Вариант № 3
1. Укажите исторические формы общности людей и дайте им краткую характеристику.

Этнос — исторически сложившаяся группа людей.
Род -1-й этнический коллектив доклассового общества, обладающий общностью происхождения, общим языком, обычаями, верованиями и т.д. Экономической основой рода была первобытнообщинная собственность и уравнительное распределение продуктов.
Племя — более крупная общность. Оно состояло из нескольких родов, где наряду с собственностью рода была и собственность племени. Появилась управленческая верхушка. Родоплеменная общность создавала благоприятные условия для накопления производственного опыта, развития языка и культуры, но кровно — родственные связи сдерживали рост населения.
Нация — устойчивая совокупность людей, которые связаны общим языком, территорией и общностью экономической жизни, а также особенностью психологии, закрепленной в чертах культуры данного народа. Здесь мы видим четкие различия одного народа от другого.
Семья — наименьшая кровнородственная группа людей, связанных единством происхождения (бабушка, дедушка, отец, мать, дети). Несколько семей, вступивших в союз, образуют род.
Клан — группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка. Клан сохранял общую собственность на землю, кровную месть, круговую поруку. Как пережитки первобытного времени они остались в некоторых районах Шотландии, у индейцев Америки, в Японии и Китае.
Народность – это форма этнической общности, для которой характерна экономическая, территориальная и языковая общность.

2. Составьте словарь терминов и ключевых понятий по теме: «Основной вопрос философии. Специфика философских проблем. Структура и функции философии» (указать не менее 5 терминов, дать их определения).

1. Бытие – философское понятие, обозначающее существующий независимо от сознания объективный мир, материю.
2. Онтология – раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.
3. Идеализм – общее обозначение философских учений, утверждающих, что дух, сознание, мышление – первично, а материя, природа, физическое — вторично, производно.
4. Материализм – философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно.
5. Логика – наука о формах, законах и методах познавательной деятельности; способность правильно (логически) мыслить.
6. Аксиология – философское учение о природе ценностей, их обосновании и происхождении, о сущности, функциях, типах и иерархии различных ценностей.
7. Этика – проблемная сфера философии (философская дисциплина), объектом изучения которой является мораль, нравственность.
8. Мировоззренческая функция – функция, способствующая формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.
9. Гносеологическая функция – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

3. Подготовьте тезисы по теме: «Современные европейские философские течения: философия жизни» (не более 3 страниц).

Философия жизни – это направление, которое складывается в конце XIX в. и существует вплоть до настоящего времени. Оно начинается с философии Ф. Ницше и затем развивается такими известными философами, как В. Дильтей, Г. Зиммель, А. Бергсон, О. Шпенглер. Своего пика известности философия жизни достигла в 20–30-е гг. XX в.
Уже само название указывает на центральное понятие данного на­правления – «жизнь». Жизнь – это первичная реальность, целостный процесс, непрерывное творческое становление «живого». Жизнь противостоит нежизни, т. е. всему не­органическому, застывшему. В результате в понятие жизни включались биологические и культурно-исторические явления. Так как «жизнь» находится в постоянном движении и противоречии, наука не может быть эффективным средством ее познания.
Отличие же философии жизни от традиционной мысли заключается в том, что как раз через понятие жизни ее последователи стремятся решительно размежеваться с классической философией, ее мировосприятием. Традиционную философию, особенно философию нового времени, представители философии жизни обвинили в том, что она создала культ разума и науки, в жертву которым была принесена именно жизнь — и жизнь природы, и жизнь человека.
Правда, понятие жизни, которому сторонники философии жизни придавали фундаментальное значение и в деле критики, и в обосновании новых философских позиций, так и осталось в их произведениях расплывчатым, неопределенным, метафорическим. И почти каждый мыслитель данного направления, критикуя за это предшественников, пытаясь предложить свое, как ему казалось, более чёткое и содержательное видение жизни. Однако влияние философских размышлений о жизни на культуру, философию нашего столетия было весьма велико. Оно ощущается и поныне.
Другое критическое устремление философии жизни связано с расшатыванием основ сциентизма (от лат. scientia — наука), т.е. воззрения на мир, ставящего во главу угла научные достижения, критерии научности, научный разум, методы науки. Правда, борьба против сциентизма не вылилась у выдающихся мыслителей Бергсона или Дильтея в антинаучную позицию. Утверждая это, следует отметить: в отечественных учебниках представителям философии жизни приписывалось стремление решительно порвать с наукой и научностью. Отвергались не науки как таковые, а безраздельное господство классических моделей в естествознании, власть механицизма. В этом философия жизни шла в ногу с неклассическим естествознанием.
Можно даже утверждать, что обнародование А. Эйнштейном принципов теории относительности, появление генетики повлияло на создание А. Бергсоном работы «Творческая эволюция» (1907), которую оправдано считать одним из образцов нового, «неклассического» философствования. Позднее, в произведении 1922 г. «Длительность и одновременность» Бергсон предложил философскую трактовку открытия Эйнщтейна. Известно, с каким вниманием Бергсон относился к биологии, с которой тесно связана его концепция творческой эволюции. Ницше, Шпенглер, Зиммель также проявляли большой интерес к биологии.
Вместе с тем нельзя отрицать, что скорее не естествознание, а гуманитарные дисциплины — философия, психология, история, в том числе история духа, науки о языке, культуре, — образуют проблемный центр исследований философии жизни. И в этом отношении попытки представителей данного направления раскрыть специфику человеческого духа и своеобразие наук о духе оказались перспективными. Вместе с работами Дильтея, Шпенглера, Зиммеля в западную философию буквально вторгся специфический историзм, т.е. стремление подвергнуть историю (как исторический процесс и как науку) углубленному исследованию.
Философия жизни внесла заметный вклад в исследование сознания и бессознательного, в изучение таких пластов, элементов, функций духовно-психической жизни, как интуиция, память, время (в качестве временных структур сознания). Отстаивая необходимость исследования духовного, психического во всех их проявлениях, представители философии жизни выступили с резкой критикой традиционного рационализма за преувеличение роли сознательно-рациональных элементов и сторон человеческого духа.
Интерес к абстрактному познанию, к интеллекту сохранился, однако возобладало требование — критически, объективно, трезво взглянуть на разум и интеллект, оценить как их сильные, так и слабые стороны. Сама по себе эта установка вполне уместна и продуктивна и отнюдь не тождественна антиинтеллектуализму. Философия жизни вызвала у философов, психологов, деятелей литературы и искусства интерес к изучению внерационального, бессознательного, что роднит ее с фрейдизмом.
Значительное место в философии жизни занимают и попытки предложить — в связи с новым истолкованием исторического процесса — непривычные для традиционной европейской мысли типологические схемы развития культуры, сопоставить и даже противопоставить цивилизацию и культуру.

Список литературы

Гуревич П. С. Основы философии: учебное пособие / П.С. Гуревич. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2011. – 480 с.
История философии: Запад-Россия—Восток (книга третья: Философия XIX — XX в.). 2-е изд. – М.: «Греколатинский кабинет» ® Ю. А. Шичалина, 1999. – 448 с.
История философии: От философии Древнего Востока до философии XXI века / Под ред. В.В. Васильева и др. Изд. 3-е, 2014. – 880 с.
Философия. Энциклопедический словарь. Под ред. А.А. Ивина. — М., Гардарики, 2004. — 1072 с

Вариант № 3 1 Укажите исторические формы общности людей и дайте им краткую характеристику