Вариант контрольной работы № 6
1. Чередующиеся гласные в корне слова
Спишите, вставьте орфограммы, выделите корень и объясните написание.
-гар-/-гор-: под ударением пишем А, без ударения О. Исключения (гар без ударения): вы́гарки, и́згарь, при́гарь,

Загар – загорелый, угореть, погорелец, пригарь, изгарь, выгарки.
В корне -клан- / -клон- в безударном положении пишется буква о ,
под ударением та гласная, которая слышится — о или а.

Кланяться, поклон – поклониться, склонять, наклонение, склонение.
В первых трех не действует правило о чередовании, нужно проверочное слово – МИР.В последующих словах, если после корня следует суффикс -А, пишем корень -МИР, если нет указанного суффикса-МЕР.

Мир, мирный, усмирять. Мерить, измерять, примерять платье, мерило.

2. Ь после шипящих в различных частях речи
Спишите, вставьте необходимые буквы, выделите окончание в словах, объясните написание.
Существительные мужского рода, оканчивающиеся на шипящий, не имеют на конце ь. Существительные женского рода, оканчивающиеся на шипящий, в именительном (винительном) падеже единственного числа имеют ь на конце.
Наотмашь, наречие с ь.
Уж , наречие составляют исключение
сплошь, Наречия на шипящую всегда с ь.
прочь, наречие с ь.
настежь, наречие с ь.
вскачь, наречие, к исключениям не относится, поэтому пишется с Ь.
невтерпеж , наречие составляют исключение навзничь, наречие
замуж_. наречие составляют исключение
Помощь, существительные женского рода
стеречь, глагол
горяч_, краткие прилагательные м.р. пишутся без Ь
спрячь, глагол повелительное наклонение
много туч_,. Ь не пишется после шипящих в родительном падеже множественного числа
съежишься, глагол
дремуч_, в кратких прилагательных после шипящих Ь не пишется
пустошь существительное женского рода.
съешьте, глагол
шалаш_. Существительные мужского рода

3. О-Е (Ё) после шипящих и Ц
Спишите, вставьте орфограмму, выделите соответствующую часть слова.
Ожёг руку крапивой, тяжѐлый ожог, шорох, крыжовник, чопорный, чащоба,

зачёт, старушонка, продажей, камышом, шорох, тушёнка, книжонка, кражей,

тысчонка, печёнка, причёска, щёлочка, замшей, глянцевый, кабачок, замшей.
4. Правописание Ъ и Ь
Спишите, вставьте пропущенную букву, подчеркните.
Подъем, съездить, рьяный, разъезд, субъект, фельдъегерь, пасьянс, соловьи, съездить.
5. Ы-И после Ц
Спишите, вставьте орфограмму.
Цирк, цифра, цирюльник, цибик, цинга, циновка, панцирь, цыплѐнок, цыц.
6.Приставки на З, С
Перепишите. Вставьте приставку и объясните ее написание.
Охотник бесцельно поглядел в окно и прошелся по избе. Лаптев, не садясь и держа шляпу в руках, стал извиняться за беспокойство. Андрей Васильевич Коврин, магистр, утомился и расстроил себе нервы.
Пишется С, потому что после приставки стоит глухой согласный.
7. Приставки ПРЕ-, ПРИ-
Спишите. Вставьте приставку при- или пре-
Прибыл ли поезд, приплыл теплоход,
Космонавт прилетел из Вселенной –
В словах «придѐт», «прибежит»,
«приплывѐт»
Пишется при-, несомненно.
8. НЕ или НИ
Спишите, вставьте не – или ни, подчеркните.
Тарас Бульба не мог не становиться и не полюбоваться на казака. Смолоду так складывается их жизнь, что, какие бы случайности ни сталкивали их с избранной колеи, уклонение никогда не бывает ни серьезно, ни продолжительно. Грустно стало ему на сердце, но не тяжело и не прискорбно: сожалеть ему было не о чем, стыдиться нечего. Как ни тяжело, как ни прискорбно, приходится мириться с потерями!

9. НН-Н в различных частях речи
Вставьте пропущенные буквы, выделите суффикс, корень и окончание в слове.

