упражнение. Учебник содержит материал, предназначенный для совершенствования на уроках русского языка каллиграфических навыков, развития орфографической зоркости, формирования умений безошибочно списывать. В частности, на протяжении всего учебника в качестве такого материала использован текст С. Я. Маршака «Про все на свете. Азбука в стихах и картинках».
Программа А.В.Поляковой реализует следующие цели :
познавательная цель предполагает ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Программа позволяет познакомить учащихся с основными положениями науки о языке, сформировать умения и навыки безошибочного письма, развить устную и письменную речь школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.
Данный курс русского языка разработан на основе концепции развивающего обучения Л. В. Занкова. Развивающие возможности системы Л. В. Занкова связаны с усложнением содержания обучения за счёт увеличения удельного веса теоретических знаний и объёма информации, особой организации деятельности учащихся, включения эмоциональной сферы, индивидуализации обучения.
Содержание курса — совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, — представлено следующими разделами:
• основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация
• развитие речи.
Языковой материал призван обеспечить формирование первоначального представления о структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также усвоение норм русского литературного языка.
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса.
В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», обеспечивающий ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности.
В курсе представлены не только система знаний и умений по русскому языку, но и конкретные учебные действия, помогающие эффективному усвоению содержания предмета на основе реализации дидактических принципов системы Л. В. Занкова.
Таким образом, программа Т.Г.Рамзаевой является программой традиционного обучения, что, на мой взгляд, наиболее актуально на сегодняшний день, программа А.В.Поляковой — развивающего обучения, которая будет иметь место в классах с гуманитарным уклоном.
4.Напишите реферат по книге С.Ф. Жуйкова «Психология усвоения грамматики в начальных классах». Постарайтесь оттенить исследовательскую работу автора.
Ознакомьтесь с учебниками «Русский язык» этого автора. Попытайтесь обнаружить, как отразились исследования С.Ф. Жуйкова в его (и его соавторов) учебнике, написанном и изданном позднее.

В начале грамматического изучения языка школьники, как и дошкольники, сознают языковой материал в особой форме, которую мы называем неотчетливым сознанием слов, их отношений и элементов. Предметом сознавания является то, что обозначается словами и словосочетаниями как определенными звуковыми комплексами, а сама внешняя сторона слов и словесных отношений не оказывается предметом сознавания, хотя в сознании отражается. Она сознается в единстве с теми фактами, явлениями действительности, которые обозначаются данным звуковым комплексом. Самостоятельно сделать предметом сознавания внешнюю сторону слов дети затрудняются. Морфологические элементы слова подмечаются в его составе, но не выделяются из него как самостоятельные единицы (даже при задаче). В процессе грамматического изучения языка учащиеся должны научиться выделять из контекста речи предложения и слова как самостоятельные единицы; отличать слово как определенный комплекс звуков (букв) от факта, явления действительности, который обозначается данным словом; затем различать содержательную (значения) и формальную (звуковую форму сознавания, когда объект сознавания словесно квалифицируется, обозначается определенным термином, мы называем отчетливым сознаванием. В условиях обычного обучения учащиеся знакомятся с предложением, осознают его как самостоятельную единицу практическим путем: предложения, произносимые учителем или учащимися (при анализе картинок по заданию учителя), обозначаются термином «предложение»; таким образом этот термин ассоциативно связывается с конкретными предложениями. Дети узнают внешние письменные признаки предложений: написание с большой буквы первого слова, определенные знаки в конце. Но, чтобы письменно оформить предложение, его надо предварительно выделить из контекста или составить самостоятельно.
