Вариант 1
ОГЛАВЛЕНИЕ

TOC o «1-1» u 1.1. (1 и 13 в каждом упр.) PAGEREF _Toc419140169 h 3
1.2. (1 и 13 в каждом упр.) PAGEREF _Toc419140170 h 4
1.3. (1 и 13 в каждом упр.) PAGEREF _Toc419140171 h 7
1.4. (1 и 13 в каждом упр.) PAGEREF _Toc419140172 h 7
1.5. (1 и 13 в каждом упр.) PAGEREF _Toc419140173 h 9
1.6. (1 и 13 в упр. 31) PAGEREF _Toc419140174 h 10
2.1. (1.1, 1.7) PAGEREF _Toc419140175 h 11
2.2. (6.1.) PAGEREF _Toc419140176 h 11
2.3. (9.4.) PAGEREF _Toc419140177 h 11
2.4. (1 в каждом упр.) PAGEREF _Toc419140178 h 12
3.1. (10.1.) PAGEREF _Toc419140179 h 13
3.2. (17.1.) PAGEREF _Toc419140180 h 13
3.3. (19.1.) PAGEREF _Toc419140181 h 14
4.1. (1.1.) PAGEREF _Toc419140182 h 14
4.2. (5.1.) PAGEREF _Toc419140183 h 15
4.3. (6.1.) PAGEREF _Toc419140184 h 15
4.4. (10.1.) PAGEREF _Toc419140185 h 16
4.5. (11.1.) PAGEREF _Toc419140186 h 17
5.1. (2.1.) PAGEREF _Toc419140187 h 17
7. (1 в упр. 1, 4, 5, 6) PAGEREF _Toc419140188 h 17
Список использованной литературы PAGEREF _Toc419140189 h 19

1.1. (1 и 13 в каждом упр.)
Упражнение 1. Укажите единичные и общие понятия, определите, какие общие понятия являются регистрирующими и какие – нерегистрирующими; выделите собирательные понятия.
1.1. «Юридическое лицо» – общее (нерегистрирующее) понятие.
1.13. «Студент МГЮА» – общее (регистрирующее) понятие.

Упражнение 2. Установите, в каком смысле – собирательном или разделительном – употребляются выделенные понятия.
2.1. «Человек осваивает космос» – понятие употребляется в собирательном смысле.
2.13. «Терроризм – преступление против общественной опасности» – понятия употребляются в разделительном смысле.

Упражнение 3. Укажите конкретные и абстрактные понятия.
3.1. «Политическая система» – конкретное понятие.
3.13. «Родство» – абстрактное понятие.

Упражнение 4. Укажите положительные и отрицательные понятия.
4.1. «Верность» – положительное понятие.
4.13. «Бездна» – отрицательное понятие.

Упражнение 5. Определите, являются ли данные понятия безотносительными или соотносительными.
5.1. «Причина» – соотносительное понятие.
5.13. «Право» – безотносительное понятие.

Упражнение 6. Дайте полную логическую характеристику понятиям.
6.1. «Государство» – понятие общее (регистрирующее), несобирательное, конкретное, положительное, безотносительное.
6.13. «Судимость» – понятие общее (нерегистрирующее), несобирательное, абстрактное, положительное, безотносительное.

1.2. (1 и 13 в каждом упр.)
Упражнение 7. Определите вид отношения между совместимыми понятиями и изобразите его с помощью круговых схем (кругов Эйлера).
7.1. Высшее учебное заведение (А). Университет (В). – Подчинение (субординация).
А В

7.13. Учёный (А). Физик (В). Гражданин Российской Федерации (С). – Подчинение (субординация) и пересечение (перекрещивание).

А В С

Упражнение 8. Подберите понятия, равнозначные данным.
8.1. «Квадрат» – «Прямоугольный ромб».
8.13. «Известие» – «Весть».

Упражнение 9. Подберите понятия, находящиеся в отношении пересечения к данным.
9.1. «Студент» – «Спортсмен».
9.13. «Апелляция» – «Судебная процедура». (Понятие апелляция имеет также отношение к виноделию)

Упражнение 10. К данным понятиям подберите подчиненное и подчиняющее понятия.
10.1. «Учебник» – «Учебник ботаники» (подчиненное), «Книга» (подчиняющее).
10.13. «Служебный подлог» – «Неоднократный служебный подлог» (подчиненное), «Подлог» (подчиняющее).

