Вариант 2
1. Установите акцентологические нормы для данных слов:
генЕзис,
свЁкла,
стАтуя,
ломОта,
мИзЕрный (в данном слове допускается постановка ударения в двух слогах),
оптОвый,
жалюзИ,
завсегдАтай,
облегчИть,
сосредотОчение,
христианИн,
медикамЕнт,
пЕтлЯ (в данном слове допускается постановка ударения в двух слогах).
2. Разграничьте твердое (одной чертой) и мягкое (двумя чертами) произношение согласных перед Е в заимствованных словах:
шин[//]ель,
т[/]емп,
брюн[//]ет,
компьют[/]ер,
д[//,/]еканат, (допускается двоякое произношение)
бизн[/]ес,
юриспруд[//]енция,
свит[/]ер,
коф[//]е,
каф[/]е,
экспР[/,//]есс (допускается двоякое произношение)
эН[/]ергия,
эСС[//]енция,
эксТ[/]ерн,
агР[/]ессия,
альТ[/]ернатива,
аТ[/]еизм,
Б[//]еж,
брюН[//]ет
Д[//]езинфекция,
Д[//]екларация,
Д[//]епР[/]ессия,
Д[//]ерматин,
Д[/]еТ[/]ектив,
диспанС[/]ер,
диспЛ[//]ей,
иД[/]ентичный,
инД[/]ексированный,
инТ[/]ерН[/]ет,
инциД[//]ент,
каР[/]е,
коД[/]екс,
коЛЛ[//]едж,
коТТ[/]едж,
корД[/]ебалет,
коРР[//]ектный,
куП[/]е,
куП[//]ейный,
лаЗ[/]ер,
миллиарД[/]ер,
моД[/]ель,
парТ[/]ер,
Р[/]еноМ[/]е,
Р[//]езюМ[/]е,
свиТ[/]ер (свиТ[/]еры, свиТ[/]еров),
Т[/]енД[/]енция,
Т[//]ермин
Т[/]ермос,
шиН[//]ель,
экспР[/,//]есс (допускается двоякое произношение)
экстраС[/]енс.
3. Определите произношение [о]/[э] после мягких согласных и шипящих, выделив букву Ё, в данных словах:
остриЁ[о],
вовлЁ[о]кший,
изде[о]вка,
никчЁ[о]мный,
ще[о]лка,
бытиЁ[э],
вале[э]жник,
гренаде[э]р,
карабине[э]р,
недоуме[о]нный.
4. Разделите следующие слова на две группы: в первой сочетание ЧН произносится как «ШН», во второй – как «ЧН».
«ШН» «ЧН»
коне[шн]о молочный
ску[шн]о сливочный
було[шн]ая коричневый
скворе[шн]ик
беспорядочный
яи[шн]ица
гречневый
двое[шн]ик
горничная
горчи[шн]ики
непорядо[шн]ый
праче[шн]ая
полуно[шн]ик
подсве[шн]ик
ильини[шн]а
наро[шн]о
спиче[шн]ый
к шапо[шн]ому разбору
деви[шн]ик
серде[шн]ый
копее[шн]ый
пустя[шн]ый
5. Устраните лексические ошибки и укажите их тип (неправильный выбор слова; нарушение лексической сочетаемости; смешение паронимов; тавтология; плеоназм; неправильное употребление фразеологизмов)
1) Завтра первое боевое крещение наших спортсменов. Тип ошибки: неправильное употребление фразеологизмов. Правильно: Завтра боевое крещение наших спортсменов.
2) Работа была выполнена небрежно и неряшливо. Тип ошибки: слова «небрежно» и «неряшливо» являются синонимами. Правильно: Работа была выполнена небрежно.
3) Выехать нам не удалось, так как начался проливной ливень. Тип ошибки: тавтология. Правильно: Выехать нам не удалось, так как начался проливной дождь. Второй вариант: Выехать нам не удалось, так как начался ливень.
4) Он не любил работать и вел праздничный образ жизни. Тип ошибки: смешение паронимов. Правильно: Он не любил работать и вел праздный образ жизни.
5) Роль книги в жизни человека велика: он должен пополнять свой кругозор. Тип ошибки: нарушение лексической сочетаемости; в данном предложении вторая часть поясняет первую. Правильно: Роль книги в жизни человека велика: она должна пополнять его кругозор.
6) Правда и только правда – таков имидж писателя. Тип ошибки: неправильный выбор слова. Правильно: Правда и только правда – таков девиз писателя.
6. Установите морфологические нормы, образовав требуемые формы данных слов:
И.п., мн. ч. аэропорт – аэропОрты
И.п., мн. ч. договор – договОры
И.п., мн. ч. мичман – мИчманы
И.п., мн. ч. бункер – бункерА, бУнкеры
И.п., мн. ч. штабель – штабелЯ
И.п., мн. ч. шелк – шелкА
Р.п., мн. ч. абрикос – абрикОсов
Р.п., мн. ч. баклажан – баклажАнов
Р.п., мн. ч. ясли – Яслей
Р.п., мн. ч. туфля – тУфель
Р.п., мн. ч. кухня – кУхонь
Р.п., мн. ч. кочерга – кочерёг
Д.п. восьмистам семидесяти девяти
Т.п. восемьюстами семьюдесятью девятью
П.п. восьмистах семидесяти девяти
1 л., ед. ч. глаголов лечь – лягу, блестеть – блещу, возить – вожу.