«Чувство языка» внешне выражается в использовании ранее встречавшихся языковых форм применительно к новому материалу, в комбинировании элементов языка в соответствии с его законами, хотя последние не осознаются в форме понятий и суждений. Очевидно, что физиологической основой «чувства языка» являются стереотипы нервных связей, системы ассоциаций в первой и второй сигнальных системах. В своем исследовании «чувство языка» мы рассматривали как ассоциации, которые формируются в обычной речи или путем так называемых практических упражнений; эти ассоциации не составляют ни грамматических понятий, ни знаний грамматических правил, ни умений применять такие правила. Мы их условно называли до— грамматическими. Имелись в виду прежде всего: а) ассоциации, обеспечивающие постановку формально-грамматических вопросов, т.е ассоциации между известным вопросом и словами соответствующего грамматического разряда; б) ассоциации между «родовыми словами» (местоимениями) и соответствующими существительными; в) ассоциации между формами одного и того же слова, т.е. парадигменные ассоциации; г) ассоциации между однокоренными словами, т. е. межсловесные ассоциации, и т. п. Эти ассоциации хотя и не составляют грамматических знаний и умений, но без них невозможно грамматическое изучение языка. Они способствуют переходу от одной формы сознавания языковых фактов (от неотчетливого сознавания) к другой его форме (отчетливое сознавание). При традиционной методике обучения недостаточно уделяется внимания формированию этих ассоциаций. Как бы предполагается, что у школьников системы ассоциаций имеются и проявляются при решении грамматических задач. На самом деле только часть таких ассоциаций вырабатывается у детей в процессе обыкновенной речевой практики. В ряде случаев образуются ассоциации, которые приводят к неверному решению грамматических задач. Следовательно, над ассоциациями, о которых идет здесь речь, нужна специальная работа. В системе опытного обучения этим ассоциациям уделялось серьезное внимание, для формирования их проводились специальные упражнения. Но и при этих условиях не у всех учащихся одинаково успешно они формируются. Школьники различаются быстротой формирования таких ассоциаций, степенью обобщенности и переносом их с одного языкового материала на другой, сходный с ним в определенном отношении.
В литературе дискутируются два тесно связанных друг с другом вопроса: а) могут ли быть формально-грамматические вопросы средством распознавания (индикаторами) грамматических категорий и б) целесообразно ли использовать их при грамматическом изучении языка. Чтобы стать индикатором какой-нибудь грамматической категории, соответствующее вопросительное слово или словосочетание должно быть ассоциативно связано со словами данной категории и с ее наименованием. Так, вопросы кто? и что? могут быть использованы в качестве индикаторов имен существительных при условии, если они ассоциативно связаны со словами данной категории и с термином «существительное». Чтобы стать индикатором соответствующего падежа существительного, известные падежные вопросы должны быть ассоциативно связаны: а) с теми словами, которые, будучи управляющими по отношению к существительным, требуют их определенной формы, б) с данной формой, в) с наименованием падежа. В условиях обычного обучения формируются не все звенья рассматриваемых ассоциаций. Из-за отсутствия отдельных звеньев этих ассоциаций учащиеся часто не в состоянии использовать успешно прием постановки вопросов. Экспериментальное обучение показывает, что у младших школьников могут быть выработаны без особого труда и в рамках времени, отведенного программой, все те ассоциации, которые обеспечивают использование формально-грамматических вопросов в качестве индикаторов соответствующих грамматических категорий (конечно, с вариациями успешности в зависимости от индивидуальных различий учащихся). Что касается целесообразности использования формально-грамматических вопросов в процессе школьного изучения, то это должно решаться применительно к разным грамматическим категориям и разным целям их применения.
Изложенные выше материалы опытного обучения свидетельствуют, что формально-грамматические вопросы целесообразно применять для формирования у школьников таких понятий, как «предмет», «действие», «признак», и для дифференциации по этим понятиям слов соответствующих грамматических разрядов. Те вопросы, которые выступают в качестве индикаторов существительных, глаголов и прилагательных как слов, обозначающих предметы, действия и признаки, используются и при дальнейшем изучении этих частей речи. Они (вопросы) могут играть или положительную, или отрицательную роль в процессе овладения понятиями «существительное», «глагол», «прилагательное» в зависимости от того, как применение их сочетается с использованием грамматических признаков частей речи, о которых здесь говорится. В условиях обычного обучения эти вопросы подменяют собой грамматические признаки (формы изменения) существительных, глаголов, прилагательных при решении грамматических задач и тем самым оказывают отрицательное влияние на формирование правильных понятий о частях речи, на умения оперировать этими понятиями. Но, как показывает экспериментальное обучение, вопросы могут быть полезными при формировании у школьников полноценных понятий «существительное», «глагол», «прилагательное», «предлог». Формально< гут быть полезными для формирования синтаксических понятий, а также для дифференциации частей речи и членов предложения. Однако они не должны подменять собой использование грамматических признаков изучаемых явлений языка.
