Вариант 1
Оглавление

TOC o «1-1» u 1. Определите отношения между понятиями и изобразите их в виде кругов Эйлера PAGEREF _Toc407897293 h 3
2. Подберите понятия, которые подходили к данным сочетаниям объемов PAGEREF _Toc407897294 h 4
3. Ограничить и обобщить понятия PAGEREF _Toc407897295 h 4
4. Выявите структуру деления и укажите его элементы – напишите: делимое, члены деления, основание деления. Найдите ошибки, напишите их название. Исправьте ошибки – напишите правильное деление. PAGEREF _Toc407897296 h 5
5. Укажите общеутвердительное суждение (А) PAGEREF _Toc407897297 h 5
6. Укажите, в каких строках из приведенных ниже не распределены ни субъект, ни предикат PAGEREF _Toc407897298 h 6
7. Определить количество простых суждений в данном сложном суждении, логические союзы между ними, вид сложного суждения и выразить его в символической форме PAGEREF _Toc407897299 h 7
8. Можно ли получить данные заключения при помощи полной индукции? PAGEREF _Toc407897300 h 8
9. Определите вид суждения и произведите операцию превращения PAGEREF _Toc407897301 h 9
10. По данному выводному суждению постройте простой категорический силлогизм PAGEREF _Toc407897302 h 9
Список литературы PAGEREF _Toc407897303 h 11

1. Определите отношения между понятиями и изобразите их в виде кругов Эйлера:
а) христианство – православие – протестантизм;
б) научная деятельность – производственная деятельность;
в) русский писатель – автор романа «Тихий Дон»;
г) университет – физический факультет.
Решение:
Понятие – форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках. Объём понятия – совокупность предметов, которая мыслится в понятии.
а) христианство – А; православие – В; протестантизм – С. Понятия В и С находятся в отношении сравнимости, несовместимости, соподчинения относительно понятия А. Отношения АВ и АС – сравнимость, совместимость, подчинение.
А В С

б) научная деятельность – А; производственная деятельность – В. Понятия находятся в отношении сравнимости, несовместимости, соподчинения относительно понятия «деятельность».
А В

в) русский писатель – А; автор романа «Тихий Дон» – В. Понятия находятся в отношении сравнимости, совместимости, подчинения.
А В

г) университет – А; физический факультет – В. Понятия находятся в отношении несравнимости, поскольку факультет – это часть не объема «университета», а содержания.
А В

2. Подберите понятия, которые подходили к данным сочетаниям объемов:

а) А Б В Г

Решение: А – деятель культуры, Б – художник, В – поэт, Г – ёлка.

б) В Б А Г Д

Решение: А – Зимний дворец, Б – старинный дом, В – дом, Г – одежда, Д – обувь.

3. Ограничить и обобщить понятия:
автомобиль, свитер, учебник.
Решение:
Ограничение понятия – логическая операция перехода от родового понятия к видовому.
Автомобиль – легковой автомобиль.
Свитер – теплый свитер.
Учебник – новый учебник.
Обобщение – логическая операция, обратная ограничению, когда осуществляется переход от видового понятия к родовому путем отбрасывания от первого его видообразующего признака или признаков.
Автомобиль – транспортное средство.
Свитер – одежда.
Учебник – книга.

4. Выявите структуру деления и укажите его элементы – напишите: делимое, члены деления, основание деления. Найдите ошибки, напишите их название. Исправьте ошибки – напишите правильное деление.
Религии делятся на монотеистические, политеистические и христианство.
Решение:
Деление понятия – это логическая операция, позволяющая с помощью избранного основания деления (признака, по которому осуществляется деление) распределить объем делимого понятия (множество) на ряд членов деления (подмножеств).
Религии делятся на монотеистические, политеистические и христианство.
Структура деления:
Делимое понятие – «религии».
Члены деления – «монотеистические», «политеистические», «христианство».
Основание деления – «количество богов».
Деление выполнено не верно. Ошибка заключается в том, что введено понятие «христианство», лишний член деления. Без этого было бы дихотомическое верное деление: религии делятся на монотеистические и политеистические.

5. Укажите общеутвердительное суждение (А):
1) Все аудиокниги позволяют одновременно слушать и что-либо делать.
2) Некоторые электронные устройства быстро переутомляют глаза
Решение:
Поскольку в каждом суждении имеется количественная и качественная характеристики, в логике принята объединенная классификация, на основе которой выделяются четыре типа суждений: А – общеутвердительное, I – частноутвердительное, E – общеотрицательное, O – частноотрицательное.
Среди предложенных примеров к общеутвердительному типу относится высказывание «Все аудиокниги позволяют одновременно слушать и что-либо делать». Это простое суждение со сложным предикатом. Символическая запись – S есть Р (Р1, Р2), где S – «аудиокниги», Р1 – «слушать», Р2 – «что-либо делать».

6. Укажите, в каких строках из приведенных ниже не распределены ни субъект, ни предикат:
1. «Ни один ученый не мыслит формулами» (А. Эйнштейн).
2. Большинство народов мира в современной системе международных отношений могут влачить только жалкое существование.
3. Добрый друг – великое сокровище.
4. Не все европейские государства присоединились к соглашениям о безвизовом режиме пересечения границ.
Решение:
Субъект и предикат – оба не распределены в частноутвердительных суждениях. Таким суждением является высказывание «Большинство народов мира в современной системе международных отношений могут влачить только жалкое существование». Кванторное слово «большинство» сообщает о том, что речь идет о части. Субъектом здесь является – «народы мира в современной системе международных отношений», предикатом – «могут влачить только жалкое существование». Свойство (предикат) утверждается.
Схема объемов отношений:
Sˉ I Pˉ

Остальные приведенные высказывания имеют следующие типы: 1 – общеотрицательное, 3 – общеутвердительное, 4 – частноотрицательное.