Адаптационный, деревянное кресло, на улице ветрено, дети воспитаны в
строгости, почему Вы так возбужденны?
10. Употребление букв Е-Ё
Прочитайте, определите, какая буква должна стоять в слове. Спишите, подчеркните вставленную букву. Составьте с каждым словом словосочетание.
Маневры, завезённый, незаконнорождённый, засорённый, жёлчь, свёкла, заторможённый, иссушённый, холёный, теша, тёща, щекотно, Пётр.
Боевые маневры, завезённый товар, незаконнорождённый ребенок, засорённый водопровод, горькая жёлчь, вырвал свёклу, заторможённый человек, иссушённая рыба, холёный кот, жареная теша, ласковая тёща, щекотно притронулся, великий Пётр.
11. Употребление числительных
Выберите правильную форму числительного и существительного.
Для двоих людей; восемь работниц магазина; троих красивых коней; четырех металлических ножниц; тринадцать знакомых лиц; пятьдесят восемь студенток.
12. Употребление иностранных слов и фамилий
Раскройте скобки, поставьте в нужную форму имена, фамилии, названия.
Чарлз Роберт Дарвин — английский натуралист и путешественник, одним из первых осознал и наглядно продемонстрировал, что все виды живых организмов эволюционируют во времени от общих предков. Чарлз Дарвин родился 12 февраля 1809 года в Шрусбери, графство Шропшир, в родовом имении Маунт Хаус. Пятый из шести детей состоятельного врача и финансиста Роберта Дарвина и Сьюзанн Дарвин. Он является внуком Эразма Дарвина по отцовской линии и Джозайи Веджвуда по материнской. В Эдинбургском университете Дарвин изучал медицину. Во время обучения он нашѐл, что лекции скучны, а хирургия причиняет страдания, поэтому он забрасывает обучение медицине.
13. Работа с текстом
Прочитайте внимательно текст. Составьте по нему аннотацию. Напишите свое эссе на эту тему.
Д.С. Лихачев. Письма о добром и прекрасном.
Письмо второе
МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Когда я учился в школе, а потом в университете, мне казалось, что моя «взрослая жизнь» будет в какой-то совершенно иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать совсем другие люди. От настоящего не останется ничего… А на самом деле оказалось все иначе. Мои сверстники остались со мной. Не все, конечно: многих унесла смерть. И все же друзья молодости оказались самыми верными, всегдашними. Круг знакомых возрос необычайно, но настоящие друзья – старые. Подлинные друзья приобретаются в молодости. Я помню, что и у моей матери настоящими друзьями остались только ее подруги по гимназии. У отца друзья были его сокурсники по институту. И сколько я ни наблюдал, открытость к дружбе постепенно снижается с возрастом. Молодость – это время сближения. И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости. В радости ведь тоже нужна помощь: помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им. Неразделенная радость – не радость. Человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат – опять-таки нельзя быть одному. Горе человеку, если он один.
Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените все хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде –тоже. Привык к работе – и работа вечно будет доставлять радость. А как это важно для человеческого счастья! Нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий…
Как в молодости, так и в старости. Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные – усложнят ее и затруднят.
И еще. Есть русская пословица: «Береги честь смолоду». В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости. Хорошие будут радовать, дурные не давать спать!
Аннотация
В своем письме Д.С.Лихачев писал, что в юности ему казалось «взрослая жизнь» будет другой, что люди в ней тоже будут другие. А оказалось — он ошибался, потому что друзья его юности были самыми верными, самыми всегдашними. В данном тексте автор сообщил, что у него было много знакомых, но настоящие друзья – старые, те, которых он приобрел в юности. Лихачев писал — подлинные друзья приобретаются в молодости.
По мнению автора: молодость — это время сближения. Он писал, что надо всегда беречь и помнить друзей, ибо их помощь нужна всегда и в беде и в радости. Лихачев считал: неразделенная радость — не радость, что горе человеку, если он один.
В данном тексте автор пишет — хорошие навыки юности облегчат всю жизнь, а дурные – усложнят ее. По его мнению: если человек в молодости привык к работе – работа вечно будет доставлять радость.
Свое письмо Д.С.Лихачев заканчивает русской пословицей – «Береги честь смолоду». Автор доводит до читателя смысл пословицы — все поступки, совершенные в молодости, остаются в памяти. Хорошие будут радовать, дурные не давать спать!