7. Определите род данных имен существительных:
портье (мужской род),
крупье (мужской род),
падре (мужской род),
фрау (женский род),
Миссури (может быть женского рода, если речь идет о реке Миссури, или мужского рода, если речь идет о штате США Миссури),
салями (женский род),
моль (женский род),
цеце (женский род),
гантель (женский род),
шимпанзе (мужской род),
кофе (мужской род),
конферансье (мужской род),
шоу (средний род),
родео (средний род),
монпансье (средний род).
8. Исправьте синтаксические ошибки и установите их тип (нарушение согласования; нарушение управления; нарушение в построении предложения; неверное употребление причастного и деепричастного оборота):
1) Посмотрев фильм, писатель стал мне еще ближе. Тип ошибки: неверное употребление деепричастного оборота. Правильно: После просмотра фильма, писатель стал мне еще ближе.
2) На окраине поселка стояла палатка, торговавшая хлебом. Тип ошибки: неверное употребление причастного оборота. Правильно: На окраине поселка стояла палатка, в которой продавался хлеб.
3) Столяр сделал эту этажерку из дуба с четырьмя ножками. Тип ошибки: нарушение в построении предложения. Правильно: Столяр сделал эту этажерку с четырьмя ножками из дуба. Или: Столяр сделал из дуба этажерку с четырьмя ножками.
4) Об этом не раз уже было указано. Тип ошибки: нарушение управления. Правильно: На это не раз уже было указано. Или: Об этом не раз уже было сказано.
5) Детвора с утра резвились во дворе. Тип ошибки: нарушение согласования подлежащего и сказуемого. Правильно: Детвора с утра резвилась во дворе.
9. Образуйте форму именительного падежа множественного числа следующих существительных:
бухгалтер – бухгалтеры,
договор – договоры,
шарф – шарфы,
аэропорт – аэропорты,
борт – борта,
лифт – лифты,
свитер – свитеры,
джемпер – джемперы,
шрифт – шрифт,
плеер – плееры,
ректор – ректоры,
директор – директора,
кондуктор – кондуктора,
инспектор – инспектора,
суп – супы,
пояс – пояса,
пропуск – пропуска,
цех – цеха,
крем – кремы,
обыск – обыски,
кабель – кабели,
полис – полисы,
улей – улья.
10. Образуйте форму родительного падежа множественного числа следующих существительных:
чулки – чулок,
рельсы – рельсов,
вафли – вафель,
домны – домен,
кровли – кровель,
розги – розог,
усадьбы – усадеб,
пригоршни – пригоршней,
свечи – свечей,
цапли – цапель,
няни – нянь,
простыни – простыней,
грабли – грабель,
сплетни – сплетней,
побережья – побережий,
ремесла – ремесел,
русла – русел,
баржи – барж,
блюдца – блюдец,
полотенца – полотенец,
заморозки – заморозков,
будни – будней,
ясли – яслей,
плечи – плеч,
верховья – верховьев,
поместья – поместий,
мандарины – мандаринов,
монголы – монголов,
турки – турок,
партизаны – партизан,
макароны – макарон.
11. Напишите, употребив числительные и существительные в нужной форме, следите за правильным произношением:
1) Более 2500 человек обратились за помощью. Более двух тысяч пятисот человек обратились за помощью.
2) Прибыл поезд с 287 экскурсантами. Поезд прибыл с двумястами восемьюдесятью семью экскурсантами.
3) Длина окружности равна 422 (сантиметр). Длина окружности равна четырёмстам двадцати двум сантиметрам.
4) Из 596 вычесть 387. Из пятисот девяноста шести вычесть триста восемьдесят семь.
5) Высота Останкинской башни со стальной антенной равна 540 метрам 74 сантиметрам. Высота Останкинской башни со стальной антенной равна пятистам сорока метрам семидесяти четырём сантиметрам.
6) Самые быстрые бегуны мира развивают скорость от 36 до 43 километров в час. Самые быстрые бегуны мира развивают скорость от тридцати шести до сорока трех километров в час.
7) К 1778 прибавить 852. К одной тысяче семистам семидесяти восьми прибавить восемьсот пятьдесят два.
8) От 17 464 отнять 11 090. От семнадцати тысяч четырёхсот шестидесяти четырёх отнять одиннадцать тысяч девяносто.
9) Из 1109 важнейших объектов было введено лишь 749. Из одной тысячи ста девяти важнейших объектов было введено лишь семьсот сорок девять.
10) Сметная стоимость второй очереди канала составляет более 455 миллионов. Сметная стоимость второй очереди канала составляет более четырёхсот пятидесяти пяти миллионов.
11) Было получено 146 (посылка) с 3883 (книга). Было получено сто сорок шесть посылок с тремя тысячами восемьюстами восемьюдесятью тремя книгами.