Вариант 6
1. Дать характеристику сфер разработки, принятия и реализации государственных управленческих решений для любого федерального органа исполнительной ветви власти Российской Федерации (смотреть список в Приложении 1). На примере любого государственного управленческого решения этого ведомства рассмотреть основные этапы процесса разработки , принятия и реализации решений.
Ответ:
Основная задача в процессе принятия социального управленческого решения состоит в нахождении максимальной или минимальной значимости целевой функции. Для достижения последней необходим анализ всей информации, связанной с выработкой решения; прогнозирование всех вытекающих экономических либо социальных последствий при его исполнении; организация процесса реализации. Это предполагает определенный набор специфических методов и приемов, носящих зачастую логико-формальный оттенок.
Для руководителей всех степеней в практике социального управления особое значение имеет технология выработки и принятия управленческого решения. Она представляет собой целенаправленный, взаимоувязанный, упорядоченный набор методов и приемов деятельности субъекта социального управления по выбору управленческих альтернатив. Основные процедуры этой технологии представлены на рис.1.
1 Диагностика управленческой проблемы или объекта управления.
2 Формулировка ограничений и выбор критериев для принятия решения.
3 Выявление управленческих альтернатив.
4 Оценка альтернатив.
5 Окончательный выбор альтернатив и формирование решения.
Рис. 1. Основные процедуры выработки и принятия решения.
Процесс принятия социального управленческого решения включает в себя следующие операции: анализ конкретной ситуации; выявление и формулировку проблем; систематизацию проблем по их характеру и срочности; определение и формулировку фактов; выбор альтернатив; оценку вариантов решения и выбор оптимального; разработку плана осуществления решения таким образом, чтобы улучшить само решение; соотнесение результатов осуществления решения с теоретически найденным решением, накопление опыта.
С точки зрения социологии управления, процесс разработки социального управленческого решения в Государственной Думе представляет собой последовательно развертываемые этапы управленческого цикла: подготовка проекта нормативно-правового акта, его рассмотрение, и принятие. Каждый из этапов в свою очередь делится на стадии. Первый этап включает в себя:
Принятие решения соответствующим субъектом управления о подготовке проекта нормативно-правового акта. Проект закона представляет собой проект решения Государственной Думы.
В ходе работы над проектом создаются рабочие группы, анализируется законодательство на предмет согласования с ним содержания проекта. Изучается аналогичное иностранное законодательство. Эта стадия завершается доработкой текста проекта и принятием решения о внесении его на рассмотрение палаты.
Второй этап – официальный, поскольку процедура рассмотрения проекта нормативного правового акта строго регламентирована законодательством и регламентом законодательного органа. С точки зрения социологии он сводится главным образом к обсуждению проекта в законодательном органе. Обычно оно проходит в трех чтениях. По результатам обсуждения проект может быть принят или отклонен. Здесь действия субъекта управления могут сводиться, главным образом к участию в обсуждении законопроекта.
Третий этап – принятие окончательного решения по проекту. Для федеральных законов Конституцией РФ предусмотрена так называемая внепарламентская стадия законодательного процесса, когда принятый нормативный правовой акт направляется главе государства для подписания и обнародования.
Исследование показывает, что на практике большинство сложнейших и ответственных решений принимается не по классической кибернетической схеме, а является результатом организационного диалога, куда входят многочисленные переговоры, выяснение позиции тех и других, и уточнение взаимных обязательств, приводящих, как правило, к определенному соглашению, в рамках которого тот или иной субъект управления ищет приемлемые альтернативы, а также происходит корректировка и дополнение возможных вариантов решения социальной проблемы
С принятием закона «Об образовании» в государственных и муниципальных школах получила юридическое закрепление и начала широко распространяться плата за дополнительные образовательные услуги. К числу причин распространения практики платного образования авторы закона отнесли скудное финансирование из госбюджета, вызванное переходным состоянием российской экономики, и потребность детей и их родителей в более широком образовании.