Эссе
Прочитав письмо Д.С.Лихачева: « Молодость – вся жизнь ». Сразу понимаешь одну простую истину-молодость быстротечна и невозвратима. Невольно вспоминаешь слова Аль-Маарри: «Нам кажется, юности нету износа – но катятся годы камнями с откоса».
Автор в своем письме повествует нам о том, что в его юношеских мечтах будущее представлялось совсем иным, казалось, что взрослая жизнь будет другая, что в ней будет все новое – будут новые друзья, а от настоящего не останется ничего, но в жизни вышло не так – друзья молодости оказались самыми верными и подлинными. Я полностью согласна с автором, что друзей и свою репутацию надо беречь с самой юности.
Народная мудрость гласит: «Береги платье снову, а честь смолоду». Я поддерживаю мнение автора о том, что надо беречь молодость и ценить все хорошее, что она нам дает, то, что мы встречаем и приобретаем в молодые годы. «Юность человека: есть прекрасная, роскошная весна, время, деятельности и кипения сил, бывает только однажды в жизни и никогда больше не возвращается» — писал Белинский. Перечитывая строки из письма автора, вновь и вновь задумываешься, как правдивы его слова о том, что надо ценить все хорошее и доброе, что мы приобретаем в молодости и не надо впустую растрачивать богатств, которые мы имеем, но не всегда ценим в молодые годы.
Из откровений автора мы видим, что все его настоящие друзья — старые друзья — те, которых он встретил в юные годы. Из этого письма мы видим, что и у родителей Лихачева настоящее друзья тоже были друзьями из юности. Он пишет такие верные слова: «Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно». Я поддерживаю автора в том, что хорошие навыки в молодости облегчат всю дальнейшую жизнь, а дурные – усложнят ее. Вспоминается хорошая русская пословица: «Что посеешь, то и пожнешь». Каждый человек должен помнить смолоду, что надо дорожить своими друзьями, прежде чем совершать те или иные поступки надо оценивать их последствия, не стоит совершать дурных поступков, за которые потом придется расплачиваться. Привычки, воспитанные в молодости остаются с человеком на всю жизнь. Человек не должен растрачивать свою молодость попусту, надо дорожить своими друзьями, приобретать навыки в работе, беречь и ценить каждую минуту нашей жизни – ибо, она – неповторима и безвозвратна.
Я полностью поддерживаю мнение автора – человек с юности должен жить так, чтобы потом не было стыдно и больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не было стыдно за что — то мелкое или большое подлое, которое было совершено в юности. Он должен дорожить всем: и дружбой, и работой, потому что юность — это фундамент на всю оставшуюся жизнь и чем прочнее будет этот фундамент, тем прочнее будет вся будущая жизнь.
«Молодость — это мечта. Это – вера. Это – тяготение к подвигу. Это — лирика и романтика. Это — большие планы на будущее. Это — начало всех перспектив» — говорил Ушинский. Так давайте ценить каждый миг, каждый шаг нашей жизни, не надо омрачать ее нелепыми ошибками, на исправление которых у нас уже может не быть шанса.

