После того, как ребенок уходит из детского сада и начинает посещать школьные занятия, происходят большие изменения в его жизни. Весь образ жизни претерпевает значительные изменения. Меняется социальный статус ребенка, его отношения с коллективом, с семьей. Главная деятельность ребенка теперь – это учение, от которого в целом и зависит успешность обучения. Главная его обязанность – обязанность посещать школьные занятия и приобретать новые знания.
Стоит отметить, что изучение любого школьного предмета – это большая работа, которая требует от ученика проявления организованности, силы воли и дисциплины. Меняется и окружение сверстников – школьник развивает отношения с ребятами, с которыми ему предстоит сотрудничать ближайшие 11 лет.
В этом возрасте нет ничего важнее, как приобретать новые знания, формировать новые навыки и умения, накапливать багаж знаний о том, что окружает человека в природе и обществе людей.
Естественно, что школьник не может моментально сформировать правильное отношение к занятиям в школе. Он пока даже не осознает всей важности этого процесса. Очень быстро становится очевидным, что учение в школе – это серьезная работа, которая требует силы воли, самоограничения и активизации своих мыслительных способностей. Некоторые дети не привычны к этому, поэтому быстро разочаровываются в школе и у них возникает негативное отношение к обучению. Чтобы избежать этого, педагог должен провести грамотную работу по формированию к обучению положительного взгляда.
Это не игра и не развлечение, но все же работа эта очень интересная и нужная, она может быть даже занимательной. Главное, чтобы то, как учитель организует проводимые занятия, подкрепляли на практике этот принцип.
Сначала обычно все ученики в первом классе достаточно хорошо учатся, так как это обуславливается их благоприятными отношениями с семьей и с коллективом одноклассников. Также для учеников этого возраста свойственна личная мотивация – желание получить только хорошую отметку, чтобы учителя и родители были довольны.
Содержимое
Интерес к учению
Даже не осознавая важности учебного процесса, ребенок испытывает повышенный к нему интерес. Но для того, чтобы у детей развивался полноценный интерес к содержательной части учебного процесса, важно чтобы они были сами заинтересованы в результатах своей деятельности. Это создаст благоприятные условия для формирования мотивации высшего порядка, которая является частью ответственного отношения к своей обязанности принимать активное прилежное участие в учебной деятельности.
Для того, чтобы подогревать интерес к содержанию преподаваемого материала в школе, нужно помочь ребятам испытывать чувство удовлетворения каждый раз, когда они добиваются каких-то хороших результатов. Для подкрепления чувства удовлетворения важно активно хвалить учеников, одобрять их действия, подчеркивая каждый даже очень небольшой успех. Даже если ребенок сделал незначительное продвижение вперед, он нуждается в похвале. В результате ученики начальных классов будут чувствовать гордость, что даст им прилив сил и мощную мотивацию действовать дальше.
Огромное влияние на учебный процесс оказывает то, что с самых первых моментов пребывания в школе учитель становится для детей авторитетом. Этот авторитет нужно поддерживать на протяжении всего обучения, так как именно он часто оказывает мощное положительное воздействие на успешность обучения детей младшей школе.
Сформированность психических процессов
Благодаря обучению в начальных классах, ребенок получает постоянное стимулирование психических процессов, отвечающих за изучение окружающего мира. Особенностью мышления детей этого возраста является то, что их восприятие очень острое и до сих пор свежее, что помогает им по-прежнему оставаться очень любознательными. Обычно эти дети с удовольствием рассматривают природу, которая каждый день показывает им что-то новое и неизведанное.
Восприятие
Одной из отличительных черт восприятия детей этого возраста является незначительная дифференцированность, в которой происходят недочеты при восприятии объектов, похожих друг на друга. Еще одной особенностью является то, что восприятие младшего школьника очень связано с его действиями. Для того, чтобы ребенок воспринимал какой-то предмет, он обязательно должен с ним что-то делать, что-то в нем менять. И еще одна особенность – это повышенный эмоциональный фор восприятия.
Постепенно восприятие ребенка теряет эти свои особенности и подвергается трансформации. Ребенок растет, и восприятие его приобретает более взрослые формы: оно становится целенаправленным и управляемым. В результате учебной деятельности восприятие человека становится более глубоким, способным к анализу, дифференциации. Человек начинает сам регулировать процессы восприятия.