Постройте логические определения 5-6 языковых понятий в таком варианте, который был бы доступен младшим школьникам(примеры для выбора: «звонкий согласный звук»; «буква»; «орфограмма»; «корень слова»; «настоящее время глагола»; «родительный падеж имени существительного»; «глагол»; «сказуемое»; «вопросительное предложение»; «текст»).
Орфограмма – это та буква, та часть слова или текста, где возникает опасность ошибки, это написание, требующее проверки
Корень — это главный элемент слова, с его помощью из одного слова можно образовать другое, похожее, родственное
Глагол — обозначает действие предмета
Вопросительное предложение — это такое предложение, в котором есть вопрос и в конце ставится вопросительный знак
Текст — это совокупность предложений, у которых есть одна мысль.
Постройте таблицу падежных окончаний имен прилагательных для единственного и множественного числа; покажите различия мягкого и твердого вариантов склонения, а также вариантыокончаний. Объясните, как соотносятся прилагательные с именами существительными в процессе склонения: в чем согласуются,как пишутся или произносятся, как проверяется правописание окончаний. Все должно быть выполнено на уровне, доступном младшим школьникам.
СКЛОНЕНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В ЕДИНСТВЕННОМ И МНОЖЕСТВЕННОМ ЧИСЛЕ
ПАДЕЖИ ВОПРОСЫ ОКОНЧАНИЯ Мн.ч

М.р.
•ой, -ый, ий
Ср.р.
Какие?
Ие-ые
И. какой? какое?
ое -ее

Р. какого? -ого, -его Каких? Их-ых
д. какому? -ому, -ему Каким? Им-ым
В. какого?
какой? какое? -ого, -его -ый, -ий
-ое. -ее Какие? Ие-ые
т. каким? -ым, -им Какими? Ими-ыми
п. {о) каком? -ом, -ем Каких? Их-ых
Прилагательные в процессе склонения соотносятся с именами существительными. Эти части речи согласуются друг с другом в роде, числе, падеже. Правописание окончания можно проверить по вопросу.
Составьте порядок (схему) языкового анализа или грамматического разбора всех изучаемых в начальных классах частей речи. Объясните последовательность операций в ходе анализа.
При проведении морфологического разбора дети учатся характеризовать каждое слово предложения как часть речи, в зависимости от класса обучения определять все изученные признаки частей речи. НАПРИМЕР, в 4 классе имя существительное следует разбирать в такой последовательности:
определить часть речи;
поставить имя существительное в именительный падеж единственного числа (начальную форму);
собственное или нарицательное;
одушевлённое или неодушевлённое;
определить род имени существительного;
определить склонение;
определить падеж;
определить число;
определить, каким членом предложения является имя существительное. (Памятка в учебнике на стр. 154)

Имя прилагательное следует разбирать так:
определить часть речи;
поставить имя прилагательное в именительный падеж единственного числа (начальную форму);
найти в предложении имя существительное, с которым прилагательное связано то смыслу;
определить род;
определить падеж;
определить число;
определить, каким членом предложения является имя прилагательное. (Памятка в учебнике на стр. 155)

Глаголы следует разбирать так:
определить часть речи;
поставить глагол в неопределённую форму (начальную форму);
определить спряжение;
определить время;
определить число;
определить лицо (у глаголов прошедшего времени — род);
определить, каким членом предложения является глагол.

Прогнозируйте и диагностируйте возможные (вероятные)трудности, которые возникнут у учащихся при изучении крупных тем курса русского языка:
а)имени существительного
Одушевленность/неодушевленность имен существительных в русском языке определяется грамматически. Во мн.ч. у одушевленных существительных форма винительного падежа совпадает с формой родительного, а у неодушевленных — с формой именительного падежа (нет людей — вижу людей; вижу сады — цветут сады). Для существительных м.р. определение данной категории возможно и в ед.ч.