14. Арго
Объясните значение слова «арго». Сделайте словарь арго-терминов (не менее 10 слов), выявите их лексическое значение. Составьте с каждым словом предложение.
Арго́ (от фр. argot) —речь какой-либо небольшой социальной замкнутой группы, отличающаяся от общенародного языка лексикой, но не обладающая собственной фонетикой и грамматической системой; жаргон.
1.‘училка’-учительница. Здесь очень плохая училка.
2.‘мамка’-материнская плата. Мамки есть разные и основной из факторов — это форм-фактор.
3.‘пент’-компьютер с процессором пентиум . Пент совместим с предыдущими моделями Intel, но при этом значительно отличается от них
4.‘литеха’-лейтенант. Литеха, воинское звание младшего офицерского состава во многих государствах.
5.‘колеса’-таблетки. Большую часть колес принимал за 30 минут до еды.
6. ‘дух’-солдат который служит первые полгода. А дух поднялся, подтянул ремень потуже и пошел дальше
7. ‘попса’ -популярная музыка. Диск попсы купил в магазине.
8. ‘катран’ -игорный дом. Эти способы рассчитаны на очень невнимательных игроков, и в больших катранах они сразу определяются.
9. ‘бутыльмен’-бутылка. Через полчаса программист возвращается с пятнадцатью бутыльменами пива.
10. ‘мусор’- обозначают не только работника милиции, но и социального врага. Прежде чем что-то кому-то показывать, попросите мусора представиться.
15. Фразеологизмы
Составьте словарик из 10 фразеологизмов, которые вы наиболее часто употребляете в своей речи. Напротив каждого фразеологизма напишите значение. С помощью словаря «Фразеологизмов русского языка» проверьте правильность их употребления.
1. Бабье лето – о возрасте, когда в зрелые годы вдруг возвращается молодость, по ассоциации – осенью возвращаются теплые погожие деньки.
2. «Прощай» молодость – об одежде или обуви, которая давно вышла из моды.
3. Яйца курицу не учат – намек на то, что молодым не следует наставлять и давать советы более опытным людям, старшим по возрасту.
4. Искать вчерашний день — заниматься заведомо бесполезной деятельностью, пытаясь вернуть, найти то, чего уже нет.
5. Душа в пятки ушла — человек перетрусивший, испугавшийся
6. Как в воду глядел – как будто знал заранее, предвидел, точно предсказал события
7. Как две капли воды – очень похожи, неотличимы
8. Тише воды, ниже травы – скромно, незаметно себя вести
9. На руках носить – оказывать особое расположение, внимание, ценить, баловать
10. Не покладая рук – усердно трудиться
11. Сломя голову – очень быстро.
12. Не совать нос не в свое дело — таким образом хотят показать, что человек чересчур, не к месту любопытен, вмешивается в то, во что не следует.
16. Профессионализмы
Составьте словарик (не менее 5 слов) профессионализмов по вашей специальности с указанием правильного ударения и лексического значения (по словарю). Составьте с каждым словом предложение, прочитайте вслух. Запишите в тетрадь.
1. Компиля́тор — программа или техническое средство, выполняющее компиляцию. Компиляция — трансляция программы, составленной на исходном языке высокого уровня, в эквивалентную программу на низкоуровневом языке, близком машинному коду (абсолютный код, объектный модуль, иногда на язык ассемблера). Компилировать — проводить трансляцию машинной программы с проблемно-ориентированного языка на машинно-ориентированный язык. Также как и ассемблер, компилятор обеспечивает преобразование программы с одного языка на другой.
2. па́рсинг-– это автоматизированная процедура сбора информации или текстового контента с различных ресурсов в Интернете – сервисов или сайтов. Парсинг сайтов – последовательный синтаксический анализ информации, размещённой на интернет-страницах.
3. Полиморфи́зм (в языках программирования) — взаимозаменяемость объектов с одинаковым интерфейсом. В языках программирования и теории типов полиморфизмом называется единообразная обработка разнотипных данных.
4. Программи́ст — специалист, занимающийся написанием и корректировкой программ для компьютеров (любых вычислительных устройств), то есть программированием. Думаю после школы поступить на программиста!
5. Ба́за да́нных — представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчётов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ). Создание базы данных для сайта открывает множество преимуществ.

