Вариант 3
Ф.И.О.
Факультет, группа
I. Тест
Правильный вариант ответа обводится кружком. Дайте развернутое обоснование вашего выбора ответа.
Каким является понятие «кентавр»
общим
единичным
пустым
собирательным
Данное понятие «кентавр» является пустым (нулевым), поскольку оно фиксирует существенные признаки ( одновременно человека и лошади), которые является плодом творческой фантазии и не соответствует действительности.
Каким является понятие «неуспевающий студент»
отрицательным
соотносительным
единичным
абстрактным
Данное понятие «неуспевающий студент» является отрицательным, поскольку понятие фиксирует отсутствие признака («успеваемости»).
В каком отношении находятся понятия «сильный» и «слабый»
тождества
подчинения
противоположности
противоречия
В отношении противоположности находятся объемы таких двух понятий, которые являются видами одного и того же рода, и притом одно из них содержит какие-то признаки, а другое эти признаки не только отрицает, но и заменяет их другими, исключающими признаками. Понятия «сильный» и «слабый» являются видами одного и того же рода и одно из них содержит какие-то признаки, а другое эти признаки не только отрицает, но и заменяет их другими, исключающими признаками.
Каким является суждение «Человек не живет два века»
общеутвердительным
общеотрицательным
частноутвердительным
частноотрицательным
Представленное суждение «Человек не живет два века» имеет логическую форму «Ни одно S не суть P», что соответствует общеотрицательному суждению вида «E».
Каким является суждение «Жизнь коротка, искусство долговечно»
импликативным
дизъюнктивным
конъюнктивным
суждением эквивалентности
В данном сложном суждении можно выделить две пропозицональные переменные («p» – жизнь коротка, «q» — искусство долговечно) связанные друг с другом с помощью конъюнкции. Символическая форма: (p˄q)
Какое из следующих суждений является логическим следствием утверждения суждения «Некоторые дети не послушны»?
Ни один ребенок не является послушным.
Некоторые дети послушны.
Не верно, что все дети послушны.
Некоторые родители не любят своих детей.
Воспользуясь логическим квадратом можно установить, что если суждение «Некоторые дети не послушны» (частноотрицательное суждение вида «O») является истинным, то общеутвердительное суждение («Все дети послушны»), находящееся в отношении противоречия будет ложным.
К какой фигуре относится следующий силлогизм: «Это вещество не может быть жидкостью. Поскольку все жидкости упруги, а оно – нет»
первая фигура
вторая фигура
третья фигура
четвертая фигура
Запишем умозаключение в форме простого категорического силлогизма:
Все жидкости (P) упруги (M)
Это вещество (S) не упруго (M)
Это вещество (S) не может быть жидкостью (P)
Положение среднего термина выраженного понятием «упругость», что соответствует 2-ой фигуре простого категорического силлогизма.
Какая ошибка содержится в определении «Соната – музыкальное произведение, написанное в сонатной форме»?
отрицательное определение
тавтология
узкое определение
круг в определении
Содержится ли ошибка и если да, то какая в следующем примере операции деления: «Земной шар делится на два полушария»
правильное деление
не по одному основанию
не соразмерно
не является делением
Деление – это логическая операция раскрытия объема понятия с помощью избранного основания деления на ряд членов деления. Деление позволяет установить из каких видов состоит родовое понятие. Данное деление некорректно. В данном случае представлено не деление, а расчленение целого понятия «земной шар» на части («два полушария»).
По какому модусу построено данное умозаключение: «Это действие могло быть совершено либо преднамеренно, либо по неосторожности. Следствие не установило преднамеренности. Следовательно, подозреваемому можно предъявить обвинение в совершении преступления по неосторожности»
modus ponens
modus tollens
modus ponendotollens
modus tollendo ponens
Символическая форма данного рассуждения: ((p˅q)˄⌐p)→q. Символическая форма соответствует разделительно-категорическому умозаключению, отрицающе-утверждающему модусу, который имеет латинское название modus tollendo ponens.
II. Упражнения.
Произведите превращение, обращение и противопоставление следующего суждения:
Некоторые йогурты отвратительны.
Решение:
1. Определяем качество, количество, субъект и предикат суждения и их распределенность:
Некоторые йогурты (S) отвратительны (P). Логическая форма суждения: «Некоторые S суть P» — частноутвердительное суждение вида «I». В данном суждении субъект и предикат нераспределены.
2. Последовательно осуществляем необходимые операции.
Превращение (вводим двойное отрицание: перед связкой и перед предикатом): Некоторые йогурты не являются не отвратительными.
Обращение (определяем вид обращения и меняем в заключении субъект и предикат местами): Некоторые отвратительные продукты являются йогуртами.
Противопоставление предикату (последовательно превращаем, а затем обращаем исходное суждение): невозможно получить из данного суждения, поскольку оно является частноутвердительным.

Проверить правильность умозаключения (построить его схему (модус), указать на ошибку, объяснить, в чем она состоит, если она есть).
Правонарушения делятся на преступления и проступки. Данное правонарушение – проступок, поскольку его нельзя отнести к преступлениям.
Решение:
1. Зафиксируем пропозициональные переменные, логические связи между ними и построим схему суждения:
Правонарушения делятся на преступления (p) и проступки (q). Данное правонарушение нельзя отнести к преступлениям(⌐p). Следовательно, данное правонарушение – проступок (q).
Символическая форма рассуждения: (p˅q)˄⌐p→q
Данное рассуждение построено в форме разделительно-категорического умозаключения по отрицающе-утверждающему модусу.
Отрицающе-утверждающий модус — это разновидность разделительно-категорического умозаключения, в которой путем отрицания всех членов разделительного суждения, кроме одного, производится утверждение оставшегося члена. В умозаключении по этому модусу необходимо соблюдать следующее  правило: в большей посылке должны быть перечислены все возможные альтернативы, иначе говоря, большая посылка должна быть полным (закрытым) дизъюнктивным суждением. Данное правило соблюдено, вывод корректный.
III. Проведите логический анализ понятия «документ»
Руководствуясь видовой характеристикой понятий, характеризуем данное понятия по объему и содержанию. Документ – это общее (мыслится более одного элемента, вся совокупность документов), непустое (соответствует реальному явлению), положительное (в понятии фиксируется наличие свойств), конкретное (мыслится предмет в совокупности своих признаков), несобирательное (каждый индивидуальный предмет мыслится как элемент класса), безсоотносительное (существование понятия необходимо не связано с существованием других предметов) понятие.

Вариант 3 Ф И О Факультет группа I Тест Правильный вариант ответа обводится кружком