Реализация закона на практике, предусматривающего значительное и бесконтрольное распространение платного обучения, усилило социальное расслоение, способствовало возникновению социальной напряженности: для большей части детей качественные образовательные услуги стали менее доступными или вовсе недоступными. Почти 70% россиян считают, что сегодня образование не является общедоступным. Подавляющее большинство также считает, что реализация закона, как основного элемента реформы образования, в существующем виде не поможет преодолеть социальное расслоение в обществе, мешающее доступности образования.
Вследствие реализации закона, под предлогом перехода к рыночной экономике и дефицита госбюджета, чрезмерно сократилось финансирование образование, сужаются рамки бесплатного доступного образования. Бесконтрольно расширяются без учета возможностей большей части семей платные образовательные услуги.
Таким образом, один только рыночный механизм, заложенный в основу данного управленческого решения, как показала практика, не смог оптимально решить проблему удовлетворения потребностей общества в образовании. Образование, как социальный институт, явление весьма специфичное. Исходя из его специфики автор предполагает, что рыночное регулирование должно сочетаться с государственным. Это определяется особенностями образования как важнейшей части социальной сферы и производимых в ней интеллектуальных продуктов, предназначенных для удовлетворения многообразных социальных потребностей общества. Поэтому, если в материальном производстве рыночный механизм может находиться на первых ролях и превалировать, то в отрасли образования он должен выполнять вспомогательную роль, как бы подстраховывая и компенсируя недостатки государственной системы образования.
Законом «Об образовании» фактически закрепилась децентрализация управления образованием и усилилась самостоятельность образовательных учреждений. Однако, устанавливая новое распределение полномочий и ответственности между органами управления образованием различных уровней, закон «Об образовании» не смог ответить на вопрос: «Как осуществлять управление в новых условиях?» Согласно общей теории управления, в нестабильных условиях с труднопредсказуемыми изменениями эффективными могут быть только гибкие структуры управления. Но структуры управления, действующие сегодня на всех уровнях системы образования, построены по линейно-функциональному принципу, а, значит, по своему типу являются жесткими и могут хорошо работать только в стабильных условиях.
2. Роль и значения неопределенности и риска при разработке и принятии государственных управленческих решений. Структура рисков органа государственной власти. Ответ проиллюстрировать на примерах. (Ответ на вопрос выполняется в форме эссе).
Воспользуемся классификацией рисков, предложенной профессором Б. Мильнером и профессором Ф. Лиисом [1].
Всю совокупность рисков разделим на две основные группы. Причем первую группу образуют внешние риски, т. е. риски, возникающие во внешней среде организации. Ко второй группе относятся внутренние риски, соответственно возникающие во внутриорганизационной среде. Представим расширенную классификацию в иерархичной структуре на рисунке 1.
Рис. 1. Структура рисков
Сущность информационного риска заключается в том, что это случайное событие, приводящее к негативным последствиям в информационной системе. Воздействуя на информационную систему, в конечном итоге риски приводят к ущербу организации, в чем и заключается экономический смысл понятия «информационный риск». [2]
Трактуя понятие «информационный риск» в более широком смысле, отнесем к нему также события, связанные с незаконным использованием информации или искажением информации, относящейся к организации и наносящие ущерб организации путем прямого воздействия на внешнюю среду.
Тогда, информационный риск — это возможность наступления случайного события, приводящего к нарушениям функционирования информационной системы организации и снижению качества информации, а также к неправомерному использованию, распространению или противодействию распространения информации во внешней среде, в результате которых наносится ущерб.
Определяя сущность информационного риска применительно к рассматриваемому случаю, а именно к органам государственной власти, непосредственно связать его с обеспечением конечной цели функционирования — получением максимальной прибыли деятельности организации, не представляется возможным, и как следствие дать количественную оценку.
Однако, говоря о целостности циркулируемой информации в отдельно взятом государственном учреждении, ее качестве и доступности, можно сделать вывод, что данные характеристики непосредственным образом влияют на репутационную составляющую, отсюда следует, что можно установить прямую связь между понятием информационного риска и репутационного. Приведу пример: администратор разместил на официальном сайте конкретной государственной структуры недостоверную информацию, которая была либо не согласована руководителем структурного подразделения, либо умышленно внедрена, чем была нарушена конфиденциальность. После мониторинга с помощью средств массовой информации она публикуется в других информационных ресурсах: газетах, журналах, интернет-сайтах, таким образом, становится известной широкому кругу общественности, что в свою очередь приводит как к снижению уровня доверия к государственным органам (репутационный риск), так и может стать причиной общественного резонанса (политический, социально-экономические риски).