17. Заимствованные слова
С помощью словаря определите лексическое значение слов, запишите. С каждым словом составьте предложение:
1. Гендерный – (< англ. gender род) связанный либо с мужской, либо с женской проблематикой (напр., исследования, касающиеся положения женщин в обществе). Гендерные стереотипы и гендерные представления касаются всех сфер деятельности человека.
2. Рефера́т (нем. Referat, от лат. refere — докладывать, сообщать) — доклад по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. Рефераты могут являться изложением содержания научной работы, статьи и т.п. Самому написать реферат не так уж и сложно на самом деле и, при правильном подходе, не занимает много времени.
3. Плюрализм (от лат. pluralis — множественный), философская позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия (П. в онтологии), оснований и форм знания (П. в гносеологии). Термин «П.» был предложен немецким философом X. Вольфом в 1712. П. противоположен монизму и имеет различные формы: 1) дуализм, согласно которому существуют два начала — материальное и идеальное; 2) крайние варианты, где начал не два, а множество, и где вообще отвергается идея единства мира. Плюрализм занимает оппонирующую позицию по отношению к монизму.
4. Ностальги́я (от др.-греч. νόστος — «возвращение на родину» и άλγος — «боль») — тоска по родине, по родному дому, также может означать тоску по прошлому, прошедшему. Ностальгия – болезненная тоска по Родине, родному дому.
5. Шариа́т (араб. شريعة‎‎ [ʃariːʕa(tun)] — (правильный) путь, образ действия) — совокупность правовых, канонически-традиционных, морально-этических и религиозных норм ислама, охватывающая значительную часть жизни мусульманина и провозглашаемая в исламе как «вечное и неизменное» Божественное установление; одна из конфессиональных форм религиозного права. Сегодня термин шариат известен всем.
6. Цивильный (от лат. civilis — гражданский) (устаревшее), гражданский, штатский (например, Ц. одежда). Цивилизованный человек – человек выросший в условиях цивилизации и приспособленный к ней.
7. Деграда́ция (от лат. degradatio, буквально — снижение), регрессия — процесс ухудшения характеристик какого-либо объекта или явления с течением времени, движение назад, постепенное ухудшение, упадок, снижение качества, разрушение материи в следствие внешнего воздействия по законам природы и времени. Деградация часто противопоставляется прогрессу. Деградация общества является одной из главных проблем.
8. Олигарх — (греч., oligarche)- 1. Лицо, принадлежащее к правящей группе, являющееся членом олигархического правительства (в античности и в эпоху Средневековья).2. Представитель крупного монополизированного капитала. У олигархов бывают и более экстравагантные увлечения.
9. Фурор (от латинского furor — неистовство), шумный публичный успех. Она была одушевлена, говорила, пела и произвела фурор.
18. Уместность, логичность, точность, чистота речи
В каких случаях можно использовать словосочетание «на самом деле»? Можно ли заменить его другими словами, или не использовать совсем? Выявите лексическое значение этих слов по словарю.
Спишите, исправив предложения.
познакомьтесь, пожалуйста.
Я вчера, правда, наловил много щук.
На самом деле, я люблю ходить в театр.
Я сам выполнил контрольную работу.
19. Паронимия
Выясните лексическое значение слов по словарю. Составьте предложения со словами-паронимами.
китаянка — жительница Китая. Китаянка приехала в Россию и сказала корреспонденту, что она русская. Продавалась китайка тюками.
Кита́йка — первоначально, шёлковая, затем хлопчатобумажная лёгкая вещь, производившаяся в Китае, и массово ввозившаяся в Россию в XVIII-начале XIX века. В первой четверти XIX века импорт был полностью вытеснен российским производством.
крестный (ход) — церковное шествие с крестами, хоругвями и иконами. Иногда крестный ход, продолжавшийся в течение нескольких дней.
крѐстный (отец) — У христиан: участвующий в обряде крещения кого-н. в роли восприемника (к. отец) или восприемницы (крестная мать), а также окрещенный при участии таких лиц (к. сын, крестная дочь). Крестный отец просто исчез через полгода после крещения.
20. Речевая избыточность
Выявите речевую избыточность. Исправьте предложения.
Экспонаты выставки были интересны.
Построение модели в соответствии с правилами помогают решить задачу.
Должен предупредить, свободных вакансий у нас нет.
21. Канцелярит
Найдите в любой периодической печати, художественной литературе, объявлениях и т.д. проявления канцелярита (не менее 5 предложений). Спишите, выделив канцелярит. Отредактируйте, предложив собственный вариант. Ответьте на вопрос письменно: почему канцелярит – это раковая опухоль на теле русского языка? Употребляете ли Вы канцеляризмы? См.