Склонение. Существуют три склонения существительных, однако данная категория этим не исчерпывается. Следует помнить о разносклоняемых существительных (10 слов ср. р. на -мя и слово путь), о несклоняемых (шоссе, мадам, Гейне и т. п.) и существительных, склоняющихся как прилагательные (рабочий, дежурный, чебуречная).
Число. Некоторые существительные употребляются или только во множественном числе (каникулы, сливки, Альпы), или только в единственном (белье, молоко, Нева).
б)имени прилагательного
Род. Род прилагательных определяется только в единственном числе. Следовательно, род прилагательных невозможно определить не только в примерах типа вкусные сливки, но и словосочетаниях типа высокие деревья, высокие ели, высокие облака.
в)глагола
Вид. В русском языке есть глаголы, вид которых зависит от контекста и определяется только по контексту: Положение постепенно стабилизируется (НСВ)-Положение скоро стабилизируется (СВ). К их числу относятся глаголы велеть, венчать, женитъ(ся), казнить, обещать, ранить и глаголы с суффиксами -ировать, -тировать.
Спряжение. К имеющимся в русской грамматике двум спряжениям трудно отнести глаголы есть, дать. Разноспрягаемыми, т. е. имеющими окончания обоих спряжений, являются глаголы бежать, брезжить, хотеть (ср.: бежит — бегут).
г) членов предложения
Синтаксическая функция сказуемого, несогласованные определения.
9.Составьте обобщенные сообщения (доклады) на темы:
а)«Использование языкового чутья младших школьников в методике изучения грамматики русского языка»;
б)«Выбор метода: от догматических методов до исследовательских — в зависимости от характера, свойств самого изучаемого языкового материала»;
в)«Принцип научности в действии: где граница, предел упрощения языкового материала в начальных классах?»;
г)«Обобщение всех (замеченных) случаев значения грамматических форм частей речи в процессе их формообразования».
Темы — на выбор студента.

«Использование языкового чутья младших школьников в методике изучения грамматики русского языка»
Опора на языковое чутье является одним из ведущих принципов обучения русскому языку. Недостаточная разработанность проблемы языкового чутья связана с отсутствием в науке единого понимания в терминологии и с недостаточной разработанностью вопросов, касающихся использования феномена в методических целях, и это влияет на качество обучения русскому языку.
Под языковым чутьем (языковой интуицией) понимается умение ребенка следовать законам языка в новой для него ситуации на основании обобщений и умений выполнять логические операции на неосознаваемом уровне (имеется в виду уровень осознавания самого выполнения операций и осознавание теоретического материала грамматики). Это умение вырабатывается в результате многократного восприятия и использования в соответствующих высказываниях сходных аналогичных языковых форм, конструкций.
По степени развитости можно выделить разные уровни сформированности языкового чутья:
— первый уровень (способность учащихся действовать по аналогии);
— второй уровень (способность к самостоятельному конструированию);
— третий уровень (способность к творчеству, оценке).
Языковое чутье может и должно быть развито в процессе целенаправленного обучения, причем детский возраст (а в том числе и младший дошкольный) является для этого сензитивным периодом. Главными предпосылками для развития языкового чутья служат некоторые общие умения (умения выполнять логические операции, способность к осознанию языкового материала), а также дополнительные умения (способность к переносу, творческие способности и др.). Большое место в формировании языкового чутья занимает мотивация учения, а также индивидуальные особенности учащихся.
Опора на языковое чутье может осуществляться при изучении материала всех программных тем по русскому языку, так как дети младшего школьного возраста практически владеют необходимыми умениями в области фонетики, лексики, грамматики.
Задачей учителя является учет степени развитости языкового чутья ребенка и перевод его на более высокий уровень с помощью специальной системы упражнений, учета индивидуальных особенностей ребенка, его задатков, общего уровня развития.
При использовании методической системы опоры на языковое чутье важно учитывать межпредметные связи, а также внутрипредметные связи, преподносить языковой материал в системе, при необходимости членя его на составные части.
Составьте доклад на тему «Углубленное изучение родного (русского) языка в современных начальных классах».