Внимание
Обсудим еще некоторые особенности детей возраста начальных классов. Произвольное внимание развито слабо. Ограниченные возможности регулировать свое внимание, направлять его в правильное направление. Чтобы управлять вниманием ребенка, нужно постоянно его мотивировать. Ученики старших классов, как правило даже при далекой мотивации способны поддерживать свое внимание, то дети возраста младшей школы не могут этого делать. Ученик начальных классов нуждается в том, чтобы как можно быстрее увидеть результаты своего умственного труда, для того, чтобы быть способным направить свое внимание на него.
А вот непроизвольное внимание у детей этого возраста, напротив, хорошо работает. Любое новое явление, яркое и незнакомое событие автоматически становится предметом внимания ученика, при этом школьнику даже не нужно прилагать для этого слишком много усилий.
Память
Обучение в школе оказывает влияние на формирование особенностей памяти у учеников начальных классов. Большую роль приобретает смысловое запоминание, а также словесно-логическое, ребенок учиться контролировать собственную память. Поскольку в этом возрасте преобладает первая сигнальная система, то детям гораздо проще запомнить произошедшие с ними события, увиденные лица и предметы, чем объяснения и описания. Детям этого возраста лучше дается механическое запоминание, причем они не способны увидеть многие логические связи в изучаемом материале.
Воображение
Главной особенностью формирования воображения детей, учащихся в начальной школе, является развитие воссоздающего воображения. Ребенок представляет то, что воспринят раньше, либо создает в своем воображении образы, учитывающие увиденный рисунок, схему и т.п. Этот тип воображения развивается за счет увеличения точности воссоздания действительности. Но и творческое воображение, которое позволяет в своем сознании создавать новые образы, трансформировать пережитый опыт, объединить различные его элементы в новые структурные комбинации – все это также совершенствуется в этом возрасте.
Мышление
В процессе обучения в школе, ребенок начинает проявлять способности к познанию не только внешних проявлений какого-либо явления, но и к познанию его сущности. Мышление становится способным отражать свойства, которыми наделены предметы или явления, что позволяет ребенку делать собственные выводы, обобщения, строить аналогии и рождать свои умозаключения. Именно сейчас создается благоприятная среда для рождения способности воспринимать научные понятия.
Дети младшего школьного возраста обладают еще достаточно скудными способностями к аналитико-синтетической деятельности, что проявляется в неспособности проводить анализ предметов без непосредственного их восприятия.
- Первый тип ориентировочной основы действий характеризуется тем, что ребенок допускает много ошибок и делает много попыток. При этом он даже не ставит перед собой задачу научиться определенному действию. Материал усваивается недостаточно хорошо, ребенок не может выделить в потоке информации наиболее существенные моменты.
- Второй тип заключается в том, что педагог ставит перед учеником задачу к выработке определенных действий. Ученик осознанно изучает некоторые внешние стороны действия перед тем, как приступить к его выполнению. Так как сам он не в состоянии совершать действие без ошибок, учитель ему в этом всячески помогает и направляет. Знания усваиваются гораздо лучше, чем при первом типе, ребенок хорошо понимает содержание изучаемого вопроса и выделяет наиболее важную информацию от несущественной.
- Третий тип ООД заключается в том, что ученик, прежде чем приступить к выполнению полностью нового для себя действия, способ самостоятельно изучить все относящиеся к нему важные аспекты и достаточно правильно без ошибок произвести это действие.
Гальперин П.Я. приводит 6 этапов, которые способны повысить успешность обучения детей в младшей школе:
Мотивация (обращение внимание учащегося на изучаемый материал, пробуждение желания получить соответствующие знания и навыки);
- Определение ориентировочной основы действий;
- Осуществление действия в материализованной форме;
- Выполнение действия, проговаривая его вслух громко;
- Выполнение действия, проговаривая его про себя;
- Выполнение действия без проговаривания, но используя внутреннюю речь.
В этом возрасте у человека начинают формироваться новые для него мотивы: он начинает испытывать новые потребности, у него возникают новые желания и интересы. Происходит существенная трансформация структуры мотивации в системе мышления. То, что имело большое значение недавно, сейчас уже не играет большой роли для ребенка.
Происходит смещение ценности в сторону учебной деятельности от игровой деятельности. Однако в возрасте начальной школы мотивы преобладают над мотивационными установками. Дети не способны ставить цели на долгосрочные перспективы. Обычно их мотивируют краткосрочные цели, осуществления которых можно добиться в данный момент. Главным мотивационным эффектов в этом возрасте остается наказание или похвала прямо здесь и прямо сейчас.