приложение IX.
Канцеляри́т — канцелярско-бюрократический стиль речи, проникающий в среду более широкого употребления и деформирующий разговорную речь и литературный стиль, что воспринимается некоторыми носителями языка, и прежде всего литературной общественностью, как опасность, культурный ущерб, порча языка.
Канцелярит — это мертвечина. Он проникает и в художественную литературу, и в быт, в устную речь. Даже в детскую. Из официальных материалов, из газет, от радио и телевидения канцелярский язык переходит в повседневную практику. Много лет так читали лекции, так писали учебники и даже буквари. Вскормленные языковой лебедой и мякиной, учителя в свой черёд питают той же сухомяткой чёрствых и мёртвых словес всё новые поколения ни в чём не повинных ребятишек
1.В пятницу вечером за пивом с друзьями говорите об алгоритмах увеличения объемов продаж?
1.В пятницу вечером за пивом с друзьями говорите о том, как увеличить объемы продаж?
2. Мы видим понимание компанией проблем
2. Мы видим, что компания понимает проблемы.
3. Подводя итог всему сказанному, хотелось бы сделать акцент на том, как правильно выбрать условия страхования и компанию.
3. Что вы должны знать, выбирая условия страхования и компанию?
4. Такое значительное сокращение персонала объясняется повышением эффективности за счет сокращения расходов и реорганизацией управления рисками, в то же время, продолжая предоставлять кредиты клиентам.
4. Такое значительное сокращение персонала объясняется стремлением повысить эффективность за счет снижения расходов и реорганизовать управление рисками, в то же время банк продолжает кредитовать клиентов.
5. Зачастую многие клиенты не интересуются при заключении договора страхования условиями выплаты возмещения, что приводит в последующем к различного рода конфликтам между клиентом и компанией.
5. Заключая договор страхования, клиенты зачастую не интересуются условиями возмещения, что в дальнейшем приводит к конфликтам между клиентом и компанией.
22. Научный стиль речи. Виды компрессии текста
Внимательно изучите раздел 5 методического пособия «Русский язык и культура речи» авторов Лятти С.Э., Быковой Н.А., Пискуновой Н.В., – Иркутск, ИрГТУ, 2006. – с. 67- 87 «Культура научной письменной речи». Отреферируйте любой раздел, текст из любого вузовского учебника (КСЕ, физика, математика, история, химия, геология, культурология, менеджмент и т.д.). Правильно оформите все части реферата. Определите основной и вторичный тексты, выделите главные мысли. Проверьте библиографический список, соответствует ли он ГОСу?
Ответьте устно на вопросы: каковы особенности научного стиля речи и где он применяется? Какие бывают виды компрессии текста? Чем реферат отличается от конспекта, какие части реферата и конспекта вы знаете? Чем один вид реферата отличается от другого? Какие части реферата вы использовали в своей работе? Будьте готовы ответить на эти вопросы на зачѐте.
23. Нормы произношения
Прочитайте вслух орфоэпический, лексический, морфологическийи синтаксический минимумы в приложении к методическому пособию «Русский язык и культура речи» авторов Лятти С.Э., Быковой Н.А., Пискуновой Н.В., – Иркутск, ИрГТУ, 2006. – с.99-107. Обратите внимание на слова, которые вы произносите неверно. Запомните правильное произношение. Будьте готовы показать своѐ мастерство на семинарском занятии.
24. Риторика
Упражнение позволяет улучшить качество устной речи (дикцию), отработать точность и правильность произношения, укрепить речевую память.
Выучите наизусть 10 скороговорок (приложение VIII). Научитесь правильно и четко их произносить сначала с открытым, а затем с закрытым ртом. Будьте готовы показать своѐ мастерство на семинарском занятии.
25. Риторика
Любое выступление, речь должны быть хорошо подготовлены. Современная риторика рассматривает следующие этапы подготовки к -конкретному выступлению: выбор темы, определение цели речи, подбор *материала, развертывание, завершение речи, овладение материалом.
Изучите раздел 6 «Культура публичной речи» из методического пособия «Русский язык и культура речи» авторов Лятти С.Э., Быковой Н.А., Пискуновой Н.В., – Иркутск, ИрГТУ, 2006. – с. 88- 98.
Ответьте на контрольные вопросы устно.
Прочитайте внимательно раздел «Чистое слово». Информация к размышлению (приложение IX). Выявите основную мысль, аргументы, сделайте вывод.
Составьте план собственной речи по теме: «Чистое слово в повседневной жизни». Отдельно выпишите опорные слова и фразы; при необходимости выпишите значения неизвестных вам слов, дополните текст собственными мыслями, выразительными словами, фразами. Произнесите вслух.

Вариант контрольной работы № 6 1 Чередующиеся гласные в корне слова Спишите