизировано в первой основе сложения /разный/.
3. Производящие основы: разн- и -цвет-; формант – суффикс –н-,
интерфикс – -о-. Разноцветный – разный цвет.
4. Способ словообразования – морфологический, сложно-суффиксальный.
5. Словообразовательный тип: прилагательное с указанным словообразовательным значением, образованное от двух основ /прилагательного и существительного/сложно-суффиксальным способом: хладнокровный, пустословный.
Караульный. Словообразовательный анализ:
1. Начальная форма – караульный.
2.Существительное образовано морфолого-синтаксическим способом, путем перехода прилагательное в существительное в определенной синтаксической позиции – подлежащего.
Нижеследующих /заметок. Словообразовательный анализ:
1. Начальная форма – нижеследующий.
2. Слово образовано лексико-синтаксическим способом, в результате сращения сравнительной степени наречия и причастия. От словосочетания прилагательное отличается единым ударением, фиксированным порядком частей.
Словообразовательные цепи: I. Оживиться /постфиксация/ – оживить /префиксально-суффиксальный/ – живой.
2.Повозка /префиксально-суффиксальный/ <• воз /нулевая суффиксация/ – возить /суффиксация/ – везти.
Примеры явления морфемного шва; I. Отъезд – д//ж отъезжать; 2. Караульный – смягчение согласного – караул.