Упражнение 11. Укажите, какие понятия выражают отношение рода и вида, а какие – целого и части.
11.1. «Образное выражение, поговорка» – понятия выражают отношение рода и вида.
11.13. «Музыкальное произведение, опера» – понятия выражают отношение рода и вида.

Упражнение 12. Определите вид отношения между несовместимыми понятиями, изобразите его с помощью круговых схем.
12.1. Преступление (А). Должностное преступление (В). Хозяйственное преступление (С). – Подчинение (субординация), соподчинение (координация).
А
В С

12.13. Дисциплинарное взыскание (А). Выговор (В). Замечание (С). – Подчинение (субординация), соподчинение (координация).

А
В С

Упражнение 13. Подберите понятия, находящиеся в отношении соподчинения к данным (родовым) понятиям.
13.1. «Преступление». Соподчиненные – «Грабеж», «Мошенничество».
13.13. «Право». Соподчиненные – «Избирательное право», «Естественное право».

Упражнение 14. Подберите понятия, противоположные и противоречащие данным.
14.1. «Большой» – «Маленький» (противоположное), «Небольшой» (противоречащее).
14.13. «Требовательность» – «Лояльность» (противоположное), «Нетребовательность» (противоречащее).

Упражнение 15. Определите вид отношения между понятиями, изобразите его с помощью круговых схем.
15.1. Государства (А). Федеративное государство (В). Унитарное государство (С). – А и В, А и С – совместимость, подчинение (субординация). В и С – несовместимость, соподчинение (координация).
А
В С

15.13. Сын (А). Отец (В). – Совместимость, подчинение (субординация).
А В

Упражнение 16. Определите вид отношения между понятиями и схемы, соответствующие этим отношениям.
16. 1. Противоречие (А). Конфликт (В). – Отношение равнообъемности (схема 1).
16.13. Договор (А). Сделка (В). – Отношение соподчинения (схема 4).
1.3. (1 и 13 в каждом упр.)
Упражнение 17. Обобщите понятия.
17.1. Криминология – прикладная наука.
17.13. Пропаганда войны – пропаганда.

Упражнение 18. Ограничьте понятия.
18.1. Право – право на жизнь.
18.13. Свидетель – очевидец.

Упражнение 19. Проверьте правильность обобщения понятия.
19.1. «Кабинет министров – правительство». – Обобщение не правильное.
19.13. «Калий – металл». – Обобщение правильное.

Упражнение 20. Проверьте правильность ограничения понятия.
20.1. «Государство – африканское государство». – Ограничение правильное.
20.13. «Оркестр – контрабас». – Ограничение не правильное.

1.4. (1 и 13 в каждом упр.)
Упражнение 21. Укажите вид определения, номинальное или реальное, явное или неявное; выделите определение через род и видовое отличие, а также приемы, заменяющие определение.
21.1. «Понятие – это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках». – Реальное, явное определение, – через род и видовое отличие.
21.13. «Наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в сложных машинах, живых организмах и обществе называется кибернетикой». – Номинальное, явное определение, – через род и видовое отличие.
Упражнение 22. Реальные определения упражнения 21 преобразуйте в номинальные и номинальные (если это возможно) – в реальные.
21.1. Реальное: «Понятие – это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках».
Номинальное – «Словом «понятие» называется та форма мышления, которая предметы отражает в существенных признаках».
21.13. Номинальное: «Наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в сложных машинах, живых организмах и обществе называется кибернетикой».
Реальное – «Кибернетика – наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в сложных машинах, живых организмах и обществе».

Упражнение 23. Произведите анализ определений через род и видовое отличие, укажите определяемое и определяющее понятие, в последнем – род и видовое отличие.
23.1. Держава (А) – большое независимое государство (В), ведущее самостоятельную политику (с). А – определяемое, Вс – определяющее, В – род, с – видовое отличие.
23.13. Биологические ритмы (А) – циклические колебания (В) интенсивности и характера процессов жизнедеятельности животных и растительных организмов (с). А – определяемое, Вс – определяющее, В – род, с – видовое отличие.

Упражнение 24. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено).
24.1. Дееспособность – способность лица приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, а также нести ответственность за совершенные правонарушения. Правильное определение (А=Вс).
24.13. Правоспособность – способность иметь права. Неправильное определение. Определение не должно содержать круга. Правильное определение: Правоспособность – установленная законом способность лица или организации обладать правами и обязанностями (А=Вс).