В период обучения грамоте ребенок начинает осваивать новые ситуации, отношения, виды деятельности, требующие от него выбора соответствующих этим новым обстоятельствам языковых средств.
По этой же причине задачи периода обучения грамоте не ограничиваются обучением детей чтению и письму, они ориентированы на успешную адаптацию каждого ребенка к новым условиям его жизнедеятельности, и на создание базы для дальнейшего продуктивного обучения родному языку.
Ядро программы углубленного обучения грамоте составляет начальное осознание детьми взаимосвязи между целевой, содержательной сторонами речи и формальными средствами ее выражения (грамматикой, знаками). Слово в этот период выступает как основная анализируемая единица речи на фоне предложения и текста. В ходе активного употребления языка ребенок сам открывает его правила, сам устанавливает объективно существующие взаимосвязи, осмысливая таким образом собственный дошкольный опыт пользования языковой системой.
При освоении детьми устной и письменной речи косвенный путь учения доминирует над прямыми путями. Основной способ усвоения — самостоятельная речевая деятельность ребенка в вариантных условиях и анализ соответствия речевых средств конкретной ситуации.
На дальнейших этапах обучения не столько увеличивается объем материала, сколько изменяется степень глубины, сложности и многоаспектности его анализа. Поэтому к содержанию программы по развитию речевой деятельности, обозначенному в период обучения грамоте, следует возвращаться и на последующих этапах в соответствии с возникшей речевой ситуацией. Техника чтения и письма формируется в основном в период обучения грамоте. Обучение чтению строится на принятом в русской методике аналитико-синтетическом звуко-буквенном методе.
Существенное расширение языкового материала является необходимым условием для организации активной мыслительной деятельности школьников, связанной с эмоциями, переживаниями, волевым напряжением, для освоения ими адекватных форм и средств общения, для ускоренного формирования навыков чтения и письма.
Подберите литературно-художественные тексты, которые целесообразно использовать при изучении грамматической темы (тему выбирает студент). Постарайтесь обосновать выбор текста сточки зрения культуры речи и текущих задач обучения.
Для каких целей изучение языковой теории в методике связывается с литературными текстами? Изложите позицию К.Д. Ушинского по этому вопросу.
Шёпот, робкое дыханье,Трели соловья,Серебро и колыханьеСонного ручья,Свет ночной, ночные тени,Тени без конца,Ряд волшебных измененийМилого лица.
Данное стихотворение Фета целесообразно использовать при изучении имени существительного, т.к оно состоит только из существительных.
Изучение языковой теории в методике связывается с литературными текстами с целью реализации воспитательных задач.
По мнению К.Д.Ушинского учащиеся должны понять роль языковых форм в передаче значений, смысла; поэтому изучение грамматики следует начинать от текста, от предложения. Сам К. Д.Ушинский все грамматические темы строит на обнаружении изучаемых явлений в тексте «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина и выявлении их функций. Речь учащихся, по К.Д.Ушинскому, должна развиваться на лучших образцах народного языка, ее правильность обеспечивается грамматикой. К.Д.Ушинский предложил систему изложений и сочинений, которые высоко ценил.
Объясните построение темы (параграфа) в трех разных учебниках русского языка для начальных классов. Для этой целиможно использовать любые учебники по вашему выбору, но при проверке вашего ответа эти учебники должны находиться при вас.
Тема: «Имя существительное» (3 класс)
В учебнике А.В.Поляковой имени существительному отводится большое количество уроков, оно изучается очень подробно и включает в себя следующие разделы: изменение по падежам, причем каждый падеж рассматривается подробно, так же изучается склонение.
В учебнике Т.Г.Рамзаевой изучаются такие грамматические категории имени существительного, как род, число, падеж, а также мягкий знак (ъ) на конце имён существительных после букв, обозначающих шипящие звуки.
В учебнике Л.М.Зелениной представлены следующие темы:
«Понятие об имени существительном», «Число и род имен существительных», «Существительные с твёрдой и мягкой основами», «Изменение имён существительных по вопросам», «Порядок разбора существительного как части речи»
Таким образов, в каждом учебнике реализуется свой принцип подачи материала по теме, но сами темы перекликаются.