Известно, что для побуждению к учебной деятельности недостаточно лишь одного мотива, задействуется в этом случае, как правило, целая мотивационная система.
Успешность обучения и мотивы
Под мотивом мы подразумеваем направление внимания школьника к определенной стороне учебной деятельности, связанное с положительным его к этому отношением.
Существуют разные виды мотивов. Например, это могут быть познавательные мотивы или социальные мотивы. Если ученик направляет свое сознание больше на содержание учебного материала, то у него преобладает познавательный мотив. Если же в ходе обучения наблюдается направленность ученика на человека, то это говорит о преобладании социального мотива.
Как социальные мотивы, так и познавательные, имеют целые системы уровней.
Если говорить о познавательных мотивах, то они имеют следующие уровни:
- широкие (желание получить новые знания);
- учебно-познавательные (желание приобрести навыки по самостоятельному усвоению материала и добычи новых знаний);
- самообразование (склонность приобретать дополнительные знания и самостоятельно совершенствоваться).
Социальные мотивы имеют такие уровни:
- широкие (чувство ответственности, ориентирование на роль учителя);
- позиционные (стремление получить определенную позицию среди людей, получить от них одобрение);
- сотрудничество (желание взаимодействовать с окружающими людьми).
Мотивы могут быть связаны с разными аспектами учебной деятельности либо с психологическими или физическими особенностями ученика.
Осознанность некоторых мотивов проявляется в том, что ученик рассказывает о своих побуждениях, способен распределить мотивы по важности. Реально действующие мотивы проявляются в том, насколько хорошо ребенок справляется с обучением, посещает ли он занятия, насколько активно участие принимает в различных видах школьной деятельности или пытается избежать их, выполняет ли он необязательные дополнительные задания, стремится ли выполнять упражнения повышенной трудности.
В период обучения в начальной школе, ребенок приобретает новые для себя социальные мотивы, незнакомые ему ранее. Он начинает испытывать такие чувства, как ответственность и долг, осознает важность получения школьного образования. Именно в период жизни от 8 до 10 лет чувство долга становится преобладающим мотивом в обучении, а личный интерес уходит на второй план.
С другой стороны, это проявляется именно на словах. То есть ребенок знает о таких видах мотивов и говорит о них. Однако на самом деле им по прежнему могут двигать желание получить хорошую оценку или одобрение учителя. Именно для достижения этих целей он готов сесть и стараться выполнить задания учителя.
Успешность обучения и самооценка
Успешность учебной деятельности ребенка зависит от того, насколько высока его самооценка. В своих работах Занков Л.В. пишет, что развитие личности человека напрямую влияет на его успехи при осуществлении учебной деятельности. Самооценка – это результат воздействия на человека его мотива достижений – наиболее подходящего к обучению виду мотивации.
Разные дети испытывают разное влияние на самооценку при одном и том же событии. Для кого то вполне достаточно считать, что он справился с выполнением задания не хуже остальных, кто-то считает, что его оценка должна обязательно быть хотя бы немного лучше остальных, а кто-то стремиться получить самый высокий балл. Уровень притязаний ученика можно определить по его оцениваниям своей работы еще до того, как он получил результат. Сегодня существует ряд тестов, которые помогают определить школьные достижения, также разработаны методические рекомендации по их конструированию и проведению.
Успешность обучения и эмоциональный настрой
Еще одним важнейшим фактором, влияющим на успешность обучения в начальной школе является эмоциональный компонент. По мнению Прихожан А.М. проявление эмоций часто зависит от условий жизни ученика и его генетической предрасположенности.
Тревожность – это одна из главных составляющих эмоций человека. И при обучении нужно учитывать уровень тревожности учеников. Стоит отметить, что тревожность сама по себе – это полезное качество, если не превышен порог так называемой «полезной тревоги». Тревога неизбежно возникает у каждого ученика в процессе учебной деятельности. Однако нужно следить за тем, чтобы она имела комфортный уровень, оптимальный для адекватного развития личности и успеваемости ребенка.
Итак, для устойчивого повышения успешности осуществляемой учениками начальной школы учебной деятельности важно формировать у них правильную мотивацию и адекватную самооценку.