1.5. (1 и 13 в каждом упр.)
Упражнение 25. Укажите вид деления понятий, делимое понятие, члены деления, основание деления.
25.1. История человечества делится на древнюю, средневековую, новую и новейшую. Деление по видообразующему признаку. «История человечества» – делимое понятие. «Древняя история», «средневековая история», «новая история», «новейшая история» – члены деления. Основание деления – «вид истории с точки зрения исторической эпохи».
25.13. Для удобства применения и повышения лечебного эффекта используются лекарственные формы жидкие, твердые, мягкие или газообразные. Деление по видообразующему признаку. «Лекарственные формы» – делимое понятие. «Жидкие формы», «твердые формы», «мягкие формы», «газообразные формы» – члены деления. Основание деления – «удобство применения и повышения лечебного эффекта».

Упражнение 26. Укажите, в каких задачах произведено деление понятий, и в каких – расчленение целого на части.
26.1. «Изобразительное искусство делится на живопись, графику и скульптуру» – произведено деление понятия.
26.13. «По характеру психической активности память делят на двигательную, эмоциональную, образную или словесно-логическую» – произведено деление понятия.

Упражнение 27. Разделите объемы данных понятий по избранному Вами основанию.
27.1. Закон. – «На основании основной принадлежности законы можно разделить на законы науки, природы, религии, повседневной жизни человека, и т.д.».
27.13. Юрист. – «По роду деятельности юристов можно разделить на судей, адвокатов, прокуроров, следователей, нотариусов, юрисконсультов и т.д».

Упражнение 28. Проверьте правильность деления понятий, в неправильном делении укажите какие правила нарушены.
28.1. «Соучастниками преступления являются исполнитель, организатор, подстрекатель или пособник преступления». – Деление правильное.
28.13. «Работа может быть выполнена добросовестно и недобросовестно». – Деление правильное дихотомическое.

1.6. (1 и 13 в упр. 31)
Упражнение 31. Образуйте дополнение классу. Операцию изобразите схемой и запишите формулой.
31. 1. Деревья – 1. Хвойные деревья – А. 1 – А = А´. – Исключая множество хвойных деревьев из универсального класса деревьев, образуем дополнение: множество «не хвойных деревьев». В своей сумме оба понятия образуют весь универсальный класс, соответствующий понятию «деревья».

А´ А

31. 13. Конституция – А. Закон – 1. 1 – А = А´. – Исключая множество «конституция» из универсального класса законов, образуем дополнение: множество «неконституционных законов». В своей сумме оба понятия образуют весь универсальный класс, соответствующий понятию «закон».

А´ А

2.1. (1.1, 1.7)
Упражнение 1. Укажите предложения, выражающие суждения. Вопросительно-риторические предложения преобразуйте в повествовательные.
1.1. Всякое преступление – противоправное деяние. – Суждение.
1.7. Кого не трогает искусство? Кого оно не облагораживает? (Чехов). – риторические вопросы. В форме повествовательного предложения: «Искусство трогает и облагораживает каждого человека».

2.2. (6.1.)
Упражнение 6. Дайте объединенную классификацию суждений, изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера, установите распределенность субъекта и предиката.
6.1. «Государственное право – юридическая наука». – Общеутвердительное суждение (А), S распределен, Р не распределен.

S Р

2.3. (9.4.)
Упражнение 9. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части (простые суждения), запишите суждения с помощью символов, используя логические связки.
9.4. В судебном заседании прокурор либо поддерживает обвинение, либо отказывается от него. – Разделительное (дизъюнктивное) суждение, состоящее из двух простых: 1) прокурор поддерживает обвинение (р), 2) прокурор отказывается от обвинения (q), соединенных логической связкой «либо». В символической записи – p ≠ q, строгая дизъюнкция.

2.4. (1 в каждом упр.)
Упражнение 16. Определите эпистемическую модальность суждений, запишите их с помощью операторов «доказано» (V), «опровергнуто» (F), «вероятно» (P). Достоверные суждения выразите с помощью оператора «опровергнуто», проблематические – с помощью операторов «доказано» и «опровергнуто».
16.1. «Установлено, что Н. – организатор преступления». – Суждение достоверное, может быть выражено с помощью оператора «доказано» (V).

Упражнение 17. Определите деонтическую модальность суждений, запишите их с помощью операторов «обязанность» – О (d), «запрещение» – F (d), «разрешение» – P (d).
17.1. «Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность». – «Разрешение» – P (d).