Подберите дидактический материал к выбранной вами теме для следующих этапов ее изучения в начальных классах:
а)подготовительный этап к выбранной теме, до непосредственного ознакомления с нею
«Согласование имен существительных с прилагательными»
Поставьте вопросы от существительных к прилагательным, выделите окончания.
В зимнем лесу, по узенькой тропинке, в осиновой рощи, свежий ветер, перистыми облаками, на неподвижном небе, над снежными полями.
б)первичное закрепление после ознакомления с новым материалом
Поставь вопросы от существительного к прилагательному, допиши окончания. Определите род. Ветх… избушка, сладк… сон, ярк… цветы, душист… черёмуха, Бел… море, маленьк… гнёздышко, ночн… разбойник, ленив… течение.
в)обобщение; включение нового материала в общую систему уже изученного ранее
Вставьте слова, обозначающие признаки предмета, в текст. Перепишите текст и подпишите вопросы к словам, обозначающим признаки предметов, выделите окончания, определите род и число.
     На … тропинку из … кустов выскочил первый цыпленок. Следом за ним второй цыпленок. А потом и … цыплята. Вот показалась мама-курица. Она посмотрела по сторонам и повела своих … цыплят на прогулку.

Составьте фрагмент урока грамматики — этап ознакомления с новой темой (тема — по вашему выбору).
Тема урока: «Учимся писать приставки и предлоги»
Тип урока: открытие новых знаний
Цели:
познакомить учащихся с правилом написания приставок и предлогов;начать работу по отработке написания слов с этими приставками;
расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.способствовать овладению способностью определять и формулировать цель деятельности на уроке; формировать умение наблюдать, анализировать и обобщать, высказывать своё предположение (версию) на основе наблюдения за языковым материалом; формировать умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;учить преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
— Мне бы хотелось начать наше занятие со слов из произведения Аркадия Гайдара «Чук и Гек»:
«Что такое счастье – это каждый понимает по-своему.
Но все люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю…»
— Что же такое счастье? 
Нужно для счастья порою немного:Шоферу – прямая дорога,Летчику – ясное небо,Пекарю – горы душистого хлеба, Прохожему – больше улыбок,Учителю – меньше ошибок.
— А что для счастья нужно ученикам?
— Попробуем сегодня на уроке подарить кусочек счастья друг другу.
Я желаю, чтобы каждый из вас был сегодня успешен на уроке.
2.Актуализация знаний и выявление проблемы.
Дорога будет нелёгкой, мы должны покорить гору Знаний. Для этого у подножия нам понадобятся знания, которыми вы уже владеете. На нашем пути могут встретиться новые знания, будьте внимательны!
— Какова учебная задача сегодняшнего урока? (открыть новое знание).
Cначала  давайте проверим прочность уже полученных знаний.
-Что вы видите на доске?        
 Не беги с (под)носом у меня (под)носом. (Это предложение.) 
— Докажите.
— Какое задание вам предстоит выполнить? (списать, раскрыть скобки)
-Запишите это предложение в тетрадь, обозначьте графически  орфограммы. 
— Проверьте себя. (по эталону)  Кто допустил ошибки?
— Почему возникло затруднение, каких знаний не хватает?
4.Определение темы и постановка учебной задачи.
— Какова тема урока? (Правописание приставок и предлогов) 
— При помощи ключей «как» и «отличие» сформулируйте вопрос, на который мы будем сегодня на уроке искать ответ.
— Что должны мы узнать к концу нашего занятия?
?Как отличить приставку от предлога?
— Где мы можем узнать это? (в учебнике, в справочнике, в Интернете, у учителя) 
— А интереснее открыть новое знание каким образом?
— Да,  интереснее разобраться самим.
5. Построение проекта выхода из затруднения.
— Составим план выхода из затруднения?
1. Понаблюдать
2. Сравнить
3. Обобщить, сделать выводы
5. Открытие новых знаний.
— Чтобы успешно справиться с этим, я предлагаю карточки-опоры (приставка, предлог, часть слова, отдельное слово, пишется слитно, пишется раздельно, служит для образования новых слов, служит для связи слов в предложении). 