7. Определить количество простых суждений в данном сложном суждении, логические союзы между ними, вид сложного суждения и выразить его в символической форме:
а. Всеобщий мир царил бы на Земле, если бы не было понятий «моё» и твоё.
Решение:
Зададим переменные простым суждениям: а – «не было понятия «моё»»; b – «не было понятия «твоё»»; с – «всеобщий мир царил бы на Земле». Суждение – сложное импликативное (условное) контрафактическое. Формула: (а ʌ b) → с.

б. Самый непобедимый человек – этот тот, кому не страшно быть глупым.
Решение:
Зададим переменные простым суждениям: а – «тот, кому не страшно быть глупым»; b – «самый непобедимый человек». Суждение – сложное импликативное. Формула: а → b.

в. Мал золотник, да дорог.
Решение:
Зададим переменные простым суждениям: а – «мал золотник»; b – «дорог золотник». Суждение – сложное конъюнктивное (соединительное). Формула: а ʌ b.

г. Когда боги являются людям, последние их обычно не узнают.
Решение:
Зададим переменные простым суждениям: а – «боги являются людям»; b – «боги людей обычно не узнают». Суждение – сложное импликативное. Формула: а → b.

д. Случайности не существует – все на этом свете есть либо испытание, либо наказание, либо награда, либо предвозвестие.
Решение:
Зададим переменные простым суждениям: а – «случайности не существует»; b – «все на этом свете есть испытание»; с – «все на этом свете есть наказание»; d – «все на этом свете есть награда»; е – «все на этом свете есть предвозвестие». Суждение – сложное импликативное. Формула: a → (b ʌ c ʌ d ʌ e).

8. Можно ли получить данные заключения при помощи полной индукции?
а) Все грызуны Западной Сибири в 2012 году запаслись кормом на зиму.
б) Все жители нашей страны любят Новый год.
в) Все студенты группы АиАх-14 любят музыку «Битлз».
Решение:
Полная индукция – это умозаключение, в котором на основе принадлежности определенного признака каждому элементу класса делают вывод о его принадлежности классу в целом.
Обобщение по полной индукции дает достоверное знание, но с условием, что были перечислены все посылки.
При помощи полной индукции из приведенных примеров можно сделать только заключение «Все студенты группы АиАх-14 любят музыку «Битлз»». Всех же «грызунов» и всех «жителей», субъектов первых двух примеров, по понятным причинам, перечислить невозможно.
Схема полной индукции:
Посылки:
(S1 имеет признак Р)
(S2 имеет признак Р)
……………………
(Sn имеет признак Р)
2) (S1 S2 ……Sn – принадлежат классу К)
Заключение:
(Классу К, вероятно, присущ признак Р)

9. Определите вид суждения и произведите операцию превращения:
Некоторые школьники не знают бином Ньютона.
Решение:
Некоторые школьники не знают бином Ньютона. Данное суждение частноотрицательное (О), поскольку кванторное слово «»некоторые», а свойство предмета мысли отрицается. При операции превращения оно преобразуется в новое суждение частноутвердительное. Чтобы их можно было различить (они практически одинаковы), изменим слово «знают».
Превращение:
Некоторые школьники не суть знающие бином Ньютона.
Некоторые школьники суть незнающие бином Ньютона.
О I.

10. По данному выводному суждению постройте простой категорический силлогизм:
Студент Н. должен быть поощрен.
Решение:
Категорический силлогизм – это вид дедуктивного умозаключения, построенного из двух истинных категорических суждений, в которых S и Р связаны средним термином.  
Восстановленный силлогизм:
Всякий круглый отличник должен быть поощрен.
Студент Н. суть круглый отличник.
Студент Н. должен быть поощрен.
Логическая структура:
M – P (SАР)
S – М (SАР)
S – P (SАР)
Фигура 1. Модус ААА. Силлогизм верен.

Список литературы

Гетманова А. Д. Логика: Для педагогических учебных заведений. — М.: Новая школа, 1995. — 416 с.
Грядовой Д. И. Логика: Структурированный учебник: учебник/ Д.И. Грядовой, — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 271 с.
Гусев Д. А. Краткий курс логики. Искусство правильного мышления. — М.: НЦ ЭНАС, 2003. — 190 с.
Ивлев Ю. В. Логика: Учебник / Ю. В. Ивлев. — М.: Наука, 1994. —– 284 с.
Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика: Учебник для юридических вузов/под ред. проф. В. И. Кириллова. — Изд. 6-е, перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. — 240 с.
Никифоров А. Л. Логика. — М.: Издательство «Весь мир», 2001. — 224 с.
Челпанов Г. И. Учебник логики. — М.: Издательская группа «Прогресс», 1994. — 248 с.

Вариант 1 Оглавление TOC o «1-1» u 1 Определите отношения между понятиями и изобразите их в виде кругов Эйлера PAGEREF _Toc407897293 h 3 2