Поэтому управляя информационным риском, специалист по информационной безопасности может дать количественную оценку репутационному риску для государственных организаций, наглядно представить эту информацию, сделать ее доступной для визуального восприятия. В свою очередь у руководителя появляется возможность оценить риск и, с учетом его опасности для деятельности, выработать адекватную политику управления конкретным риском.
3. На примере работы вашей организации, департамента, отдела приведите примеры принимаемых решений. К каким типам классификации управленческих решений они относятся. Дайте краткую характеристику процедур разработки и принятия решений в вашей организации. Как они согласуются с общими принципами управления, применяемыми в вашей организации.
Генеральный директор ОАО «Стройтрест» собрал внеочередное собрание совета правления организации, в состав которого входят сам генеральный директор, главный бухгалтер, исполнительный директор, коммерческий директор данной организации. Причиной было резкое повышение затрат за первый квартал 2014 года, который стал заметен при сравнении затрат с прошлым кварталом. Общее повышение затрат составило 15 %.
Генеральный директор дал указания главному бухгалтеру подготовить к совещанию сводную ведомость об общих затратах на услуги связи, на покупку и хранение строительных материалов и других затратах. Коммерческому директору следовало просмотреть и оценить условия договоров о поставках.
На совещании, после того, как были выслушаны доклады главного бухгалтера и коммерческого директора, было прослежено общерегиональное повышение цен. Также было отмечено, что подорожали услуги лаборатории, стало заметно увеличение затрат на услуги связи, в том числе сотовой на 15 %, причем оказалось, что данное увеличение вызвано не увеличением тарифов, а увеличением времени разговоров по сотовым телефонам работников Компании. После ознакомления с докладами, генеральный директор попросил высказать свои предложения каждого члена совета правления. Было предложено несколько альтернатив.
1. Покупать материалы по более низким ценам, возможно более низкого качество, чем прежде. Меньше работать через посредников.
2. купить собственный склад для хранения стройматериалов, так как огромные затраты приходятся на аренду чужого склада. Акцент делается на то, что уже через 2 года это приобретение окупиться.
3. Установить лимит для пользователей сотовой связи.
По первой альтернативе выступил коммерческий директор. Данная альтернатива была им отвергнута. Проанализировав рынок стройматериалов, он пришел к выводу, что покупка материалов по более низкой цене неприемлима.
В результате голосования было единогласно отклонена первая альтернатива и поддержаны две следующие альтернативы.
4.В компании Н (розничная торговля кожаной обувью) по итогам отчетного года выявлена проблема: число отказов от покупки за год возросло в полтора раза: сравнивалось число посетителей магазина (по счетчику на двери) и число совершенных покупок (по кассовым чекам). Предложите не менее трех альтернативных вариантов решения проблемы; не менее трех критериев оценки выбора. Приведите обоснование выбора лучшей, на ваш взгляд, альтернативы. Подготовьте проект распорядительного документа по решению проблемы.
Решение
1) Снижение цены на продукцию
2) Проведение различных акций, например, “1+1=1”
3) Ведение карт постоянного покупателя.
Критерии оценки выбора:
1) Рост количества покупок
2) Рост прибыли
3) Увеличение оборота
Лучшей альтернативой является вариант 3, так как в результате этого появляются постоянные покупатели, которые идут целенаправленно за покупкой, то есть, растет количество покупок, растет прибыль и оборот.
Список литературы
Завгородний В. И. Информация и экономическая безопасность предприятия // Прикладная информатика. 2006. № 2. С.107–113.
Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М., 1992.
Мильнер, Б. З. Теория организаций: курс лекций / Б. З. Мильнер. — М.: ИНФРА-М, 1999. 336 с.