(карточки расположить на доске вразброс)
— Как вы думаете, какое задание я хочу вам предложить?
 (построение схем у доски) (работа в парах на карточках приставка соединение красным цветом, предлог — зеленым)
-Я предлагаю вам закодировать  эти понятия и заполнить таблицу.
Знаем узнали узнаем

?

— Теперь работаем в группах.  Я предлагаю вам провести исследование и понаблюдать за словами. 
— Прочитайте слова, какое задание вам предстоит выполнить?
— Не забудьте о правилах работы, для того, чтобы ваша группа успешно справилась с заданием.
          (до)ехал            (по)дороге          (до)деревни          (про)читал              
          (по)бежал                (про)завод      (на)собаку        (за)морозки
                  (на)кричал                       (под)машину
— Давайте проверим. (На доске выделить графически)
— Какой вывод мы можем сделать?
— Вернемся к таблице и продолжим ее заполнение.
— Что узнали нового?

Спроектируйте урок на выбранную тему; покажите на этом уроке методику:
а)игры, мотивации, возбуждения познавательного интереса;
б)исследовательской работы самих учащихся (или одного из них) при изучении новой темы;
в)самостоятельной работы при обобщении материала;
г)самоконтроля на этапе закрепления; самооценки.
На данном уроке по теме: «Учимся писать приставки и предлоги» присутствует мотивация (учитель начинает урок с утверждения, что такое счастье), исследовательская работа (работа в парах у доски).
Далее идет самостоятельная работа при обобщении материала.
 Первичное закрепление во внешней речи.
— Я просила понаблюдать и ответить, какое впечатление произвело на вас сегодняшнее утро?
— Вы в городе увидели такое утро, а за городом, в деревне, в лесу вы увидите то же самое?
– Я хочу предложить вашему вниманию картину зимнего утра. Что видите?
— Какие чувства вы испытываете? Почему? 
— Прочитайте.
На з…ре на роз…вой землю подм…розило,
Луж…цу студеную короч…кой задернуло.
Луж…цу х…рошую снегом запорошило,
З…кидало крупкой бел…нькой да хрупкой.
                                              Н. Саконская
— Можно ли это назвать текстом? (Да – нет)
— Давайте докажем!
— По каким признакам мы узнаем текст? 
— А стихотворение можно назвать текстом?
—  Так какой вывод мы сделаем?  (это текст)
— Озаглавьте его. Утренняя заря.
— Какое задание можно выполнить с этим текстом? Списать, вставить пропущенные буквы.
Фронтальная проверка. В какой части слова находится орфограмма?
— А какова тема нашего урока и цель урока?
— Найдите слова с предлогами и приставками, выпишите их в два столбика, графически обозначьте их. Будьте внимательны- есть ловушки!
— Сколько слов с предлогами? (1) Сколько с приставками?  (4)
— Выполните самопроверку. Да – союз
— Как отличили приставку и предлог?
— Давайте докажем, что приставка часть слова.
Выполните морфемный разбор слов с приставками. 
Подморозило, задернуло, запорошило, закидало.
— Какой вывод сделаете?
— Вернемся к проблемному вопросу! Вы нашли ответ на поставленный вопрос?
— Как же отличить приставку от предлога?
И самоконтроль на этапе самооценки.
— С помощью лестницы успеха оцените свою работу на уроке.
16.Спроектируйте цикл уроков в рамках раздела «Глагол»,IV класс, по теме «I и II спряжения глаголов».

Тема урока 1: Спряжение глаголов
Цель: научить отличать глаголы 1 и 2 спряжения
Задачи:
— расширить знания о глаголе и его роли в русском языке;
— формировать умение определять спряжение глагола с безударным личным окончанием;
— тренировать способность правильно определять спряжение глагола с безударными личными окончаниями;
— развивать устную и письменную речь; орфографическую зоркость.
Тип : урок изучения нового
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
— Что без меня предметы? –
Лишь названья,
А я приду –
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады,
И хлеб на полях растёт.