Упражнение 18.
В Конституции Российской Федерации, Уголовном, Гражданском и других кодексах найдите правообязывающие, правозапрещающие и правопредоставляющие нормы.
Конституция Российской Федерации.
Норма правообязывающая – «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».
Норма правозапрещающая – «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону».
Норма правопредоставляющая – «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

Упражнение 19. Определите алетическую модальность суждений: установите, является ли суждение фактически необходимым или случайным, возможным или невозможным. Запишите суждения с помощью модальных операторов.
19.1. «Каждое общество порождает свою политическую систему». – Суждение (р) – фактически необходимое. Его запись – □ р.

3.1. (10.1.)
Упражнение 10. Постройте логический квадрат. Опираясь на него, выведите суждения противоположные, противоречащие и подчиненные данным. Установите их истинность или ложность.
10.1. Совершеннолетние имеют право голоса (Аи). Ни один совершеннолетний не имеет права голоса (Ел). Некоторые совершеннолетние не имеют право голоса (Ол). Некоторые совершеннолетние имеют право голоса (Iи).

3.2. (17.1.)
Упражнение 17. Сделайте вывод из посылок, определите фигуру силлогизма. С помощью правил фигур установите, следует ли вывод с необходимостью.
17.1. Все студенты юридических вузов изучают логику. Соколов не студент юридического вуза.
1.
Все студенты юридических вузов (М) изучают логику (Р).
Соколов (S) – не студент юридического вуза (М).
Соколов (S) – не изучает логику (Р).

2.
М Р
1-ая фигура
S М
3. Нарушено правило меньшей посылки, которая должна быть утвердительной. Вывод с необходимостью не следует.

3.3. (19.1.)
Упражнение 19. Укажите свойства отношений, на основании которых сделан вывод. Запишите схему вывода.
19.1. А равно В, следовательно, В равно А. Предмет С отличается некоторыми признаками от предмета D. Значит, и предмет D отличается этими же признаками от предмета С. Отношение симметричности: хRy → yRx.

4.1. (1.1.)
Упражнение 1. Найдите основание и следствие в условных посылках, сделайте вывод, постройте его схему. Если условная посылка не выражена, сформулируйте её в явной логической форме (со связкой «если.., то…»). При решении задачи следует учесть, что некоторые посылки являются комбинированными сложными суждениями.
1.1. Если будет снежная зима и дождливая весна, то горные реки выйдут из берегов. Если они выйдут из берегов, то их воды размоют дороги. Если дороги окажутся размытыми, то движение по ним станет невозможным и в результате многие населенные пункты окажутся без подвоза сырья и продовольствия.
В явной логической форме: Если будет снежная зима и дождливая весна (основание – р q), то горные реки выйдут из берегов (следствие – r). Если они выйдут из берегов (основание – r), то их воды размоют дороги (следствие – s). Если дороги окажутся размытыми (основание – s), то движение по ним станет невозможным (следствие – t). Если движение станет невозможным (основание – t), то многие населенные пункты окажутся без подвоза сырья и продовольствия (следствие – u v).
Схема:
((р q) → r)) (r → s) (s → t) (t → (u v))
(р q) → (u v)

4.2. (5.1.)
Упражнение 5. Сделайте вывод из посылок, установите, следует ли он с необходимостью.
5.1. Если Н. занимается клеветой (р), он привлекается к уголовной ответственности (q). Н. привлекается к уголовной ответственности (q). Значит, Н. занимается клеветой (р).
Схема:
р → q, q
р
Заключение получено по вероятностному модусу, вывод не следует с необходимостью: вероятно, р.

4.3. (6.1.)
Упражнение 6. Сделайте вывод из посылки разделительно-категорического умозаключения, определите модус, постройте его схему, укажите вид дизъюнкции: строгая или не строгая, полная или не полная.
6.1. Суждение может быть простым (р) или сложным (q). Суждение «Медведев – старшина милиции» – простое суждение (р). Следовательно, оно не сложное (¬q).
Схема:
р ≠ q, р
¬q
– утверждающе-отрицающий модус. Большая посылка – суждение строгой дизъюнкции, полной, что и требуется при этом модусе. Вывод достоверен.

4.4. (10.1.)
Упражнение 10. Постройте рассуждения в форме дилеммы, при отсутствии разделительной посылки или заключения сформулируйте их, составьте схему вывода.
10.1. Заведующий мастерской, изготовляющей кожаные портфели и дамские сумки заявил в прокуратуру о том, что из мастерской была похищена кожа. По его мнению, кожа была украдена через вентиляционное отверстие. Следователь осмотрел отверстие и установил, что его внутренняя поверхность покрыта толстым нетронутым слоем пыли. Если бы кожа была похищена через это отверстие, то неизбежно на таком слое остались бы следы.
Заведующий понял это и высказал предположение, что хищение, видимо, совершено через отверстие в потолке, выходящее на чердак. Был произведен осмотр чердака и установлено, что весь его пол покрыт толстым слоем пыли. Если бы хищение было произведено через чердак, то на полу неизбежно остались бы следы. (Одновременно было установлено, что возможность проникновения преступника через окно и дверь исключена.)
Заведующий мастерской был вынужден признаться, что кожа была им присвоена, а чтобы скрыть это, он сделал заявление об ограблении мастерской.
В явной логической форме: Если кожа украдена через вентиляционное отверстие (р), то неизбежно на слое пыли остались бы следы (q). Если бы кожа была похищена через отверстие в потолке (r), то неизбежно на слое пыли на полу остались бы следы (s). Следов нет ни в вентиляционном отверстии (q), ни на полу чердака (s). Следовательно, кожа или не украдена через вентиляционное отверстие (р), или не через чердак (r).
Сложная деструктивная дилемма:
(р → q) (r → s) (q s)
p r

4.5. (11.1.)
Упражнение 11. Сформулируйте пропущенную часть умозаключения, проверьте правильность вывода.
11.1. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Д. – обвиняемый. Д. не обязан доказывать свою невиновность.
Силлогизм:
Обвиняемый (М) не обязан доказывать свою невиновность (Р).
Д. (S) – обвиняемый (М).
Д. (S) не обязан доказывать свою невиновность (Р).
Это 1-ая фигура простого категорического силлогизма. Все правила соблюдены, вывод правильный.

5.1. (2.1.)
Упражнение 2. Можно ли получить данные обобщения с помощью полной индукции?
2.1. Всю неделю стояла жаркая погода. – Да, поскольку можно перечислить все необходимые посылки (на каждый день недели придётся одна посылка, всего семь).

7. (1 в упр. 1, 4, 5, 6)
Упражнение 1. Сохранят ли тождество суждения, если выделенное понятие заменить понятием, заключенным в скобки?
1.1. «В случае недостижения соглашения по вопросу о процедуре расследования стороны по взаимной договоренности выбирают арбитра, который решает вопрос о процедуре (третейского судью, посредника).
Если будет использовано понятие «третейский судья», то сохранится.

Упражнение 4. Опираясь на закон непротиворечия, установите, могут ли быть одновременно истинными данные пары суждений?
4.1. «Все студенты 3-ей группы подготовились к семинарскому занятию. Ни один студент 3-ей группы ни подготовился к семинарскому занятию».
– Нет, поскольку данные суждения находятся в отношении противоположности, А и Е, а противоположные суждения не могут быть одновременно истинными: ¬(р ¬р).

Упражнение 5. Опираясь на закон исключенного третьего, установите, могут ли быть одновременно ложными данные пары суждений?
5.1. «Некоторые студенты 1курса сдали зачет по иностранному языку досрочно. Ни один студент 1 курса зачет по иностранному языку досрочно не сдавал».
– Данная пара суждений находится в отношении противоречия, I и Е, поэтому суждения не могут быть одновременно ложными: р ¬р.

Упражнение 6. Укажите рассуждения, в которых нарушены требования закона достаточного основания.
6.1. «Поляков изучает высшую математику, так как он студент технического вуза, а в технических узах все студенты изучают высшую математику».
– Закон достаточного основания не нарушен.

Список использованной литературы

Нормативные акты
Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://constitution.kremlin.ru/ (Дата обращения: 11.05.2015).

Литература
Бочаров В. А., Маркин В. И. Основы логики: Учебник. — М: ИНФРА-М, 1998, — 296 с.
Войшвилло Е. К., Дегтярев М. Г. Логика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. — 528 с.
Ивлев Ю. В. Логика для юристов: Учебник. — М.: Изд-во «Юридический колледж МГУ», 1996. — 304 с.
Кириллов В. И., Орлов Г. А., Фокина Н. И.: Упражнения по логике. — 3-е изд., перераб и доп. — М.: Юристъ, 1997. — 128 с.
Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика: Учебник для юридических вузов / под ред. проф. В. И. Кириллова. — Изд. 6-е, перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. — 240 с.

Вариант 1 ОГЛАВЛЕНИЕ TOC o «1-1» u 1 1 (1 и 13 в каждом упр