II. Сообщение темы и цели урока.
— О какой части речи мы будем говорить? (о глаголе)
— Правильно, сегодняшний наш урок посвящен глаголам. Что мы знаем о глаголе? (Ответы детей с места: часть речи, отвечает на вопрос что делать? что сделать?…)
— А сегодня мы узнаем, что глаголы бываю первого и второго спряжения, научимся и определять спряжение глаголов.
III. Актуализация знаний
— Посмотрите, пожалуйста, на доску. Прочитайте предложение, которое на ней написано.
С другом хорошо лежать на траве, смотреть на облака и говорить о пустяках.
— Нам нужно определить и проверить все известные орфограммы. (Работа у доски одного ученика – ставит ударение, называет орфограммы и проверочные слова, находит глаголы)
— Запишите предложение в тетради. Выпишите из него словарные слова, подберите к ним однокоренные слова, обозначьте в них корень.
(Хорошо – хороший, хорошенький; облако – облачный, облачко)
— Подберите к слову хорошо синонимы. (Хорошо – прекрасно, замечательно)
— Подберите к слову хорошо антонимы. (Хорошо – плохо, гадко).
— Определите части речи в предложении. (Самостоятельные: имена существительные, наречие, глаголы)
— Хорошо, а теперь докажите, что вы верно определили части речи.
Существительные – отвечают на вопрос кто? и что?
Глаголы – обозначают действие предмета и отвечают на вопросы что делать? что сделать?
Наречие – обозначает признак действия и отвечает на вопрос как?
— Молодцы! А теперь физкультминутка.
— Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем. (Выполнение движений вслед за учителем.)
IV. Открытие нового знания
— Вернёмся к нашему предложению.
— Каких частей речи больше в данном предложении? (глаголов и имён существительных).
— Выпишите глаголы из предложения (Ученик – у доски, остальные – в тетради).
Лежать, смотреть, говорить
— Обратите внимание на глаголы и определите, в какой они форме? (в неопределённой форме).
— Поставьте ударение, определите, какая часть слова под ударением? (суффиксы -а-, -е-, -и- перед суффиксами неопределённой формы)
— А теперь давайте ответим на вопрос: какую грамматическую категорию легко можем определить, если суффикс ударный? – Конечно, спряжение. Вот мы подошли к теме нашего урока.
Проспрягайте глагол «спасти». Скажите, пожалуйста, в настоящем или простом будущем времени будет спрягаться этот глагол и обоснуйте, почему? (в простом будущем, так как это глагол совершенного вида, у глаголов совершенного вида нет формы настоящего времени)
Давайте проспрягаем этот глагол. (Ученик у доски)
— Выделите окончания, проанализируйте, как изменяются окончания при спряжении этого глагола.
А теперь в парах проспрягайте рядом глагол «лететь». Выделите окончания Проанализируйте, как изменяются окончания. Сравните окончания этих глаголов. Что замечаете? (в первом лице ед. числа окончания глаголов одинаковые, а в других формах отличаются)
Выпишите ниже только окончания глаголов, кроме первого лица ед.ч.. в два столбика. (Ученик у доски)
Что вы заметили, когда спрягали данные глаголы? (у них получились разные окончания)
Да, действительно, окончания разные. Это связано с особенностями спряжения глаголов, глаголы, в зависимости от окончания при спряжении делятся на две группы – глаголы I спряжения и глаголы II спряжения.
V. Применение знаний
А теперь давайте посмотрим на доску, где записаны опорные слова: ударение, окончание, графически выделить, -е, -ат(-ят), -и, -ут(-ют), II, I, спряжение. С помощью этих слов мы должны составить алгоритм определения спряжения глаголов.
1. Поставить ударение.
2. Графически выделить окончание.
3. Если -е, -ут(-ют) – I спряжение.
4. Если -и, -ат(-ят) – II спряжение.
— Выполним упражнение 1 на странице 106 учебника.
— А теперь нужно выполнить задание. У нас на доске выписаны глаголы лежать, смотреть, говорить. Первый вариант записывает эти слова в форме 2-го лица единственного числа; второй вариант – в форме 2-го лица, множественного числа. После выполнения

упражнение Учебник содержит материал предназначенный для совершенствования на уроках русского языка каллиграфических навыков